Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 17 дек 2017 17:26:03
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 299 ]  На страницу Пред.  1 ... 26, 27, 28, 29, 30  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 06 дек 2016 07:32:55 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3337
Вот не помню, было такое или нет. Нашёл на сайте РГБ:

Фотографическая выставка (5; 1898; Петербург).
Указатель Пятой фотографической выставки устроенной пятым отделом Императорскаго Русскаго техническаго общества в С.-Петербурге. 1898 [Текст]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М-ва путей сообщения, 1898. - 84 с., [14] л. ил., портр.; 25 см.

Стр. 46: http://dlib.rsl.ru/viewer/01007947921#?page=56

Прокудин-Горский указан как "фотограф-любитель", перечислены все представленные на выставке его работы, тип пластин и светофильтров.

Среди работ упомянут также снимок с акварелей художника В.П. Овсянникова "Сказка".
Напомню, что в 1898 г. Прокудин-Горский проживал в квартире Овсянникова по адресу Манежный пер., 13. В том же году Овсянников преподавал на учреждённых Прокудиным-Горским фотографических курсах.

А в начале списка идут снимки со старинных картин масляными красками из коллекции И.Я. Забельского г. Луга С.-Петерб. губ., имение "Мерево".
Вот ещё одно имя для нашего справочника "Окружение" и ещё один "прокудинский" адрес.

Из книги Ольги Набокиной и Александра Носкова "Луга и окрестности":
Цитата:
Последние владельцы меревской усадьбы - купец Иван Яковлевич Забельский и его супруга Екатерина Алексеевна, урожд. Байкова, - представляют несомненный интерес как собиратели предметов искусства: старинной мебели и картин западноевропейских мастеров. Основную часть коллекции они держали в своём петербургском доме и лишь некоторую часть - в Мереве


Деревня Мерёво находится на берегу озера Меревское на дороге из Луги в Оредеж. Если ехать по этой дороге, то это будет следующая деревня за Турово, т.е., Забельские были дачными соседями Прокудиных-Горских.
Не исключаю, что загадочный снимок Прокудина-Горского, известный по Списку 416 как "Деревенская церковь " (№351), изображает часовню в д. Мерево.
Про Мерёво есть даже статья в Википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0 ... 0%B2%D0%BE

Этот источник в очредной раз заставляет нас задуматься: кем же всё таки был в большей степени С.М. Прокудин-Горский: человеком искусства или технарём?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 дек 2016 08:44:44 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3337
Не помню, было ли такое:
Кальянов А.Ю. Новые представители предпринимательской элиты в России начала XX в.: (Кинематогр. бизнес) // Из глубины времен: Альм. /С.-Петерб. ун-т телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича. - СПб, 1996. - Вып.6. - С.22-35. - Библиогр. в примеч. [В т.ч. производство и прокат фильмов в Петербурге - Петрограде. Прокудин-Горский С.М.]


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 дек 2016 08:38:02 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3337
Было такое издание: Ростовцев М.И. Античная декоративная живопись на югѣ Россіи. Атлас. СПб, 1913.
Есть аннотация на сайте Библиотеки Гувера: https://searchworks.stanford.edu/view/11700205
Там указано: Color plates by С.М. Прокудинъ-Горскій primarily from watercolors by М.В. Фармаковскій.

Хорошо бы взглянуть. Вроде бы всякие торренты предлагают скачать эту книгу.

Вот иллюстрации: http://michael-engel.io.ua/album370512_5

Увы, даже вазы ПГ фотографировал с рисунков Фармаковского: http://m.io.ua/img_aa/medium/1520/06/15200693.jpg


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 янв 2017 08:33:35 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3337
Не помню, было или нет.
Небольшая статья 2008 года О.В. Щербининой, посвященная Прокудину-Горскому, стр. 395: http://www.spsl.nsc.ru/FullText/konfe/% ... B02008.pdf

О.В. Щербинина - директор музея Технологического ин-та Санкт-Петербурга.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 09 янв 2017 12:46:20 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3337
Недавно здесь приводилась ссылка на указатель фотографической выставки ИРТО 1898 г. в Петербурге, где были представлены фотографии Прокудина-Горского с произведений живописи. В предисловии к этому изданию (стр 37-38) о цветном фотографировании и цветной печати говорится как о вопросе, уже решённом технически.
В этой связи возникли сомнения: выставлял ли Прокудин-Горский там черно-белые снимки, выполненные с помощью изохроматических пластин, или уже цветные репродукции картин, раз для их производства к тому времени всё было готово?
Дело в том, что для цветной съёмки картин в студийных условиях Прокудину-Горскому не нужен был специальный аппарат конструкции Мите (полученный им только в 1903 году). Вполне можно было обойтись самой обычной камерой (об этом написал, кстати, сам ПГ в своей брошюре "Изо-хроматическая съемка моментальными ручными камерами" 1903 г.).
Это означало бы, ни много ни мало, что Прокудин-Горский начал снимать в цвете на целых 5 лет раньше, чем мы до сего дня думали.

Через поисковый сервис Гугл-книги удалось найти отзыв от выставке 1898 года в издании "Научное обозрение", Том 5, Выпуски 7-9, 1898 г., Изд. П.П. Сойкина..
К сожалению, нормально посмотреть текст через Гугл-книги проблематично, но я выцепли некоторые цитаты:

Цитата:
Очень интересны также сравнительные образцы фотографическихъ снимковъ «съ цвѣтныхъ рисунковъ на пластинкахъ простыхъ и ортохроматическихъ» фирмы Варнерке...
Эти снимки, какъ нельзя убѣдительнѣе, показываютъ важное значеніе ортохроматическихъ пластинокъ - на которыхъ свѣтложелтыя мѣста предмета выходятъ нѣжносѣрыми, почти бѣлыми, какъ на хорошемъ карандашномъ рисункѣ, а не темными — какъ при фотографированіи на обыкновенныхъ пластинкахъ; синія-же мѣста выходятъ темными,а не свѣтлыми и т. д.
На выставкѣ есть нѣсколько прекрасныхъ снимковъ, полученныхъ на такихъ пластинкахъ съ картинъ шисанныхъ масляными красками; напр., замѣчательно точный снимокъ съ подлиннаго Распятія Ванъ Дэйка, экспонированный экспедиціей заготовленія государственныхъ бумагъ, а также нѣкоторые снимки С. М. Прокудина-Горскаго — преимущественно съ картинъ старинныхъ нѣмецкихъ и ..фламандскихъ мастеров — и А.К.Ержемского.


Мне кажется, это подтверждает, что экспонировались всё-же черно-белые, а не цветные фотографии. Уж не знаю, что помешало напечатать для выставки цветные фотографии, раз технически всё для этого было готово.
Кстати, нельзя не обратить внимание на тот факт, что опыты с изохроматическими пластинами (а потом и цветным фотографированием) проводила Экспедиция заготовления государственныхъ бумаг, где работал С.О.Максимович (по советским источником он был соратником ПГ по развитию цветной фотографии в России). Наверное, архивные дела экспедиции могли бы рассказать очень много интересного.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 11 янв 2017 18:37:14 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3337
В развитие темы фотографий Прокудина-Горского с произведений живописи на V фотографической выставке ИРТО в 1898 году.
Наталья Мозохина нашла очень интересные материалы.
Журнал "Фотографическое обозрение", 1898 № 5 (март) сообщал:
Цитата:
Нового на пятой выставке, могущего интересовать массу любителей и профессионалов, нет ничего. Таким образом отсутствует даже волнующий ныне весь художественный и фотографический мир кромскоп Айвса. Что касается до образцов цветной фотографии, то гг. К.А. Фишер, Ф. Кройс, Н.А. Демчинский, А.И. Вильборг и Экспедиция заготовления государственных бумаг дали старые типы трехцветного печатания и некоторые не позаботились даже приготовлением новых листов.


В этом сообщении Прокудин-Горский даже не упомянут, зато о нём есть чрезвычайно интересное сообщение в журнале "Фотограф-любитель" 1898 № 12 С. 448 в заметке "Проекционный аппарат кромоскоп Айвса" указано: "Прибор этот получен г. Прокудиным-Горским, и не только им демонстрирован, но для него им приготовлены диапозитивы".

Таким образом, косвенно подтверждается, что ПГ уже в 1898 г. мог делать цветные снимки. В своём докладе о приборе Айвза он этого прямо не говорил, но теперь при прочтении текста становится очевидным, что ПГ сам экспериментировал со съёмкой: http://oldcolor.livejournal.com/221046.html
Но тогда, в 1898-м, он остался недоволен полученным результатом. Сенсибилизаторы ещё были очень несовершенными. Вероятно, и конструкция фотокамеры тоже. Только Мите и Кёниг довели эту технологию до ума спустя 4 года.

И да, фотографий Прокудина-Горского с произведений живописи на V фотографической выставке ИРТО действительно было черно-белыми, хотя и изготовлены на изохроматических пластинах.
И мы теперь точно знаем, что ПГ начал овладевать технологией цветной съёмки не позднее 1898 года.

P.S. Наталья сообщила, что про кромскоп Айвса есть еще такая статья:
Фотографическое обозрение. 1900. № 3 (январь). С. 95-102 "Фонарь для проектирования и камеры для снимания трехцветным способом".
Подробно описаны прибор для проектирования 3-цветных изображений с помощью одного фонаря и камеры для 3-цветного снимания.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 фев 2017 14:17:36 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3337
Доклад Евдокимова А. А. «Техника воспроизведения рисунков в красках типографской печатью»
("Зодчий", 1909, №3 ):
http://нэб.рф/catalog/000200_000018_pb00000057/viewer/?page=61


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 фев 2017 11:15:07 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3337
Не помню, было здесь или нет.

Справочник "Фабрично-заводские предприятия Российской империи (исключая Финляндию)" за 1914 год:
Изображение

Надо бы создать отдельную тему "Предпринимательская деятельность Прокудина-Горского".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 фев 2017 19:44:30 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3337
Вроде бы ещё не было.

Справочная книга о лицах Петроградского купечества и других званий, акционерных и паевых обществах и торговых домах, получивших свидетельства с 1 ноября 1915 по 1 янв. 1916:
Изображение

Источник: http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003836951/viewer/?page=270


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 фев 2017 18:26:10 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3337
Совсем недавно благодаря Наталье Мозохиной стало известно, что в петербургском иллюстрированном журнале «Искусство и художественная промышленность», №25-30 за 1900 г., упоминается доклад Г. М. Тихменева - „трехцвѣтный способъ фотографированія и примѣненіе его къ діапозитивамъ“.
Только что я обнаружил, что именно в №25-30 за 1900 г. были опубликованы изготовленные методом трёхцветной печати С.М.Прокудиным-Горским рисунки по работам Маковского.
Кажется, эта самая первая известная работа его мастерской, ещё до переезда на Б. Подъяческую.

Изображение

Фраза "и все остальные снимки в тексте" заставляет задуматься: Прокудин-Горский в 1900 году сделал цветной снимок с мозаики Ломоносова?
Ранее мы выдвигали предположение, что Прокудин-Горский в порядке экспериментирования делал цветные снимки уже в 1898 году.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 299 ]  На страницу Пред.  1 ... 26, 27, 28, 29, 30  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB