Результатов поиска: 2: с сосновой горки

проигнорированы: с

Вернуться в: Альбом "Кавказ"

Re: Альбом "Кавказ"

Другие интересные сведения из справочника 1903 г., относящиеся к снимкам Прокудина-Горского.
Снимок 21574:
Изображение
Давно уже было выяснено, что это не склад, как подписано, а здание, где разливались минеральные воды.
Несколько лет мне хотелось выяснить, какое же первое слово в надписи на фасаде, спрятанное за листвой? Я думал, что там написано "Разливочное", а оказалось, что надпись гласила "Экспортное отделение боржомских минеральных вод". Так официально называлось это здание. Но неофициально его называли именно "разливочным отделением". Описание этого здания из справочника я скоро опубликую.

Снимок 21585 "Ольгинский мост. Боржом":
Изображение

По содержанию подпись соответствует снимку. До обнаружения 4-й прокудинской открытки Боржома в январе сего года я полагал, что настоящее авторское название для него - "Вид на Боржом с Сосновой горки", которое оказалось вакантным.
При этом до сегодняшнего дня ни в одном источнике не удавалось найти упоминаний об этой Сосновой горке в Боржоме и о её местонахождении. В Справочнике 1903 г. написано, что Сосновая горка находилась в парке дворца Николая Михайловича и с неё открывался великолепный вид на Ольгинский мост.
Больше ни одни снимок в альбоме к подписи "Вид на Боржом с Сосновой горки" не подходит!
Название "Ольгинский мост. Боржом" совершенно равным образом подходит к снимку 02194:
Изображение

У нас так и было записано в базе, однако открытка, сделанная со снимка 02194, спутала все карты, потому что на ней значилось нейтральное авторское название "Боржом. Общий вид".

Что теперь делать, непонятно...
Наверное придётся присоединить оригинальное авторское название "Вид на Боржом с Сосновой горки" к существующей альбомной подписи снимка 21585, раз она тоже верна по содержанию.

Может быть, у Прокудина-Горского был снимок непосредственно Ольгинского моста, не дошедший до нас?
Vyacheslav
21 мар 2013 16:32:59
 
Форум: Всё о коллекции Прокудина-Горского
Тема: Альбом "Кавказ"
Ответы: 159
Просмотры: 88527

Re: Альбом "Кавказ"

К вопросу об авторских названиях снимков в Кавказском альбоме Прокудина-Горского. ЧАСТЬ 6 (пост от 24 января 2011)


Продолжаем работу с Кавказским альбомом Прокудина-Горского. Осознание того, что подписи 1912 г. в этом альбоме в целом правильные (но перепутанные между собой), позволяет не только делать интересные открытия, но и отвергнуть некоторые сомнения.

Снимок, подписанный как "Цагверский источник":

Изображение

Когда решили проверить подпись к этому снимку, оказалось, что на старой открытке с тем же названием изображен совсем другой источник, как по архитектуре, так и по ландшафту. В дореволюционной литературе говорилось только об одном источнике в Цагвери, отсюда был сделан вывод - подпись не верна.
С учетом антисанитарного состояния объекта, резко контрастирующим с видом других источников в районе Боржома, а также отсутствия у публики посуды для приема вод, я пришел к заключению, что на снимке вообще не минеральный источник, а нечто вроде серной ванной, в которой можно попарить ноги. Такие серные ванные до сих пор существуют в парке Боржоми.
Однако теперь я крайне сомневаюсь, что подпись "Цанверский источник" могла относится к другому снимку. В послереволюционной литературе уже говорится о наличии в Цагвери нескольких источников.
Кроме того, вид тропы подозрительно похож на тот, что можно найти на современных снимках Цагверии в Панорамио.
Пока не найдено каких-либо конкретных данных об объекте на снимке, я придерживаюсь следующей версии: на фотографии изображен не "открыточный", а другой, заброшенный источник в Цагвери.
Один американский любитель Прокудина-Горского, комментирующий его снимки в процессе их реставрации, выдвинул такую оригинальную идею: цагверский источник имеет такой убогий вид (по сравнению с боржомскими), потому что он предназначался для "для менее обеспеченной публики". Думаю, одного взгляда на двух важных господ в шляпах достаточно, чтобы понять несостоятельной данной остроумной версии. Перед нами именно заброшенный источник, который, быть может, потерял свои особые свойства и продолжал использоваться только как питьевой родник.
"Открыточный", действующий, минеральный источник, возможно, находился несколько выше по тропе и принимающая воды публика просто останавливалась передохнуть по пути на заброшенном источнике. Думаю, раскрыть "тайну заброшенного источника" может раскрыть только Боржомский краеведческий музей, куда я собираюсь обратиться.

Пойдем далее.
Снимок: "Бассейн, питающий турбины электр. ст. По пути к водопаду. [Гагры]":

Изображение

На здании, представляющем собой вид с обратной стороны "сарая для хранения кукурузы в Колдахварах" , есть надпись "Запасный склад минеральных вод". Не составило большого труда определить, что это в действительности снято в Боржоме.

Ищем правильную подпись для данного снимка. Подпись "Склад вод. Боржом" уже досталась сараю для хранения кукурузы.
Остается один вариант: "Лесопильный завод на Черной речке". Завод виден сразу за складом и всё хорошо, но тогда что делать со снимком, который имел эту подпись:

Изображение


Оказывается, для этого снимка можно подобрать ещё более верную подпись - "Вид на Боржом по Черной речке с Воронцовского плато". Эта подпись была адресована (явно ошибочно) в альбоме следующему снимку:


Изображение


А как должен называться тогда этот снимок согласно авторской записи? Для человека, который никогда не был в Боржоми, определить задача довольно непростая, тем более, что многие названия мест столетней давности ушли в историю. Но попробую.
По-моему, это "Общий вид Боржоми с Торского плато". Теперь снова надо искать название снимку, у которого мы отобрали эту подпись:

Изображение

Может быть, это "Вид на Боржом с сосновой горки"? К сожалению, я не нашел в Интернете никакой информации о том, какое место в старом Боржоме называлось "Сосновой горкой", буду обращаться за советом к местным жителям.

Подпись "Вид на Боржом с сосновой горки" относилась к следующему снимку:

Изображение

По-видимому, подпись была неправильной, так здесь снимок явно сделан с Воронцовского плато.
Быть может даже, ему соответствовало авторское название "Лесные насаждения. Вид с Воронцовского плато", которое мы уже успели отдать снимку, ошибочно подписанному как Орто-Батум. Лесные насаждения, кажется, тут присутствуют, но их трудно разглядеть из-за повреждений негатива.

И это ещё далеко не всё по Боржоми и окрестностям. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
Vyacheslav
15 апр 2011 11:35:11
 
Форум: Всё о коллекции Прокудина-Горского
Тема: Альбом "Кавказ"
Ответы: 159
Просмотры: 88527

Вернуться в: Альбом "Кавказ"

cron