Nataly писал(а):
В начале 1915 года в Санкт-Петербурге было основано Общество возрождения художественной Руси (далее ОВХР), которое ставило своей основной задачей сохранение и популяризацию культуры, литературы и искусства допетровской Руси. Его деятельность была тесно связана со строительством Федоровского городка в Царском Селе, строящегося в традициях древнерусского зодчества: многие из инициаторов строительства городка были учредителями ОВХР. Структуру обществ составляли "разряды" (отделы), каждый из которых занимался своими вопросами.
Одним из способов популяризации старины участники Общества видели в организации публичных лекций и введения курса истории искусства в школах с показом диапозитивов. На одном из заседаний Общества постановили составить список памятников для съемок и после этого заказать диапозитивы. Примечание: "Для проекции на экране сущесвуют 3 способа: 1. Прокудина-Горского, при котором цветная проекция получается на экране с 3-х диапозитивов 2. проектирование при помощи 1-цветных диапозитивов системы Люмьера и, наконец, 3. проектирование без диапозитивов (эпидиаскоп)". Отмечено, что способо ПГ очень дорогостоящ, но все 3 способа могут быть применены.
Далее, по-видимому, последовали переговоры, и 10 марта 1916 г. Прокудин-Горский на общем собрании ОВХР демонстрировал свои снимки памятников древнерусского искусства. Он стал действительным членом Общества.
ОВХР занималось издательской деятельностью, в том числе и по выпуску открыток, но открытки со снимками ПГ выпускать не планировалось.
В связи с обнаруженными сведениями о членстве ПГ в Обществе возрождения художественной Руси мною были проработаны документы фонда ОВХР в РГИА. Хотелось найти что-то необычное, говорящее о новой грани его творческой биографии, но оказалось, что документы фонда проливают очень мало света на деятельность фотографа в 1915-1917 гг. На самом деле его членство в ОВХР было чисто номинальным. Он не был учредителем Общества и был впоследствии приглашен в члены. А таких приглашенных, практически не принимавших участие в работе Общества, были сотни. Общество за весь краткий период своего существования 1915-1917 гг. так и не смогло наладить нормальную работу, занималось лишь немного издательской деятельностью и в основном теоретической работой и налаживанием контактов. «Прожектов» было много, и одним из них и стал Прокудин-Горский.
Наверное, самым интересным аспектом сотрудничества ПГ и ОВХР является история их «знакомства», т.е. кто именно рекомендовал фотографа в Общество. Честно говоря, поначалу я не сомневалась, что это был помощник председателя князь М.С. Путятнн, с которым ПГ мог познакомиться во время сотрудничества по издательским делам в Комитете для устройства празднования 300-летия Дома Романовых. Однако оказалось, что имя ПГ впервые прозвучало в Обществе 20.05.1915 г. на 4-м заседании Совета ОВХР. Речи шла об издании открыток по рисункам художника Плотникова, и архитектор В.В. Суслов и историк искусства А.В. Прахов посчитали, что в этом деле лучше бы обратились «к замечательным цветным светописным снимкам С.М. Прокудина-Горского с памятников старины». Однако это предложение осталось без комментариев и общего решения Совета.
Спустя 10 дней о ПГ рассказал членам ОВХР археолог, историк искусства Василий Тимофеевич Георгиевский. На 1-м заседании Разряда хождения по Руси и собирания художественных памятников, состоявшемся 30 мая 1915 года, он выступил с предложением «приобрести ряд диапозитивов из огромного собрания Борщевского, и равно обратиться к С.М. Прокудину-Горскому, у которого, по всей вероятности, имеются, помимо диапозитивов, светописные и даже цветные отпечатки». Это предложение возникло в связи с организацией Разрядом публичных лекций. Опять-таки не найдено сведений, пошло ли в ход данное предложение.
В начале 1916 года в программе «Ознакомление с нашими памятниками искусства в средней школе», которую председатель ОВХР Ширинский-Шихматов вынес на рассмотрение Разряда художественного и издательского, упоминался ПГ. ОВХР хотело ввести уроки истории искусства в школах, для которых нужны были диапозитивы. Предложение Ширинского-Шихматова было следующим: «Когда список желательных памятников русской художественной старины будет окончательно установлен, заказать стекла для цветной проекции на экране со всех выбранных памятников. Примечание. Для проекции на экране существуют 3 способа: 1. Прокудина-Горского, при котором цветная проекция получается на экране с 3-х диапозитивов 2. Проектирование при помощи 1-цветной диапозитивной системы Люмьера и, наконец, 3. Проектирование без диапозитивов (эпидиаскоп). Все 3 способа могли бы быть применены и выбор того или иного способа должен быть предоставлен опыту и местным условиям». Опять-таки реализации этого проекта не последовало.
На собрании Совета 10.02.1916 года шла речь об устройстве общего собрания членов ОВХР для знакомства друг с другом. Было предложено (к сожалению, не указано, кем именно) устроить на этом собрании показ ПГ «при посредстве отдиоскопа различных предметов древнерусского искусства с соответствующим пояснительным чтением». Постановили обратиться к ПГ с соответствующим предложением.
Оглашение заявление о вступлении ПГ в ОВХР состоялось на том же заседании Совета 10.02.1916 г., на следующем заседании он был избран 03.04.1916 (обычная практика: оглашались заявления, члены Общества думали, и на следующем заседании голосовали). ПГ не был причислен к какому-либо определенному разряду. Предложен к избранию ПГ был Ширинским-Шихматовым и Путятиным. Возможно, это была их идея пригласить его устроить на общем собрании показ диапозитивов.
03.03.1916 г. Путятин встречался с ПГ: «С Прокудиным виделся и советовался – все понимает и чувствует правильно. Представление обещает быть очень занятным». 10.03.1916 г. в помещении Русского Собрания состоялся показ «световых изображений снимков с памятников древнерусского художественного творчества» ПГ. По-видимому, за эту демонстрацию снимков Ширинский-Шихматов в марте 1916 г. просит казначея ОВХР П.И. Варламова «уплатить по счету С.М. Прокудина-Горского 100 руб. 65 коп.» Счет в делах не сохранился.
Какой можно сделать из этого вывод? Участия в делах ОВХР ПГ практически не принимал. Интересно, платил ли он взносы? Руководство ОВХР видело в ПГ перспективного фотографа для сотрудничества, но что-то не сложилось. Ведь после вступления ПГ в ОВХР и показа Общество работало целый год, и за это время – ни одного упоминания имени ПГ в делах! Либо ПГ был занят чем-то более для себя интересным, либо не увидел для себя выгоды в сотрудничестве с ОВХР, а может, и то, и другое.
Может быть, имеет смысл просмотреть книги Георгиевского на предмет наличия в них снимков Прокудина-Горского?