Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 21 ноя 2017 19:27:11
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 79 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Фотограф-любитель
СообщениеДобавлено: 16 фев 2016 10:57:00 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3323
Конечно, очень замечательно смотреть сканы подшивки "Фотограф-любителя", но для полноценного введения этого источника в научный оборот всё-таки нужна расшифровка текста. Тогда он станет доступен для поисковых систем и можно легко цитировать.
Эту работу мы потихоньку ведём с помощью читателей нашего блога.
Буду выкладывать в этой ветке набранный тексты из «Фотографа-любителя».

«Фотограф-любитель» №10 1908 г., колонка редактора:

Цитата:
«Чины полиции 1-го участка Адмиралтейской части во главе с приставом, полковником А. П. Келлерманом в ночь на воскресенье обнаружили в клубе любителей-фотографов (Мойка, 61) крупную азартную игру и безпатентную торговлю водкою, пивом и винами.
Чины полиции проникли в клуб с черного хода и воспрепятствовали официантам и другой прислуге использовать специально устроенные в нескольких местах сигналы о тревоге.
Полиция опечатала огромное количество разных питей и переписала игроков.
Клуб будет закрыт.»
(Бирж. Ведомости № 10672, 25 августа 1908 г.)

Не правда ли занятная корреспонденция? Не только азартная воспрещенная игра и склад всевозможных питей, но еще и безпатентная торговля этими питиями – нечто, напоминающее собой контрабанду. Как это много имеет общего с фотографией!
Так как мне не удалось пока достать устава этого фотографического клуба, то Яне могу утверждать, что этот клуб – синоним описанного мною в передовой статье февральского номера за настоящий год «Собрания Фотографов-Любителей», но по прочтении устава Собрания я именно указывал тогда, что задачи, предусматриваемые уставом, имеют весьма мало общего с серьезным отношением к фотографическому делу.
Не знаю как на кого, но на меня происшествие с клубом произвело удручающее впечатление. Это еще первый случай, насколько мне известно, что за флагом фотографического искусства скрывался склад питей с азартными играми и что явилась необходимость вмешательства полицейской власти.
Не был ли я прав, писав мою февральскую передовую статью?
Мне отлично известно, что под видом открытия фотографических ателье проделывались возмутительные безобразия и, вероятно, кое где и сейчас проделываются, но смягчающим обстоятельством тут является то, что это предприятие одного, много двух лиц и потому сенсационного значения такое явление иметь, конечно, не может, да пожалуй, и фотографическому искусству ни в глазах большой публики, ни всякого начальства ничего не угрожает.. Всегда найдется один, два негодяя, поступки которых и падают на их только голову.
Совершенно другое случилось в ночь на воскресенье. Переписано целое собрание и у собрания же отобрано контрабандное вино. Это не один человек во первых, а во вторых господа члены собрания, вероятно, пили же это вино и превосходно знали, что оно контрабандное. Неужели из всех членов клуба не нашлось одного человека, интересующегося фотографическим искусством и любящего его настолько, чтобы не дать согласия на эти безобразия.
При настоящем положении вещей весьма понятно будет, что при утверждении уставов фотографических обществ, собраний и клубов будут делаться, быть может, нежелательные сокращения и урезки и ровно ничего нельзя будет сказать, ибо случай налицо и при том довольно возмутительный…
В России довольно много различных фотографических общественных учреждений, и до сих пор ни на одно из них никто не мог пожаловаться, а потому защищать образующееся новое было сравнительно легко; теперь будет не то.
А как вам нравятся специально устроенные сигналы? Вероятно, и с этими фотографическими приборами были знакомы господа члены клуба? Таким образом явствует, что фотографический клуб с начала его образования совершенно ничего общего с фотографией не имел, ибо иначе зачем нужны были специально устроенные сигналы.
Весьма интересно было бы узнать, находились ли в числе играющих в азартные игры и дамы. Если любительницы фотографии тоже были, то это полностью объяснит причину названия клуба именно фотографическим .
Почему в самом деле не предоставить дамам заниматься невинным искусством? Просто в карточный клуб по распоряжению градоначальника их не пустят, ну а в фотографический, конечно, можно. Это – мое предположение и я не знаю были ли дамы в числе переписанных лиц.
Случай неприятный, но назад не вернешь и, быть может, тут есть одно утешительное обстоятельство, а именно то, что больше под флагом фотографического искусства господа любители «приятного и полезного времяпрепровождения» клубов открывать не будут, а изобретут что нибудь новенькое, оставив фотографию в покое.
С. Прокудин-Горский
«Фотограф-любитель» №10 1908 г.
(Переписал Третьяков Б.)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фотограф-любитель
СообщениеДобавлено: 26 фев 2016 12:21:47 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3323
Один из наших читателей (Третьяков Б.А.) набрал обращение Прокудина-Горского к читателям из №10 за 1906 год:

Цитата:
Когда в сентябрьском № журнала я писал в передовой статье о всеобщей фотографической выставке в Берлине, то я всего два раза осмотрел выставку. Говорят, и не без основания, что первое впечатление самое верное, но в данном случае это выражение может быть не подходящим уже потому, что число экспонатов выставки так велико, что даже в два посещения трудно вывести окончательное заключение. Ввиду этого, после месячного отсутствия из Берлина во Францию и Италию, я нарочно вернулся в Берлин и еще шесть раз обстоятельно осмотрел выставку. После такого многократного посещения я, наконец, вполне мог ориентироваться во множестве экспонатов и почти безошибочно помнил их местонахождение в различных этажах здания.
Помимо Берлина, мне пришлось быть на выставках в Милане, где имеется довольно большой фотографический отдел, значительную часть которого занимают французы. Конечно, отдел Миланской фотографической выставки – пигмей перед выставкой в Берлине по размерам, но я упомянул о Миланской выставке потому, что она лишний раз подтвердила мне, что изящество и вкус все-таки остаются на стороне французов. Работы, напр. C. Puyo, как на той, так и на другой выставке, превосходны, как по технике исполнения, так и по вкусу. Особенно замечателен у него выставленный в Берлине портрет в профиль, исполненный гуммиарабиковым способом в четыре краски. Работа, как известно, очень нелегкая. Вообще, «Фото-Клуб», в котором участвует своими экспонатами и Puyo, дает много хороших образцов работы.
Англичане, пожалуй, работают не хуже французов и выставленные Королевским фотографическим Обществом работы заслуживают полного внимания каждого, посещающего выставку. Из английских работ лиц, не участвующих в коллективных витринах общества, особенно выделяются работы Mrs. G. A. Barton, и по технике выполнения, и по вкусу. Сюжетами являются почти исключительно портреты; исполнены они гуммиарабиковой печатью и пигментом.
Различные немецкие фотографические общества, хотя и не в особенно большом обилии, но имеют в числе своих членов безусловно талантливых работников. Наибольшее число интересных работ представлено, по моему мнению, «Свободным фотографическим Обществом в Берлине», а также Мюнхенским клубом Фотографов-любителей.
Австрийские общества имеют интересные работы, но ничем особенно не выделяются в художественном отделе выставки.
Общества многих других государств дали очень небольшие коллекции своих работ, так что трудно вывести какое либо заключение в ту или иную сторону.
Относительно технического выполнения говорить почти нечего, ибо оно в огромном большинстве случаев превосходно и видно, что в этом отношении фотографирующая иностранная публика владеет в совершенстве процессами. Не особенно приятное впечатление произвели на меня только многие увеличения огромных размеров, исполненные довольно вяло. Отсутствие умелой ретуши на таких увеличениях равным образом говорит не в пользу этих экспонатов.
Характерным явлением в художественном отделе настоящей выставки может служить огромное количество копий, исполненных гуммиарабиковым способом и исполненных превосходно. Причина этого, мне думается, заключается в свойствах процесса, которые людям, обладающим вкусом и так сказать личной художественной инициативой, дают возможность в широких пределах показать и то и другое. Очевидно трудности способа не остановили таких людей и способ ими изучен в совершенстве. Портреты, в более или менее больших размерах, особенно хороши в этом исполнении.
Пигментный процесс также занимает выдающееся место и нисколько не потерял своей прелести. Довольно часто встречается «платина», но реже двух предыдущих способов. Затем следуют бромистые копии, соленые бумаги и альбумин.
Печальное место занимают целлоидинные и аристотипные бумаги. Первые, хотя и редко, но попадаются, а найти копию на аристотипной бумаге – это действительно задача. Сте клянный блеск вообще отсутствует в описываемом художественном отделе выставки и это к ее чести. Мне кажется, что время аристотипных бумаг заграницею отжито и ему никогда не вернуться, за ним та же участь постигнет и целлоидинные бумаги, хотя еще пожалуй не так скоро.
Когда техническая сторона фотографии постигнута, то естественно стремление к индивидуальности и художественности в работе, а, как известно, ни целлоидинная, ни аристотипная бумаги не дают простора в исполнении копий. Работа делается машинной, и потому противной.
Для начинающих заниматься фотографией, конечно, оба сорта бумаги по справедливости будут самыми любезными, но на выставки с ними больше соваться нечего.
Несколько фирм выставили различные образцы своих аристотипных и целлоидинных бумаг в виде разнообразнейших копий, но публика довольно равнодушно проходит мимо них, не уделяя им никакого внимания.
Россия, как я уже упоминал в предыдущей статье, представлена в художественном отделе выставки только «Художественным фотографическим Обществом» в Москве. В выставленной небольшой коллекции работ этого общества многие выполнены со вкусом и хорошей техникой.
О всех других отделах выставки я дам краткий отчет в тексте журнала.

=================================================
В настоящем № помещена статья г. Писарева о гуммиарабиковом способе, которым по своим опытам автор статьи, видимо, доволен. После осмотра Берлинской выставки я с своей стороны могу самым положительным образом посоветовать серьезно отнестись к этому процессу и, нисколько не боясь могущих быть в начале неудач, постараться достигнуть хороших результатов, что не так уже трудно, судя по огромному количеству образцов, выставленных различными лицами в Берлине.

=================================================
С 1-го января 1907 года, как видно из объявления, цена на журнал повышена с пяти рублей на семь. Главнейшей причиной повышения цены является повышение цен на типографские работы уже несколько месяцев тому назад.
Редакция не считала себя в праве повышать цену на издание в середине года и потому издание будет закончено в настоящем году по объявленной раньше цене в пять рублей. Чтобы хотя до некоторой степени вернуть уплаченный излишек за время повышения цены, оставшиеся экземпляры журнала с 1-го января будущего года поступят в продажу по цене семь рублей, до конца же настоящего года никаких изменений в цене журнала не произойдет.

С. Прокудин-Горский
Фотограф-Любитель №10 1906 г.
Набрал Третьяков Б.А.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фотограф-любитель
СообщениеДобавлено: 26 фев 2016 19:56:54 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3323
Тем временем наш читатель Борис сделал расшифровку колонки редактора из журнала "Фотограф-любитель" №1 за 1909 год:

Цитата:
Если придерживаться обычая, то наступающий новый год следует начать обзором всего сделанного в прошедшем году, однако в данном случае это довольно трудно, потому что окончившийся 1908 год почти не принес ничего такого, на чем остановилось бы внимание.
В России было, правда, одно обстоятельство, взбаламутившее умы фотографического мира – ожидавшееся рассмотрение Государственной Думой вопроса об авторском праве на фотографические и графические произведения, но за наступлением вакаций этот вопрос отодвинулся и трудно сказать, когда наступит его черед.
Надо отдать справедливость русскому фотографическому миру в том, что он энергично встал на защиту своих прав и дал наглядное доказательство необходимости этой защиты. Обидно будет, если вся энергия, потраченная в Мае месяце на устройство интересной выставки и вечера для Гг. Членов Думы и Государственного Совета, пропадет даром, что вполне возможно – время изгладит впечатление и в руках Гг. Членов останется массивная записка об авторском праве, чтением которой навряд ли занимались многие, даже из лиц, бывших на выставке и вечере. Наконец, записка может и затеряться в числе других получаемых бумаг.
Мне кажется, перед наступлением обсуждения вопроса об авторском праве, записку следовало бы разослать еще раз, хотя бы в виде краткого конспекта. Это мнение довелось мне слышать и от некоторых Членов Государственного Совета.
Народившийся с большой помпой новый процесс получения цветных изображений – «автохром» - видимо не оправдал ожиданий фирмы бр. Люмьер, ибо огромное большинство любителей даже и пыталось его испытать. Сравнительная дороговизна пластин, невозможность быстрого фотографирования, сложность дальнейших манипуляций получения изображения и, наконец, несовершенство передачи охладили вспыхнувший было интерес. Тем не менее, однако, пластины «автохром» могут приносить и приносят пользу в умелых руках и для тех специальных целей, где цена не играет существенной роли. Воспроизведение с получением диапозитивов тоже возможно, а потому и с этой стороны пластины могут принести пользу. Массового же распространения по вышеуказанным причинам они иметь не будут, что уже с наглядностью показал настоящий год. За то писания, т. е. жевания и пережевывания на все лады и кому только не лень, об этих пластинках в иностранной литературе, и немецкой особенно, в этом году было более, чем достаточно.
Пластинки Jougla «Omnicolore» все еще зреют в лаборатории фирмы и когда дозреют – неизвестно. Мне лично очень несимпатичен прием, употребленный фирмою Jougla. Замечательное объявление, начинающееся громким «Prochainement», напечатанное во всех журналах очень крупными буквами, совершенно ясно показало какие цели преследовало объявление. Весьма возможно, что пластины «Omnicolore» и появятся когда нибудь, и даже возможно, что в каком нибудь отношении они превзойдут пластины «автохром», но в первоначальный прием с конкурентом все таки остается некрасивым. Почетная роль в деле введения этого сорта пластин во всяком случае останется в истории цветной фотографии за фирмою Люмьер.
Warner-Powry? Я думаю, что об этом инциденте лучше не распространяться. Также до появления пластин журналы наполняются описаниями с чертежами, а пластин так и нет в продаже, да навряд ли и появятся.
В этой области было и еще несколько изобретений, упоминать которых не стоит, но это одновременное появление изобретателей доказывает насколько первоначальный успех братьев Люмьер вскружил многим голову: очень уж лакомое блюдо, - только готовить его несколько труднее, чем кажется.
Фотографическая промышленность в истекшем году, как и в предшествовавшие, обогатилась несколькими новыми названиями моментальных камер, фотографических бумаг и т. п., не прибавивших ничего значительного к существующим в смысле усовершенствований. Не помню, прибавилось ли к миллиону названий проявителей еще новое в этом году? Из реактивов, как на интересный и упрощающий работу для любителя, можно указать на спиртовой раствор хромовых солей для сенсибилизации пигментных бумаг, выпущенный Лондонской Автотипной Компанией под названием «Autotype spirit Sensitiser».
Крупных фотографических выставок не было. В этом отношении, вероятно, даст богатый материал Дрезденская выставка, откроющаяся в мае, тем более, что к ней готовятся уже третий год.
Специальных съездов по нашим вопросам тоже не было и с этой стороны также 1909 год будет играть видную роль, ибо в мае предстоит в Лондоне под председательством Рамзея международный съезд по прикладной химии, одной из секций которого будет «фотохимия и фотография». Кроме того в Дрездене во время выставки состоится съезд по фотографии и ее применениям.
Литература ничего выдающегося из обычной тоже не принесла, хотя имеет и отличительную черту – ее можно по справедливости назвать «автохромной». Вообще, год был бедный, хотя такое заключение может быть и ошибочным. Возможно, что то, что появится в наступающем 1909 году и что, быть может, будет крупнейшим завоеванием нашего искусства, как раз творилось в тиши прошедшего скромного событиями года…
Это, конечно, шутка. Надо же как нибудь скрасить бесцветный 1908 год.
С. Прокудин-Горский.
С.-Петербург.
Фотограф-Любитель №1 1909 г.
Набрал Третьяков Б.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фотограф-любитель
СообщениеДобавлено: 27 фев 2016 11:36:29 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3323
Наша читательница Светлана любезно набрала прощальную колонку редактора из №12 за 1909 год:



Цитата:
Фотограф-любитель №12, 1909

Необходимость заставляет меня приостановить издание журнала на один год. Я глубоко признателен всем тем лицам, которые устно и письменно выразили мне свое сожаление по этому поводу и мне это особенно ценно, ибо это доказывает, что журнал до некоторой степени исполнял ту функцию, к достижению которой я стремился. Я далек от мысли, что издававшийся журнал выполнял задачи в полной мере — многое было бы желательно в нем дополнить и кое-что изменить. Быть может, вдали от издания, за текущий год мне будет больше времени взглянуть объективно на все сделанное по изданию и при возобновлении его в следующем году видоизменить в ту или иную сторону. Я вполне уверен, что читатели журнала не откажутся мне помочь в этом трудном обстоятельстве, как это было до сего времени, когда дело касалось до наших общих интересов. Если я лишен возможности в настоящем году за недостатком времени издавать журнал, то прочесть и обдумать советы и пожелания — всегда смогу, где бы я ни находился.
В очень многих присланных мне письмах выражается сожаление и упрек в том, что я закрываю журнал как раз в то время, когда в России почти нет периодической фотографической литературы. Это действительно, правда. Журналов почти нет и из числа оставшихся, как на журнал, могущий принести пользу, я хочу указать на издание почтенного работника Павла Матвеевича Ольхина — «Фотографический вестник». Этот небольшой журнал, хотя и не блещет красотой издания, но ценен своим серьезным отношением к делу при цене, более чем доступной, даже бедному человеку.
Кроме того при Русском Фотографическом Обществе в Москве издается «Вестник фотографии», но в нем уделяется слишком много места жизни Общества, что уменьшает до некоторой степени интерес его для иногородних подписчиков. Само собой ясно, что издания фотографических магазинов я за журналы считать не могу; хотя эти издания и именуют себя журналами, но преследуемая ими цель понятна каждому и ничего общего с действительным журнальным направлением не имеет — это та же реклама, но поданная под другим соусом. Назвать эти издания ни безусловно вредными, ни даже бесполезными я не хочу, потому что они приносят своего рода пользу, знакомя читателя с вновь появившимися товарами, отрицательная их сторона — это неправильное наименование «журналом», могущее ввести доверчивых и малоопытных людей в заблуждение — что не хорошо.
Прекращая журнал на следующий год, я во всяком случае самым тщательным образом буду продолжать следить за текущей фотографической литературой и научной стороной фотографии и при возобновлении своего издания ни той, ни другой не оставлю без отчета. Это тем более для меня легко, что я не отклоняюсь никуда в сторону от нашего общего дела, наоборот буду им слишком занят в текущем году по вопросу, представляющему интерес для всего нашего обширного Отечества, а так как силы человека имеют границы, то мне и приходится на время поступиться журналом.
Итак, пока «до свидания» !!!
С. Прокудин-Горский.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фотограф-любитель
СообщениеДобавлено: 01 мар 2016 18:25:13 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3323
Цитата:
Фотограф-любитель №2, 1909

28-го декабря прошлого года профессиональный фотограф Е. Л. Мрозовская праздновала в Петербурге у себя в ателье пятнадцатилетний юбилей своей деятельности.

Празднование прошло непринужденно весело в кругу артистов, художников и литераторов, в большинстве постоянных клиентов юбилярши. Мне довелось быть на этом празднике, как частному лицу и как представителю V-го Отдела Императорского Русского Технического Общества, который уполномочил меня принести поздравления Е. Л. Мрозовской, как своему сочлену. Я был свидетелем простого, сердечного отношения к Е. Л. Мрозовской всех прибывших на праздник лиц и присутствовал на одном из редких юбилеев, где нет места скуке. Талантливые артисты, художники и литераторы внесли с собой тот возбуждающий элемент, который заставляет звучать в человеке лучшие струны его души.

В настоящей статье я не имею в виду описывать детали этого празднества, но пользуюсь случаем, чтобы отметить, чего может женщина достигнуть собственными силами в фотографическом искусстве при любви к делу, таланте и упорном труде.

Е. Л. Мрозовская в истинном смысле женщина-пионерка в среде выдающихся фотографов России и начала свою деятельность, как и многие, предаваясь занятию фотографией, как любитель. Узнав об открывшихся при И. Р. Техническом Обществе курсах по фотографии, она поступает на них, оканчивает их в 1892 г., и окончательно решив посвятить себя фотографическому искусству, едет в Париж к знаменитому Надару, у которого и довершает свое образование, как фотограф-художник.

Само собой понятно, что такая школа, как работа под руководством Надара, судьбой многим не представляется, но утвердительно могу сказать, что ни Надар, ни всякая другая школа без собственной инициативы и таланта ничего поделать не могут. Мне достоверно известно, что Мрозовская в начале своего ученья не имела возможности швырять деньги и, следовательно, существование за границею не представляло из себя “partie de plaisir”*, а скрашивалось исключительно возможностью получить нужную художественную подготовку. При просмотре работ Мрозовской, в изобилии украшающих ея ателье, внимание невольно останавливается на неуклонном стремлении почти в каждой съемке передать живое движение человека, что в некоторых случаях достигается с невероятной трудностью, жертвуя иногда технической стороной дела.

*Увеселительной прогулки (франц.)

Передать живое движение танца, момент игры артиста — дело далеко не легкое и требует не только знания техники, но и изучения, как снимаемого лица, так и самой вещи, из которой вырван момент. Так просто, ни того ни с сего, подобная работа может быть счастливым исключением из тысяч снимков, между тем мы видим эти живые естественные движения почти во всех работах Е. Л. Мрозовской, следовательно, она и по настоящее время учится и изучает человека. Теперь прошло то время, когда от фотографа требовалась только чистая работа и особенно ея техническая сторона. Фотография стала искусством в истинном значении слова, но должен сказать, что и коренное искусство таково только тогда, когда оно в руках таланта и об искусстве это можно сказать с полной достоверностью. И краски те же, и кисти те же, только результат не тот. «Всякий скачет, всякий пляшет, да не так, как скоморох» — выражение, отлично характеризующее работу людей искусства. Я совершенно уверен в том, что если бы просмотреть негативы, изготовляемые Мрозовской с моментов движения, напр. в октябре, ноябре и декабре месяцах в Петербурге, то с технической точки зрения негативы не получат не только полных пяти баллов, но навряд ли получат и четыре, ибо, как техник, почти ежедневно имеющий дело со съемкой, утверждаю, что нет возможности с нашим дневным светом в упомянутые месяцы года, а прошедшего в особенности, получить при быстрой экспозиции правильный по силе выработки негатив; это чувствуется даже в некоторых оконченных работах, но я спрашиваю, умаляет ли это достоинство работы? Нет, ибо в основание работы положено достижение передачи живой действительности, которая, как и всякая правда, в любой воспроизведении ближе сердцу человека, чем превосходно выработанный негатив с изображением мертвого застывшего лица.

Мне думается, что в основу работы каждого портретиста, и профессионала в особенности, должна непременно быть положена известная идейность исполнения и в действительности так оно и есть, и таких фотографов совершенно правильно называют фотографами-художниками. Их очень немного, не только в России, но и во всем мире и к числу их принадлежит и Е. Л. Мразовская, за которой имеется еще и та особенность, что из женщин она пионерка в этой отрасли искусства.
Я очень рад, что был на этом юбилее и таким образом мог ознакомиться со множеством работ Мрозовской, исполненных в самое разнообразное время, а затем мог написать эту статью, как скромную дань моего уважения к искусству и таланту. Могу пожелать, чтобы Мрозовская продолжала также изучать человека, как она делала это по настоящее время, ибо в постоянном учении и изучении заключается успех работы каждого. Почивший на лаврах — на границе разложения.

С.-Петербург

С. Прокудин-Горский


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фотограф-любитель
СообщениеДобавлено: 01 мар 2016 20:11:26 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3323
Набрал колонку редактора «Фотограф-любитель», 1906, №6:

Цитата:
Я недавно вернулся из Рима, где был на конгрессе по прикладной химии, одна и секций которого была посвящена фото-химии и фотографии.
Впечатление этого конгресса и впечатление конгресса, бывшего в Берлине в 1903 году, несколько различны, именно со стороны научной организации конгресса. Время, выбранное для конгресса в Риме, оказалось для многих докладчиков крайне неудобно и потому многие активные члены не могли быть сами докладчиками и поручили это другим лицам, многие же ни сами не приехали, ни письменных докладов не прислали.
Конгресс происходил в лекционное время и большинство профессоров не могли оставить лекции для конгресса. Это особенно обидно, ибо такой научный съезд, помимо представляемых работ, ценен, главным образом, возможностью поделиться беседами пo разным вопросам, которые далеко не исчерпываются одними докладами на заседаниях секций.
По этому поводу я слышал жалобы многих членов конгресса и с других секций, кроме IX, в которой я принимал участие.
Непредставление письменных докладов равным образом составляет большой недостаток конгресса. Небольшое горе если присутствует сам докладчик, но когда ни до¬кладчика, ни письменного доклада нет — совсем неудобно. В программе секции доклад обозначен и многие лица являются на секцию специально выслушать этот доклад, а его то и нет.
Надо думать, что в Лондоне, где назначен следующий конгресс, это обстоятельство будет предусмотрено, что вполне возможно.
Мне кажется, что хотя бы за полгода до съезда, лица, заявившие о желании делать доклады, должны быть уведомляемы председателем конгресса или секции о высылке для напечатания докладов на одном из принятых языков и для этого должен быть дан хотя бы двухмесячный срок. Заявления же о желании делать доклады должны быть даваемы хотя бы за год до конгресса. Если все будет подгоняться к последнему месяцу до начала конгресса, то постоянно будут сюрпризы.
В печатных «трудах», издаваемых после каждого конгресса, конечно все доклады появятся, но ведь «труды»-то выйдут через год, а то и позже, и интересный, а иногда и очень нужный именно в данное время вопрос —устареет и потеряет всю свою ценность новизны.
Я должен оговориться. О высылке докладов члены конгресса были оповещены и в данном случай, но это было сделано за очень короткий срок до начала конгресса с одной стороны, а с другой названия докладов уже были напечатаны в программе конгресса. Печатать, до получения письменных докладов их названия в программе, мне кажется, ни в каком случай не следует, а если доклад, не смотря на его отсутствие в письменном виде, все-таки будет сделан, то это приятный сюрприз и никто не будет введен в заблуждение. На все сказанное можно возразить, что при сроке в три года, через ка¬ковой назначается следующий конгресс, нельзя требовать, чтобы письменные доклады пред¬ставлялись за полгода до конгресса, что и так время для работы не велико. Это совер¬шенно, быть может, и правильно, но показывает, что срок, протекающий между двумя конгрессами, не достаточен, принимая во внимание, что на конгресс ожидается всегда представление каких либо новых научных работ, которые делаются далеко не многими и как всегда излишняя торопливость в научных исследованиях недопустима. И так вопрос в увеличении срока.
В смысле npиёмa членов конгресса Италия сделала все возможное и с этой стороны конгресс был обставлен блестяще. Были, правда, некоторые недочеты, но они не зависали от администрации конгресса. Так напр., вследствие забастовки матросов, не могли состояться некоторые научные экскурсии.
Теперь я имею ещё поговорить об одном обстоятельстве, заслуживающем внимания и хотя непосредственно не относящемся к конгрессу, но которое должно было быть им предусмотрено. Это вопрос о фотографировали в Италии вообще и в Риме, где происходил конгресс, в частности.
Фотографирование в Италии в местах, заслуживающих действительного интереса, совершенно не допускается, а на улицах допускается фотографирование только малыми руч¬ными камерами. Весьма понятно, что на конгресс, одна из секций которого посвящена фотохимии и фотографии, съехались лица, интересовавшиеся помимо конгресса и возможности заняться фотографированием одной из красивейших местностей земного шара, а равно и тех древних памятников, которыми так богата Италия. Вот тут то и произошло недоразумение, ибо многие совершенно не знали о запрещении фотографировать. У одного из членов конгресса вышло неприятное столкновение с властями и он возбудил этот во¬прос на секции; секция нашла его недовольство совершенно правильным, ибо ничего подобного во всей Европе не существует. Фотографирование разрешено всюду, при условии, конечно, чтобы работа не мешала движению экипажей, если она происходит на улице. В Италии вопрос стоит несколько иначе. Все сколько-нибудь интересное сдано, так ска¬зать, в аренду и эксплоатируется продажей фотографии приезжающим иностранцам. Быть может это очень выгодное предприятие и государству есть интерес защищать подобную монополии, но во всяком случай следовало бы позаботиться об исключении для членов специалистов в области фотографии, которым на этот предмет могли бы быть выданы особые билеты. Конечно, защита монополии фотографирования имеет некоторый смысл в том отношении, что с маленького снимка представляется много хлопот для достижения тех же результатов, которые получаются при фотографировали непосредственно в большом размере со стативной камерой, но это касается уличных снимков, а в таких напр. местах, как раскопки Помпеи и т. п. фотографирование никакими .камерами не до¬пускается. Это очень обидно уже потому, что продаваемые фотографии всегда сняты с стереотипной точки зрения и в большинстве случаев далеко не с наиболее интересной. Другой вопрос, есть ли основания к защите подобной монополии государством; ибо защи¬щаемые предметы не составляют ни частной собственности, ни есть произведение какого либо данного лица, а представляют общегосударственную собственность, между тем, запрещение распространяется не только на иностранцев, а и на итальянцев.
Никаких фискальных целей, кроме выгоды, очевидно не преследуется, ибо уличные снимки разрешено свободно делать каждому ручными аппаратами, да, правду сказать, в настоящее время при развитии фотографической техники абсолютное запрещение фотографирования не более как кукольная комедия, ибо какие бы строгости не применялись, снять фотографию всегда возможно, если это желательно, а при существующих объективах можно получить превосходное увеличенное изображение, даже с очень маленького снимка. Подобные изображения далеки, конечно, от художественности, но фиск и не преследуетъ художественных целей, а только получение изображения. Мне кажется, что подобные приёмы сильно устарели и были пригодны разве во времена мокрого колодионного способа, до появления сухих броможелатиновых пластин, когда для фотографирования приходилось возить с собой целое сооружение, а потому и за нарушением запрещения уследить было очень легко.
Очень интересные сведения удалось мне получить относительно уже прославленной «катотипии», изобретенной, как известно, Гроссом, ассистентом проф. Оствальда. Работа эта была сделана в лаборатории проф. Оствальда. По описаниям суть катотипии состоит в том, что обычный сухой негатив быстро обливается смесью серного эфира с пере¬кисью водорода и на него по улетучивании эфира накладывается лист обыкновенной бумаги и сверху какой либо легкий пресс. Через несколько секунд бумага снимается и кладется в раствор сернокислого железа в воде, где ее оставляют на очень короткое время, а потом, сполоснув, переносят в водный раствор пирогаллола. На бумаге появляется превосходное изображение. Негатив остается в полной неприкосновенности и с него таким путем можно получить бесконечное количество изображений. Перекись водорода играет таким образом роль катализатора между серебром изображения и клетчаткой бумаги. Как кажется, на процесс этот уже всюду взяты патенты.
Года два тому назад я очень заинтересовался этим новым и чрезвычайно чудесным способом получения фотографических изображена и довольно много потратил времени, добиваясь каких либо положительных результатов, но наибольшее, что я мог получить, это некоторый намек на изображение при совершенной порче негатива, который разрушался от действия перекиси водорода. Получить какие-либо более или менее точные указания по процессу мне не удалось. В печати все сказано очень глухо и смутно. Очевидно, что многие писали понаслышке, а другие немногие, знавшие дело, писали с заведомо обдуманным намерением ввести в заблуждение Продолжая работать самостоятельно и игнорируя всякие описания, мне удалось получить лучшие изображения, но негативы все-таки пропадали, да и изображения не были так сильны и чисты, как бы это было желательно. Во время конгресса мне удалось обстоятельно переговорить по этому вопросу с проф. Оствальдом. Оказывается, по словам Оствальда, что и у них получаются те же явления по отношению негативов; стеклянный пластины совершенно непригодны для данной цели, а необходима бумажная подложка. В настоящее время, насколько я понял, дело катотипии передано «Новому фотографическому Обществу» в Берлине и оно занято изготовлением такой толстой бумаги с слоем бромосеребряной эмульсии. Когда результаты получатся вполне xopoшиe, то Общество приступит к эксплуатации способа путем продажи. А мне еще два года назад случилось заграницею встречать лиц, которые говорили, что лично видели превосходные катотипические изображения, полученные в лаборатории проф. Оствальда. Не всякому слуху верь.

С. Прокудинъ-Горский.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фотограф-любитель
СообщениеДобавлено: 15 мар 2016 19:30:28 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3323
Наш читатель Борис любезно набрал ещё одно обращение Прокудина-Горского к читателям. Одно из самых интересных и загадочных по своим деталям.

Особенно интригует этот момент:
Цитата:
В моей практике были случаи, когда работа целой экспедиции, посланной с научной целью по отдаленным местностям России, пропадала совершенно. Непроявленные пластинки везлись много верст на вьюках на верблюдах. Почти все снимки пропадали частию от сырости, частию от перетирания слоя пластин.

В Хронологии у нас 1904 год — съемки в Дагестане и на Кавказе. Верблюды — средство перевозки в Средней Азии. В Туркестане, согласно "Хронологии", первая съемка состоялась лишь в самом конце 1906 г. Получается имелась какая-то неизвестная экспедиция в Туркестан? И идёт ли речь о гибели отснятого Прокудиным-Горским материала?

Фотограф-Любитель №2 1906г.

Цитата:
Фотография проникла почти во все области человеческого знания. Очень большой круг лиц применяет в настоящее время фотографирование не только ради удовольствия, но весьма часто с целями научными и художественными. Всем известно насколько облегчила фотография многие прикладные знания. Ни одна более или менее хорошо снаряженная экспедиция не обходится без фотографии. Почти у каждого путешествующего есть с собой фотографическая камера. Техника с своей стороны делает все возможное для облегчения багажа путешественников: изобретены очень легкие портативные камеры, вес стекла устраняют, заменяя его целлюлоидом, и т. д.
Европа пришла на помощь фотографам, устроив почти в каждом маленьком городке специально приспособленные темные комнаты для проявления и смены пластинок и пленок. Во множестве гостиниц европейских городов имеется темная комната со всеми необходимыми приспособлениями, которой каждый приезжий в гостиницу имеет право пользоваться за небольшую плату, а в некоторых и бесплатно. Это удобство благоприятно отзывается на качестве работы иностранных фотографов.
Далеко не то видим мы у нас в России, где трудность сохранения сделанной работы часто в значительной степени осложняется необходимостью проезжать большие пространства на лошадях по плохим дорогам. Казалось бы что поднятый вопрос не существенно важен, но это только на первый взгляд. Тот аргумент, что пластинки и пленки сохраняются не проявленными очень долгое время, очень слаб, так как опыт показал, что пластинка, проявленная вскоре после фотографирования, а не лежащая месяцы, всегда дает лучший результат, о пленках же нечего и говорить.
Каждый путешествовавший с камерой хорошо знает, как трудно искать помещения у нас в России, хотя бы для снаряжения кассет свежими пластинками, не говоря уже о проявлении снятых. Ведь не всякий может довольствоваться маленькими ручными камерами, а многие путешествуют с серьезными целями, для выполнения которых требуются довольно большие размеры камер, а следовательно и пластин.
Развивающаяся склонность публики к цветным работам безусловно будет в значительной степени заторможена при путешествиях отсутствием удобств для проявления и смены пластин.
При этой отрасли фотографирования совершенно невозможно долго держать пластинки в кассетах, независимо от того, снято на них что либо, или нет. Дело в том, что необходимые для этой работы панхроматические пластинки крайне чувствительны ко всякому воздействию летучих веществ. Неоднократно проделанные мною испытания показали, что пластинка, находящаяся в кассете, на юге во время жары уже на третий день не дает нужного результата. Пластинка при проявлении дает легкий вуаль и особенно в местах перегиба сторки, где она скреплена какой либо материей или кожей на клее. При повышенной температуре клей, каков бы он не был, и как бы сух он не был – выделяет летучие вещества, действующие на чувствительный слой. При низкой температуре реакция идет конечно медленнее, но все таки идет.
Доказательство того, что вуаль этот именно химического происхождения, а не следствие проникающего света, служит во первых самый сплошной вид его, а во вторых то обстоятельство, что пластинка, вставленная в кассету в абсолютно темной комнате, но сильно нагретой, дает по прошествии некоторого времени тот же результат. Помимо того проявление панхроматических пластин вообще необходимо производить возможно скоро после фотографирования, если желают иметь верную передачу красок. Различные мешки для перемены пластинок, а также, выпущенные за последние года, складные темные комнаты – плохие паллиативы настоящей темной комнаты и хороши только у себя дома, но никак не в путешествии.
Как бы тщательно не была упакована такая складная темная комната, но пыль, особенно на шоссейных дорогах, проникает в самые тонкие отверстия и трудно от нее отделаться, о проявлении в таких комнатах нечего и думать – в результате получается плохой негатив и истинные мучения для работающего.
Путешествуя последние пять лет по России и заграницею с фотографическими целями научного характера, я имел случай убедиться в огромной разнице удобства для работы.
Уезжая прошлый год на несколько месяцев в путешествие по России, я построил специальную палатку и тем не менее, не смотря на ее легкость, портативность и сравнительно большой размер, не мог проявлять в ней; она служила исключительно для перемены пластин и то с постоянным риском вставить пыльные пластинки.
Быть может такая палатка при весьма умеренных требованиях, предъявляемых к негативу и могла бы считаться удовлетворительной, но в фотографировании для цветных работ (цель моей поездки), как я убедился, никакая палатка не пригодна, в особенности для проявления. Нужна свобода движений, много воды и другие удобства, не достижимые в палатках и мешках.
Странно было бы предъявлять требование об устройстве темных комнат к каждому маленькому городку, но мне кажется, что большие города с гостиницами могли бы с успехом завести таковые.
Всякий с удовольствием внесет небольшую плату за пользование комнатой и водой, чтобы быть гарантированным в успехе своей работы, наконец такая гостиница всегда будет предпочитаться фотографирующими другим, не имеющим такой комнаты и таким образом этот небольшой уголок оплатится с избытком.
Но… всегда есть «но». В данном случае это – полная инертность владельцев гостиниц.
За время моего путешествия я говорил с хозяевами многих гостиниц, и встречал или совершенное нежелание помочь этому делу, или отговорку незнанием того, как именно нужно устроить темную комнату.
В последнем случае существенную помощь могла бы оказать местная фотографирующая публика. Этим людям многие скажут спасибо за труд, потраченный, как на убеждение хозяев гостиниц в необходимости темных комнат для путешествующих с камерами, так равно и за указания устройства таких комнат. В крайнем случае нужна только сама темная комната, рубиновокрасный свет и вода. Наезжему человеку нет времени, да и отношения с владельцами гостиниц не таковы, как у многих местных обывателей, а потому трудно и ожидать успеха.
Журнал с своей стороны охотно придет на помощь этому благому начинанию, помещая на своих страницах указания о таких гостиницах, в которых имеются темные комнаты. Сведения могут быть направляемы в редакцию журнала, при чем обязательно должна быть указана плата за пользование помещением.
На все вышеизложенное мне могут возразить, что во многих городах темные комнаты устроены при магазинах фотографических принадлежностей или всегда можно попросить разрешения поработать у кого либо из местных фотографов.
Последний аргумент совершенно не годен. Фотограф профессионал, зарабатывающий свой хлеб только этим путем, не может в любое время дать темную комнату, если же и разрешает работать, то не вечером, а только днем, - время самое не подходящее путешествующего, ибо день нужен путешествующему для съемки, а не для проявления. Вообще, пользоваться одолжениями при таких условиях часто бывает неприятно и разве какая исключительная необходимость заставит к этому прибегнуть.
В магазинах правда бывают темные комнаты, но явление это далеко не частое, при наличности же такой комнаты обыкновенно предлагают передать снимки для проявления магазину, что некоторые и делают, но я пишу не о них; часто подобная темная комната так мало защищена от света и так грязна, что лучше и не приступать к работе.
Мне кажется, что только местные фотографы, в самом широком смысле слова, одни могут помочь нашему горю. Устроив удобства для других, они обеспечат их и себе в случае поездки.
До сих пор я говорил о городах, но в обширной нашей родине есть множество интереснейших местечек и маленьких городков, которые по истине можно назвать «медвежьими углами», и эти то углы часто заслуживают особенного внимания. Иногда такие местечки находятся вблизи небольших городов, в которых нет гостиниц, а следовательно здесь и речи не может быть о темных комнатах. Как же тут помочь горю, которое вдали от всяких цивилизованных мест значительно увеличивается. Часто до места, где возможно проявить пластинки, приходится ехать много верст лошадьми и при тряской дороге рисковать потерею почти всей сделанной работы.
Если было «но» в отрицательном смысле, то в данном случае есть «но» и в положительном: в таких глухих местах почти всюду рассеяны наши собратья, которые в большинстве случаев гораздо отзывчивее городских обывателей, и охотно помогут всякому дорожному человеку.
Мне много раз случалось благодаря таким отзывчивым людям в буквальном смысле спасать работу, ибо предвиделась дальнейшая езда лошадьми на 50-60 верст.
Большая разница, везти ли с собой готовые, хорошо упакованные негативы или непроявленные пластинки. Наконец могут быть неудачи при фотографировании и иногда самая ценная съемка пропадает, если неудача не обнаружена во время, чтобы можно было сделать съемку вновь.
В моей практике были случаи, когда работа целой экспедиции, посланной с научной целью по отдаленным местностям России, пропадала совершенно. Непроявленные пластинки везлись много верст в вьюках на верблюдах. Почти все снимки пропадали частью от сырости, частью от перетирания слоя пластин. Будь это негативы, их легко можно было бы спасти лакированием и соответствующей укладкой.
Журнал охотно придет на помощь и в данном случае, помещая адреса и фамилии тех лиц, которые, живя в мало культурных местах и обладая темной комнатой, хотя бы самой незатейливой, согласятся помочь путешествующим собратьям по искусству и дать временный приют для перемены пластин, а быть может и для проявления их.
Я уверен, что никто не позволит себе злоупотребить любезностью и всякий охотно примет могущие быть расходы, например за носку воды и т.п.
Есть в этой области еще один существенный вопрос, для разрешения которого необходимы общие усилия, но об этом в следующий раз.
С. Прокудин-Горский
Фотограф-Любитель №2 1906г.
Набрал Третьяков Б.А.


Кстати, по-моему, в коллекции Прокудина-Горского есть снимки с теми самыми повреждениями (вуалью), которые описывает мастер в данной статье. Они были сделаны как раз в жарком и влажном климате, в Новом Афоне в июне 1904 года.
Например:
Изображение

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фотограф-любитель
СообщениеДобавлено: 20 мар 2016 19:43:18 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3323
Наш читатель Дмитрий любезно набрал самое первое обращение Прокудина-Горского к читателям журнала "Фотограф-любитель" в №1 за 1906 год:

Цитата:
Переживаемое всеми нами время захватывает такие существенные интересы каждого живущего в России человека, что может показаться странным, как возможно при данных условиях интересоваться чем бы то ни было вне политического и общественно-экономического движения.
Как мыслимо, например, теперь взять в руки какой-нибудь технический журнал и со вниманием предаться его чтению?
Мне кажется, что подобный взгляд не будет правильным, как бы не были важны текущие события, как бы остры они не были.
Нервная система человека не может реагировать на одно и то же явление с одинаковой силой в течение очень долгого промежутка времени, ей необходим некоторый отдых. Не будет отдыха, наступит переутомление и никакая дальнейшая реакция будет невозможна.
Искусство в данном случае окажет существенную услугу утомившимся нервам. Искусство есть именно то лекарство, которое наиболее подходит в данном случае. Это не есть что-либо обязательное и утомительное. Оно по стольку обязательно, по скольку сам человек захочет ему предаться, иначе это не будет искусством, а перейдёт уже в ремесло.
Говорят, музыка успокаивает нервы и это правда, ибо доказано вековым опытом, но для этого надо, чтобы человек любил музыку. Есть люди, не любящие музыки, но страстно увлекающиеся напр. фотографией. Эти люди часто из ничтожного бюджета тратят на неё довольно большие деньги и, не взирая ни на жар, ни на холод, обременённые тяжестью приборов, предаются своему любимому занятию, не имея в виду извлечь из него какую либо материальную выгоду.
С этой точки зрения, мне думается, искусство, в чём бы оно ни выразилось, может принести только пользу в переживаемое время высокого нервного напряжения.
Помимо всех вышеизложенных соображений должно помнить, что жизнь и все её проявления идут своим чередом во всём мире, от которого и мы не должны отставать, а следовательно необходимо следить за всем совершающимся и в нашем фотографическом деле. Это вторая и очень существенная причина, почему журнал, как часы, должен регулярно выполнять свою функцию, ибо упущенное время не навёрстывается.
Теперь я намерен более детально ознакомить читателей с теми нововведениями, которые будут сделаны мною в журнале сверх его обычной программы.
В №11 журнала за 1905 год, обрисовывая до некоторой степени свою будущую программу, я упомянул о том, что помимо фотографии обращу внимание и на фототехнику. Нужно ли это и что такое фототехника? Да, это не только нужно, но и положительно необходимо. В журналах иногда проскальзывают статьи, напр. упрощённая фототипия, фотоколлография и т.п. Что это такое, как не фототехника? Окрашивание в растворах и склеивание цветных плёнок – та же фототехника.
В настоящее время, когда чистая фотография, т.е. получение негатива, достигла громадного совершенства, следует немножко подумать о том, что делать с этими отличными негативами, не ограничиваясь одним копированием их на всевозможные сорта бумаги. Сталкиваясь по необходимости с очень большим числом, как любителей, так и специалистов, я успел заметить этот начинающийся поворот интереса к фототехнике и потому-то в намеченной программе нахожу нужным обратить на неё внимание читателей.
Устраивая лабораторию для испытания реактивов и приборов, появляющихся на рынке, я совершенно не имел в виду нанести этим кому-либо ущерб. Напротив, я хочу прийти на помощь, как потребителям, так и равно продавцам.
Фотографическая промышленность России развилась за последнее время в очень значительной степени и надо отдать справедливость, делает со своей стороны всё возможное, чтобы удовлетворить требования. Редкий магазин Европы имеет всё то, что можно найти в нашем русском фотографическом магазине. Причиной этого является малое развитие специализации, сравнительно с Европой, а это служит одним из серьёзных факторов трудности ведения коммерческого дела. Передовой торговый дом в России, поставленный в необходимость иметь всё, что только появляется на рынке Европы, совершенно не может отнестись критически к получаемым реактивам и приборам, ибо для этого нет времени, а часто нет и специальных знаний.
Конечно, нет возможности и необходимости дать в журнале отчёт буквально обо всём, что появляется на рынке, но это будет сделано по отношению к реактивам и приборам, заслуживающим внимания и представляющим какой-либо практический интерес.
При подобной постановке дела, мне думается, выигрывают обе стороны. Читатель знакомится со свойствами всего выдающегося и появляющегося в данное время, а продавец может критически отнестись к массе делаемых предложений.
Чрезвычайный интерес, высказанный обществом к моим сообщениям по фотографии в натуральных цветах, и вместе с тем множество обращённых по этому предмету вопросов, убедили меня в том, что наступило время ознакомить фотографическую публику с различными способами получения цветных многокрасочных изображений, почему я и начал писать руководство по этому вопросу ещё в прошлом году, не предвидя совершенно возможности издания журнала. Руководство должно было выйти отдельным изданием. В настоящее время я изменяю своё намерение, и руководство будет печататься в журнале, ибо таким путём оно непосредственно попадёт в те руки, для которых предназначалось.
Как уже я сообщал, в каждом № журнала будет дано художественно выполненное приложение в красках, воспроизведённое с негативов, снятых мною непосредственно с натуры. Цель этого – ещё более заинтересовать читателей этой областью фотографии и дать образцы к печатаемому руководству.
Помимо цветных изображений в журнале будут появляться и однотонные воспроизведения с обычных фотографических снимков, если они представляют какой-либо интерес со стороны художественной или технической. Для успешного выполнения этой последней задачи я обращаюсь ко всем лицам, интересующимся нашим искусством с просьбой присылать в редакцию те из работ, которые по их мнению особенно интересны, указывая надписью карандашом на обороте копии, какая именно цель преследовалась в данной работе.
Помещение присылаемых копий конечно не может быть обязательным для редакции и она сама уже возьмёт то, что заслуживает особого интереса, но с другой стороны и те копии, которые почему либо не будут помещены в журнале, окажут существенную помощь, как читателям, так и редакции. Редакция, руководствуясь получаемыми результатами, будет знать, на что именно ей следует обращать внимание при составлении журнала, а читатели будут выигрывать, совершенствуясь согласно даваемым в журнале указаниям. При всём добром желании подобное дело не под силу одному лицу и только общее сочувствие такому начинанию может дать ему жизнь.
Мне хорошо известно, что у нас в России есть довольно много лиц, очень серьёзно занимающихся фотографией и фототехникой, работы которых никогда не появляются в печати и остаются таким образом неизвестными. Я обращаюсь с усерднейшей просьбой к таким лицам помочь мне создать русский фотографический журнал, в котором можно было бы найти оригинальные работы, сделанные в России. Возможно, что в начале это пойдёт тихо, но постепенно может возникнуть полемика по тому или иному вопросу, которая вызовет критику и создаст благодаря ей новые работы.
Иногда незначительная по размеру, но оригинальная работа, может иметь большую ценность и потому излишняя скромность, довольно часто встречающаяся у работающих русских людей, принесёт один вред. Мне думается, что если бы и не оказалось так много лиц, могущих мне помочь в моём начинании, то во всяком случае те, которые могут сделать это, хотя бы и в небольшом сравнительно кружке, вызовут к работе многих других.
Итак, прошу, не стесняясь кажущеюся незначительностью работы, сообщать её редакции, которая, в случае истинного интереса, представляемого статьёй, поместит её для всеобщего сведения, а если бы это оказалось невозможным по чисто техническим соображениям, даст ответ в почтовом ящике за № подписчика или под начальными буквами.
При присылке статей прошу обратить внимание на внешнюю чистоту и разборчивость рукописи. Дело в том, что наборщики, набирающие рукописи для печати, получают заработок с того количества букв, которое они успевают набрать в рабочий день и следовательно этот заработок находится в непосредственной связи с чёткостью и ясностью написанного. Надо думать, что сознательно никто не захочет сократить их заработок.
Журнал носит название «Фотограф-любитель». Мне кажется однако, что пора остановить это деление на любителей и специалистов, ибо в настоящее время из числа так называемых любителей найдётся немало лиц, ушедших далеко вперёд по сравнению с множеством профессиональных фотографов, у нас в России в особенности. С другой стороны интересы профессиональных фотографов вполне могут найти отклик на страницах журнала. Тем не менее из уважения к 16-тилетнему существованию журнала оставим его старое наименование.
Небольшое отступление от бывшего формата издания не имеет значения для количества текста и вызвано тем обстоятельством, что, давая художественные приложения не специальной бумаге, приходится придерживаться имеющегося в продаже формата этой бумаги.
С. Прокудин-Горский.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фотограф-любитель
СообщениеДобавлено: 21 мар 2016 20:57:56 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3323
Наш читатель Дмитрий любезно набрал ещё один текст.

«Фотограф-любитель» №5 1906 г.


Цитата:
Года два тому назад на одной из блестящих «пятниц» в Академии Художеств один из талантливейших артистов французского театра принёс на сцену несколько рам, с вставленными в них однотонными полотнами различных цветов и со свойственным французам юмором доказывал, что всем только кажется, будто вставлены гладкие полотна, но что каждое из них проникнуто огромным художественным смыслом и представляет картину большой ценности…
Это шарж, но не очень далёкий от действительности, в чём убеждаешься, посещая некоторые выставки, как наши, так и западные. Часто импрессионизм достигает таких размеров, что смысл картины, если можно так назвать кусок вымазанного полотна, понятен только самому художнику и то при условии, что он впадёт снова в то психическое расстройство, при котором он писал эту картину.
Говорят, что это нужно, что художество переживает известную ломку старой манеры, ищет выхода и т.д. Я не специалист и это меня, конечно, интересует, как общий вопрос, к сердцу не очень близкий, но то, что переживает сейчас фотографическое искусство, я отказываюсь понять.
Измазанный красками кусок полотна всё-таки представляет некоторый интерес, хотя бы со стороны красок, но грязный, запачканный типографской краской кусок меловой бумаги не может представить никакого интереса! Вглядываясь в эту грязь, вы видите, что было стремление что-то изобразить, но и только и, право, иной раз не поймёшь лицо ли человека представляет снимок, или ствол дерева. К несчастию подобными грязными листами меловой бумаги заполнены лучшие иностранные фотографические журналы. Если это подражание художеству с его передовым направлением, – то отсутствие красок слишком заметно и во всяком случае получается одно неприятное впечатление грязной бумаги.
Очень известные и отлично работающие фотографы при съёмке портретов иногда во время экспозиции слегка ударяли пальцем по объективу, дабы не получалось излишней неприятной резкости (выработанности) лица, но такой приём делается с большой осторожностью . Глаз наш, правда, не видит лица человека так резко, как его передаёт объектив, но он видит, всё же, не так, как передаются в настоящее время фотографические изображения – это загадочные картинки, а не фотографии.
Как в живописи, так и в фотографии могут быть новые течения и они безусловно желательны, однако должно же быть чувство меры. Истинно талантливые люди и в этом новом направлении видны тотчас, но горе в том, что, пользуясь направлением, выползла туча бездарностей, и распознать их тотчас же могут в живописи – художники, а в фотографии – фотографы, но пока до них доберётся публика, много пройдёт времени. Публика боится «направления»; «он импрессионист» - и этим всё сказано, дан патент на любую мазню. «Это новое направление в фотографии» – и нет границ грязи на меловой бумаге.
В Берлине три года тому назад была выставка художников «с новым направлением». При входе в зал бросалось в глаза полотно, на котором изображено было подобие коровы с огромным оранжевым круглым пятном и более на полотне ничего не было. Я интересовался не картиной, а публикой. Все подходили, вздыхали и в заключение говорили, что «тут что-то есть»; только одна старушка посмотрела и, отходя, сказала, «какая гадость» - и была глубоко права.
Читая недавно журналы, я натолкнулся на совет одного из «фотографических импрессионистов», который пишет, что для достижения эффектов, следует при фотографировании немного развинтить линзы объектива. Не следует ли ещё вывести линзы из одинакового их положения на оптической оси? Может быть доберёмся и до этого.
С одной стороны оптические фирмы прилагают все силы, чтобы изготовить объективы, возможно резко работающие, с другой художники-фотографы стараются уничтожить эти свойства. Я не могу понять зачем портить объективы.
Фототехника, имея в виду придать в некоторых случаях, напр. при портретной фотографии, мягкость изображению, приготовила для этого специальные бумаги и дала новые процесс, как напр. гуммиарабиковый – во многих случаях превосходно приложимый. Бумаги с очень грубым зерном тоже имеют целью смягчать резкость изображения. При умелой копировке тоже можно дать мягкость изображению, но ведь на приложениях к фотографическим журналам за последние два, три года мы видим не мягкость изображения, а копию с очень сильно выведенного из фокуса изображения. Быть может хотят показать индивидуальность понимания сюжета – не воспроизводить природу как она есть, а так как она кажется? Но ведь это неправда, ибо никому природа не кажется так, как её изображают многие фотографические приложения к журналам. О публике не заботятся – она должна наслаждаться грязными листами меловой бумаги и платить деньги. Меня очень забавляет вопрос о том, как вывернутся из этой истории господа фотографы «с направлением»? Быть может год от году будут немножечко прибавлять в резкости при фотографировании, думаю, что другого выхода нет, ибо это не живопись, где из всей мазни в конце концов что-нибудь да выйдет. Грязь осядет на дно, отбракуется, так сказать, и жидкость примет кристально-чистый вид, но быть может с лучшим оттенком, чем ранее. Фотография, всё-таки, надо сознаться, искусство протокольного характера. Правда, и тут талант скажется сильно и до некоторой степени возможна индивидуальность, напр. в выборе точки зрения, что немногим даётся, в умении воспользоваться положением облаков при съёмке ландшафтов, в умении проявить изображение так, чтобы оно согласовалось с действительностью и т.д., но конкуренция с живописью в полном смысле, т.е. в разыскивании «направления» достаточно наивное занятие.
Интересно было бы посмотреть на заказчика, если бы профессиональный фотограф преподнёс ему дюжину портретов, сделанных по примеру работ фотографов «с направлением». Не подлежит сомнению, что такому фотографу пришлось бы переделывать сделанные портреты, чтобы удовлетворить заказчика.
У нас в России пока не заметно стремления к «направлению» в фотографии. Русский человек всё-таки искреннее и как-то стыдится назвать грязную бумагу художественной фотографией, а иностранцам, полагаю, придётся пятиться назад – дальше идти некуда.
Берлин.
С. Прокудин-Горский


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фотограф-любитель
СообщениеДобавлено: 24 мар 2016 19:44:07 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3323
Наш читатель Дмитрий набрал очередной текст.

Фотограф-любитель; №8, 1906 г.

Цитата:
Австрийский Рейхсрат, в заседании, бывшем 18 июня 1906 года, отклонил причисление фотографии к ряду ручных ремёсел и признал фотографию свободной отраслью искусства.
Для того, чтобы вполне оценить значение этого факта, надо знать, что в Австрии ремёсла подчинены некоторым узаконениям, в силу которых каждый ремесленник должен пробыть предварительно три года учеником.
Причиной к разработке вышеупомянутого вопроса Рейхсратом послужило то обстоятельство, что целая группа фотографов обратилась для выяснения того, считать ли фотографию свободным искусством, как напр. живопись, или она есть обыкновенное ремесло.
Решение Рейхсрата, конечно, весьма важно во многих отношениях, но особенно ценно то, что оно поднимает достоинство фотографов.
В большинстве случаев мне очень мало приходится иметь дело с профессиональными фотографами, которых, главным образом, затрагивает решение австрийского Рейхсрата и потому не берусь судить насколько воспрянут они все духом от сознания, что причислены к свободным художникам, но думаю, что будут такие, которых это сознание заставит с большим интересом и вниманием относиться к своему искусству.
В чём же именно заключается это внимательное отношение в фотографической работе?
У нас в России для открытия фотографии не требуется никаких специальных познаний при получении разрешения; всякий работает так, как ему заблагорассудится, и публике предоставлено самой выбирать между множеством фотографов тех, к которым можно относиться с доверием в смысле понимания искусства. Надо сказать правду, что публика довольно правильно сортирует господ фотографов и, если одни завалены работой за сравнительно высокую цену, то другие сидят без куска хлеба и часто принуждены закрывать свои ателье.
Если внимательно присмотреться к избранникам публики, то мы увидим, что почти без исключений это всё лица, следящие за каждым шагом фотографического искусства и развивающие своё дело не заманчивыми рекламами вроде подарков за известное количество фотографий, а привлекающие публику добросовестны отношением к искусству.
Всё новое, появляющееся, как на фотографическом рынке, так равно и в фотографической литературе, совершенствующее искусство фотографирования, испытывается немногими фотографами, действительно интересующимися своим делом. Уже это одно обстоятельство даёт им огромный перевес над остальной массой. Личный вкус, постоянная наблюдательность над человеческим лицом, образование общее и специальное по фотографии ставят таких людей в исключительное положение.
Если мы вернёмся к старому времени, когда фотография была достоянием очень немногих специалистов, то увидим, что люди эти не только занимались фотографированием, но и внесли немало вкладов в научную и художественную сторону фотографии. Мало того, они находили время обучать других и настолько серьёзно относились к этому обучению, что вышедшие из их рук работники ещё и по сей час могут служить украшением любой мастерской. Действительно, много труда выпало на долю этих пионеров нашего искусства. Конкурировать с такими работниками множеству нынешних фотографов и думать было нечего.
Теперь дело обстоит совершенно иначе.
К услугам фотографов имеется весьма солидная литература по всевозможным отраслям фотографии. Создался целый штат учёных, разрешающих разнообразнейшие вопросы и публикующих свои исследования для всеобщего пользования. Имеется огромная периодическая литература. Все данные для того, чтобы совершенствоваться с наименьшей затратой времени, труда и денег. А между тем если собрать статистические сведения, какое число существующих в настоящее время в России фотографов профессионалов хотя бы до некоторой степени пользуются услугами науки и литературы, то получится цифра, выражающаяся в долях процента.
Нельзя себе представить, что фотографы все почти поголовно безграмотны и вполне невежественны. Есть довольно много людей развитых и более или менее образованных, хотя бы до степени знания четырёх классов гимназии.
С другой стороны, чтобы немного следить за прогрессом фотографии, нет нужды в больших средствах, и небольшая затрата на это вполне может окупиться такими сведениями, которые избавят от излишней траты денег, при неимении этих сведений. Наконец, прямая выгода должна бы заставить относиться иначе, чем это делается в большинстве случаев – публика всё равно отбракует.
Мне довольно часто приходилось слышать жалобы на безработицу, особенно провинциальных фотографов, между тем в тех же местах находились фотографы, заваленные работой. Стоило посмотреть на витрины жалующихся, чтобы тотчас понять, почему нет работы. Не говоря уже о художественности освещения и монтировке, посмотрите, во что обращено человеческое лицо. Это, в лучшем случае, какой-то блин, иногда украшенный флюсом. То, что можно было бы простить 50 лет назад, в данное время не может заслуживать никакого оправдания.
Огромное понижение цены в ущерб качеству работы, равным образом не помогло и мы видим, что работы не у тех много, кто делает её за гроши, а у тех, кто следит за прогрессом и применяет его в деле.
Так всегда было и так всегда будет.
Как протест подобному безобразному отношению к делу за последние года было несколько судебных процессов, возникших вследствие полного несходства снимавшегося с фотографией.
Можно возразить, что публика наша не дозрела до понимания художественности в фотографии, но я же и не говорю о художественности, а о самой обычной добросовестности. От блинообразного лица без всяких полутонов до художественности ещё очень далеко.
Что касается до незрелости публики, то в этом виноваты отчасти сами господа фотографы, держащие её в созерцании таких образцов фотографического искусства, от которых скоро не созреешь. Для того, чтобы развивать публику, надо развиваться самим в своей специальности.
Я никогда не забуду инцидента, случившегося в фотографическом отделе Императорского Русского Технического Общества, когда из огромного большинства фотографов, приглашённых Отделом на конкурс по фотографированию портретов, пожелало принять участие, насколько помнится, трое лиц.
Конкурс, конечно, не состоялся, а за лучшую работы ведь присуждалась золотая медаль и не фиктивная, а самая настоящая. Это с достаточной ясностью демонстрирует уверенность в силах и знаниях. Тут надо было показать и личный вкус, и умение обращаться с техникой фотографирования.
Жалуются ещё, что множество любителей отбивают практику у фотографов. А я скажу, что многим фотографам не мешало бы поучиться у некоторых любителей.
Итак, господа фотографы России, фотография признана свободным искусством, а не ремеслом, и хотя это произошло не в России, но ничто не мешает Вам гордиться таким признанием. Австрия – страна, где фотография имеет в научном отношении блестящую постановку и потому, если Австрийский Рейхсрат причислил фотографию к разряду свободных искусств, то сделал это не только вполне сознательно, но и для всех причисляющих себя к этому искусству вполне авторитетно, ибо имел за собой научную почву.
Признавая фотографию свободным искусством Рейхсрат тем самым как бы налагает нравственную ответственность за добросовестное отношение к этому делу.
Фотограф, желающий иметь и работу и имя, сам должен знать не только своё дело, но и следить за наукой и литературой его, иначе толку не будет. Надеяться на одних мастеров ещё недостаточно и смотреть на фотографию с точки зрения только коммерческого предприятия по нынешним временам не приходится. Русская и отличная пословица «что посеешь, то и пожнёшь», применима в данном случае не с меньшим правом, как и во многих других.
Что художником в фотографии быть можно, мы видим по работам немногих выдающихся фотографов и они по справедливости заслуживают внимания публики и всегда будут его иметь, ибо работают сами и следят за наукой и литературой. Эти фотографы имею право называться фотографами-художниками и я думаю для них постановление Австрийского Рейхсрата особенно приятно.
С. Прокудин-Горский


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 79 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB