Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 24 мар 2017 10:14:53
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 97 ]  На страницу Пред.  1 ... 6, 7, 8, 9, 10
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 16 фев 2016 10:32:56 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3131
Полный текст Записки о коммерческой эксплуатации коллекции Прокудина-Горского 1932 года:

Цитата:
Всякий, кто хоть раз побывал на проекции снимков России из коллекции проф. С. М. Прокудина-Горского, либо ещё в Петрограде, где они проектировались в натуральных цветах, либо этой зимой здесь в Париже, где снимки за отсутствием специального прибора для цветной проекции демонстрировались в виде обыкновенных черных диапозитивов, – может легко себе представить, какой интерес представляет эта коллекция.
Коллекция насчитывает свыше 2000 снимков, представляющих красивые виды, города, памятники старины и историческая древности Российской империи, включая её окраины. Это единственная в мире коллекция цветных фотографий, которая дает ясное понятие зрителю и богатстве, мощи и красоте России.
Коллекция эта была выполнена проф. Прокудин-Горский по Высочайшему повелению в период 1909-1915 г.г. и должна была служить, по мысли Государя, для обучения Его Детей отечествоведению. а равным образом и для наглядного преподавания в школах.
Процесс фотографических съемок происходил в совершенно исключительных условиях.
С. М. Прокудин-Горскому был дан Государем открытый лист, позволявший ему делать снимки со всего, что, по его мнению, представляло действительный художественный. этнографический или исторический интерес для него был оборудован специальный вагон-лаборатория для передвижения на нем по всей сети российских железных дорог и ему был предоставлен cпeциальный пароход министерства путей сообщения.
В коллекции имеется много снимков. представляющих настоящие уники. Многие снимки были сделаны вообще впервые, многие не могут быть повторены. так как не мало старинных храмов. монастырей и мечетей и главным образом церковной утвари, снятой в различных монастырях и их богатейших ризницах, уже вовсе не существует. Частью они расхищены, частью погибли по другим причинам; от пожаров, или землетрясений, как это случилось со многими древнейшими мечетями Туркестана и Бухары.
Счастливо сложившиеся обстоятельства позволили вывезти коллекцию из Pocсии и сейчас она находится в Париже, являясь собственностью сыновей С. М. Прокудина-Горского. [В машинописном варианте: Счастливо сложившиеся обстоятельства позволили вывезти коллекцию из Pocсии. Она насчитывает до 2.300 негативов и сейчас находится в Париже, являясь собственностью сыновей С. М. Прокудина-Горского.]
Ценность коллекции в особенности увеличивается от того, что все негативы сделаны для передачи в натуральных цветах на экране, — что является самым совершенным способом передачи природы. С этих же негативов может быть легко сделано воспроизведшие в красках в печати для любого издании а равным образом, при современном развитии фотографической техники, c них легко можно изготовить цветные фотографии на бумаге.
В настоящее время владельцы коллекции решили приступить к её коммерческой эксплуатации.
К этому решению они пришли на основании того, что несколько проекций показанных в Париже обыкновенным проекционным аппаратом, даже не в цветах, имели огромный успех у публики, не только русской, но и Французской.
Они решили создать Общество (О-во с ограниченной ответственностью) с небольшим основным капиталом, очень небольшим сравнительно со стоимостью коллекции, имеющее своей целью организацию публичных проекций натуральных цветах.
Необходимо отметить, что проекций пользовались особенным успехом среди русской молодежи, которой в будущем они принесут огромную пользу.
В самом деле, в современных условиях жизни эмиграции, молодежь всё более и более отходит от России и забывает свою Родину.
Единственный способ показать и доказать этой русской молодежи, уже забывающей или вообще не видевшей своей великой Родины, всю мощь, все значение, все величие Poccии и этим пробудить столь нужное национальное сознание – это показать её красоты и богатства на экрана такими, какими они действительно и являлись в натуре, т.е. в истинных цветах.
Программа деятельности проектируемого общества представляется в следующем виде:
В первую очередь будут организованы проекции в натуральных цветах существующей коллекции. Для этого необходимо приобрести специальный проекционный аппарат. позволяющий проектировать снимки в истинных цветах.
Прибор, которым пользовался проф. Прокудин-Горский еще в Петрограде, был построен по его особому заказу в Германии, но потом был разрушен во время революции.
Однако, такой же аппарат, с согласия проф. Прокудина-Горского, был одновременно построен для одного технического учреждения в Германии.
Этот прибор в настоящее время можно приобрести за чрезвычайно низ-кую цену сравнительно с той, которая за него была заплачена.
На приобретение этого аппарата, приведете его в порядок, покупку различных вспомогательных приборов, будет потрачена большая часть средств общества: остаток предназначается на организацию первых пуб-личных проекций и на расходы, с этим связанные.
Этот организационный период займет около месяца, после чего начнет¬ся регулярный цикл проекций, сопровождаемых объяснениями на русском и французском языках, и с этого момента начнут поступать средства в кассу общества.
Успех, которым пользовались в Париже проекции снимков в виде обыкновенных черных диапозитивов, наглядно показывает, каким успехом будут пользоваться проекции в натуральных цветах и, следовательно, дает уверенность не только в несомненной материальной выгоде этих демонстраций, но и в том, что доход от них будет весьма значителен.
Продолжая показывать коллекцию России, общество одновременно начнет составлять коллекцию снимков Франции.
Эта французская коллекция будет составлена из снимков в натуральных цветах исторических и художественных ценностей Франции, выдающихся образцов её архитектуры, естественных красот различных местностей, как, напр., Альпы, Корсика, Пиренеи и т. д., и т. д.
Снимки, которые будут производиться обществом для своих проекций, делаются на стекле и потому могут сохраняться вечно, чего нельзя сказать про пленки или кинематографические ленты, изготовляемые из целуллоида, которые, при самом тщательном способе хранения, через 20-25 лет начинают разлагаться и этим самым уничтожаются запечатленные на них изображения.
Это преимущество снимков на стеклянных пластинках особенно важно для музеев и различных ученых обществ при составлении их архивов, коллекций снимков различных экспедиций, раскопок и т. д.
Наличие французских снимков позволит устройство публичных проекций Франции в натуральных цветах.
Общество заинтересует Министерство Колоний в производстве снимков в колониях с целью пропаганды идеи французской колониальной империи. Более чем вероятно, что эта работа общества будет субсидироваться правительством.
Равным образом, общество войдет в соглашение с Министерством Туризма, о пропаганде туризма во Франции путем демонстраций различных её красот заграницей. Весьма вероятно, что и эта работа общества будет субсидироваться правительством.
Предполагается также войти в соглашение с «синдикатами инициативы» различных курортов для их рекламирования путем демонстрирования отдельных видов этих курортов на проекциях общества или устройства целых проекций за счет того или иного синдиката.
Деятельность общества не ограничится одной только Францией.
Интерес к России существует и в других странах Европы и Америки, разсеяние русских эмигрантов по всему свету тоже общеизвестно. Пропаганда колоний путем демонстраций цветных цветных снимков в метрополии также может заинтересовать любое государство.
Вышеописанный план действий во Франции применим для любой другой страны.
Но если это является вопросом более или менее отдаленного будущего, развитие работ общества во Франции будет достигнуто очень скоро.
Предварительное изучение всех перечисленных возможностей дает уверенность, что общество будет быстро развиваться и что крупный материальный успех обеспечен.
Работа общества облегчается в значительной степени благодаря участию в нем Д. С. и М. С. Прокудиных-Горских, специалистов в области цветной фотографии и владельцев известной в Париже фирмы «Gorsky Frères», которые согласны предоставить в распоряжение общества, на особо льготных условиях, свои мастерские и прекрасно оборудованные лаборатории.
Впоследствии общество может оборудовать свои мастерские, если оно найдет это для себя интересным, но возможность, при самом начале, приступить к работе без затрат довольно значительных сумм на оборудование необходимых лабораторий – уже является большим преимуществом.
Настоящая записка имеет целью дать общее представление о главнейших задачах и возможностях общества. Невозможно изложить в краткой записке подробную программу деятельности, которая представляется чрезвычайно обширной и разнообразной и может вывести общество на очень широкую дорогу.

Париж, 1932


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 апр 2016 22:06:09 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3131
Только что один из читателей прислал ссылку на сенсационный документ. Это Владимирский земский сборник №9 за 1878 год: http://84.53.202.21:8081/biblioteka/b/b ... x.html#1/z

Изображение

Крупнее: https://img-fotki.yandex.ru/get/125649/ ... dc3f7_orig

Из это записи следует, что мать С.М. Прокудина-Горского в 1876 г. выкупила с публичных торгов имение Фуникова Гора с господским домом!
До сего дня мы считали, что имение было утрачено безвозвратно в 1865 году, когда его продала бабушка фотографа Надежда Степановна.

В другой записи (нам уже давно известной) говорится о продаже своей части имения Фуникова Гора Михаилом Сергеевичем Прокудиным-Горским (двоюродный дядя С.М. Прокудина-Горского) в 1874 году купеческому сыну Петру Ивановичу Онуфриеву: http://84.53.202.21:8081/biblioteka/b/b ... l#90-91/z;

Теперь остаётся неясным, когда же всё-таки было утрачено имение. И кто его выставил в 1876 году на публичные торги. Напомню, что в тот момент мать С.М. Прокудина-Горского судилась с его отцом за имущество.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 апр 2016 21:16:43 
Не в сети

Зарегистрирован: 24 янв 2013 13:16:06
Сообщения: 29
РГИА Ф. 789. Оп. 13. Д. 214. 1911 г. Л. 14 Дело Академии художеств: материалы издательской комиссии Академии художеств

С.-Петербург, 28 января 1913
Смета №4395
Издательской Комиссии Императорской Академии художеств

На изготовление клише и печать рисунков на меловой односторонней бумаге толстой с набором подписей в формат 36х28 с\м.
1 таблица в количестве 600 экземпляров.
Клише печать и бумага по 40 руб., за таблицу
По доверенности С.М. Прокудин-Горским Евдокимов



В деле также имеется смета от Художественная фототипия А.Ф. Дресслера. Из архивного дела не ясно, состоялась ли печать для Академии художеств и кто ее выполнял.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 ноя 2016 05:59:35 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3131
Лист из рабочей тетради, которую С.М. Прокудин-Горский вёл в годы эмиграции:

Изображение

Источник: https://polymus.ru/ru/museum/news/v-dar ... e-gorskom/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 дек 2016 16:21:10 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3131
На днях произошло долгожданное событие: первый отечественный биограф С.М.Прокудина-Горского профессор С.П. Гаранина передала на временное хранение в экспозицию Музея Прокудина-Горского исключительный раритет — Каталог образцов цветной печати художественных фотомеханических мастерских С.М. Прокудина-Горского. СПб., 1911. На сегодня известен только один экземпляр этого документа.
В ближайшее время мы постараемся выложить текст вступительной части Каталога, в которой Сергей Михайлович объясняет значение цветной фотографии. Там нет ничего сенсационного, но истинным поклонникам будет любопытно.
А сегодня в блоге выложен перечень репродукций: http://oldcolor.livejournal.com/322784.html
Большинство из них нам были известны уже давно по открыткам, иллюстрациям в "Фотографе-либителе" и другим изданиям.
Увы, в самом каталоге вопреки моим ожиданиям не оказалось иллюстраций. Вероятно, была одна, но её вырезал кто-то из прежних обладателей.
Текст Перечня лишний раз напомнил, что у С.М. Прокудина-Горского была не только плохая зрительная память, но и беда с памятью на даты. Напомним, что в своих эмигрантских записках датировал поездку в Ясную Поляну 1907 годом (вместо 1908-го), а съёмки Мурманской ж.д. — 1915 годом (на самом деле 1916). Вот и здесь он пишет, что итальянские снимки сделаны в 1907 году. Сначала я обрадовался появлению датировки из первоисточника, но потом вспомнил, что №40 "Уголок Венеции" (якобы 1907 года) был опубликован в "Фотографе-либителе" ещё в 1906 году.
Зато в Перечне оказалось полное название для снимка, опубликованного в том же журнале под названием "Католический монастырь (близ Флоренции, август)", — "Бернардинский монастырь во Фиезоле близ Флоренции" (№39). А в своё время энтузиастам пришлось идентифицировать место)).
Больше всего в списке меня заинтриговал №41 "Дом инженера Чаева на Лицейской улице в С.-Петербурге, построенный военным инженером полковником В.П. Апышковым. Снимок с натуры в красках". Ранее про этот снимок было абсолютно не известно и не понятно, какие были мотивы для съёмки обыкновенного дома. Какой-то частный заказ или просто по дружбе?
Обращает на себя внимание, как много Прокудин-Горский снимал с картин. Почти весь этот материал теперь относится к пропавшей части коллекции.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 дек 2016 16:51:45 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3131
Как мы писали на днях, первый отечественный биограф С.М.Прокудина-Горского профессор С.П. Гаранина передала на временное хранение в экспозицию Музея Прокудина-Горского исключительный раритет — Каталог образцов цветной печати художественных фотомеханических мастерских С.М. Прокудина-Горского. СПб., 1911. На сегодня известен только один экземпляр этого документа.
Ниже приводится текст его вводной части.
Несмотря на упоминание С.М.Прокудина-Горского в третьем лице, он, вне всякого сомнения, авляется автором.
Стиль старого написания сохранен. Убраны яти и ери.

Несколькослов о значении цветной фотографии.

Область применения цветной фотографии до такой степени разнообразна, все значение ея настолько огромно, что в на­стоящее время, когда это драгоценное культурное пpиобретениелишь начинает становиться на ноги, чрезвычайно трудно учесть возможные результаты. Не целям забавы, не мимолетному удовольствию стремится удовлетворить цветная фото­графия, но исключительно заботам о народном просвещении. В ея руках-могущественное средство содействовать всеобщему образованию, являясь ему на помощь во всех случаях, где человеческое слово становится безсильным. Слово - великолепное орудие в руках поэта; лишь у поэта слово является облеченным в наряд красок, лишь у него и в таком виде слово может создавать целыя картины, которыя, оживая в нашем воображении, в состоянии заменить живопись. Но этого немыслимо ожидать в условиях обыкновенной пропо­веди просвещения, когда тот или другой предмет излагается сухим, черствым прозаическим языком, сплошь и рядом не вызывая в слушателях ничего, кроме зелёной скуки. Наглядность — великая помощница всякаго обучения и чем


/Утрата текста/

подлинных красках природы не может давать никакого правильнаго понятия. Между тем вся сила природы, вся кра­сота природы - в красках; линии создают формы, которыя сами по себе тоже прекрасны, но краски вливают в эти формы содержание, они воскрешают в них живую жизнь во всем безконечном разнообразии ея проявлений.
Цветная фотография, в настоящее время достигнув в своем развитии значительнаго прогресса, стремится поставить перед собою три главных цели, помочь осуществлению которых и приглашаются все так или иначе заинтересованные лица.
Первая цель - чисто научная в самом широком значении этого слова. Известно, насколько велико значение всех учебных пособий, облегчающих преподавателю самое объяснение предмета, учащимся же усвоение всего изучаемаго, и чем выше качество пособия, тем скорее достигаются oбеуказанные задачи. Успешное преподавание зоологии, ботаники, минералогии, географии, отечествоведения не может достигаться без целаго ряда наглядных пособий, каковыми являются иллюстрированные, обычно очень плохо учебники, разные атласы и стенныя таблицы, выполненные в черной манере, а если раскрашенные, то также весьма плохо, нисколько не похоже на действительность; рядом с ними идут такого же посредственнаго качества картины для волшебнаго фонаря.
Весь этот показательный матерьял поселяет в уме учащагося неполное или совершенно неверное представление о красках природы. Цветная фотография имеет полную возмож­ность устранить этот крайне существенныйнедостаток. Пользуясь ею, мы можем снять красивый пейзаж с боль­шой близостью к действительности, роскошный цветок или бабочку со всеми тончайшими, часто едва уловимыми оттен­ками их раскраски, живописный костюм крестьянки, или фантастическую расцветку горных пород, изображения всего этого отбросить на экран или перевести с помощью фотомеханических процессов на бумагу, получив таким образом научныя таблицы почти безукоризненной точности. Все преподавание отечествоведения особенно нуждается в тщательном подборе показательных пособий. Страна наша дает такое разнообразие картин, как может быть никакая дру­гая в миpе, и в то же время мы совершенно не можем похвастаться своими познаниями в этой области, мы в деле изучения своей родины остаемся далеко позади всех наибо­лее культурных, народов Европы. Между тем трудно даже представить себе, какия тут открываются богатейшия перспек­тивы, если цветную фотографию начать разумно эксплоатировать в указанном направлении. Здесь - огромная, польза не только для подростающаго поколения, но и для всех взрослых, которые пожелали бы расширить круг своих позна­ний, для всего русскаго народа. Какой бы темы ни касались безчисленныя лекции, читаемыя ежегодно во всевозможных ученых учреждениях и народных аудиториях, лекции, кото­рые все имеют одну цель - непрерывно содействовать самообразованию, они приобрели бы особенно высокий интерес, если бы их организаторы призвали к себе на помощь цвет­ную фотографию, решились бы пользоваться ея услугами в самых широких размерах.
Вторая цель, которую намечает цветная фотография, это забота об эстетическом просвещении народа, о распространении среди него популярных сведений из области русскагоискусства, особенно стариннаго, которым Pоссия необыкновенно богата. О том, что по всему безпредельному простору нашей родины разсеяно великое множество драгоценных памятников искусства, известно лишь небольшому кружку специалистов, положивших все свои силы на изучение этих памятников и на страстную борьбу за их сохранность. Но все русское общество? Оно по этому вопросу ничего не знает и к этим вопросам преступно равнодушно, в чем и не виновато, потому-что в продолжении длиннаго ряда лет оно никогда не слыхало слова „красота", его не учили этому в школе, и из самой жизни всеми мерами изгоняли всякую красоту. Теперь настало уже время, когда пора прозреть, пора оглянуться другими глазами, пора узнать и оценить всякий предмет родного искусства, который чудом прожил века, но каждая минута грозить ему смертью или от естественных причин, или от невежества тех, в чьем ведении находится данный предмет искусства. Цветная фотография является тут на помощь. Цветная фотография, запечатлевая все предметы в натуральных красках и отбрасывая потом их изображения на экран при помощи фонаря, может сде­лать то, что петербуржец, никогда не покидавший своего род­ного города, вдруг увидит перед собою и чудные храмы Владимирской губернии, соборы и монастыри Ростова Великаго, терем царевича Димитpия в Угличе, Ипатьевский монастырь в Костроме, драгоценныя фрески, покрывающия собою стены старинных храмов, и многое множество других вещей, которыя ему и во сне не снились. Постоянное непрерывное демонстрирование красот русскаго искусства на экране при помощи фонаря, потому что при этом способе больше всего сохраняется точность красок, необходимо решительно для всех: архитекторов, археологов, художников, писателей, воспитанников всевозможных школ, и особенно для слу­шателей всех тех учебных заведений, где специально или между прочим изучается искусство, как Академия Художеств, Институт Гражданских Инженеров, Московское Училище ваяния и зодчества и т. под. Здесь везде чтение лекций, относящихся к русскому искусству, должно сопровож­даться демонстрированием на экране цветных снимков с натуры, что всякое учебное заведение отлично может обста­вить, стоит лишь обзавестись для означенной цели специальным прибором. Необходимо, что-бы молодые люди, изучающие родное искусство, имели возможность воочию созерцать перед собою в аудитории все его чудеса в их натуральном виде, о которых они читают в книгах или слышат из уст профессора, но из которых очень многаго они, быть может, никогда не увидят на месте. Подобное демон­стрирование крайне важно, помимо своей прямой цели — изучения предмета, еще и потому, что этим путем легче всего пробуждается дремлющее в человеке чувство красоты и во­спитывается затем в должном направлении последствия чего неизчислимы в моральном отношении. Наконец, системати­ческое и постоянное, тщательно обставленное демонстрирование путем цветной фотографии всевозможных красот русскаго искусства чрезвычайно необходимо и для широкой публики всех званий и состояний. Русское общество должно наконец узнать, что всякий предмет, начиная от церковной коло­кольни и кончая полотенцем кустарнаго производства, если носит на себе печать художественнаго мастерства, представляет собою драгоценность в общей сокровищнице отечественной культуры. Оно должно понять, что всякий такой предмет еще и потому драгоценен, что в нем отра­жается живое и своеобразное народное творчество, вы­текающее из особенностей русскаго миросозерцания, изменявшагося в ту, либо другую сторону под влиянием различных исторических обстоятельств. И наконец, оно обя­зано проникнуться сознанием, что всякий предмет, в котором запечатлена душа великаго народа, должен оберегаться как зеница ока, должен составлять национальную гордость, по­тому что пусто, уныло, мертво в той стране, где нет возбуждающих дух национальных реликвий, в чем бы он ни заключались. Художественное творчество в длинной цепи проявлений человеческаго духа составляет именно то звено, в котором этот дух выражается полнее всего, исчерпывая себя до краев самой сокровенной интимности, и каждое выявление этого творчества в камне, деревянной резьбе, наивной роспи­си церковных стен, домотканной материи, завитках орна­мента, - священно, потому что говорит с нами, людьми но­выми, совершенно непохожими на своих предков, о мыслях и чувствах, которыя волновали ум и душу существ, живших в этих отдаленных от нас эпохах, говорит языком громким и красноречивым. Понимать этот язык -высокое наслаждение, но несчастье в том, что обучены ему.. 1 процент во всей Российской Империи!...
Такое ненормальное явление должно прекратиться, а этого можно достигнуть, лишь непрерывно изучая красоту, посто­янно имея ее у себя перед глазами. К этому стремится цветное фотографирование, и только оно одно может осу­ществить подобную высоко культурную задачу.
Третья важная цель, которую преследует цветная фотография, это - оставить точный документ для будущаго. Если бы подобная фотография существовала во времена Леонардо да-Винчи, то в настоящую пору мы имели бы более ясное представление об его знаменитой миланской „Тайной Вечере", чем то, которое мы можем получить при взгляде на жалкие остатки замечательнейшаго из шедевров мировой живописи. Если бы все те способы закрепления изображений в натуральных цветах путем ли диапозитивов или репродукции на бумаге с возможной близостью к оригиналу, которые предоставляет в наше распоряжение современная техника, существовали лет триста - четыреста назад, мы и сейчас могли бы любоваться чудесными произведениями архитектуры, живописи, прикладного искусства, исчезнувшими безследно. Время и человеческое невежество - два врага искусства, с которыми очень трудно бороться.
Но при современном прогрессе в области цветногофотографирования и цветной печати мы имеем в руках драгоценное средство спасать от забвения все разру­шающееся памятники искусства. В этом великое значение цветной фотографии. Закрепляя на светочувствительной пла­стинке создание художественнаго вдохновения во всей роскоши его красок, во всей прелести его колорита, со всеми тон­костями индивидуальнаго таланта, мы передаем потомству драгоценный документ, и только на основании таких документов русское общество в лице специалистов и людей, просто интересующихся всем прекрасным, может пра­вильно судить об истинных размерах и значении художественных богатств находящихся в его владении. Практические результаты подобной работы немыслимо учесть, настоль­ко она при условии правильной ея постановки может быть громадна. Достаточно сказать, что одно простое увековечивание при помощи одних лишь диапозитивов всего, имеющаго худо­жественное значение, представляется делом чрезвычайной важ­ности. Все в мире меняет свою индивидуальную физиономию или вовсе разрушается. Представьте себе, что какой нибудь старинный храм, старинный дворец стал добычею пламени. В огнe погибла форма, а с нею и облекавшия ее одежда и украшения, исчезла окраска здания, разрушились фрески, иконы, цветные орнаменты. Возстановить форму можно по фотографии. А колорит памятника, часто составляющий весь секрет его привлекательности, а фрески? Если у нас не будет цветных документов, мы безсильны. Очень хорошо, когда имеются под руками рисунки, сделанные художниками, особенно, если эти художники одновременно - архитектора, потому что, с одной стороны, эти рисунки совершенно точно воспроизводят ар­хитектурную линию следовательно, дают полное представление о формах, с другой же - благодаря тому, что в дело замешалось чуткое восприятие художника, выявляют, то, что составляет едва-ли не наибольшую драгоценность во всяком памятнике старины: его колорит, скрытую в малейших изгибах камня живую душу, создающую особоенастроение, вызываемое всяким прекрасным произведением старинной архитектуры. Но все это хорошо при условии, если художник чувствует красоту прошлаго, если он талантлив, и если зарисовывая памятники старины, не делает ошибок, увлекаясь фантазией. В этом последнем случае такие рисунки ничего не стоют, ожидать же, что все драгоценности старины будут зарисованы только истинно талантливыми мастерами, невозможно; они наконец просто не в силах поспеть всюду, и им же на помощь должна придти цветная фотография с ея протокольным воспроизведением линии и максимально точным для настоящаго времени воспроизведением краски. Тогда, если возникает вопрос о полной или частичной реставрации, памятника искусства, впол­не возможно ея осуществление на основании всех имеющихся в руках специалистов документов цветной фотографии к достижению наибольшей точности которых направлены в настоящее время все усилия лиц, работающих над дальнейшими усовершенствованиями в данной области.
Специально для всевозможных картин вопрос увековечивания их путем цветного фотографирования представляется чрезвычайно важным. Здесь мы сталкиваемся с одним обстоятельством - прямым порождением - нынешней машинной техники. Современная живопись выцветает - вот печальный факт, неустранимый, сколько бы кто ни старался. Почему она выцветает? Не малую роль играет здесь то обстоятельство, что художникам нашим, обучающимся в Академии Художеств, не преподают химии. Между тем, если бы они имели хотя бы элементарныя сведения по этой науке, то знали бы, что смешение известных красок вы­зывает определенный химический процесс, разрушающий краски. Древние мастера были великие искусники не только в процессе создания картины, но и в деле приготовления нужнагоматерьяла: они сами составляли растительныя краски, и оттого их произведения, если не вмешаются посторонния при­чины, переживают века. Современные художники пишугкрасками, приготовленными фабричным путем исключительно на анилине, который влечет за собою их выцветаниe; под­вергаясь действию воздуха, фабричны краски испытывают целый ряд химических процессов, результатом чего по малом времени является изменение всего колорита картины до полной неузнаваемости. Лица, видевшия картины Вереща­гина, составляющияНаполеоновскуюcepию, в то время, когда они были впервые выставлены, говорят, что в на­стоящее время картины эти уже значительно выцвели. А ведь они написаны в промежуток времени 1890 - 1900 гг., сле­довательно, самой старшей из них - 21 год... Естественно, возникает желание, что бы с каждой картины, каждагоросписаннаго красками предмета искусства был как можно скорее сделан снимок в красках, который при желании можно сохранять в неприкосновенности, изолировав от всякаговреднаго действия воздуха и света. В нашем Импе­раторском Эрмитаже долгое время находились на виду две античныя вазы эллинской работы IV - V века до Р, X., найденныя в 1869 г. при раскопках на Таманьском полу­острове и по своим художественным достоинствам не имеющия цены. Наконец заметили, что одна сторона покры­той нежнейшей живописью вазы, обращенная к свету, стала чуть заметно бледнее другой стороны, находившейся в тени. Немедленно во избежание дальнейшего процесса выцветания вазы были убраны в плотные футляры, обитые внутри черным бархатом, но предварительно был приглашен С. М. Прокудин-Горский, сделавший с них цветную съемку, ре­зультаты которой лица интересующиеяся могут видеть в вит­рине его мастерских на Царскосельской выставка. Снятие со всякой картины фотографии в натуральных красках - единственно объективно-верный способ увековечивания искусства в том самом виде, в каком оно находится в данный момент. Спустя долгое время, если картина подвержена выцветанию, мы, имея в руках неоспо­римый документ-цветной снимок, можем получить вполнеясное представление о том, каковы были ея краски в дей­ствительности; нечего и говорить, какую роль должно играть собрание подобных документов в будущем для всех тех, кто станет изучать искусство.
Всеуказанныя цели, к которым стремится цветное фотографирование, все его блестящия перспективы стали воз­можны, благодаря способу С. М. Прокудин-Горскаго. Фото­графическая съемка с натуры в красках основана на том, что белый солнечный свет является, как известно, результатом смешения, спектральных цветов: фиолетоваго, синяго, голубого, зеленаго, желтаго, оранжеваго и краснаго. Если при помощи призмы разложить белый луч, то наэкрана получится спектр -- полоса со всеми означенными цветами. При соединении этих цветов снова получится бе­лый цвет.
При съемке берутся три цветных стекла: фиолетовое; зеленое и оранжево-красное, подобранныя с таким расчетом, чтобы каждое стекло пропускало лучи только одной части спектра, а все три стекла пропустили бы в сложности все лучи спектра. Так, фиолетовое стекло должно пропустить фиолетовые, синие и голубые лучи, а остальные все лучи должно задер­живать, зеленое стекло должно пропускать зеленые лучи, а остальные все задерживать, оранжевое стекло должно пропу­скать желтые, оранжевые и красные лучи, а все остальные лучи должно задерживать. Если произвести съемку какого нибудь предмета последовательно с каждым из этих стекол, поставив его между объективом и пластинкой, то пластинка воспримет в каждой отдельной съемке лучи одного определенная родственнаго участка спектра, и в общей сложности три снимка воспримут все лучи спектра, т. е. все цвета природы. Случится это, однако, только при том условии, если чувствительный слой пластинки способен воспри­нять все лучи спектра и передать их правильно, т. е. так, чтобы степень затемнения на негативе соответ­ствовала степени яркости даннаго цветного луча.
Известно, что обыкновенная броможелатинная фотографи­ческая пластинка чувствительна почти исключительно к ультра-фиолетовым фиолетовым, синим и голубым лучам, к зеленым не чувствительна, а к желтым и красным почти нечувствительна. Трудами многих ученых, занимав­шихся этим вопросом, выяснено, что если слой обыкновен­ной броможелатинной пластинки пропитать некоторыми кра­сящими веществами и высушить, то она становится чувстви­тельна к другим лучам, однако достигнуть равномерной чувствительности ко всем цветам не удавалось. Наилучшие результаты из ученых Европы получил С. М. Прокудин-Горский, посвятивший много времени и труда изучению чувствительных слоев. Ему же удалось достигнуть и такойвысокой общей чувствительности, что съемка может быть мо­ментальной, а, следовательно, возможен и цветной кинематограф.
Со снятых через три цветных стекла негативов делаются диапозитивы и проектируются на экране, причем перед каждым из трех диапозитивов ставится та цветная прозрачная среда, через которую данный снимок был сделан. Наложением всех трех изображений на один экран получаются все оттенки красок природы.
Это - первый способ получения изображения в истинных цветах и наиболее совершенный. Второй составляют цвет­ные диапозитивы для обычнаговолшебнаго фонаря, изготовлен­ные тем же фотографическим путем, но не раскрашен­ные от руки, и результаты получаются очень хорошие, вполне пригодные для демонстрирования в школьной аудитории при преподавании. Третий способ есть возможность воспроизведения с тех же негативов печатным путем (типографским) на бумаге цветных изображений. С трех негативов с полученным на них рисунком, разложенным на составныя части, делаются копии на металле - цинке или меди, затем эти металлическия доски травятся - получается так называемое клише. С таких трех клише печатают на бумаге в типографской машинетремя основными красками: желтой, на нее красной и затем синей. Таким образом, при съемкеразложенное на составныя части, изображение при печати снова слагается, и получаются вcекраски. Так как негативы не изменяются от времени, то цветныя изображения могут сохраняться безконечно долго, и в этом состоит их особое преимущество перед всякими иными способами такого рода.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18 фев 2017 11:29:52 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3131
Надежда Станулевич любезно прислала выписку из письма Прокудина-Горского С.Ф. Платонову:

Цитата:
13 янв 1911 Сергей Михайлович Прокудин-Горский пишет Сергею Федоровичу Платонову, что он планирует в начале февраля панирует отправиться в Туркестан и Бухару до конца апреля, а затем работать "по р. Оке (от истока) Камы, Волге от нижнего Новгорода до Астрахани и на с. Урала". Прокудин-Горский просит дать ему указания (скорее всего речь шла о подготовке к изданиям 1913 г).


Оказалось, что письмо датировано 1911 г., а не 1913 г., как следовало из статьи Надежды:
Цитата:
В фонде С.Ф. Платонова (ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 3955) находится письмо Прокудина-Горского Сергею Федоровичу Платонову от 13 января 1913 г.


Как было известно нам ранее, 21 января 1911 года на заседании отделения этнографии ИРГО было "доложено извещение Н.К. Рериха и С.М. Прокудина-Горского о поездке на Волгу, Урал и в Среднюю Азию для производства кинематографических и фотографических съемок".

Таким образом, подтверждается, что в 1911 г. Прокудин-Горский планировал запечатлеть Волгу от Нижнего Новгорода до Астрахани и (северный?) Урал.
К величайшему сожалению, первая из этих экспедиций так никогда и не состоится. А очередная экспедиция на Урал будет перенесена с 1911 на 1912 г. (возможно, ПГ планировал снять Камско-Тобольский водный путь ещё в январе 1911 г.).
Также Оку ПГ будет снимать не в 1911, а в 1912 г.

А вот фраза из письма "планирует в начале февраля отправиться в Туркестан и Бухару до конца апреля" представляет для меня наибольший интерес.
До сих пор не понятно, сколько было туркестанских экспедиций у ПГ в 1911 г.: две или три?
Слишком странным казалось, что первая туркестанская поездка длилась с февраля по май: таких долгих экспедиций по России у ПГ никогда не было, ни одна не длилась больше месяца.
Но нет и никаких следов присутствия ПГ в Петербурге с марта по конец мая 1911 г.
Письмо к Платонову склоняет нас в пользу версии о единой сверхдолгой поездки в Туркестан с февраля по конец мая 1911 г.
Я раньше допускал, что причиной могла стать, например, серьёзная болезнь Сергея Михайловича, но теперь ясно, что такие длительные сроки поездки планировались заранее.
Остаётся только гадать, чем он там занимался весь март, апрель и первую половину мая...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 97 ]  На страницу Пред.  1 ... 6, 7, 8, 9, 10

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB