Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 23 июн 2017 03:20:39
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 79 ]  На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Фотограф-любитель
СообщениеДобавлено: 25 мар 2016 20:23:32 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3241
Наш читатель Дмитрий любезно набрал очередное обращение Прокудина-Горского к читателям.

"Фотограф-любитель" №9 1906 г.

Цитата:
В Берлине в настоящее время открыта «Всеобщая Фотографическая выставка». Помещается выставка в здании Прусского Ландтага и занимает все три этажа здания. Экспонаты распределены по группам в следующем порядке:
Группа I – Научная фотография.
>> II – Цветная фотография (включая и печатные работы).
>> III – Художественная фотография (портреты, ландшафты, жанр).
>> IV – Фотографии из путешествий, виды и моментальные снимки.
>> V – Приложение фотографии к архитектуре, технике и военному искусству.
>> VI – Репродукционная фотография.
>> VII – Фотографические аппараты, пластинки, бумаги, химические продукты и проч.
>> VIII – Фотографическая литература.
>> IX – Работы фотографических учебных заведений.
>> X – Разнообразные работы, не входящие в перечисленные группы.
Подобного характера выставка была в последний раз в Берлине в здании Рейхстага в 1896 году, т.е. ровно десять лет тому назад. Выставка эта, открытая «Обществом для развития фотографии», основанным в 1864 году по инициативе покойного проф. H.W. Vogel’я, имела в виду не только представить возможно полную картину успехов фотографической техники и художественного развития фотографии, но и показать, каким важным и необходимым средством является фотография во всех отраслях знания и техники.
Всех экспонатов на выставке 1564. Экспонируют следующие страны: Германия, Австро-Венгрия, Бельгия, Англия, Швейцария, Франция и Россия.
При огромном числе экспонатов и довольно растянутом их распределении в трёх этажах здания, самый поверхностный осмотр выставки требует не менее четырёх часов времени.
Выставка находится под покровительством Кронпринцессы Цецилии, принимающей участие в выставке своими экспонатами, в числе многих других высокопоставленных лиц. Для этих экспонатов отведено особое помещение.
Число экспонатов, составляющих каждую группу, следующее: на первую группу приходится – 188 эксп., на вторую – 26, на третью – 1064, на четвёртую – 115, на пятую – 58, на шестую – 34, на седьмую – 62, на восьмую – 6, на девятую – 8 и на десятую – 3.
Следующие фотографические общества принимают участие в выставке коллективными витринами:
1) Базель, Общество фотографов-любителей.
2) Берлин, Общество для любителей фотографии.
3) Берлин, Немецкое Общество друзей фотографии.
4) Берлин, Свободное Фотографическое Общество.
5) Берлин, Общество фотографов-любителей.
6) Брюссель, Бельгийское фотографическое общество.
7) Будапешт, Фото-Клуб Общества венгерских фотогр.-любителей
8) Будапешт, Общество венгерских любителей.
9) Грефельд, Фото-Клуб.
10) Дрезден, Общество для развития любительской фотографии.
11) Дюссельдорф, Общество друзей любительской фотографии.
12) Дуисбург, Общество любителей фотографии.
13) Фленсбург, Общество художественной и любительской фотографии.
14) Франкфурт на/М., Фотографический Клуб.
15) Грац, Клуб фотографов-любителей.
16) Гамбург, Общество развития любительской фотографии.
17) Гамбург, Свободное Общество фотографов-любителей.
18) Йена, Общество друзей фотографии.
19) Каттовиц, Фотографическое общество.
20) Лондон, Королевское Фотографическое Общество.
21) Москва, Художественное Фотографическое Общество.
22) Мюнхен, Клуб фотографов-любителей.
23) Париж, Фото-Клуб.
24) Прага, Клуб немецких фотографов-любителей.
25) Швейцарский Союз фотографов-любителей.
26) Штеглиц, Общество друзей фотографии.
27) Страсбург (в Эльз.), Фотографический Клуб.
28) Вена, Клуб фотографов-любителей.
29) Вена, Камера-Клуб.
30) Фена, Фото-Клуб.
Вот огромное количество различных Обществ, участвующих в выставке. К крайнему прискорбию, из русских Обществ только одна Москва доставила свои работы, между тем, после обстоятельного обзора выставки, я с полной уверенностью могу сказать, что нашлось бы кроме маленького Московского Общества несколько других в России, которые смело могли бы стать наряду с иностранцами, а во многих работах и выше их.
В настоящее время события в России могут служить оправданием небрежного отношения к выставке, а с другой стороны это, хотя и печальное, но обычное явление, и искать причину его, думаю, надо в нас самих. На выставке участвует много иностранных профессиональных фотографов и ни одного русского.
Подумаешь, в России нет ни одного фотографа, достойного принять участие на выставке.
Особых приглашений Комитет выставки, правда, не посылал, но уже несколько месяцев во всех журналах публикуется об устройстве выставки и незнанием отговариваться трудно перед иностранцами, которые удивляются такой неотзывчивости.
Другое дело перед своими собратьями.
(Год спустя). «Слышали, в Берлине то была всеобщая фотографическая выставка?»
«Нет, положительно ничего не слыхал, да и нигде не читал».
Спрашивается, читал ли он вообще что-нибудь?
Не знаю, как жюри выставки отнесётся к работам Московского художественного фотографического Общества, но, по моему мнению, должно отнестись хорошо. Заурядно скучного там почти нет ничего. Скучнейшие и антихудожественные аристотипные бумаги почти отсутствуют в работах Московского Общества, чего нельзя сказать про многие иностранные.
Трудно представить человеку, не испытавшему этого, как обидно бывать на подобных выставках и видеть, что мы всегда стоим на самом заднем плане и не всегда по справедливости. В художественном отделе выставки, который даёт наибольшее число экспонатов, добрая половина их без всякого ущерба могла бы быть по справедливости удалена.
Научный отдел, равным образом, блещет отсутствием русских имён, хотя не думаю, что для этого отдела ничего бы не нашлось в России.
Потсдамская обсерватория выставила десять различных фотографий, из которых есть несколько очень интересных по спектральным исследованиям. Насколько мне известно, наша Пулковская обсерватория довольно прилично обставлена в астро-фотографическом отношении и, вероятно, делаются же какие-либо работы, однако на выставке нет ничего.
Про ботанику и зоологию я ничего не говорю, тут у нас, кажется, ничего не сделано.
Всех отделов, где нас нет, перечислять не стоит, не стоит и объяснять, почему нет, а что могли бы быть во многих из них и не на самом последнем месте – это верно.
Выставки, подобные Берлинской, устраиваются очень не часто, да это и немыслимо, но они очень удобны в том отношении, что дают возможность участия всякой отрасли фотографии и фототехники, как бы специальна она ни была, и этим-то надо было пользоваться.
Должен отдать справедливость немцам, что они с полным вниманием отнеслись как к устройству выставки, так равно и к размещению работ иностранных собратьев. Огромные размеры помещения, в котором находится выставка, правда, заставляют ходить очень много, но, с другой стороны, отсутствие скученности разнохарактерных работ позволяет с бóльшим вниманием отнестись к каждой из них.
Почти каждый отдел даёт что-либо интересное и при дальнейшем описании я, хотя в кратких словах, упомяну о работах всех отделов. Самый большой отдел, как и следовало ожидать, занимает художественная фотография. Далеко не всё в этом художественном отделе – художественно, но есть работы, достойные внимания. Общий взгляд на художественный отдел показывает, что вкус за последнее десятилетие не на стороне глянцевых бумаг. Преобладают: пигментный процесс, солёные бумаги, платина и гуммиарабиковый процесс.
Последним очень многие достигают превосходной передачи впечатления и художественности особенно при больших размерах копий.
Действительно художественными работами я бы поставил на первом месте французские, затем английские и бельгийские.
Интересно то обстоятельство, что при такой огромной выставке в художественном отделе почти отсутствуют размытые грязные пятна, долженствующие изображать «настроение». Видимо на выставку или не принимались такие работы, или авторы отсутствуют по собственной инициативе, зная, что всё равно успеха иметь не будут – это не журналы, куда можно всё помещать.
Есть вещи несколько «voilées», но только при больших размерах и особенно при гуммиарабиковом способе, что свойственно и самому этому способу, в средних же размерах, а тем более в малых «размытость» всюду отсутствует и при работах, сделанных со вкусом и пониманием, мягкость изображения достигалась не нерезкостью негатива, а свойствами умело выбранного объектива и подбором бумаги для копирования.
Что касается бумаг для копирования, то выставка даёт полное представление об невероятном их числе, самых разнообразных качеств.
На меня это чрезвычайное разнообразие производит, странно сказать, довольно грустное впечатление, и вот почему.
Если бы это разнообразие основывалось на каких-либо коренных различиях в фабрикации того или иного сорта бумаги, то показывало бы, что научная техника этого производства развивается, и хотя сорта эти могут конкурировать, но конкуренция-то эта только в пользу дела.
Далеко не то в действительности. Количество бумаг растёт невероятно, а различие в их качестве не пропорционально этому росту. В сущности всё то же самое с маленькими вариантами. Три четверти сортов бумаг могут свободно не существовать, ибо это те же самые бумаги, что уже имеются на рынке. Конкуренция вредная, и провал многих неизбежен.
Новые свойства тел и применение этих свойств открываются не каждый день и вот, схватившись за открытое, люди начинают эксплуатацию его в таком размере, который их же потом и похоронит.
Подобное явление мы видим с проявляющими веществами, то же самое идёт и с бумагами, но с той только разницей, что фабрикация различных восстановителей серебра всегда пристраивается к какой-либо иной промышленности, а бумага дело специальное, узкое, и потому гибель его легче.
В следующем номере я займусь подробным описанием отделов Выставки.
С. Прокудин-Горский
Париж, 1906.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фотограф-любитель
СообщениеДобавлено: 27 мар 2016 20:07:03 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3241
Один из наших читателей любезно набрал колонку редактора из "Фотограф-любитель" №12, 1906 г.:

Цитата:
Есть на свете люди, которые терпеть не могут фотографии. Мне случалось встречать таких. Они отрицают всякую художественность в фотографических воспроизведениях. Они говорят, что фотография искажает перспективу и т.д.
Словом, с искусством фотография ничего общего, с точки зрения таких ненавистников фотографии, не имеет.
Конечно, фотографии ни тепло, ни холодно от таких мнений, и если бы даже всеми поголовно было признано, что фотография искажает перспективу и даёт антихудожественные воспроизведения, то все-таки её не только не следовало бы исключить из цикла человеческих познаний и труда, а приложить все силы для дальнейшего и детальнейшего её развития. Однако, как мы видим, за последнее время фотография даёт такие художественные эффекты, такие близкие к истине результаты, что если кто и будет укорять фотографию, то это — заведомая несправедливость.
Насколько следует поощрять развитие фотографии, какие услуги она оказала, оказывает и ещё более будет оказывать, показал научный отдел «Всеобщей Фотографической Выставки» в Берлине.
Отрицая даже совершенно художественную сторону фотографии из-за услуг, оказанных ею человечеству в области как чистой науки, так и прикладных знаний, всякое культурное государство должно, не жалея средств, поставить фотографию в курсе наук, наряду с имеющими уже всюду право академического существования — химией и физикой, и с моей точки зрения она не должна быть к чему-либо пристёгнута, а — быть вполне самостоятельным и обязательным предметом.
Не перечисляя всех деталей научного отдела Берлинской выставки, я укажу на некоторые научные и практические успехи, достигнутые исключительно благодаря фотографии.
F. Dimmer, директор и профессор университетской глазной клиники в Граце, выставил замечательные фотограммы внутренней полости человеческого глаза. Снимки эти особенно выдаются по равномерности освещения и выработанности мельчайших подробностей. Подобная же работа выставлена Dr. W. Thorner (Берлин). Весьма понятно, какое огромное значение имеют подобные фотограммы при заболеваниях глаз.
Dr. W. Scheffer, Wandolleck, Birkhauser, Hinterberger, Lindner, Schreiner, Dr. Dieck и др. выставили множество микрофотографических снимков. Снимки эти исполнены превосходно и касаются самых разнообразных отраслей естествознания и медицины.
По фотографированию Рентгеновскими лучами выделяются работы профессора Hildebrand в Марбурге. Он представил удивительно исполненные фотографии с артериальной системы человеческого тела. Инъекция была сделана через сердце ртутью.
По астрономии очень много работ дала Потсдамская обсерватория, и особенно интересны её работы по спектрам звезд.
Гамбургские астрономы выставили превосходные снимки солнечной короны и протуберанц, сфотографированных во время затмения солнца из Алжира в 1905 году 30 августа н.с.
Метеорологический отдел Потсдамской Обсерватории выставил фотографические снимки, исполненные автоматически с облаков. Работа эта делается таким образом, что две совершенно одинаковые камеры ставятся на расстоянии около 1½ километр. друг от друга. Экспозиция производится автоматически путём электрических проводов одновременно. Снимки такого рода дают возможность тотчас же определить высоту облаков, а также и быстроту их хода.
Это же отделение обсерватории представило снимки с фотографических записей, сделанных в Потсдаме во время землетрясения в Сан-Франциско в апреле 1906 г. и в Индии в 1905 г.
Королевское Фотографическое Общество в Лондоне выставило весьма интересные снимки с так наз. смерчей во время их движения от ветра.
Множество работ представлено по судебной медицине.
Перечисление всех снимков по этнографии, ботанике, зоологии, минералогии и т. п. не представит интереса как простое перечисление. Надо всё это внимательно осмотреть самому, и только тогда видна та услуга, которую оказывает человечеству фотография.
Я перечислял только те исключительные работы, которые выдавались особенно в научном отделе выставки и которые с очевидностью показывают, что, не будь этой самой фотографии, многое и до сего времени было бы темно и непонятно.
По моему мнению, человек довольно-таки обижен природой. И собака, и кошка, и лошадь отлично видят в темноте. Ничего подобного нет у нас.
И вот путём неустанной работы мысли огромного числа людей удалось нам пополнить недостаток зрения при помощи изобретения фотографии. В этом отношении мы далеко перещеголяли кошек всех пород. Мы можем видеть такие вещи, которые ни один самый совершенный глаз никогда и мечтать не смеет видеть.
На фотографию, мне думается, надо смотреть, помимо всяких других точек зрения, именно как на чудесное пополнение нашего слабого органа зрения, и уж отрекаться от неё ввиду собственной выгоды не следует.
Напротив, все старания приложим, чтобы двигать её как можно дальше и успешнее во всех направлениях по той причине, что никогда нельзя угадать где, т.е. в какой отрасли данного знания, будет выработан наилучший метод для того или иного исследования.

Этим номером оканчивается год издания журнала под моей редакцией.
Искреннее спасибо всем, принимавшим участие в издании как личным трудом, так равно и советом. Некоторые из поставленных задач исполнены, другие начали исполняться и, надо думать, со временем равным образом будут достигнуты, особенно если все лица, как бы то ни было заинтересованные в развитии фотографического искусства, приложат в том или ином виде свой труд и таким путём помогут мне поднять наше русское издание до уровня лучших иностранных журналов.
С. Прокудин-Горский.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фотограф-любитель
СообщениеДобавлено: 30 мар 2016 20:44:48 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3241
Наш читатель набрал очередную статью из "Фотографа-любителя", №1 за 1907 г.:

Цитата:
Первый день нового года знаменуется интереснейшим явлением природы.
В России будет видно полное солнечное затмение. В Ташкент направляются специальные экспедиции для наблюдения затмения.
Сравнительно малое число лиц, занимающихся фотографированием, направляет объективы аппаратов на небо. Обитатели земли, мы редко поднимаем глаза выше обычных построек, и даже горы представляют исключение, что же касается неба, то оно предоставлено в фотографическом отношении редким специалистам, совмещающим при знании астрономии и знание фотографии.
Я даже позволяю себе усомниться в том, чтобы «глубокий специалист» в астрономии мог быть таковым же и в фотографии. Оба эти предмета настолько требуют времени и труда для серьёзного их познания, что навряд ли это совместимо полностью в одном человеке. Мне думается, что если бы мы, фотографирующие, немного более занялись небом, то астрономия сильно бы от того выиграла.
Никто, я полагаю, не будет оспаривать, что фотография оказала огромные услуги астрономии. Помимо фактических научных данных это видно из того, что сами астрономы, отвлечённейшие из отвлечённых людей, схватились за фотографию, как за якорь спасения, ибо какие бы ни строились астрономические инструменты — глаз-то, наблюдающий в них, остаётся тот же, т.е. со всеми присущими ему недостатками, между тем фотографическая чувствительная пластинка во многих случаях видит много вернее и лучше глаза.
Интересно ли занятие астрофотографией?
С моей точки зрения очень, само по себе и, кроме того, оно даст без особого труда хотя бы те элементарные познания в астрономии, которых 99% так называемых образованных людей совершенно не имеют. С очень недавнего времени кое-где в учебных заведениях стали преподавать некоторые сведения из астрономии и то это — редкость.
Я далёк от мысли взывать ко всем, занимающимся фотографией, с предложением посвятить себя астрофотографии, ибо это и ненужная, и вредная крайность, но есть, в чём я совершенно твёрдо уверен, много лиц, которые с удовольствием бы занялись астрофотографией, хотя бы в пределах, доступных нам, обыкновенным смертным. Насколько я знаю, и обыкновенные смертные оказывали услуги астрономии, не обладая даже очень дорогими специальными приборами.
Можно возразить, что занятие астрофотографией сопряжено с большими затратами, но это относительно.
У другого истинного любителя фотографии, как посмотришь на инвентарь, так диву даёшься, какую массу денег он на него затратил, а работа вся идёт в одном направлении: пейзажи, портреты-портреты, пейзажи, и так до бесконечности.
Право, не так много надо затратить для первоначального обзаведения, особенно при имеющихся уже приборах для фотографирования.
Теперь последний вопрос: откуда почерпнуть сведения при желании работать?
Это весьма важное затруднение. Несколько лет тому назад, когда в ноябре месяце ожидалось массовое падение звёзд, для того, чтобы дать понятие, как об ожидаемом интересном явлении, так и для ознакомления с специальными приёмами фотографирования, проф. С. П. Глазенап прочёл краткую лекцию на бывших тогда ещё моих «Курсах Практической Фотографии». Довольно большое число посетителей показало, что фотографирующая публика относится с живым интересом и к астрофотографической работе, а такая работа в некоторых случаях может сыграть очень важную роль, ибо при иных явлениях для возможной точности научных выводов необходимо иметь наибольшее количество фотографических снимков явления из различных местностей.
Всё ранее сказанное и в особенности последнее обстоятельство дают мне право думать, что я не сделаю ошибки, поместив в течение текущего года специальную статью по астрономической фотографии с большим количеством рисунков, изображающих как приборы, так равно и полученные результаты.
Помещаемая статья представляет особый интерес ещё и в том отношении, что, хотя в основе статьи лежит сочинение известного французского астронома-популяризатора F. Quenisset „Manuel pratique de Photographie astronomique", и в рукописи, мною полученной, значится «Перевёл и дополнил А. Баранов», но я по справедливости не могу не сказать, что А. И. Баранов может быть назван скорее автором-переводчиком, ибо, будучи сам любителем астрономии и знающим фотографом, он так много вложил в рукопись данных, ценных для всякого начинающего заниматься астрономической фотографией, что переводом в полном смысле слова эта рукопись названа быть не может. В конце статьи А. И. Баранов приводит несколько таблиц, из которых одна даёт указания, как о тех объективах, которые пригодны для астрономических работ, так равно и о их стоимости.
Очень важно ещё то обстоятельство, что автор-переводчик живёт в России, и, я уверен, не откажет дать указание в том или ином затруднении лицам, заинтересовавшимся статьёй, а это обстоятельство не маловажное, принимая во внимание крайне малое число специалистов-практиков в этой области знания.
Рукопись начинается с исторического обзора развития астрономической фотографии, который для нас, фотографов, составляет известного рода гордость, а потому я решил дать этот обзор полностью, тем более что такого полного обзора в русской литературе по настоящее время не существует; кроме того, он интересен вообще.
Я увлёкся астрономической фотографией и ещё ни слова не сказал о прошедшем голе, который, хотя и не выделился ничем особенно замечательным, но и не прошёл бесследно для фотографического искусства.
На первом плане следует, конечно, поставить «Всеобщую Фотографическую Выставку» в Берлине и «Конгресс прикладной химии» в Риме. Как то, так и другое повторяется не каждый год и оба выпали на долю прошедшего года. Затем состоялся «Международный Конгресс документальной фотографии в Марсели, результаты которого пока ещё не опубликованы.
В промышленном мире появилось множество новых мелких приборов и препаратов. Фотографические бумаги в прошедшем году стали появляться с какой-то лихорадочной поспешностью и самых разнообразных наименований. Из них особого внимания заслуживают матовые, альбуминные бумаги фирмы «Трапп и Мюнх», и заслуживают по справедливости, ибо резко выделяются по результатам от множества других бумаг.
Очень большие успехи в прошедшем году сделал гумиарабиковый процесс и, так сказать, получил право гражданства.
У нас в России тоже есть новинка. В Петербурге П. Жуковым открыты «Общедоступные практические уроки фотографии». Г. Жуков, владелец фотографии (бывшей Шапиро) совершенно правильно дал название «практические уроки», ибо теоретическая сторона играет роль при преподавании лишь в той степени, в которой она необходима для достижения практических результатов.
Г. Жуков, как профессиональный фотограф, конечно, главное внимание обратил на портретную фотографию и, правду сказать, насколько я мог заметить, присутствуя на одном из уроков, относится вполне добросовестно к делу обучения и увлекается сам работой, а это уже до некоторой степени составляет залог успеха.
Без увлечения успеха не бывает — это истина неоспоримая, а кто увлекается, тот может и ошибаться.
Я был на одном только уроке, ибо нет времени, и я мало знаю г. Жукова, но думаю, что если бы г. Жуков и ошибался в чём-нибудь в деле преподавания, то это обстоятельство никоим образом не может быть поставлено ему в вину и дело заметивших что либо — откровенно высказать своё мнение г. Жукову, не делая саркастических улыбок за углом — и без того трудно, а с улыбками работать ещё труднее.
Если г. Жуков своим практическим преподаванием портретной фотографии гг. любителям достигнет если не идеальных, то порядочных результатов — и то надо ему сказать спасибо. Сколько человеческих лиц будет носить образ человеческий, а быть может и действительное сходство!
Не вредно бы некоторым гг. провинциальным фотографам позаняться с г. Жуковым. Многие из них работают хуже самого заурядного любителя.
Больше, как кажется, у нас ничего достопримечательного не случилось.
Да, забыл ещё сказать, что в Риге народился новый журнал «Фотографическое Искусство», да я перенял журнал от А. М. Лаврова, хотя оба эти обстоятельства не могут быть отнесены к числу замечательных.

Кстати, меня порядком «разнёс» один подписчик за повышение платы, но только один.
Мне совершенно не обидно, что подписчик сердится на меня за повышение платы. Вылилась досада и делу конец, но обидно то, что г. подписчик в письме своём говорить следующее: «я, например, считаю не только семирублёвую, но даже и пятирублёвую плату для Вашего издания довольно-таки высокой».
Очевидно г. подписчик очень мало осведомлён о стоимости работы, при условии, что журнал не пользуется даровыми трудами, а платит за каждую напечатанную строку — это раз, кроме того, ни типографские работы, ни бумага, ни клише, как известно, даром с неба не валятся. Сердиться можно, но справедливым быть должно, а это и упустил из виду г. подписчик.
Хуже издавать журнал я не могу и не буду, думаю, это и не задача, а если повышена плата, то это вызвано необходимостью, и Редакция очень хорошо понимала и учла при этом факт возможного понижения подписки.
С другой стороны я получаю от лиц, хорошо знакомых с фотографией и понимающих издательское дело, такие отзывы, как письменно, так и словесно, которые дают мне силы продолжать предпринятое дело, требующее неустанного ежедневного труда, и надеюсь, что полученное письмо с вышеприведёнными строчками сам автор, поразмыслив хорошенько, должен признать несправедливым.
Удивительно странно, что многие из французских и немецких журналов с гораздо меньшим количеством материла, чем помещаемый мною, идут очень хорошо при высоких ценах и никому и в голову не пришло возразить против высоких цен, а между тем ни ту, ни другую нацию нельзя обвинить в расточительности.
Цена в 15 марок для хорошего технического журнала — вещь самая обыкновенная.
Суть кроется в том, что иностранцы очень хорошо поняли значение литературы, как важного руководителя при практических работах с одной стороны, с другой понимают, что значить труд и ценят его. Ни на книгу, ни на журнал денег не жалеют. Мало-мальски порядочный столяр в Германии непременно получает журнал по своей специальности, часто довольно дорогой журнал, и не только получает, но и читает его, извлекая всё для себя полезное. У мастеров фотографических камер Германии я собственными глазами видел на столе по несколько дорогих фотографических журналов.
Книгу любят и ценят.
У нас смотрят на это дело несколько иначе.
Беря данный частный случай, я не могу поверить, что человек, занимающийся фотографией, чувствует непосильную тяжесть в уплате семи рублей в год, да ещё имея возможность платить эти деньги в три срока. Если фотографирующий посмотрит, какое количество материала он портит только от небрежности и малого знакомства с литературой, то количество выброшенных денег во много раз превзойдёт стоимость нескольких самых дорогих журналов. Чувствовать особенную тяжесть в плате семи рублей в год возможно только в том случае, если журнал получающему совершенно не нужен, он его не читает, а только получает. Бросать деньги на ненужные вещи, конечно, не следует, и платить их в таком случае действительно обидно.
С. Прокудин-Горский.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фотограф-любитель
СообщениеДобавлено: 30 мар 2016 20:46:32 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3241
Тот же читатель набрал сегодня и колонку редактора из № 6 за 1907 год:

Цитата:
Первого мая 1907 г. известная фирма «И. Стеффен» праздновала в Петербурге 25-летие своего существования.
Празднование это совпало с переводом магазина фотографических и фотомеханических принадлежностей фирмы «И. Стеффен» в новое, обширное и отлично обставленное помещение на Казанской ул., № 5.
Фирма основана в 1882 году Иахимом Ивановичем Стеффен, который и по настоящее время состоит её владельцем.
Начатое в маленьком виде дело, благодаря неустанной заботе и добросовестному отношению основателя, как к клиентам, так равно и к служащим, привело дело в то блестящее состояние, в котором оно находится в данное время.
Характерной чертой празднования юбилея, отличавшей его от множества юбилеев, — была та сердечность, с которой обращались с поздравлением к И. И. Стеффену как его служащие до самых младших членов рабочей семьи включительно, так равно и прибывшие на юбилей посторонние лица.
Множество телеграмм и писем от русских и заграничных фирм свидетельствовало об уважении, которым пользуется наша русская фирма здесь и за границей.
И. И. Стеффен, занимаясь коммерческим делом, с интересом относился к фотографическому искусству и всегда охотно шёл навстречу фотографическим Обществам, с неизменной готовностью доставляя для ознакомления членов Обществ все выдающиеся новости в области фотографии, что было отмечено Председателем отдела Императорского Русского Технического Общества и Председателем С.-Петербургского Фотографического Общества, присутствовавшими на юбилейном празднестве в числе многих других гостей.
В 1902 году И. И. Стеффен учредил сберегательную кассу для своих служащих, дабы до некоторой степени обеспечить их, и для почина внёс в кассу капитал в 300 рублей. Учреждение кассы встретило сочувствие среди служащих, и до юбилея касса владела уже капиталом в 5000 рублей, а с пожертвованными И. И. Стеффеном по случаю юбилея в пользу кассы 1000 рублей она владеет в данный момент 6000 рублей и, надо думать, с процветанием дела возрастёт настолько, что будет в состоянии обеспечивать не только временную неспособность к труду, но и выдавать постоянные пенсии служащим, совершенно потерявшим работоспособность.
Всё описанное я мог бы поместить в отделе журнала, где всегда помещаются описания юбилеев, наград и т. п., но, думается мне, я не худо сделал, поставив это на самом видном месте журнала — я именно хочу обратить внимание на этот юбилей.
Описание юбилея сделано мною по рассказам многих лиц, бывших на нём, ибо болезнь помешала мне присутствовать самому, и, быть может, потому описание носит характера изложения сухих фактов, но они настолько симпатичны сами по себе, что, пожалуй, не нуждаются в прикрасах.
Действительно, просуществовать 25 лет и неизменно во всех фазисах дела работать с тем же усердием и добросовестностью, как это есть в настоящем случае — явление, заслуживающее внимания и уважения.
Я давно знаю г. Стеффена и его дело и с полной уверенностью могу это подтвердить.
Были такие случаи, известные в настоящее время немногим лицам, при наличности которых не один человек с твёрдым характером и силой воли опустил бы руки и бросил дело. Я говорю о некрасивых проделках некоторых лиц, втиравшихся тем или иным путём в доверие, но И. И. Стеффен с непоколебимым добродушием и энергией всякий раз снова принимался за работу и снова поднимал дело.
Недостаточно только просуществовать фирме, но весьма важно, как она просуществовала и какую действительную пользу принесла не только себе, путём наживы, а и обществу — рациональной постановкой дела.
Я уже упоминал как-то, что в России особенно трудно работать фирмам, торгующим фотографическими принадлежностями, ибо специализация отсутствует, и потому магазин должен всё иметь и обо всём знать. Впоследствии, с развитием культуры в массах, специализация будет необходима, но пока что наш фотографический магазин, как наш гимназист — должен быть «кладезем знания», что требует огромной затраты труда и энергии.
Сношения должны поддерживаться со всеми иностранными специальными фирмами фотографического рынка, иначе можно прослыть отсталым и потерять клиентуру.
И раньше, и теперь фотографические магазины в России рождались и родятся, как грибы, но очень многие из них так же быстро и кончают своё существование, как грибы. Весьма мало таких фирм, которые, просуществовав четверть века, высоко держат знамя коммерческой этики и не прибегают к излюбленному «не обманешь — не продашь», однако у нас в России таких фирм в фотографической отрасли несколько, и это очень отрадно.
Деньги далеко не всегда могут обеспечить успех, а любовное отношение к своему делу с одной стороны и добросовестное к покупателю с другой — вот это верные залоги успеха, что в данном случае наглядно показала фирма «И. Стеффен».
Желаю полного, дальнейшего процветания фирме и думаю, что ко мне присоединятся все, уважающие и ценящие труд и любовь к своей работе.
С. Прокудин-Горский.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фотограф-любитель
СообщениеДобавлено: 30 мар 2016 20:48:56 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3241
Наконец, третья статья из Ф.-Л. за сегодня.
№ 4 за 1907 год:

Цитата:
В прошлом номере журнала был помещён отчёт о конкурсе, объявленном редакцией в июле прошлого года.
Из отчёта видно, что на конкурс было доставлено всего 94 работы.
Правда, срок, данный для исполнения работ, был не велик, и время для объявления конкурса было выбрано, быть может, не очень удачное, ибо дело шло к осени, но всё-таки работ доставлено, против ожидания, немного.
Надо принять во внимание ещё и то, что редакцией было устранено одно из обстоятельств, тормозящих участие во множестве выставок, а именно был заблаговременно объявлен состав жюри. Это должно было бы, мне кажется, делать каждое учреждение, устраивающее выставку. Не зная, с кем я буду иметь дело, очень неинтересно давать свои работы, и часто бывает, что компетенция судей по данной специальности настолько мала, что они не могут оправдать своё почётное звание.
Можно на это и возражать. Если заранее объявлять состав жюри, то из боязни подвергнуться очень строгой критике множество лиц откажется от участия в выставке.
Соглашаюсь, и даже склонен думать, что сравнительно малое количество присланных мне работ находится отчасти в связи с этим обстоятельством, хотя нахожу, что такой мотив не достаточно серьёзен, ибо в наших фотографических конкурсах принимают участие, главнейшим образом, так наз.: любители фотографии, т. е. лица, не заинтересованные извлечением каких-либо коммерческих выгод из своих работ, а таким лицам бояться подрыва этих выгод от не получения награды не приходится. Интересы любителей фотографии далеко расходятся в данном случае с интересами профессиональных фотографов. Конкурент получил награду, а я нет — весьма важно для профессионального фотографа, ибо до известной степени вредно моет отозваться на предприятии, и потому, увидя заранее список строгих судей, он предпочтёт совершенно отказаться от участия в конкурсе, не будучи уверен в своих силах.
Любителю же фотографии, мне думается, как раз обратно — приятно слышать отзыв от строгих судей, которые при том вполне беспристрастны и дают заключение о работе, не имея понятия, кому она принадлежит.
Получив одобрение, он знает, что стоит на правильном пути, и уверенность эта основана на прочной почве суждения строгих судей.
Любитель фотографии всегда сомневается, профессиональный фотограф, за малыми исключениями (известные крупные силы), самоуверен и в советах не нуждается.
Любитель фотографии действительно не знает, вполне ли он правильно работает, и мнение компетентного жюри для него должно быть очень важно, профессиональный фотограф в огромном большинстве случаев отлично знает свои недостатки и скорее старается стушевать их, чем выставлять их для обсуждения.
Всё сказанное я не отношу только к России, но говорю вообще, и к загранице это приложимо не в меньшей степени.
Возвращаясь к доставленным в редакцию экспонатам для конкурса, я усматриваю другую причину сравнительно малого их количества.
Дело в том, что в условиях конкурса была, между прочим, обязательная доставка негативов вместе с копиями. Тотчас по выходе в свет номера журнала с объявлением о конкурсе я начал получать письма, выражающие неудовольствие на то, что я потребовал доставления негативов. Писем таких было довольно много. Почти все письма проводили ту мысль, что негатив — вещь весьма ценная для работающего, и рисковать посылкой негативов по почте очень опасно и т.д. Позволяю себе отнестись к этому обстоятельству несколько с другой точки зрения.
Действительно, посылка негативов на конкурс — вещь опасная, и не только по почте, но всеми другими, даже наивернейшими способами, по той причине, что негатив без какой-либо ретуши (что требовалось условиями конкурса) является настоящим документом для суждения об умении работать, чего далеко нельзя сказать о копиях.
Всякому сколько-нибудь опытному фотографу отлично известно, что с очень плохого негатива при существующих разнообразных бумагах, умелой ретуши негатива и пр., можно получить весьма и весьма хорошую копию, а если негатив с небольшими недостатками, то копия может быть отличная и, смотришь, за эту копию и будет присуждена награда. Другое дело, если жюри имеет в руках негатив, с которого эта копия сделана, тогда никакой награды выдано наверное не будет.
Вот где лежит опасность посылки негатива.
Уж если негатив так драгоценен, то с него возможно сделать контактом диапозитив и повторить для себя негатив, но думаю, что такая ценность негатива бывает в исключительных случаях.
Мне думалось при устройстве конкурса, что судить об умении работать надо со всех сторон, иначе суждение это будет односторонним. Нельзя, например, давать премию за прекрасный хвост у выставленной лошади, когда ноги никуда не годятся.
Вот причина, почему я ставил условием участия в конкурсе доставку негативов.
Негативы пришли по почте в полной сохранности, за исключением негативов одного лица, упаковавшего их просто между картоном, хотя многие шли из очень отдалённых мест. Таким образом, впредь это обстоятельство, т.е. опасность пересылки, можно вполне игнорировать, как показал опыт.
Из осмотра всех работ жюри получился один очень интересный и совершенно неожиданный вывод. Оказалось, что в огромном большинстве случаев негативы гораздо лучше своих копий, и при выдаче, напр., похвальных отзывов в некоторых случаях это принималось во внимание. Были случаи, что в негативе есть множество тех подробностей, которые совершенно отсутствуют в копии с него. Неумелый выбор бумаги для данного негатива — вещь самая обычная и часто встречалась в экспонатах. Многие негативы были настолько хороши, что могли бы сделать честь очень опытному и далеко не заурядному фотографу.
Итак, опасности в присылке негативов ни с каких точек зрения не имеется, и я буду надеяться, что на следующий конкурс, открываемый с будущего месяца, откликнется гораздо большее число лиц, тем более что срок для работы будет назначен довольно большой, да и программа шире.
Искренно благодарю всех, приславших свои работы для бывшего первого конкурса, а равным образом Гг. членов жюри, потративших труд и время на осмотр этих работ.
С. Прокудин-Горский.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фотограф-любитель
СообщениеДобавлено: 01 апр 2016 13:27:51 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3241
Наш читатель Борис набрал очередную колонку редактора из Ф.-Л. (№4 1906):

Цитата:
Недавно Davanne с горечью указывал в своей речи, произнесенной по случаю 50-летнего юбилея Французского Фотогроафического Общества, что Франция не имеет Высшего училища, подобного Венскому Графическому Институту и что французы принуждены отправляться за-границу, именно в Вену или Берлин, за высшим графическим и фотографическим образованием и за-границей же покупать оптические приборы, автотипные сетки, типографские машины и т. п.
Я вполне понимаю грусть французского ученого. Франция, колыбель фотографии, страна, считающая себя высоко культурной, и вдруг не имеет высшей фотографической школы? Французу приходится ехать учиться у немцев фотографии, покупать немецкие приборы и т.д. С приборами еще можно было-бы примириться, но учиться следовало бы немцам у французов, а не наоборот. Действительно, есть от чего загрустить.
Для нас это не так обидно и мы со спокойной совестью ездим к немцам за наукой, и правду сказать, у них есть чему и поучиться.
В детальности разработки того или другого научного вопроса, кажется, ни одна нация не может поспорить с немцами, а за последнее время мы видим среди них довольно большое число выдающихся по талантливости ученых в области, как практической, так и научной фотографии и фототехники.
Есть однако и печальная сторона в этой необходимости ехать учиться в Германию для нас русских, состоящая в том, что далеко не каждый может ехать туда, ибо это сопряжено с большой затратой денег, времени и для очень многих затрудняется незнанием немецкого языка, хотя последнее и преодолимо при желании выучиться.
С другой стороны мечтания о высшей школе фотографии и графических искусств были бы довольно наивны при отсутствии каких либо школ в этой области. Я не достаточно хорошо знаю все средние и низшие школы Франции по фотографии и фототехнике, но думаю, что их достаточно, если Davanne грустит об отсутствии высших, но я очень хорошо знаю, что у нас в России нет никаких, в данное время по крайней мере.
Восемь лет тому назад мною были открыты в Петербурге первые в России курсы по фотографии и фототехнике, но, просуществовав два года, были закрыты мною же за невозможностью обставить дело так, как следует для получения работающими солидных практических познаний, что требует очень больших затрат на приборы и машины. Лица, окончившие общий курс фотографии, естественно желают специализироваться в том или другом направлении в зависимости от рода их занятий, а такая специализация зиждется главным образом на практических работах, для которых нужны в большинстве случаев специальные и ценные приборы.
Всякий, занимающийся обычной фотографией, хорошо знает, во что обходятся эти занятия, что же говорить об учебном деле, где должны быть разнообразные отрасли по этому искусству. Мне кажется, что устройство такой школы никогда не будет под силу одному лицу, даже с хорошими средствами. Доказательством могут служить, как школа в Германии, так и школа в Австрии в Вене, которые обе сильно субсидируются правительством, а последняя кажется целиком на нем и лежит.
Обстановка даже обычной фотографической школы без фототехники обойдется в несколько десятков тысяч, если желательно дать хорошее теоретическое и практическое образование, а про фототехнику и говорить нечего.
Была еще попытка устройства фотографической школы в Риге, но чем она окончилась – не знаю, хотя думаю, что тоже неудачей.
Помимо денежной стороны у нас есть и еще очень существенное затруднение, состоящее в том, что наши учащиеся с приобретением познаний неразрывно связывают те или иные преимущества, или в смысле служебном, совершенно не касающемся этих познаний, или в смысле уменьшения срока отбывания воинской повинности.
Я говорю это не голословно, а по собственному опыту. Когда курсы были открыты, кроме публики, поступившей на них из личного интереса к этому делу, или ради времяпрепровождения, стали являться, хотя и в небольшом сравнительно числе, лица, готовые посвятить себя изучению фотографии и фототехники для применения потом этих искусств в практической жизни. Но всегда тормозом являлось отсутствие получения прерогатив по окончанию курса, а таковых курсы, кроме прерогативы знания, не давали.
Кроме моих курсов и курсов в Риге, были еще ранее устроены курсы при Императорском Техническом Обществе в Петербурге, но равным образом попытка осталась попыткой и дальнейшего успеха не имела.
Теперь является вопрос, нужна ли вообще в России школа по фотографии и фототехнике и будет ли какой нибудь спрос на лиц ее оканчивающих.
На это можно сказать, что уже в настоящее время имеется довольно много отраслей техники и промышленности, в которых есть постоянные фотографы. С другой стороны есть много научных работ, безусловно требующих введения фотографии и надо удивляться, как до сих пор на это не обращено никакого внимания. Графическое дело в России находится в самом зародышном состоянии, но с повышением грамотности и тут необходимы знающие мастера, которые, если и есть сейчас у нас, то за редким исключением – иностранцы и преимущественно немцы. Рисунок стал необходимым спутником почти каждой книги, издаваемой в Европе, у нас в этом отношении тоже замечается за несколько последних лет большой прогресс, но цена еще очень высока и большим фактором в этом является отсутствие школы.
Все те отрасли знания, в которых в данное время у нас применяется фотография имеют фотографов, но это почти все самоучки и часто весьма плохого качества. Помимо только одного запечатлевания в большинстве случаев фотографируют для дальнейшего воспроизведения путем печати, и тут особенно ярко выступает невежество фотографирующих. Через мои, напр., руки прошли тысячи фотографий, но процент таких, которые не потребовали бы того или иного ухищрения при изготовлении клише для печати, крайне незначителен.
Можно обходиться и без многого и более необходимого, а без знания фотографии и фототехники и подавно, но этом ли задача?
Мне кажется, что если это искусство не поставлено у нас на прочную научно-практическую почву, то это следует сделать возможно скоро. Быть может было бы возможно ввести эту отрасль при специальных учебных заведениях, но не как какое то ненужное и никому не обязательное развлечение, а как обязательный предмет. Что касается фототехники, то тут потребно уже устройство специального учреждения. Доживем вероятно и до этого, а пока хоть что нибудь сделать.
Кто же будет учить? Кое кто у нас найдется из своих даже, не бывших в немецкой школе, а в очень скором времени поедут учиться и кончать школы, хотя бы и в Германии, раз будет известно, что познания встречают приложение. Я думаю, что введение фотографии в наших средних и высших технических школах как обязательного предмета – путь наиболее рациональный, вызывающий наименьшее количество расходов.
Кое где изучение фотографии и сейчас в тихомолку гнездится, но дело поставлено так, что досадно смотреть.
Года три тому назад мне довелось осматривать одну женскую фотографическую школу в Берлине и одна из учениц любезно предложила снять с меня несколько фотографий в различных освещениях. Потом эти портреты были высланы в Россию. Сделаны они пигментным способом. Весьма понятное чувство не позволяет мне дать эти портреты на страницах журнала, да и в воспроизведении это будет уже не то, но когда мне приходилось их показывать людям, хорошо знающим фотографическое дело, то они были в восторге, а мне было совестно, что ученица из Германии делает с легкостью то, о чем не могут мечтать многие наши специалисты.
Ученица была талантливая – это верно, но талант талантом, а школа школой и без школы никакой талант не заблестит всей своей яркостью.
Литература фотографии и фототехники так солидна и обширна, в ней участвуют такие выдающиеся силы старого и нового света, что обе эти отрасли заслуживают большего внимания, чем то, которое мы им уделяем.
Заканчивая эту заметку могу пожелать, чтобы все высказанное не осталось «гласом вопиющего в пустыне».
С. Прокудин-Горский
Фотограф-Любитель №4 1906
Набрал Третьяков Б.А.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фотограф-любитель
СообщениеДобавлено: 24 апр 2016 04:15:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 24 апр 2016 04:13:28
Сообщения: 1
Здравствуйте, интересует жизнь после отъезда из России Прокудина Горского.
восстановление зрения15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l
15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l
15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l
15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l
15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l15l
15l


Последний раз редактировалось trnpally 15 июл 2016 23:50:46, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фотограф-любитель
СообщениеДобавлено: 25 апр 2016 11:23:35 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 15 апр 2011 17:07:19
Сообщения: 310
trnpally писал(а):
Здравствуйте, интересует жизнь после отъезда из России Прокудина Горского.

Приветствуем на форуме, trnpally!

Про жизнь П-Г в эмиграции почитайте в блоге проекта: http://oldcolor.livejournal.com/tag/Эмигрантский%20период


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фотограф-любитель
СообщениеДобавлено: 15 фев 2017 19:47:53 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3241
Прокудин-Горский при публикации своих снимков в "Фотографе-любителе" подробно указывал технические параметры, особенно в начале.
Я думал, что эта информацию записывалась по каждому снимку в специальный блокнот. Но теперь сомневаюсь.
Какой смысл было фиксировать эти технические данные, когда съёмка превратилась в рутину? Например, Инкерманский монастырь был снят в рамках весьма большой серии (более 300 снимков) для Общины Св. Евгении.
Может быть, у ПГ имелся какой-то специальный прибор, который определял время экспозиции по степени засвеченности каждого из трёх кадров пластины?

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фотограф-любитель
СообщениеДобавлено: 17 фев 2017 04:23:28 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 15 апр 2011 17:07:19
Сообщения: 310
Думаю, что все же записывал:
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Экспонометр


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 79 ]  На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB