Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 26 сен 2017 00:03:58
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 79 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 06 май 2012 19:19:43 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 июл 2011 19:38:54
Сообщения: 134
Может быть, ссылка известна, но на всякий случай выкладываю:
13 (26) декабря 1914 года, «Синефоно»: …Петроград. На днях открыло свои функции… акционерное общество «Биохром», известное в коммерческих, промышленных и литературных кругах многочисленными предприятиями, функционирующими под разными фирмами. Порукой солидному ведению дела служат имена главных акционеров Общества: нефтяные короли Манташев, Лианозов, князь Челокаев, Белозерский и другие.
На первых порах… Общество… скупило все патенты известного изобретателя Прокудина-Горского, а также некоторые английские патенты… к эксплуатации которых оно приступит в недалеком будущем… Летом решено построить на юге России большой павильон для производства собственных съёмок.
Идея организации при о-ве «Биохром» кинематографического отдела принадлежит П.А.Юршевицу, который остается работать в организованном деле. (автор заметки — И.Е.Хейхфиц).
В. К.: «Сине-фоно», 1914, № 4-5, с. 38.

http://www.rudata.ru/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%BE%D0%BC


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 июл 2012 19:57:02 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 июл 2011 19:38:54
Сообщения: 134
В начале 1915 года в Санкт-Петербурге было основано Общество возрождения художественной Руси (далее ОВХР), которое ставило своей основной задачей сохранение и популяризацию культуры, литературы и искусства допетровской Руси. Его деятельность была тесно связана со строительством Федоровского городка в Царском Селе, строящегося в традициях древнерусского зодчества: многие из инициаторов строительства городка были учредителями ОВХР. Структуру обществ составляли "разряды" (отделы), каждый из которых занимался своими вопросами.
Одним из способов популяризации старины участники Общества видели в организации публичных лекций и введения курса истории искусства в школах с показом диапозитивов. На одном из заседаний Общества постановили составить список памятников для съемок и после этого заказать диапозитивы. Примечание: "Для проекции на экране сущесвуют 3 способа: 1. Прокудина-Горского, при котором цветная проекция получается на экране с 3-х диапозитивов 2. проектирование при помощи 1-цветных диапозитивов системы Люмьера и, наконец, 3. проектирование без диапозитивов (эпидиаскоп)". Отмечено, что способо ПГ очень дорогостоящ, но все 3 способа могут быть применены.
Далее, по-видимому, последовали переговоры, и 10 марта 1916 г. Прокудин-Горский на общем собрании ОВХР демонстрировал свои снимки памятников древнерусского искусства. Он стал действительным членом Общества.
ОВХР занималось издательской деятельностью, в том числе и по выпуску открыток, но открытки со снимками ПГ выпускать не планировалось.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 июл 2012 11:17:14 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3302
Решил проверить сведения о научных мероприятиях, организованных Рерихом, на предмет участия в них Прокудина-Горского.
Особые надежды были на XV Археологический съезд в Новгороде 22 июля - 5 августа 1911 г., однако ПГ (как и Рериха) не оказалось среди его участников: http://www.reglib.natm.ru/newsite/index ... -novgorode
Возможно, из-за съемок в Костроме. Ростов ПГ закончил снимать 27 июля, т.е. он в любом случае не успевал на первую половину съезда.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 авг 2012 17:03:31 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 15 апр 2011 17:07:19
Сообщения: 315
Поздравлю всех участников и гостей Международного научного проекта "Наследие С.М.Прокудина-Горского" со 149-ой годовщиной со дня рождения пионера российской цветной фотографии. Наступает юбилейный год, который, я уверен, принесет нам новые интересные открытия!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 11 сен 2012 10:40:48 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 июл 2011 19:38:54
Сообщения: 134
Nataly писал(а):
В начале 1915 года в Санкт-Петербурге было основано Общество возрождения художественной Руси (далее ОВХР), которое ставило своей основной задачей сохранение и популяризацию культуры, литературы и искусства допетровской Руси. Его деятельность была тесно связана со строительством Федоровского городка в Царском Селе, строящегося в традициях древнерусского зодчества: многие из инициаторов строительства городка были учредителями ОВХР. Структуру обществ составляли "разряды" (отделы), каждый из которых занимался своими вопросами.
Одним из способов популяризации старины участники Общества видели в организации публичных лекций и введения курса истории искусства в школах с показом диапозитивов. На одном из заседаний Общества постановили составить список памятников для съемок и после этого заказать диапозитивы. Примечание: "Для проекции на экране сущесвуют 3 способа: 1. Прокудина-Горского, при котором цветная проекция получается на экране с 3-х диапозитивов 2. проектирование при помощи 1-цветных диапозитивов системы Люмьера и, наконец, 3. проектирование без диапозитивов (эпидиаскоп)". Отмечено, что способо ПГ очень дорогостоящ, но все 3 способа могут быть применены.
Далее, по-видимому, последовали переговоры, и 10 марта 1916 г. Прокудин-Горский на общем собрании ОВХР демонстрировал свои снимки памятников древнерусского искусства. Он стал действительным членом Общества.
ОВХР занималось издательской деятельностью, в том числе и по выпуску открыток, но открытки со снимками ПГ выпускать не планировалось.


В связи с обнаруженными сведениями о членстве ПГ в Обществе возрождения художественной Руси мною были проработаны документы фонда ОВХР в РГИА. Хотелось найти что-то необычное, говорящее о новой грани его творческой биографии, но оказалось, что документы фонда проливают очень мало света на деятельность фотографа в 1915-1917 гг. На самом деле его членство в ОВХР было чисто номинальным. Он не был учредителем Общества и был впоследствии приглашен в члены. А таких приглашенных, практически не принимавших участие в работе Общества, были сотни. Общество за весь краткий период своего существования 1915-1917 гг. так и не смогло наладить нормальную работу, занималось лишь немного издательской деятельностью и в основном теоретической работой и налаживанием контактов. «Прожектов» было много, и одним из них и стал Прокудин-Горский.
Наверное, самым интересным аспектом сотрудничества ПГ и ОВХР является история их «знакомства», т.е. кто именно рекомендовал фотографа в Общество. Честно говоря, поначалу я не сомневалась, что это был помощник председателя князь М.С. Путятнн, с которым ПГ мог познакомиться во время сотрудничества по издательским делам в Комитете для устройства празднования 300-летия Дома Романовых. Однако оказалось, что имя ПГ впервые прозвучало в Обществе 20.05.1915 г. на 4-м заседании Совета ОВХР. Речи шла об издании открыток по рисункам художника Плотникова, и архитектор В.В. Суслов и историк искусства А.В. Прахов посчитали, что в этом деле лучше бы обратились «к замечательным цветным светописным снимкам С.М. Прокудина-Горского с памятников старины». Однако это предложение осталось без комментариев и общего решения Совета.
Спустя 10 дней о ПГ рассказал членам ОВХР археолог, историк искусства Василий Тимофеевич Георгиевский. На 1-м заседании Разряда хождения по Руси и собирания художественных памятников, состоявшемся 30 мая 1915 года, он выступил с предложением «приобрести ряд диапозитивов из огромного собрания Борщевского, и равно обратиться к С.М. Прокудину-Горскому, у которого, по всей вероятности, имеются, помимо диапозитивов, светописные и даже цветные отпечатки». Это предложение возникло в связи с организацией Разрядом публичных лекций. Опять-таки не найдено сведений, пошло ли в ход данное предложение.
В начале 1916 года в программе «Ознакомление с нашими памятниками искусства в средней школе», которую председатель ОВХР Ширинский-Шихматов вынес на рассмотрение Разряда художественного и издательского, упоминался ПГ. ОВХР хотело ввести уроки истории искусства в школах, для которых нужны были диапозитивы. Предложение Ширинского-Шихматова было следующим: «Когда список желательных памятников русской художественной старины будет окончательно установлен, заказать стекла для цветной проекции на экране со всех выбранных памятников. Примечание. Для проекции на экране существуют 3 способа: 1. Прокудина-Горского, при котором цветная проекция получается на экране с 3-х диапозитивов 2. Проектирование при помощи 1-цветной диапозитивной системы Люмьера и, наконец, 3. Проектирование без диапозитивов (эпидиаскоп). Все 3 способа могли бы быть применены и выбор того или иного способа должен быть предоставлен опыту и местным условиям». Опять-таки реализации этого проекта не последовало.
На собрании Совета 10.02.1916 года шла речь об устройстве общего собрания членов ОВХР для знакомства друг с другом. Было предложено (к сожалению, не указано, кем именно) устроить на этом собрании показ ПГ «при посредстве отдиоскопа различных предметов древнерусского искусства с соответствующим пояснительным чтением». Постановили обратиться к ПГ с соответствующим предложением.
Оглашение заявление о вступлении ПГ в ОВХР состоялось на том же заседании Совета 10.02.1916 г., на следующем заседании он был избран 03.04.1916 (обычная практика: оглашались заявления, члены Общества думали, и на следующем заседании голосовали). ПГ не был причислен к какому-либо определенному разряду. Предложен к избранию ПГ был Ширинским-Шихматовым и Путятиным. Возможно, это была их идея пригласить его устроить на общем собрании показ диапозитивов.
03.03.1916 г. Путятин встречался с ПГ: «С Прокудиным виделся и советовался – все понимает и чувствует правильно. Представление обещает быть очень занятным». 10.03.1916 г. в помещении Русского Собрания состоялся показ «световых изображений снимков с памятников древнерусского художественного творчества» ПГ. По-видимому, за эту демонстрацию снимков Ширинский-Шихматов в марте 1916 г. просит казначея ОВХР П.И. Варламова «уплатить по счету С.М. Прокудина-Горского 100 руб. 65 коп.» Счет в делах не сохранился.
Какой можно сделать из этого вывод? Участия в делах ОВХР ПГ практически не принимал. Интересно, платил ли он взносы? Руководство ОВХР видело в ПГ перспективного фотографа для сотрудничества, но что-то не сложилось. Ведь после вступления ПГ в ОВХР и показа Общество работало целый год, и за это время – ни одного упоминания имени ПГ в делах! Либо ПГ был занят чем-то более для себя интересным, либо не увидел для себя выгоды в сотрудничестве с ОВХР, а может, и то, и другое.

Может быть, имеет смысл просмотреть книги Георгиевского на предмет наличия в них снимков Прокудина-Горского?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 11 сен 2012 13:12:26 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 15 апр 2011 17:07:19
Сообщения: 315
Уважаемая Nataly!
В соседней ветке, в рубрике "Игра в загадки", этим летом состоялась интересная дискуссия с господином Ours-ом. Вы можете сами посмотреть дискуссию начиная со стр. 3 рубрики. viewtopic.php?f=3&t=17&start=20 и далее до 5 страницы.
В своем первом посте господин Ours написал следующее:
Ours писал(а):
-- Зачем, по чьей протекции, на самом деле Красный Крест заказал ПГ четыреста с лишним российских снимков? И почему после, со скандалом, отказался принять заказ? Куда, тем не менее, делись все эти стёкла?

Вы как-то можете прокомментировать это сообщение?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 11 сен 2012 16:29:17 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3302
Приветствую, Наталья! Спасибо за Ваше исследование и интересную информацию. А какие книги были у Георгиевского в то время?
Что касается князя Путятина, то с ним ПГ был хорошо знаком уже к 1909 г., поскольку именно он содействовал знакомству фотографа с царской семьёй. В своих мемуарных записках ПГ сообщает:
Цитата:
За всё это время очень большую помощь оказывал мне князь Путятин живо интересовался вопросом и возможностью применения моего способа к воспроизведению в натуральных цветах различных древних и нов., но ценных памятников русской старины.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 11 сен 2012 17:06:34 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3302
Vyacheslav писал(а):
Приветствую, Наталья! Спасибо за Ваше исследование и интересную информацию. А какие книги были у Георгиевского в то время?
Что касается князя Путятина, то с ним ПГ был хорошо знаком уже к 1909 г., поскольку именно он содействовал знакомству фотографа с царской семьёй. В своих мемуарных записках ПГ сообщает:
Цитата:
За всё это время очень большую помощь оказывал мне князь Путятин живо интересовался вопросом и возможностью применения моего способа к воспроизведению в натуральных цветах различных древних и нов., но ценных памятников русской старины.


Насчёт снимков ПГ в книгах Георгиевского - есть такое дело.
Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский: [Путев.]. СПб., 1913
Там почти все иллюстрации сделаны с фотографий Прокудина-Горского, только они почему-то напечатаны в черно-белом варианте, наверное из-за бюджетности.
Но самое удивительное - авторство ПГ в книге нигде не указано!
Как раз про это издание шла речь в фонде Романовского юбилейного комитета в РГИА, о рассылке его экземпляров по всей России.
Очевидно, ПГ получил хороший гонорар и упоминание его авторства в книге ему было безразлично.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 сен 2012 09:58:50 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 июл 2011 19:38:54
Сообщения: 134
Vyacheslav писал(а):
Vyacheslav писал(а):
Приветствую, Наталья! Спасибо за Ваше исследование и интересную информацию. А какие книги были у Георгиевского в то время?
Что касается князя Путятина, то с ним ПГ был хорошо знаком уже к 1909 г., поскольку именно он содействовал знакомству фотографа с царской семьёй. В своих мемуарных записках ПГ сообщает:
Цитата:
За всё это время очень большую помощь оказывал мне князь Путятин живо интересовался вопросом и возможностью применения моего способа к воспроизведению в натуральных цветах различных древних и нов., но ценных памятников русской старины.


Насчёт снимков ПГ в книгах Георгиевского - есть такое дело.
Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский: [Путев.]. СПб., 1913
Там почти все иллюстрации сделаны с фотографий Прокудина-Горского, только они почему-то напечатаны в черно-белом варианте, наверное из-за бюджетности.
Но самое удивительное - авторство ПГ в книге нигде не указано!
Как раз про это издание шла речь в фонде Романовского юбилейного комитета в РГИА, о рассылке его экземпляров по всей России.
Очевидно, ПГ получил хороший гонорар и упоминание его авторства в книге ему было безразлично.



Думаю, что можно посмотреть в следующих книгах Георгиевского: "Древнерусское шитье в ризнице Троице-Сергиевой лавры" (1914) и "Фрески Панселина в в Протате на Афоне" (1914). В последней есть 3-цветные снимки "по способу Люмьера". Уж не Прокудин ли Горский научил Георгиевского этому способу?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 сен 2012 10:06:51 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 июл 2011 19:38:54
Сообщения: 134
v_v_d писал(а):
Уважаемая Nataly!
В соседней ветке, в рубрике "Игра в загадки", этим летом состоялась интересная дискуссия с господином Ours-ом. Вы можете сами посмотреть дискуссию начиная со стр. 3 рубрики. viewtopic.php?f=3&t=17&start=20 и далее до 5 страницы.
В своем первом посте господин Ours написал следующее:
Ours писал(а):
-- Зачем, по чьей протекции, на самом деле Красный Крест заказал ПГ четыреста с лишним российских снимков? И почему после, со скандалом, отказался принять заказ? Куда, тем не менее, делись все эти стёкла?

Вы как-то можете прокомментировать это сообщение?


Дискуссию читала. Вопросы, конечно, интересные, но задаются они так, будто их автор знает на них ответы или верит в теорию большого заговора.
Я не вижу здесь никакой протекции вообще. Просто ПГ предложил, и Общине св. Евгении (это одна из подопечных Российскому обществу Красного Креста благотвртельных организаций) его предложение в условиях безвластия в Комиссии по изданиям (Бенуа ушел, оставив Комиссию на грани разорения) показалось спасительным выходом. Таких открыток еще никто не издавал, это эксклюзив, и от таких предложений не отказываются. А история с отказом от заказа, на мой взгляд, вполне внятно изложена в статье А.В. Носкова, я и никаких таинственных подоплек тут не вижу. Куда делись стекла - неизвестно. Пока. По крайней мере, в 1906 году они еще у него оставались, т.к. он печатал с них открытки.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 79 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB