Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 16 окт 2019 02:28:49
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 311 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 32  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 18 апр 2011 10:06:38 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Моё сообщение от 7 октября 2008 г.:

Выкладываю сканы статьи в журнале "Огонек" Nr18(3276) за апрель 1990, любезно предоставленные нам Корецким Марселем Сергеевичем.

Изображение


Изображение

Изображение

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18 апр 2011 10:07:11 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Моё сообщение от 7 октября 2008 г.:

Продолжение статьи из "Огонька"

Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18 апр 2011 10:07:34 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Моё сообщение от 7 октября 2008 г.:

Завершение статьи. Особенно порадовал последний абзац.

Изображение

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18 апр 2011 10:20:09 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Моё сообщение от 18 октября 2008 г.:

Интересно отметить, что в сталинский период само по себе имя Прокудина-Горского не было под запретом, но упоминалось в научной литературе лишь вскользь.
Вот, например, отрывок из книги А.Клейна «Цветной кинематограф», М., 1939. Там есть вводная часть с хронологией изобретений, оказывается, с 1900 г. и до конца 1920-х по обе стороны Атлантики почти ежегодно кто-нибудь то тут, то там изобретал свой собственный способ цветного кино, проводил пробные съемки и показы.
Итак, читаем:

Цитата:
1910—1914 гг. — В России была образована компания «Биохром» для эксплоатации патентов С. О. Максимовича и С. П р о к у д и н а-Г о р с к о г о. Это был трехцветный аддитив¬ный способ, в котором применялась пленка двойной ширины, причем на одной половине съемка велась через один свето¬фильтр, а на другой — поочередно, через два других. Аналогично велась и проекция — благодаря тому, что здесь использовались и одновременное и последовательное наложе¬ния цветов, ослаблялось мигание. Первоначально съемка велась через два объектива, перед которыми помещалась расщепляющая призма, дававшая продольный параллакс. Проектировался фильм в специальном проекторе с двумя объективами, снабженными приспособлением для юстировки. Главным недостатком способа, по-видимому, являлось мигание, сохранявшееся для некоторых цветов. Позже С. О. Максимович рассчитал призму, полностью устранявшую параллакс, представлявшую в горизонтальном сече¬нии равносторонний треугольник с полупосеребренной биссектрисой одного из углов {призма Максимовича). Подобную призму позже запатентовала фирма «Техниколор».


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18 апр 2011 12:12:12 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Моё сообщение от 5 июня 2009 г.:

Довольно внушительная статья 2002 г. о Прокудине-Горском и его наследии по материалам Библиотеки Конгресса. Прилагается таблица с номерами негативов по альбомам:

http://old.ica.org/biblio/Adamson&Zinkham.pdf


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 май 2011 05:48:23 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Недавно удалось найти малоизвестную публикацию о посещении Ясной Поляны Прокудиным-Горским.
Эта публикация представляет особый интерес тем, что является редчайшим случаем наблюдения ПГ со стороны.

Итак: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaew ... 0330.shtml

Изд: Интервью и беседы с Львом Толстым / сост. и комм. В. Я. Лакшина.
(Библиотека "Любителям российской словесности"), М., "Современник", 1986

"Русское слово". Свой <П. А. Сергеенко>. В Ясной Поляне

С прилетом певчих птиц начался и усиленный приезд гостей в Ясную Поляну.
Каждый день кто-нибудь приезжает или с каким-нибудь "проклятым вопросом",
или с томительной надеждой, или просто чтобы проведать дорогого писателя. В
Ясной Поляне даже выработалось выражение: "гость пошел".
И действительно, прилив гостей в Ясную Поляну за последнее время не
оставляет желать большего изобилия.
Третьего дня съехалось в Ясную Поляну столько гостей, что, пожалуй, и
городничему не нашлось бы уже свободного места. Гостили сестры Стахович, О.
Родзевская, Н. Сухотина, А. И. Толстая и др. (*1*) Затем приехали
изобретатель упрощенного способа цветной фотографии С. М. Прокудин-Горский
(*2*), представитель издательской фирмы "Свет" П. Е. Кулаков (*3*),
литератор П. А. Сергеенко и др.
Прокудин-Горский и Кулаков приезжали с разрешения Льва Николаевича со
специальной целью - сделать ряд цветных и стереоскопических снимков Ясной
Поляны.
Л. Н. терпеливо и радушно отдавал себя в распоряжение фотографов и мило
подшучивал над одним любителем-фотографом:
- Непременно заведу себе "браунинг". С "браунингом" меня еще не снимали.
Но цветная фотография очень заинтересовала Л. Н. И он несколько раз
заводил с г. Прокудиным-Горским беседу о принципах и возможностях цветных
изображений.
- Меня очень интересует, - сказал он, - как вам удадутся сделанные снимки,
потому что цветная фотография принадлежит, как мне кажется, к такого рода
произведениям, которые только тогда хороши, когда они совершенны, иначе
получается скорее тягостное впечатление, нежели удовольствие.
И все время, когда г. Прокудин-Горский снимал Льва Николаевича, писатель
не переставал расспрашивать ученого-фотографа о различных перипетиях цветных
изображений. И видимо, ему доставляло особенное удовольствие, что г.
Прокудин так любовно и взыскательно относится к своему делу. Сделано было
несколько десятков снимков.
За вечерним чаем возник и захватил всех разговор о молодом писателе
Леониде Семенове и его новой повести, присланной Льву Николаевичу в
корректуре (*4*). Л. Н. с большим мастерством прочитал вслух одну главу из
повести, где описываются ужасающие этапы, проходимые приговоренными к казни.
Особенно потрясающи сцены, в которых фигурирует гимназист, приговоренный к
казни. Прочитанный Львом Николаевичем отрывок произвел на всех глубокое
впечатление. Некоторые не могли сдержать душивших их слез, хотя автор нигде
не прибегает ни к каким кричащим эффектам, а все время сохраняет спокойный,
вдумчивый тон корректного рассказчика, который боится пересолить, чем
недосолить.
Заговорив после чтения с отеческою нежностью о молодом писателе, Л. Н.
подчеркнул это особенное свойство истинного художника держать читателя в
напряженной иллюзии, ни на мгновение не отталкивая его фальшивыми нотами.
- И как не понимают этого некоторые из современных писателей, - сказал Л.
Н. с блестевшими от влаги глазами, - что первое и необходимое условие
всякого художественного произведения есть чувство меры, чувство
художественного такта. И что за досада бывает: только отрешишься на секунду
от окружающей тебя обстановки и перенесешься в мир иллюзий, как вдруг
какая-нибудь глупая, фальшивая нота - и все очарование исчезло. И ничем уже
не вернешь его.
Один из гостей заговорил о влиянии толстовского "Божеского и
человеческого", которое чувствуется в рассказе Л. Семенова. Л. Н. горячо и
серьезно запротестовал:
- Нет, нет! Минуя всякую скромность, скажу, что нельзя и сравнивать мою
повесть с прекрасным рассказом Семенова (*5*).
И Л. Н., как тонкий гастроном о вкусных блюдах, начал с аппетитом
приводить различные подробности из семеновской повести.
- В истинном художественном произведении, - сказал он, - нет пределов для
эстетического наслаждения. Что ни мелочь, что ни строка, то и источник
наслаждения. Припомните, как тонко отмечено одним летучим намеком нервное
состояние конвойного, искусственная речь прокурора, животно-детский страх
смерти в гимназисте и т. д.
И Л. Н. еще долго и одушевленно говорил о молодом писателе.
На другой день новые посетители и просители. Особенно много было
просителей. И эта сторона жизни, кажется, больше всего омрачает лучезарный
закат нашего великого писателя.
- Я очень часто переживаю теперь, - сказал он с грустной ноткой, - тяготы
богатых людей, не наслаждаясь положением богатого человека.
И Л. Н. с комическими нотками в голосе рассказал историю о своей "пенсии".
- Около двадцати лет назад, - сказал он, - я отказался от авторских прав и
от владения имуществом. Я как бы умер для собственности. Но оказалось, что я
умер не вполне. Я написал несколько пьес, которые идут в императорских
театрах. Гонорар за эти пьесы - около семисот рублей в год - и составляет
мою "пенсию". Как-то я хотел было отказаться и от этого соблазна. Но мне
объяснили, что если я откажусь от гонорара за пьесы, то эти деньги пойдут ни
на что другое, как на усиление балета! Да, да! Вы не смейтесь, я говорю
совершенно серьезно. Тогда я решил в сердце своем: пускай уж лучше я буду
усиливать помощь беднякам, чем способствовать усилению балета...
Молодежь с веселым смехом и шутками шумно спускается по лестнице, чтобы
идти в парк и предаться состязанию в городки. Л. Н. заражается молодым
оживлением и присоединяется к игрокам. Все идут на площадку, где очерчены
"городки". Л. Н. распределяет играющих на две группы и, привешивая в руке с
игрецким нетерпением "швырок", становится в позицию. Всякий удар
"противников" и соратников вызывает с его стороны горячее одобрение или
удручающее восклицание. Видно, он весь в "городках". Наконец наступает его
очередь. Л. Н. отставляет ногу, делает широкий размах и сильным движением
бросает швырок к "городку". Швырок, гудя и свистя, перелетает через
"городок".
- Ай! - вскрикивает Л. Н., точно с ним случилось несчастье. И,
размахнувшись, пускает новый швырок. Но опять неудача. Однако в следующую
очередь Л. Н. успевает овладеть чувством расстояния и, при общем дружном
крике, с треском выбивает из "городка" всю "пушку".
Не верилось даже, что перед глазами был восьмидесятилетний старик, столько
переживший на своем веку...
Но время все-таки, кажется, хочет взять свое. Игра в городки в этот вечер
не обошлась даром Льву Николаевичу: он чувствовал себя усталым и перед сном
сказал живущему в Ясной Поляне врачу Д. П. Маковицкому:
- Сегодня я чувствую такую усталость, как будто я уже старик и мне
семьдесят лет...
Какая дивная старость!


Комментарии

Свой. В Ясной Поляне, - Русское слово, 1908, 24 мая (6 июня). No 119.

Свой - псевдоним П. А. Сергеенко. О Сергеенко см. ком. к интервью 1906
года. Сергеенко был в Ясной Поляне 21-22 мая 1908 г.

1* Сестры М. А. Стаховича - Мария Александровна, в замужестве Рыдзевская
(1866-1924) и Софья Александровна (1862-1942), Ольга Константиновна
Рыдзевская - дочь Марии Александровны; Наталия Михайловна Сухотина
(1882-1926) - дочь М. С. Сухотина; Анна Ильинична Толстая (1888-1964) - дочь
Ильи Львовича Толстого,

2* Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1868-?), ученый химик, специалист
по цветной фотографии. Снятая в этот день цветная фотография Толстого
впервые опубликована в журнале "Записки русского технического общества"
(1908, август).

3* Петр Ефимович Кулаков, крымский помещик, основатель фирмы
"Стереографическое издательство "Свет".

4* Рассказ Леонида Дмитриевича Семенова-Тян-Шанского (1880-1917) "Отрывки"
("Смертная казнь"). Толстой рекомендовал его для напечатания издателю
"Вестника Европы" М. М. Стасюлевичу.

5* Слова Толстого подтверждены записью Маковицкого: "В "Божеском и
человеческом" описание того, что переживают в душе приговоренные и
исполняющие приговор, несравненно ниже, чем у Леонида Семенова"
(Яснополянские записки, кн. 3, с. 95).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 май 2011 12:48:42 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Просто с ума можно сойти! Открытия посыпались за последний час как из рога изобилия!
Был, оказывается, такой фантастический роман издан в 1922 г. "За чертополохом". Издан старым шрифтом, стало быть, за рубежом. Некое Izd-vo O. Dʹi︠a︡kov,

Фрагментик:
Цитата:
Онъ пояснялъ его прекрасными цвътными фотограф1ями, изготовленными по усовершенствованному способу Русскаго изобрътателя Прокудина-Горскаго. Гости госпожи Двороконской внимательно разсматривали виды Петербурга, формы Русской армии...


Интересно, правда? Автор сего сочинения - какой-то Краснов Петр Николаевич. Хотя, может быть, и не какой-то:

Цитата:
Краснов Петр Николаевич [10(22).9.1869, — 17.1.1947], один из руководителей российской контрреволюции, генерал-лейтенант (1917). Родился в Петербурге в семье казачьего генерала. Окончил Павловское военное училище (1888), служил в лейб-гвардии Атаманском полку. Во время 1-й мировой войны 1914—18 командовал казачьей бригадой и дивизией, в августе — октябре 1917 3-м конным корпусом. Во время Октябрьской революции 1917 был назначен А. Ф. Керенским командующим войсками, направленными с фронта на Петроград с целью подавления революции (см. Керенского — Краснова мятеж 1917), но был разбит и взят в плен. Отпущен советскими властями под честное слово, что он не будет продолжать борьбу против революции. Бежал на Дон и в мае 1918 был выбран атаманом Войска Донского. Опираясь на помощь Германии, создал казачью армию, которая в мае — июне 1918 ликвидировала Советскую власть на Дону. Во 2-й половине 1918 предпринял наступление на Поворино — Камышин — Царицын, но был разбит. После поражения Германии в 1-й мировой войне стал ориентироваться на Антанту, в январе 1919 был вынужден признать главенство генерала А. И. Деникина. 19 февраля 1919 из-за противоречий с командованием Добровольческой армии подал в отставку и уехал в Германию, где продолжал антисоветскую деятельность. Во время 2-й мировой войны 1939—45 активно сотрудничал с гитлеровцами и помогал им в формировании казачьих частей из белоэмигрантов и изменников. Был захвачен советскими войсками и по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР повешен.


Источник: БСЭ

Кстати, это не первое упоминание о ПГ, которое я нашел в "старой" художественной литературе. Напишу как-нибудь и о другом.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 май 2011 12:58:48 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
В продолжение предыдущего сообщения!

Действительно, тот самый Краснов!
Читаем здесь: http://www.rus-obraz.net/magazine/2/15

Цитата:
Среди книг Краснова несколько особняком стоит роман «За чертополохом», написанный в стиле, как сейчас бы сказали, «фэнтэзи». Это своеобразный отчёт о путешествии в страну-мечту — Российскую Империю конца XX века (издательство «Фавор-XXI», Москва, 2002 г.).

Писался он примерно тогда же, что и большой роман «От Двуглавого Орла к красному знамени» — и не удивительно, что мы встречаем общие для них темы. Но, пожалуй, заветные мысли о будущем России вложены Красновым именно в роман-сказку. Закончил его Пётр Николаевич в 1928 г., дополнив последними подробностями мировой политики. Отталкиваясь от них, можно предположить, что действие происходит в начале 70-х годов XX века.

…На карте мира Россия — чёрное пятно с зловещими красными буквами — «чума». СССР погиб при попытке завоевать весь мир: у красной армии взорвались газовые бомбы. Все заросло гигантским чертополохом, больше 40 лет никто не ступал в бывшие российские пределы. И вот несколько потомков русских эмигрантов с немецким профессором решают пробиться за чертополох.


УЖОС

Однако, читаем далее:
Цитата:
Отрезанная чертополохом от «просвещённого Запада», Россия занялась домостроительством. Государство делится на Воеводства, во главе которых Царем ставится воевода, назначающий затем десятитысячных и тысячных начальников, лишь десятские выбираются. Уважается самобытность всех областей: «великая, единая и неделимая с большой самостоятельностью своих областей Россия — как неразделённая семья с женатыми и замужними детьми, живущими каждый своим домом, но на общем дворе, собирающаяся на общий семейный совет и слушающая своих стариков»; восстановлены области Казачьих Войск.

В новой Императорской России строго разделены собственность и власть. Власть имеющие не могут иметь собственности: окружающие их угодья, дома, мебель принадлежат государству (тем самым уничтожается смысл взяточничества). Нет паспортов: граждане свободно выбирают место жительства. Обязательно и платно (чтобы ценили!) образование — но при этом всем доступно. Бедных нет, но талант вознаграждается щедро; равенство людей перед законом, — «но мы никогда не приравняем убогого дурачка человеку таланта». Нет частных банков — рассадников спекуляций, — только Государственный. Необычайный рассвет науки и культуры: «творчество — дар Духа Святого» — любил повторять Краснов, и эти слова звучат в романе из уст Императора. Пустыни обводнены без каналов и засоления почв. Страна связана сверхскоростными магистралями с крылатыми поездами. Везде радио, теле- и, похоже, лазерная связь. Уделяется особое внимание патриотическому воспитанию; небольшие, но современные армия и флот, сохранили свои исторические знамёна, форму и звания.


И где-то там, по всей видимости, нашлось место наследию С. М. Прокудина-Горского.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 май 2011 09:19:20 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Ещё одно старое художественное произведение, где фигурирует Прокудин-Горский:

Книга "Князь Олег", Петроград, 1915 г.

Один из героев говорит:

Цитата:
„Мнѣ хочется пригласить къ себѣ Прокудина-Горскаго и предложить ему снять въ цвѣтной фотографіи весь Павловскъ по моимъ указаніямъ. Вышло бы великолѣпное изданіе!"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 май 2011 11:30:47 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Хотите узнать, как оценивалась личность Прокудина-Горского в СССР 1937 г.?

Читаем: Полное собрание сочинений. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи 1907-1908. С. 496:

Цитата:
Сергей Михайлович Прокудин-Горский (р. 1863 г.), профессор химии Технологического института в Петербурге, в то время единственный русский ученый, занимавшийся разработкой вопроса цветной фотографии. С 1918 г. в белой эмиграции.

Далее идет краткое изложение истории поездки ПГ в Ясную Поляну.

Если не считать того, что Прокудина-Горского записали в "белоэмигранты", надо признать, что оценка довольно спокойная. С учетом ещё нескольких известных мне упоминаний о Прокудине-Горского в советской литературе 1936-1952 гг., примерно таких же по тону, можно утверждать, что имя Прокудина-Горского никогда не вычеркивалось из нашей истории (в отличии от тысяч других имен, на которые было наложено абсолютное "табу" на целые десятилетия).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 311 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 32  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB