Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 20 окт 2017 10:40:53
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 04 апр 2016 12:31:55 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Сначала хотел накапливать этот материал в теме "Обобщение результатов работы проекта", но сегодня решил, что всё-таки лучше выделить в отдельную тему, потому что постоянно идёт сбор и дополнение.

Ещё 24 сентября 2014 г. мы сделали обзор на тему "Кому и где Прокудин-Горский демонстрировал свои снимки": http://oldcolor.livejournal.com/163196.html

Теперь возникла идея обобщить все отзывы о демонстрациях снимков Прокудина-Горского. Их не так уж и мало (кстати, нет ни одного отзыва о демонстрации цветных фильмов ПГ до 1921 г.).
Интересуют перечни показанных сюжетов, реакция и впечатления зрителей, а также другие детали показов.
К сожалению, многие газетные и журнальные сообщения не вполне объективны, так как явно надиктованы самим ПГ.

1905.07. Заметка о Прокудине-Горскому в «Фотографе-любителе»
«ФОТОГРАФ-ЛЮБИТЕЛЬ», №7 (июль), 1905 стр. 258-259

Цитата:
С. М. Прокудин-Горский эту зиму восхищал не только Петербург, но и Москву своим не одним, а десятками таких снимков: Кавказа, Средней России, Финляндии, осенних видов, столь разнообразных по цвету листвы, показав этим, насколько он освоился с трехцветной съемкой и какие возможно получить эффекты, передавая в цветах природу. Мы смело можем сказать, что ученик д-ра Миете по этого рода съемке не уступает теперь своему учителю в работе.


"Вестник фотографии" 1908, №6, с. 176: «Необычайное впечатление произвели на членов Г[осударственной] Д[умы] и Г[осударственного] С[овета] фотографии в истинных цветах, проектировавшиеся на экране С. М. Прокудиным-Горским» (это было на 1-й выставке фотографических произведений для членов Госдумы и Госсовета, сообщение Карелина А. А.).

1910.11.04 Протокол заседания Ученого совета Педагогического музея
Педагогический музей военно-учебных заведений (Петроград), Яков Лазаревич Барсков, Г. А. Верещагин. 1914 г. Издание музея.
17. О пригодности для учебных целей фотографических снимков в натуральных цветах различных местностей России С. М. Прокудин-Горского («За 1910—11 уч. г.», вып. V.

Цитата:
В общем совещание пришло к следующим заключениям относительно значения коллекции г. Прокудина-Горского, как средства обучения: 1) в настоящее время у нас нет по родиноведению ничего лучшего образцов, представленных г. Прокудиным-Горским; 2) снимки его настолько хороши, что трудно предположить, чтобы в недалеком будущем явилось им на смену что-нибудь более совершенное.
Mнeниe П. Енько:
Что касается до выполнения, то трехцветная проекции слишком трудна, для обширного применения. Может быть можно бы было образовать поездки с такими аппаратами по разным городам, но едва ли постоянные учреждения будут окупать расходы. Притом. если даже в воскресенье общий тон картины был красный (6елый цвет был ясно розовый), то еще труднее рассчитывать на правильную передачу красок лицами менее опытными.


Туркестанскiй курьеръ, №47. 1 марта 1911 г.
В номере 47 от 1 марта 1911 года "Туркестанского курьера" на стр. №3 помещена следующая заметка:

Цитата:
«Цветная фотография. В воскресенье 27 февраля в театре «Хива» профессором С.-Петербургского технологического института Императора Николая I С. М. Прокудиным-Горским сделано было сообщение об изобретенной им цветной фотографии.
Начало первого отделения было посвящено детальному объяснению способа фотографирования в естественных цветах, а затем профессор С. М. Прокудин-Горский демонстрировал виды, снятые при помощи изобретенной им цветной фотографии.
Поразительно красивы виды Урала, коим была посвящена значительная часть интересного во всех отношениях сообщения. Каждый вид сопровождался популярным объяснением. Очень жаль, что на этих демонстрациях почти отсутствовала учащаяся молодежь. Присутствие последней было бы желательно во всех отношениях. Зрительный зал театра «Хива» был почти полон. На сообщении присутствовал его высокопревосходительство главный начальник края генерал А.В.Самсонов.».


Нижегородский дворянский ин-т. Отчет о состоянии Нижегородского дворянского института императора Александра II. - Нижний Новгород, 1886-1916. - 31 т.; 21-26.
... за 1911-1912 учебный год : 28-й год изд. / Сост. препод. Ин-та Э.А. Аллендорфом. - 1912.
Стр.: 159
Изображение
Очевидно, речь идёт о выступлении ПГ на Втором Менделеевском съезде.

В марте 1918 года в Эрмитаже проводились показы работ С.М. Прокудина-Горского. На одном из показов выступил нарком просвещения А.В.Луначарский, который рассказал о значении фотографии в жизни общества. Подобные показы продолжались несколько дней. “ Насколько велик интерес публики к таким вечерам, – писал журнал “Фотографические новости” (1918, №3),- может свидетельствовать посещаемость этих вечеров; например, на последнем вечере, 31 марта, присутствовало более двух тысяч человек!”

Отдельно можно составить список отзывов, не связанных с конкретными показами.
Например, по выражению В. И. Срезневского, снимки Прокудина-Горского были «венцом фотографии в натуральных красках» (Морозов С.А. Русская художественная фотография. М., 1955).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 сен 2017 17:31:26 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Что-то такого не припомню: http://electro.nekrasovka.ru/page/3710/7
О самом событии прекрасно известно, оно есть в хронологии, а вот текст отчёта как-то прошёл мимо.

Фотограф-любитель, № 7 за 1908 год:

Цитата:

Четырехдневная выставка произведеній художественной фотографіи въ залахъ Императорской Академіи Художествъ.

...
Научная фотографія была иллюстрирована любезно одолженными Воздухоплавательнымъ паркомъ снимками съ воздушныхъ шаровъ, кол­лекціями Ѵ-го Отдѣла, Петербургскаго «Фотогра­фическаго Общества, G. М. Прокудинъ-Горскаго. Примѣненіе фотографіи къ воспроизведенію кар­тинъ было демонстрировано превосходными ра­ботами фирмъ: Вильборгъ и Голике и Прокудинъ-Горскаго. Въ ряды произведеній фотографіи, представ­лявшихъ по истинѣ художественныя картины, за 29-го мая вечеромъ выставка была открыта для представителей печати и вслѣдъ за осмотромъ выставки была сдѣлана репетиція показанія на экранѣ съ необходимыми объясненіями фото­графій—картинъ въ натуральныхъ краскахъ и новѣйшихъ драматическихъ и художественныхъ произведеній кинематографа. Первыя были пока­заны С. М. Прокудинъ-Горскимъ при содѣйствіи его помощника А. А. Евдокимова.
...
Всѣмъ приглашен­нымъ были разосланы изящные почетные билеты съ фотографическимъ снимкомъ въ натуральныхъ цвѣтахъ на каждомъ.Къ назначенному часу начали собираться по­четные гости. Ихъ встрѣчали по очереди члены Совѣщанія и объясняли выставку по группамъ, начиная съ картинъ Карелина до новѣйшихъ цвѣтныхъ фотографій и научныхъ примѣненій.Въ 8 1/2 часовъ вечера всѣ присутствующіе были приглашены въ залу, гдѣ былъ установленъ огромный экранъ. Всѣхъ гостей было до 700. Къ сожалѣнію засѣданіе по Амурской дорогѣ въ Государственномъ Совѣтѣ и въ Государственной Думѣ не позволили нѣкоторымъ гостямъ остаться долго, другіе могли пріѣхать позже начала. Въ виду этого устроителямъ пришлось измѣнить первоначальную программу и раздѣлить показаніе на 3 части, чтобы какъ первые, такъ и вторые почетные гости могли видѣть обѣ послѣднія сту­пени, до которыхъ возвышалась фотографія — фотографическія художественныя картины въ на­туральныхъ цвѣтахъ и фотографическіе разсказы (Кино).Показательный вечеръ начался съ объясненіяА. А. Карелина. Онъ изложилъ цѣль его, выра­зилъ признательность представителямъ И. А. Ху­дожествъ за содѣйствіе, и привѣтствіе гостямъ, отвѣтившимъ на приглашеніе личнымъ при­бытіемъ.В. И. Срезневскій изложилъ программу ве­чера, назначеннаго для нагляднаго доказатель­ства положеній о защитѣ авторскаго права фото­графа, выставляемыхъ Совѣщаніемъ. Указавъ на творческій актъ въ созданіи фотографіи-картины, какъ изображенія момента, независимо отъ спо­соба его реализаціи, указавъ па стремленіе до­стигнуть наибольшей правды, силы и художе­ственности, подобно живописи, скульптурѣ, до­кладчикъ отмѣчалъ право на защиту правъ иниціа­тора идеи и на легкость похищенія этой идеи путемъ той же фотографіи. Вся выставка пред­ставляетъ рядъ картинъ—моментовъ жизни, при­роды, но въ обработкѣ, въ выборѣ, въ созданіи момента лежитъ интеллектуальная дѣятельность духа человѣческаго и она требуетъ законной защиты отъ грубой силы въ обезпеченіе общаго прогресса.Кинофотографическая лента, носящая въ себѣ тысячи изображеній, есть гоже продуктъ творче­ства и представляетъ рядъ быстросмѣняющихся моментовъ,—какъ въ самой жизни, какъ въ литера­турномъ, драматическомъ или музыкальномъ про­изведеніи, изображающемъ также жизнь, и дви­женіе души. И контрафакція ленты, и публичное воспроизведеніе ея не можетъ быть поощряемо за­кономъ во вредъ автору. Показаніе на экранѣ началось съ того, что составляетъ, какъ выразился В. И. Срезневскій, вѣнецъ современной фотографіи, гордость рус­скаго человѣка, ибо этотъ вѣнецъ, фотографія въ натуральныхъ краскахъ, въ томъ совершне- ствѣ, котораго она достигла, связана съ русскимъ именемъ—С. М. Прокудинъ-Горскаго. Показаніе картинъ—фотографій, послѣдовав­шее за симъ, было дѣйствительно верхомъ со­вершенства. Наилучшія техническія условія, въ которыхъ было произведено проектированіе, постоянный электрическій токъ, представили кар­тины— фотографіи С. М. Прокудинъ-Горскаго во всемъ величіи правды. Онѣ произвели на гостей весьма сильное впечатлѣніе и собраніе то и дѣло сопровождало демонстрированіе картинъ взрывомъ рукоплесканій. С. М. ГІрокудинъ-Горскій давалъ краткія объясненія нѣкоторыхъ тех­ническихъ особенностей воспроизведенія и по­казалъ отдѣльныя составныя части цвѣтныхъ кар­тинъ, соотвѣтственно участкамъ спектра, и ком­бинаціи частей.
....
Третья часть вечера послѣ перерыва, когда присутствовавшіе снова осматривали выставку въ сосѣднихъ залахъ, заключалась въ показаніиС. М. ІІрокудинъ-Горскимъ его новѣйшихъ кар­тинъ-снимковъ изъ путешествія въ Италію и въ Туркестанъ. Между археологическими сним­ками была показана замѣчательная древняя ваза, сохраняющаяся въ Эрмитажѣ, цвѣта которой про­падаютъ. Запечатлѣніе ея цвѣтною фотографіею даетъ возможность сохранить документально цвѣта ея на вѣки и во всякое время воспроиз­вести ихъ комбинаціею лучей спектра, остаю­щихся неизмѣнными. Большой научный интересъ представили также цвѣтные снимки украшеній на Туркестанскихъ храмахъ и зданіяхъ, погиб­шихъ при землетрясеніи.Такіе снимки наилучшимъ образомъ опровергали основание законопроекта Министра Юстиции о кратковременности интереса фотографии, не заслуживающей якобы долголетнего авторского права.
Высокохудожественые картины на всей выставке и демонстрированные на экране цветные изображения и кинограммы служили лучшим доказательством ложности другого основания законопроекта о механическомъ характерѣ фото­графическаго изображенія. Показательный вечерь, устроенный въ И. Ака­деміи Художествъ, судя по отзывамъ многихъ присутствовавшихъ, оказалъ существенную по­мощь для разъясненія поданной въ Думу Записки и устроители выставки и вечера удостоились отъ почетныхъ гостей благодарности.
В...скій.


Относительно личности автора есть только одно предположение, из нашего справочника "Окружение...":
Цитата:
Веселовский, Николай Иванович (1849–1918, Петроград), профессор, глава Императорской Археологической Комиссии. Оказывал научное содействие в организации фотоэкспедиций Прокудина-Горского


Хотя, судя по манере, к тексту приложил руку и сам Прокудин-Горский.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB