Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 13 дек 2018 22:59:18
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 304 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 31  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 17 апр 2011 10:13:35 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3490
Моё сообщение от 5 февраля 2009:

Часть первая

Изображение

Продолжение следует


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 апр 2011 10:14:24 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3490
Моё сообщение от 13 февраля 2009:

Часть вторая по Ясной Поляне

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 апр 2011 10:14:58 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3490
Моё сообщение от 17 февраля 2009:

Слава писал(а):
Виктор Васильевич Минахин любезно предоставил нам скан имевшихся у него страниц Каталога образцов цветной печати мастерских Прокудина-Горского для выставки 1911 г. Это ценнейший источник, полный вариант которого мы должны отыскать.

Изображение

Изображение



Согласно штампу, этот каталог был куплен в одном из ленинградских букинистических магазинов (т.е. много лет назад).
Я не сразу обратил внимание на подпись сверху от руки: "...(неразборчиво)...Предъявить. 1911 г. С.П.". Инициалами "С.П." Прокудин-Горский обычно подписывал свои статьи. Почерк тоже его, насколько я могу судить. Ещё там зачеркнутый "№2" от руки.
Если участие в выставке было отменено и мы имеем дело с единичным экземпляром, то искать его в библиотеках бесполезно. Может быть, если в архивном деле Царскосельской выставки.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 апр 2011 10:16:00 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3490
Моё сообщение от 19 февраля 2009:

Интереснейшая находка А.В.Носкова - открытка с видом Боржома, изданная Прокудиным-Горским в 1913 (по всей видимости) году, репродукция с его снимка LC-DIG-prokc-21669 "Общий вид дворца великого князия Михаила Николаевича. Боржом". Это единственная известная открытка, изданная со снимков ПГ после 1908 г.!


Изображение

Обращают на себя внимание две вещи:
1) ужасное качество печати, при котором теряется грань между цветным фото и раскрашенным при том, что к 1913 г. ПГ мог печатать почти в современном качестве;
2) название на открытке гласит: "Старый дворец Е.И.В. Вел.Кн. Георгия Михайловича", т.е. не совпадает с названием негатива.

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 апр 2011 10:16:34 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3490
Моё сообщение от 20 февраля 2009:

Третья часть воспоминаний Прокудина-Горского о встрече с Толстым (заключительная)

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 апр 2011 10:17:18 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3490
Моё сообщение от 26 февраля 2009:

Ещё раз про Боржом. Только что узнал от Носкова, что была целая серия открыток ПГ с видами дворца в Боржоме. Носков видел её своими глазами.
Год издания - 1913, учитывая, что товарищество "Прокудин-Горский и Ко" существовало с января 1913 по конец того же года.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 апр 2011 10:17:50 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3490
Моё сообщение от 27 февраля 2009:

Вчера посмотрел отдельные номера литературного журнала "Аргус" за 1917 г. Напомню, что это был орган АО "Биохром". Новых репродукций с фотографий ПГ я там не обнаружил, но отметил, что "Аргус" участвовал в кампании по очернению личности свергнутого монарха. Мы знаем, что Прокудин-Горский не был не только руководителем, но даже крупным акционером АО "Биохром", поэтому, очевидно, нельзя возлагать на него ответственность за публикациюю соответствующих материалов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 апр 2011 10:18:28 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3490
Моё сообщение от 03 апреля 2009:

Некоторое время назад посмотрел в библиотеке брошюру ПГ «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами» 1903 г. Оказалось, что это первое пособие по трехцветной съемке.
Предисловие подписано "Прокудин-Горский, Берлин". Есть несколько иллюстраций. Цветная иллюстрация "Коврик шитый шелками" представляет собой репродукцию с трехцветной фотографии (ничего более раннего нам не известно!). Аналога этого снимка в Коллекции нет. Есть ещё монохромная фотография с видом лесной опушки, сделанная через желтый фильтр, т.е. также по методу трехцветной съемки. Указана дата - 20 июля. При этом на противоположной стороне от титульного листа значится, что "дозволено цензурой 16 июля 1903 г.". Думаю, можно предположить, что снимок опушки делался 16 июля 1902 г. камерой Мите где-то в Германии. Авторство снимка не указано.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 апр 2011 10:19:10 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3490
Моё сообщение от 06 апреля 2009:

Вот что писали о Прокудине-Горском в советской литературе в 1955 г., через два года после смерти Сталина (Морозов С.А. Русская художественная фотография. М., 1955):

"Живо участвовали в обсуждении насущных вопросов художественной фотографии редактор-издатель журнала «Фотограф-любитель» Андриан Михайлович Лавров и преемник его по журналу Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
Это были приверженцы реализма. Но если Петров в полемических высказываниях готов был иногда даже взять под защиту формалистические этюды, то Лавров и Прокудин-Горский порой разделяли мнения фотографов-техников, видевших в объективе-анастигмате чуть ли не венец мечтаний.
107
А. М. Лавров был всесторонне образованным деятелем фотографии. В юности он учился в школе рисования, затем закончил военно-морское училище, не оставляя занятий искусством. Он посещал классы Академии художеств; его учителями в жанре пейзажа были живописцы профессор А. П. Боголюбов и профессор Л. Ф. Лагорио. Лавров получил звание художника, был награжден медалью за успехи. Болезнь глаз вынудила, однако, Лаврова уйти с военной службы и оставить палитру с красками. Он занялся графикой, а с конца восьмидесятых годов — фотографией.
В историю фотографии А. М. Лавров (он писал также под фамилией Михайлович) вошел как популяризатор ее, как автор пособий по фотографии и статей в защиту реалистического направления. Лавров был одним из немногих деятелей фотографии, связывавших вопросы ее упадка как искусства с господством вкусов падкой на все модное буржуазии. Выступая против «фиглярничанья» в живописи и фотографии, Лавров писал в 1904 году: «Не будь теперь денежной, неразвитой в эстетическом вкусе буржуазии, то ни картины этих новаторов, ни подражания их фотографией не нашли бы ни сбыта, ни восхищения перед их изображением, требующим подписи «се лев, а не собака» или «се портрет женщины, а не лягушки»1.
Статьи Лаврова правильно ориентировали фотолюбителей.
Выступавший с резкими отповедями защитникам «мутного направления», С. М. Прокудин-Горский тоже не был ограниченным техником, каким его пытались представить противники. Это был образованный и одаренный человек. Крупный изобретатель, способный литератор, фотограф-художник, Прокудин-Горский занимался разносторонней деятельностью. Его имя как изобретателя вошло в историю кинематографа. Издававшийся им после Лаврова журнал «Фотограф-любитель» был очень популярным у читателей. Прокудин-Горский вложил много труда в полиграфию, разработав свой способ воспроизведения в цвете произведений живописи. Как фотограф, он выступал с репортажными снимками. Одно время Прокудин-Горский был председателем Пятого, фотографического отдела Русского технического общества. Изобретательский и художнический талант Прокудина-Горского позволил ему достигнуть вы-
1 «Фотограф-любитель», 1904, № 8, стр. 287.
108
дающихся успехов в цветной фотографии. Его цветные снимки были в ту пору, по выражению В. И. Срезневского, «венцом фотографии в натуральных красках». К таким работам надо отнести портрет Л. Н. Толстого, выполненный в Ясной Поляне, и серии цветных пейзажей «Италия», «Кавказ», «Туркестан»."


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 апр 2011 10:20:05 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3490
Моё сообщение от 28 мая 2009:

На днях прикупил одну книжку "Творческая фотография" С.А.Морозова, М., 1986. Это тот самый Морозов, который открыл советскому читателю Прокудина-Горского ещё в 1955 г., написав о нём в самых лестных тонах. В этой книге помимо пассажа о Прокудине-Горском опубликованы две его фототрафии - известный портрет Толстого и репродукция открытки "На Черной речке". Меня удивило, что Морозов уверенно датировал второй снимок - 1904 г. Я сейчас также склоняюсь к такой датировке, хотя не могу пока полностью исключить, что снимок был сделан в 1903 г.
Кстати, третье издание "Творческой фотографии" (1989) я видел позавчера в букинистическом отделе книжного магазина на Тверской, рядом с Мэрией.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 304 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 31  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB