Недавно здесь приводилась ссылка на указатель фотографической выставки ИРТО 1898 г. в Петербурге, где были представлены фотографии Прокудина-Горского с произведений живописи. В предисловии к этому изданию (стр 37-38) о цветном фотографировании и цветной печати говорится как о вопросе, уже решённом технически.
В этой связи возникли сомнения: выставлял ли Прокудин-Горский там черно-белые снимки, выполненные с помощью изохроматических пластин, или уже цветные репродукции картин, раз для их производства к тому времени всё было готово?
Дело в том, что для цветной съёмки картин в студийных условиях Прокудину-Горскому не нужен был специальный аппарат конструкции Мите (полученный им только в 1903 году). Вполне можно было обойтись самой обычной камерой (об этом написал, кстати, сам ПГ в своей брошюре "Изо-хроматическая съемка моментальными ручными камерами" 1903 г.).
Это означало бы, ни много ни мало, что Прокудин-Горский начал снимать в цвете на целых 5 лет раньше, чем мы до сего дня думали.
Через поисковый сервис Гугл-книги удалось найти отзыв от выставке 1898 года в издании "Научное обозрение", Том 5, Выпуски 7-9, 1898 г., Изд. П.П. Сойкина..
К сожалению, нормально посмотреть текст через Гугл-книги проблематично, но я выцепли некоторые цитаты:
Цитата:
Очень интересны также сравнительные образцы фотографическихъ снимковъ «съ цвѣтныхъ рисунковъ на пластинкахъ простыхъ и ортохроматическихъ» фирмы Варнерке...
Эти снимки, какъ нельзя убѣдительнѣе, показываютъ важное значеніе ортохроматическихъ пластинокъ - на которыхъ свѣтложелтыя мѣста предмета выходятъ нѣжносѣрыми, почти бѣлыми, какъ на хорошемъ карандашномъ рисункѣ, а не темными — какъ при фотографированіи на обыкновенныхъ пластинкахъ; синія-же мѣста выходятъ темными,а не свѣтлыми и т. д.
На выставкѣ есть нѣсколько прекрасныхъ снимковъ, полученныхъ на такихъ пластинкахъ съ картинъ шисанныхъ масляными красками; напр., замѣчательно точный снимокъ съ подлиннаго Распятія Ванъ Дэйка, экспонированный экспедиціей заготовленія государственныхъ бумагъ, а также нѣкоторые снимки С. М. Прокудина-Горскаго — преимущественно съ картинъ старинныхъ нѣмецкихъ и ..фламандскихъ мастеров — и А.К.Ержемского.
Мне кажется, это подтверждает, что экспонировались всё-же черно-белые, а не цветные фотографии. Уж не знаю, что помешало напечатать для выставки цветные фотографии, раз технически всё для этого было готово.
Кстати, нельзя не обратить внимание на тот факт, что опыты с изохроматическими пластинами (а потом и цветным фотографированием) проводила Экспедиция заготовления государственныхъ бумаг, где работал С.О.Максимович (по советским источником он был соратником ПГ по развитию цветной фотографии в России). Наверное, архивные дела экспедиции могли бы рассказать очень много интересного.