Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»
http://forum.prokudin-gorsky.org/

Прокудин-Горский и создание цветного кино
http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=1&t=41
Страница 2 из 3

Автор:  Николай [ 21 янв 2012 09:32:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Прокудин-Горский и создание цветного кино

Интересным документом по истории фотографии является Дневник Императора Николая II.
Но, к сожалению, в опубликованном Дневнике есть только упоминания о просмотре цветных слайдов Прокудина-Горского.
Зная повышенный интерес Николая II к технике фотографии, кажется совершенно не вероятным что бы он упустил факт просмотра цветного кино.
Но таких записей в Дневнике нет. а ведь в Петербурге в 10-11 году демонстрировались цветные фильма по системе Кинемаколор - значит царь их не видел.
Думаю, что если бы он видел цветное кино системы Прокудина-Горского, то наверняка бы записал этот факт в Дневник.

Автор:  Vyacheslav [ 21 янв 2012 19:03:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Прокудин-Горский и создание цветного кино

Николай писал(а):
=У Гараниной в одной из статей написано, что по семейному приданию, в начале 1930-х годов к Сергею Михайловичу обращались советские представители с предложением вернуться в СССР для продолжения научной работы, но старый мастер ответил отказом.
Конечно, это документально не подтвержденный факт, но выглядит более чем правдоподобно.=

Правдоподобным может быть только документ, а предание - всегда предание.
Сегодня можно сколько угодно говорить о том, чего не было как о имевшем место быть.
Возникают вопросы:
- какие представители обращались к С.М.?
- в чем была необходимость такого обращения?
- как это соотносится с идеологией СССР этого периода.

ЭТО НЕ ПРАВДОПОДОБНО по следующим причинам:
- в СССР обращения к эмигрантам должны быть санкционированы на самом верху.
- все работа по созданию цвета в СССР наталкивались на препятствия чиновников и развивались на энтузиазме изобретателей, а следовательно никто из чиновников не обращался наверх, хотя бы по тому, что оказывал сопротивление развитию цветного кино.
- Прокудин-Горский не Толстой и не Горький (сколько человек в СССР знало о его творчестве?), а о том, что он был "придворным" ГПУ и ЧК знало.
- во второй половине 20-х годов на западе, да и в СССР было достаточно много публикаций НАУЧНЫХ по проблемам цветной фотографии и кино. Имя и Дело Прокудина-Горского в этих материалах не появлялось или появлялось очень редко. За чем привлекать к работам по созданию советского цвета "мало известного" специалиста.


Спасибо за Ваши аргументы, Николай!
Постараюсь привести факты.
При всей своей идеологической жесткости советская власть не раз демонстрировала прагматизм, когда ей было что-либо нужно.
Приглашение эмигрантам вернутся в СССР было обычной практикой. Можно вспомнить хотя бы такой конкретный пример - официальное предложение Зворыкину вернутся в СССР для работы по созданию телевидения (кажется, в 1934), хотя было хорошо всем известно, что он бывший колчаковский офицер.
В начале 30-х в среде русской эмиграции были созданы целые комитеты "возвращенцев", которые курировало ОГПУ. Одним из участников этой деятельности был Николай Позняков, соучредитель французского ателье Прокудина-Горского.
Есть очевидный факт: у ОГПУ и советской власти не могло быть каких-либо претензий к Прокудину-Горскому, иначе бы ему не разрешили в 20-е гг. получить свою коллекцию. Иначе бы не разрешили всем членам его семьи по очереди выехать из СССР в 1923 и 1925 гг. Иначе бы в сталинский период имя Прокудина-Горского не упоминали бы периодически в печати, когда речь заходила об истории создания цветной фотографии и кино, или о съемках Толстого. Имена враждебных эмигрантов были в тот период под запретом, насколько я понимаю.
Кроме того, нельзя не отметить, что никто никогда не считал Прокудина-Горского "царским", тем более "придворным" фотографом. Это один из мифов, придуманных современными журналистами. У него была личная протекция Луначарского, который выступал со вступительным словом перед персональными показами ПГ в Зимнем дворце весной 1918 г. А Ленин, как теперь известно, дал личное указание о включении ПГ в один из важных государственных органов, а именно в состав коллегии Экспедиции по заготовлению государственных бумаг.
Насколько были реально востребованы в начале 1930-х гг. знания и опыт Прокудина-Горского в СССР - вопрос сложный, судить не берусь.
Но "мало известным" специалистом ПГ был в начале 30-х только для широкой публики, зато его имя хорошо знал любой специалист в области цветной фотографии, кино и полиграфии с дореволюционным стажем. Было кому порекомендовать.
Что касается Вашего аргумента относительно отсутствия упоминания цветных киносеансов в дневникам последнего императора, то это, безусловно, весьма серьёзный аргумент. По крайней мере, это свидетельствует, что к 1914 году цветные фильмы Прокудина-Горского не достигли того уровня совершенства, при котором он бы решился продемонстрировать их царю.
Очень надеюсь, что в 2012 году будут обнаружены новые документы, которые позволят пролить свет на эту и другие загадки Сергея Михайловича.

Автор:  Vyacheslav [ 13 фев 2012 11:36:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: Прокудин-Горский и создание цветного кино

Rus_turk прислал страницу из американского журнала "American photography" за 1922 г.
Там сообщение о демонстрации короткого цветного фильма Прокудина-Горского в Лондоне:

Изображение
image hosting jpg

Автор:  v_v_d [ 04 апр 2012 09:24:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: Прокудин-Горский и создание цветного кино

Патент Великобритании С.М.Прокудина-Горского и Сергея Максимовича на способ осуществления цветной кинематографической съемки.
Изображение
image hosting
Изображение
adult upload image

Автор:  Vyacheslav [ 06 май 2012 06:23:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Прокудин-Горский и создание цветного кино

В 1916 г. на базе кинематографического отдела "Биохрома" было учреждено АО "Биофильм" для создания и эксплуатации цветных фильмов.
Об участии Прокудина-Горского можно судить по его доле в акционерном капитале (увеличение по клику):

Изображение

Изображение
gif hosting

Изображение

Автор:  Vyacheslav [ 04 июл 2012 12:57:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: Прокудин-Горский и создание цветного кино

Vyacheslav писал(а):
Проект "Наследие С. М. Прокудина-Горского" располагает копиями интересных документов.
13 мая 1913 г. Сергей Михайлович обратился на имя начальника канцелярии Министра Императорского Двора с прошением выдать ему разрешение на производство кинематографических и фотографических съемок в присутствии ВЫСОЧАЙШИХ ОСОБ.
Уже 14 мая указанный чиновник уведомил Прокудина-Горского и ещё двух фотографов, что их доступу на Дворцовую площадь при проведении торжеств (очевидно, 300-летия дома Романовых) препятствий не встречается.
Таким образом, Прокудин-Горский мог и должен был снимать на фото и трехцветную пленку императорских особ и членов двора, но вот подтверждений факта состоявшейся съемки у меня не имеется. А ведь речь идёт, наверное, о самой загадочной кино- и фотосессии мастера!


Наталья обратила моё внимание, что в оригинале документа нет ни слова про Дворцовую площадь! Вероятно, я был "загипнотизирован" ошибочным названием файлов с документами, или сам прочёл их настолько невнимательно.
Наталья высказала идею, что имелась ввиду съемка торжеств в Москве, а не Петербурге.
Действительно, заключительные торжества по случаю 300-летия дома Романовых состоялись 24-27 мая в Москве.
Если изучить кино- и фотосъемку тех торжеств, есть шанс увидеть Прокудина-Горского со своей аппаратурой.
Очень интересно.

Изображение

Вот странно только, что у Вишневского нет упоминания об этом фильме ПГ. Есть только про февральскую съемку.

Цитата:
6 (19) января
• В Петрограде вышел на экран цветной фильм «[[Проезд Его Императорского Величества государя императора в Петрограде по Невскому проспекту во время романовских торжеств по случаю 300-летия Дома Романовых в сопровождении казаков (фильм)|Проезд Его Императорского Величества государя императора в Петрограде по Невскому проспекту во время романовских торжеств по случаю 300-летия Дома Романовых в сопровождении казаков]]». Фильм был снят 23 февраля 1913 года С. М. Прокудиным-Горским по его системе «Синеманатюр».
Вишневский 1996, с. 229.
Источник: http://www.rudata.ru/wiki/1915_%D0%B3%D ... 0%BD%D0%BE




Автор:  Vyacheslav [ 01 сен 2013 19:30:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Прокудин-Горский и создание цветного кино

Давно мы не обращались к одной и самых загадочных страниц в творческое биографии Прокудина-Горского - цветному кинематографу.
Сегодня попробовал ещё раз электронный поиск по петербургским архивам. Обратил внимание на дело №2 ЦГИА. Фонд 2106. Опись 1 "Выписки из протокола заседания технической комиссии акционерного общества "Биохром" по испытанию оптической системы проф.Гершуна для цветного кино и письмо из правления общества Меликову И.А" 1914-1917.
Не припомню такой системы и вообще, чтобы в России до 1917 г. кто-то разрабатывал цветное кино помимо ПГ и Максимовича.

О Гершуне есть статья в Википедии:
Цитата:
Алекса́ндр Льво́вич Гершу́н (29 октября 1868 — 8 июня 1915) — русский физик, инженер, основатель российской оптической промышленности, крупный специалист в области прикладной оптики, электромагнетизма, радиоактивности.
...
Научный руководитель Российского общества оптического и механического производства (1912), которое в 1913 г. приступило к строительству оптического завода на Чугунной улице в Петербурге (с 1962 года — Ленинградское оптико-механическое объединение; ныне — ОАО «ЛОМО»); 4 ноября 1914 г. завод начал функционировать. Гершун А. Л. был первым директором завода.


Однозначно человек из окружения Прокудина-Горского:
Прокудин-Горский С. Александр Львович Гершун (некролог). — Фотографические новости, 1915, №6, с. 99. Надо посмотреть.

Ещё о нём есть целая книга:
Цитата:
Александр Львович Гершун, 1868-1915
Николай Иванович Иванов
Наука, Ленинградское отд-ние, 1976 - Всего страниц: 133

Автор:  Vyacheslav [ 15 сен 2013 20:38:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Прокудин-Горский и создание цветного кино

Изволов, Николай Анатольевич.
Феномен кино : история и теория / Николай Изволов ; Федеральное агентство по культуре и кинематографии Российской Федерации, Науч.-исслед. ин-т киноискусства. - Москва : Материк, 2005. - 159, [2] с., [2] л. цв. ил. : ил., портр., факс.; 21 см.
Глава "СЕРГЕЙ ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ И ЦВЕТНОЕ КИНО В РОССИИ".

Надо посмотреть, вдруг там что-то новое по сравнению с его статьёй в Киноведческих записках 1996 г.

Автор:  Vyacheslav [ 07 янв 2015 20:59:18 ]
Заголовок сообщения:  Re: Прокудин-Горский и создание цветного кино

Одной из самых больших загадок Прокудина-Горского являются результаты его работ по созданию цветного кино. Имеются совершенно четкие документальные свидетельства, что он снимал цветную кинохронику, но при этом не сохранилось ни одного такого фильма и ни одного отзыва от людей, видевших эту кинохронику.
В последнем дореволюционном справочнике по кинематографу фамилия Прокудина-Горского упоминается лишь один раз.

<b>Вся кинематография: Настольная адресная и справочная книга. Под ред. Ц.Ю. Сулиминского. - Москва: Чибрарио де Годэн, 1916. Стр. 350:</b>

Изображение

Автор:  v_v_d [ 08 янв 2015 03:55:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Прокудин-Горский и создание цветного кино

Я уже неоднократно писал в форуме - изучение газет того времени может дать ключ к многим до сих пор неразгаданным загадками П-Г.

Страница 2 из 3 Часовой пояс: UTC
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/