Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 13 дек 2017 05:26:06
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 28 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 18 апр 2011 11:11:01 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3333
Как известно, Прокудин-Горский был пионером не только цветной фотографии, но и цветного кино. Документально известно, что ещё в октября 1911 г. в Туркестане он снял первый в истории России (если не всего мира) цветной фильм, который был продемонстрирован публично в начале 1912 г. Есть также документальные данные о цветной киносъемке Прокудиным-Горским царской процессии. По различным источникам было сделано ещё несколько кинолент. При всём при этом ни одного (!) образца цветной кинохроники Прокудина-Горского в архивах обнаружить до сих пор не удалось, хотя в последние годы подобные поиски были предприняты весьма опытными и компетентными исследователями истории кино. Таким образом, загадка цветного кинонаследия Прокудина-Горского является не менее волнующей, чем загадка пропавшей части его фотоколлекции.
Не менее интригующей является тайна, связанная с возможным сотрудничеством Прокудина-Горского с Советским Союзом в момент начала создания там цветного кино (1931 г.). По одной из версий, именно в обмен на патенты и ноу-хау в области цветной киносъемки советское правительство выслало Прокудину-Горскому в 1931 г. основную часть его национализированной ранее коллекции.
Таким образом, эта тема является настолько важной, что заслуживает отдельной ветки на форуме.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18 апр 2011 11:13:04 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3333
Моё сообщение от 27 октября 2008 г.:

К вопросу о наследии Прокудина-Горского.
Вчера смотрел канал "Культура", была передача про историю кино.
Рассказывали про фильм "Иван Никулин - русский матрос" (Мосфильм, 1944). Так вот, оказывается, он был изначально снят как цветной - на три пленки через три цветофильтра, хотя совместили их, почему-то, только недавно. Таким образом, в советское время снимали цветные фильмы по технологии Прокудина-Горского (и Максимовича). Интересно, какие ещё?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 апр 2011 15:09:57 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3333
Хотя эксперименты Прокудина-Горского в области цветного кинематографа не были доведены до логического конца, их результаты всё же были востребованы на Родине спустя 20 лет.
В 1936 г. по трехцветной технологии был снят первый советский цветной фильм "Груня Корнакова" ("Соловей-соловушко"), в 1939 - "Сорочинская ярмарка" и документальный "Цветущая юность", в 1942 - "Русский матрос Иван Никулин". Наверняка, были и другие фильмы.
В одной малоизвестной статье Гараниной 2001 г. приводится информация о не подтвержденной документально семейной легенде, что в начале 1930-х гг. на Прокудина-Горского в Париже вышли представители советского правительства с предложением вернуться на Родину и продолжить работу. Как известно, это предложение мастером не было принято.

Пара кадров из фильма "Цветущая юность" о физкультурном параде на Красной площади 18 июля 1939 г. (восстановлен Николаем Майоровым):

Изображение

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 апр 2011 15:12:34 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3333
Вот здесь можно посмотреть фрагменты цветных фильмов 1911 г. (парад в Дели) и 1939 (парад в Москве) с комментариями:
http://www.ekovideofilm.ru/doccenter/doccenter_2k.html

Надо загрузить предпоследний файл.

По тому же адресу четвертый файл снизу - запись
дискуссии по теме творчества Прокудина-Горского (о цветной съемке)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 апр 2011 15:15:06 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3333
Кто же всё-таки снял первый в мире цветной фильм? По некоторым публикациям нам известно, что в сентябре-октябре 1911 г. Прокудин-Горский проводил в Туркестане экспериментальную цветную съемку. Как пишет Гаранина, "полученный результат, видимо, не удовлетворил изобретателя". Следов этой съемки пока никому обнаружить не удалось, равно как и вообще каких-либо цветных киноматериалов Проекудина-Горского, снятых до 1921 г.

Интересно, что в том же 1911 г., в декабре, по системе «Kinemacolor» англичанами был снят цветной фильм «The Durbar At Delhi» («Торжественный приём в Дели») - киноотчет о посещении королевской семьей Индии. Этот фильм, который сразу вышел на экраны многих стран мира, чудом сохранился в российских киноархивах и недавно был восстановлен в цвете. Вот, почитайте:
http://www.mtk-magazine.ru/publication_2.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 сен 2011 16:40:28 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3333
Интересное сообщение на форуме Ярославского историко-родословного общества от 23.12.2010 г.:

Цитата:
Из книги "Рыбинское Коммерческое училище. 1902—1918". Рыбинск, 2008, Ю.И. Чубукова, стр. 204, "В годы Первой мировой войны. 1914-1915 гг."

Решение родительского комитета.

"Было принято решение войти в соглашение с хозяином кинематографа, чтобы он обязался ставить картины по одобренным Педагогическим советом программам; по отношению к учащимся разрешить посещать кинематограф только в означенные дни и часы, а в остальное время запретить. Подобные постановления уже проводились в жизнь во многих городах: Петроград, Москва, Одесса, Киев, Смоленск, Рига, где впервые демонстрировался «научный кинематограф» по опыту преподавателя фотохимии Петроградского технологического института С. М. Прокудина-Горского («о применении фотографирования в истинных цветах к наглядному изучению России»). Директор Рыбинского «Художественного» кинема-театра Бархатов, приглашенный на это совещание, дал обещание не допускать учащихся в театр после 7 часов вечера, но, увы..."


Совершенно непонятно, о чем вообще идет речь.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 окт 2011 12:27:46 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3333
Проект "Наследие С. М. Прокудина-Горского" располагает копиями интересных документов.
13 мая 1913 г. Сергей Михайлович обратился на имя начальника канцелярии Министра Императорского Двора с прошением выдать ему разрешение на производство кинематографических и фотографических съемок в присутствии ВЫСОЧАЙШИХ ОСОБ.
Уже 14 мая указанный чиновник уведомил Прокудина-Горского и ещё двух фотографов, что их доступу на Дворцовую площадь при проведении торжеств (очевидно, 300-летия дома Романовых) препятствий не встречается.
Таким образом, Прокудин-Горский мог и должен был снимать на фото и трехцветную пленку императорских особ и членов двора, но вот подтверждений факта состоявшейся съемки у меня не имеется. А ведь речь идёт, наверное, о самой загадочной кино- и фотосессии мастера!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 янв 2012 19:41:20 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 янв 2012 19:00:33
Сообщения: 3
=Как пишет Гаранина, "полученный результат, видимо, не удовлетворил изобретателя". Следов этой съемки пока никому обнаружить не удалось, равно как и вообще каких-либо цветных киноматериалов Проекудина-Горского, снятых до 1921 г.=

Гаранина оперирует непроверенными фактами и, соответственно, делает ошибочные выводы, опираясь на материалы Вен.Вишневского.

"Надо заметить, что утверждения и ссылки на публикации в периодике Вениамина Евгеньевича Вишневского в его знаменитом справочнике «Документальные фильмы дореволюционной России» на якобы имевшие место демонстрации цветных фильмов по системе С.М.Прокудина-Горского начиная с 1911 года не нашли документального подтверждения.
Так Вен.Вишневский ссылаясь на газеты «Туркестанскiй курьеръ», №46 от 27 февраля и №47 от 1 марта 1911 года пишет: «ВИДЫ УРАЛА И РАЗЛИЧНЫХ МЕСТНОСТЕЙ РОССИИ. Видовая (цветная), мтр. неизв. Выпуск кинотеатра "Хива": 27 /II 1911 (Ташкент).
Съемки С.М.Прокудина-Горского, демонстрировавшиеся в качестве иллюстрации к его докладу о цветной фотографии (см. "Туркестанский курьер", 1911, № 46, 27/11,4; № 47, 1/111,3)».
Автор этих строк последовал совету Вен.Вишневского, но пролистав все номера «Туркестанского курьера» за первое полугодие 1911 года обнаружил, что номер 46 вышел 2 января 1911 года. На его четвертой странице опубликован анонс лекции в кинотеатре ташкентском «Хива». А в номере 47 от 1 марта 1911 года на странице №3 помещена следующая заметка:
«Цвтная фотографiя. Въ воскресенье 27 февраля въ театр «Хива» профессоромъ С.-Петербургскаго технологическаго института Императора Николая I С. М. Прокудинымъ-Горскимъ сдлано было сообщенiе объ изобртенной имъ цвтной фотографiи.
Начало перваго отдленiя было посвящено детальному объясненiю способа фотографированiя въ естественныхъ цвтахъ, а затмъ профессоръ С. М. Прокудинъ-Горскiй демонстрировал виды, снятыя при помощи изобретенной имъ цвтной фотографiи.
Поразительно красивы виды Урала, коимъ была посвящена значительная часть интереснаго во всехъ отношенiяхъ сообщенiя. Каждый видъ сопровождался популярнымъ объясненiемъ. Очень жаль, что на этихъ демонстрацiяхъ почти отсутствоваля учашаяся молодежъ. Присутствiе послдней было бы желательно во всех отношенияхъ. Зрительный залъ театра «Хива» былъ почти полонъ. На сообщенiи присутствовалъ его высокопревосходительство главный начальник края генерал А.В.Самсоновъ. (Туркестанскiй курьеръ, №47. 1 марта 1911 г.)».
Как мы видим никаких упоминаний о демонстрации цветного кино ни в анонсе, ни в заметке о лекции в газете нет. К глубокому сожалению приходится констатировать, что демонстрация С.М.Прокудиным-Горским цветного кинематографа в 1911 году не нашло документального подтверждения. А наоборот – опровергнуто первоисточником информации.
Так же, к сожалению, не удалось найти документального подтверждения и информации Вен.Вишневского о просмотре цветных киносъемок С.М.Прокудина- Горского «Видов Туркестана» в Кустарном музее Соляного городка Санкт-Петербурга 24 января 1912 года (С.-Петербург).
Надо заметить, что система «Биохром» и система «Синема Натюр» - это разные способы цветного кинематографа, эксплуатировавшиеся в России в начале XX века. В подтверждение этому приведу полностью заметку о «Синема-Натюр» из справочника «Вся кинематография» 1916 года:
«Обычныя „цвтныя" ленты, которыя мы видли до сего времени, были попросту раскрашены отъ руки. Уже давно делались попытки получить многокрасочные снимки при по¬мощи т. н. свтовыхъ фильтровъ. Ршенiемъ этой задачи помимо демонстрируемыхъ въ настоящее время цвтныхъ (не окрашенныхъ искусственно) лентъ „Синема-Натюръ" явля¬ются—еще и способы Гомона и Прокудина-Горскаго. Эксплоатацiю послдняго способа взяла на себя фирма Бiохромъ въ Петроградъ.
Иллюзiя настоящей жизни будетъ достигнута съ усовершенствовашемъ одного изъ этихъ способовъ. Уже и то, что мы видимъ въ Синема-Натюръ,—поражаетъ, особенно въ пейзажныхъ картинахъ и „nature morte"—правдивостью тона и цвта передаваемаго на экран. И только сложность аппа¬рата „Синема-Натюръ" говоритъ за то, что это еще не послднее слово въ этой области».
Эти строчки свидетельствуют о том, что система цветного кино С.М.Прокудина-Горского должна была эксплуатироваться в России. Но, к сожалению, ни в рекламе кинотеатров Санкт-Петербурга того периода, ни в рекламе, издаваемой самой фирмы «Биохром», найти каких-либо свидетельств о прокате цветных фильмов по системе «Биохром» пока не удалось.
Но то, что великий русский мастер и изобретатель цветной светописи С.М.Прокудин-Горский работал над созданием не только цветной фотографии, но и кинематографа - не вызывает сомнения. Свидетельство тому - один из его Патентов по цветной кинематографии, опубликованный в «Британском фотографическом журнале» (The British Journal Of Photography) 7 октября 1921 года.
Н.МАЙОРОВ Журнал "МИР ТЕХНИКИ КИНО" Цветной кинематограф. (История развития цветного кино в мире) (Мир техники кино №№ 15-18, 2010)

=В 1936 г. по трехцветной технологии был снят первый советский цветной фильм "Груня Корнакова" ("Соловей-соловушко"), в 1939 - "Сорочинская ярмарка"=

Оба фильма были сняты и выпущены в цветном варианте по методу советской ДВУХЦВТВЕТКИ.

=Рассказывали про фильм "Иван Никулин - русский матрос" (Мосфильм, 1944). Так вот, оказывается, он был изначально снят как цветной - на три пленки через три цветофильтра, хотя совместили их, почему-то, только недавно. Таким образом, в советское время снимали цветные фильмы по технологии Прокудина-Горского (и Максимовича). Интересно, какие ещё?=

Первого апреля 1945 года на экран был выпущен первый и последний советский цветной полнометражный игровой фильм «ИВАН НИКУЛИН-РУССКИЙ МАТРОС»*, снятый методом трехцветки и отпечатанный по способу П.М.Мершина.
Н.МАЙОРОВ Журнал "МИР ТЕХНИКИ КИНО" Цветной кинематограф. (История развития цветного кино в мире) (Мир техники кино №№ 15-18, 2010)

=разрешение на производство кинематографических и фотографических съемок в присутствии ВЫСОЧАЙШИХ ОСОБ=

Всегда хочется думать то, чего нет. Фирма Прокудина-Горского занималась киносъемкой и черно-белых картин. Доказательством служат сохранившиеся в РГАКФД в Красногорске фильмы.

=Не менее интригующей является тайна, связанная с возможным сотрудничеством Прокудина-Горского с Советским Союзом в момент начала создания там цветного кино (1931 г.). По одной из версий, именно в обмен на патенты и ноу-хау в области цветной киносъемки советское правительство выслало Прокудину-Горскому в 1931 г. основную часть его национализированной ранее коллекции=

Ни советская двухцветка, ни советская трехцветка не имеют "ничего" общего с патентами Прокудина-Горского.
Вообще в голобальном масштабе заслуга Прокудина-Горского в том, что он сумел реализовать на практике один из способов трехцветной съемки, предложенной за долго до него, и создал удивительную коллекция цветной России начала ХХ века..
Не надо забывать, что братья Люмьер "17 декабря 1903 года получили патент на процесс «Автохром». Первая цветная фотография был получена в 1904 году. А в 1906 году Люмьеры сообщили о готовности процесса к коммерческому использованию и введение его в эксплуатацию с 1907 года. К июлю 1907 года лионская фабрика Люмьеров выпускала 6000 пластинок в день, всего за период с 1907 по 1932 год было выпущено около 50 миллионов стеклянный пластинок для съемки цветных фотографий способом «Автохром».


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 янв 2012 15:15:18 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3333
Приветствую, Николай!
Очень рады видеть Вас на форуме проекта! Огромное спасибо за опубликованный материал и Ваши замечания как эксперта, специалиста в области истории кино.

Цитата:
Всегда хочется думать то, чего нет. Фирма Прокудина-Горского занималась киносъемкой и черно-белых картин. Доказательством служат сохранившиеся в РГАКФД в Красногорске фильмы.


Здесь я бы поспорил. Какую фирму Вы имеет в виду? Если "Биохром", то Прокудин-Горский играл там незначительную роль - был миноритарным акционером, даже не попавшим в состав Правления. Съемкой фильмов в "Биохроме" занимались совсем другие люди. А сама деятельность "Биохрома" началась не ранее 1914 года.
До сих пор нет ни единого свидетельства, что ПГ занимался съемкой черно-белых фильмов, совсем не его профиль и не его сфера интересов. Если у Вас есть документальное доказательство, то это будет настоящей сенсацией в изучении жизни и творчества Сергея Михайловича.
Поэтому пока мне кажется вполне очевидным, что Прокудин-Горский в 1913 году подавал прошение с целью осуществления именно цветной съемки "высочайших особ".

Что касается патентов Прокудина-Горского, то я не буду спорить здесь, ввиду отсутствия достаточного знания вопроса. Возможно, в СССР вполне могли обойтись при создании цветного кино и без этих патентов. Но вот использовать знания и опыт Прокудина-Горского был прямой резон. У Гараниной в одной из статей написано, что по семейному приданию, в начале 1930-х годов к Сергею Михайловичу обращались советские представители с предложением вернуться в СССР для продолжения научной работы, но старый мастер ответил отказом.
Конечно, это документально не подтвержденный факт, но выглядит более чем правдоподобно.
Кстати, может быть, Вы располагаете какими-либо сведениями о роли Максимовича в создании советского цветного кино?
Ещё раз спасибо за Ваше сообщение!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 янв 2012 08:43:01 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 янв 2012 19:00:33
Сообщения: 3
=У Гараниной в одной из статей написано, что по семейному приданию, в начале 1930-х годов к Сергею Михайловичу обращались советские представители с предложением вернуться в СССР для продолжения научной работы, но старый мастер ответил отказом.
Конечно, это документально не подтвержденный факт, но выглядит более чем правдоподобно.=

Правдоподобным может быть только документ, а предание - всегда предание.
Сегодня можно сколько угодно говорить о том, чего не было как о имевшем место быть.
Возникают вопросы:
- какие представители обращались к С.М.?
- в чем была необходимость такого обращения?
- как это соотносится с идеологией СССР этого периода.

ЭТО НЕ ПРАВДОПОДОБНО по следующим причинам:
- в СССР обращения к эмигрантам должны быть санкционированы на самом верху.
- все работа по созданию цвета в СССР наталкивались на препятствия чиновников и развивались на энтузиазме изобретателей, а следовательно никто из чиновников не обращался наверх, хотя бы по тому, что оказывал сопротивление развитию цветного кино.
- Прокудин-Горский не Толстой и не Горький (сколько человек в СССР знало о его творчестве?), а о том, что он был "придворным" ГПУ и ЧК знало.
- во второй половине 20-х годов на западе, да и в СССР было достаточно много публикаций НАУЧНЫХ по проблемам цветной фотографии и кино. Имя и Дело Прокудина-Горского в этих материалах не появлялось или появлялось очень редко. За чем привлекать к работам по созданию советского цвета "мало известного" специалиста.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 28 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB