Как мы писали на днях, первый отечественный биограф С.М.Прокудина-Горского профессор С.П. Гаранина передала на временное хранение в экспозицию Музея Прокудина-Горского исключительный раритет — Каталог образцов цветной печати художественных фотомеханических мастерских С.М. Прокудина-Горского. СПб., 1911. На сегодня известен только один экземпляр этого документа. Ниже приводится текст его вводной части. Несмотря на упоминание С.М.Прокудина-Горского в третьем лице, он, вне всякого сомнения, авляется автором. Стиль старого написания сохранен. Убраны яти и ери.
Несколькослов о значении цветной фотографии.
Область применения цветной фотографии до такой степени разнообразна, все значение ея настолько огромно, что в настоящее время, когда это драгоценное культурное пpиобретениелишь начинает становиться на ноги, чрезвычайно трудно учесть возможные результаты. Не целям забавы, не мимолетному удовольствию стремится удовлетворить цветная фотография, но исключительно заботам о народном просвещении. В ея руках-могущественное средство содействовать всеобщему образованию, являясь ему на помощь во всех случаях, где человеческое слово становится безсильным. Слово - великолепное орудие в руках поэта; лишь у поэта слово является облеченным в наряд красок, лишь у него и в таком виде слово может создавать целыя картины, которыя, оживая в нашем воображении, в состоянии заменить живопись. Но этого немыслимо ожидать в условиях обыкновенной проповеди просвещения, когда тот или другой предмет излагается сухим, черствым прозаическим языком, сплошь и рядом не вызывая в слушателях ничего, кроме зелёной скуки. Наглядность — великая помощница всякаго обучения и чем
/Утрата текста/
подлинных красках природы не может давать никакого правильнаго понятия. Между тем вся сила природы, вся красота природы - в красках; линии создают формы, которыя сами по себе тоже прекрасны, но краски вливают в эти формы содержание, они воскрешают в них живую жизнь во всем безконечном разнообразии ея проявлений. Цветная фотография, в настоящее время достигнув в своем развитии значительнаго прогресса, стремится поставить перед собою три главных цели, помочь осуществлению которых и приглашаются все так или иначе заинтересованные лица. Первая цель - чисто научная в самом широком значении этого слова. Известно, насколько велико значение всех учебных пособий, облегчающих преподавателю самое объяснение предмета, учащимся же усвоение всего изучаемаго, и чем выше качество пособия, тем скорее достигаются oбеуказанные задачи. Успешное преподавание зоологии, ботаники, минералогии, географии, отечествоведения не может достигаться без целаго ряда наглядных пособий, каковыми являются иллюстрированные, обычно очень плохо учебники, разные атласы и стенныя таблицы, выполненные в черной манере, а если раскрашенные, то также весьма плохо, нисколько не похоже на действительность; рядом с ними идут такого же посредственнаго качества картины для волшебнаго фонаря. Весь этот показательный матерьял поселяет в уме учащагося неполное или совершенно неверное представление о красках природы. Цветная фотография имеет полную возможность устранить этот крайне существенныйнедостаток. Пользуясь ею, мы можем снять красивый пейзаж с большой близостью к действительности, роскошный цветок или бабочку со всеми тончайшими, часто едва уловимыми оттенками их раскраски, живописный костюм крестьянки, или фантастическую расцветку горных пород, изображения всего этого отбросить на экран или перевести с помощью фотомеханических процессов на бумагу, получив таким образом научныя таблицы почти безукоризненной точности. Все преподавание отечествоведения особенно нуждается в тщательном подборе показательных пособий. Страна наша дает такое разнообразие картин, как может быть никакая другая в миpе, и в то же время мы совершенно не можем похвастаться своими познаниями в этой области, мы в деле изучения своей родины остаемся далеко позади всех наиболее культурных, народов Европы. Между тем трудно даже представить себе, какия тут открываются богатейшия перспективы, если цветную фотографию начать разумно эксплоатировать в указанном направлении. Здесь - огромная, польза не только для подростающаго поколения, но и для всех взрослых, которые пожелали бы расширить круг своих познаний, для всего русскаго народа. Какой бы темы ни касались безчисленныя лекции, читаемыя ежегодно во всевозможных ученых учреждениях и народных аудиториях, лекции, которые все имеют одну цель - непрерывно содействовать самообразованию, они приобрели бы особенно высокий интерес, если бы их организаторы призвали к себе на помощь цветную фотографию, решились бы пользоваться ея услугами в самых широких размерах. Вторая цель, которую намечает цветная фотография, это забота об эстетическом просвещении народа, о распространении среди него популярных сведений из области русскагоискусства, особенно стариннаго, которым Pоссия необыкновенно богата. О том, что по всему безпредельному простору нашей родины разсеяно великое множество драгоценных памятников искусства, известно лишь небольшому кружку специалистов, положивших все свои силы на изучение этих памятников и на страстную борьбу за их сохранность. Но все русское общество? Оно по этому вопросу ничего не знает и к этим вопросам преступно равнодушно, в чем и не виновато, потому-что в продолжении длиннаго ряда лет оно никогда не слыхало слова „красота", его не учили этому в школе, и из самой жизни всеми мерами изгоняли всякую красоту. Теперь настало уже время, когда пора прозреть, пора оглянуться другими глазами, пора узнать и оценить всякий предмет родного искусства, который чудом прожил века, но каждая минута грозить ему смертью или от естественных причин, или от невежества тех, в чьем ведении находится данный предмет искусства. Цветная фотография является тут на помощь. Цветная фотография, запечатлевая все предметы в натуральных красках и отбрасывая потом их изображения на экран при помощи фонаря, может сделать то, что петербуржец, никогда не покидавший своего родного города, вдруг увидит перед собою и чудные храмы Владимирской губернии, соборы и монастыри Ростова Великаго, терем царевича Димитpия в Угличе, Ипатьевский монастырь в Костроме, драгоценныя фрески, покрывающия собою стены старинных храмов, и многое множество других вещей, которыя ему и во сне не снились. Постоянное непрерывное демонстрирование красот русскаго искусства на экране при помощи фонаря, потому что при этом способе больше всего сохраняется точность красок, необходимо решительно для всех: архитекторов, археологов, художников, писателей, воспитанников всевозможных школ, и особенно для слушателей всех тех учебных заведений, где специально или между прочим изучается искусство, как Академия Художеств, Институт Гражданских Инженеров, Московское Училище ваяния и зодчества и т. под. Здесь везде чтение лекций, относящихся к русскому искусству, должно сопровождаться демонстрированием на экране цветных снимков с натуры, что всякое учебное заведение отлично может обставить, стоит лишь обзавестись для означенной цели специальным прибором. Необходимо, что-бы молодые люди, изучающие родное искусство, имели возможность воочию созерцать перед собою в аудитории все его чудеса в их натуральном виде, о которых они читают в книгах или слышат из уст профессора, но из которых очень многаго они, быть может, никогда не увидят на месте. Подобное демонстрирование крайне важно, помимо своей прямой цели — изучения предмета, еще и потому, что этим путем легче всего пробуждается дремлющее в человеке чувство красоты и воспитывается затем в должном направлении последствия чего неизчислимы в моральном отношении. Наконец, систематическое и постоянное, тщательно обставленное демонстрирование путем цветной фотографии всевозможных красот русскаго искусства чрезвычайно необходимо и для широкой публики всех званий и состояний. Русское общество должно наконец узнать, что всякий предмет, начиная от церковной колокольни и кончая полотенцем кустарнаго производства, если носит на себе печать художественнаго мастерства, представляет собою драгоценность в общей сокровищнице отечественной культуры. Оно должно понять, что всякий такой предмет еще и потому драгоценен, что в нем отражается живое и своеобразное народное творчество, вытекающее из особенностей русскаго миросозерцания, изменявшагося в ту, либо другую сторону под влиянием различных исторических обстоятельств. И наконец, оно обязано проникнуться сознанием, что всякий предмет, в котором запечатлена душа великаго народа, должен оберегаться как зеница ока, должен составлять национальную гордость, потому что пусто, уныло, мертво в той стране, где нет возбуждающих дух национальных реликвий, в чем бы он ни заключались. Художественное творчество в длинной цепи проявлений человеческаго духа составляет именно то звено, в котором этот дух выражается полнее всего, исчерпывая себя до краев самой сокровенной интимности, и каждое выявление этого творчества в камне, деревянной резьбе, наивной росписи церковных стен, домотканной материи, завитках орнамента, - священно, потому что говорит с нами, людьми новыми, совершенно непохожими на своих предков, о мыслях и чувствах, которыя волновали ум и душу существ, живших в этих отдаленных от нас эпохах, говорит языком громким и красноречивым. Понимать этот язык -высокое наслаждение, но несчастье в том, что обучены ему.. 1 процент во всей Российской Империи!... Такое ненормальное явление должно прекратиться, а этого можно достигнуть, лишь непрерывно изучая красоту, постоянно имея ее у себя перед глазами. К этому стремится цветное фотографирование, и только оно одно может осуществить подобную высоко культурную задачу. Третья важная цель, которую преследует цветная фотография, это - оставить точный документ для будущаго. Если бы подобная фотография существовала во времена Леонардо да-Винчи, то в настоящую пору мы имели бы более ясное представление об его знаменитой миланской „Тайной Вечере", чем то, которое мы можем получить при взгляде на жалкие остатки замечательнейшаго из шедевров мировой живописи. Если бы все те способы закрепления изображений в натуральных цветах путем ли диапозитивов или репродукции на бумаге с возможной близостью к оригиналу, которые предоставляет в наше распоряжение современная техника, существовали лет триста - четыреста назад, мы и сейчас могли бы любоваться чудесными произведениями архитектуры, живописи, прикладного искусства, исчезнувшими безследно. Время и человеческое невежество - два врага искусства, с которыми очень трудно бороться. Но при современном прогрессе в области цветногофотографирования и цветной печати мы имеем в руках драгоценное средство спасать от забвения все разрушающееся памятники искусства. В этом великое значение цветной фотографии. Закрепляя на светочувствительной пластинке создание художественнаго вдохновения во всей роскоши его красок, во всей прелести его колорита, со всеми тонкостями индивидуальнаго таланта, мы передаем потомству драгоценный документ, и только на основании таких документов русское общество в лице специалистов и людей, просто интересующихся всем прекрасным, может правильно судить об истинных размерах и значении художественных богатств находящихся в его владении. Практические результаты подобной работы немыслимо учесть, настолько она при условии правильной ея постановки может быть громадна. Достаточно сказать, что одно простое увековечивание при помощи одних лишь диапозитивов всего, имеющаго художественное значение, представляется делом чрезвычайной важности. Все в мире меняет свою индивидуальную физиономию или вовсе разрушается. Представьте себе, что какой нибудь старинный храм, старинный дворец стал добычею пламени. В огнe погибла форма, а с нею и облекавшия ее одежда и украшения, исчезла окраска здания, разрушились фрески, иконы, цветные орнаменты. Возстановить форму можно по фотографии. А колорит памятника, часто составляющий весь секрет его привлекательности, а фрески? Если у нас не будет цветных документов, мы безсильны. Очень хорошо, когда имеются под руками рисунки, сделанные художниками, особенно, если эти художники одновременно - архитектора, потому что, с одной стороны, эти рисунки совершенно точно воспроизводят архитектурную линию следовательно, дают полное представление о формах, с другой же - благодаря тому, что в дело замешалось чуткое восприятие художника, выявляют, то, что составляет едва-ли не наибольшую драгоценность во всяком памятнике старины: его колорит, скрытую в малейших изгибах камня живую душу, создающую особоенастроение, вызываемое всяким прекрасным произведением старинной архитектуры. Но все это хорошо при условии, если художник чувствует красоту прошлаго, если он талантлив, и если зарисовывая памятники старины, не делает ошибок, увлекаясь фантазией. В этом последнем случае такие рисунки ничего не стоют, ожидать же, что все драгоценности старины будут зарисованы только истинно талантливыми мастерами, невозможно; они наконец просто не в силах поспеть всюду, и им же на помощь должна придти цветная фотография с ея протокольным воспроизведением линии и максимально точным для настоящаго времени воспроизведением краски. Тогда, если возникает вопрос о полной или частичной реставрации, памятника искусства, вполне возможно ея осуществление на основании всех имеющихся в руках специалистов документов цветной фотографии к достижению наибольшей точности которых направлены в настоящее время все усилия лиц, работающих над дальнейшими усовершенствованиями в данной области. Специально для всевозможных картин вопрос увековечивания их путем цветного фотографирования представляется чрезвычайно важным. Здесь мы сталкиваемся с одним обстоятельством - прямым порождением - нынешней машинной техники. Современная живопись выцветает - вот печальный факт, неустранимый, сколько бы кто ни старался. Почему она выцветает? Не малую роль играет здесь то обстоятельство, что художникам нашим, обучающимся в Академии Художеств, не преподают химии. Между тем, если бы они имели хотя бы элементарныя сведения по этой науке, то знали бы, что смешение известных красок вызывает определенный химический процесс, разрушающий краски. Древние мастера были великие искусники не только в процессе создания картины, но и в деле приготовления нужнагоматерьяла: они сами составляли растительныя краски, и оттого их произведения, если не вмешаются посторонния причины, переживают века. Современные художники пишугкрасками, приготовленными фабричным путем исключительно на анилине, который влечет за собою их выцветаниe; подвергаясь действию воздуха, фабричны краски испытывают целый ряд химических процессов, результатом чего по малом времени является изменение всего колорита картины до полной неузнаваемости. Лица, видевшия картины Верещагина, составляющияНаполеоновскуюcepию, в то время, когда они были впервые выставлены, говорят, что в настоящее время картины эти уже значительно выцвели. А ведь они написаны в промежуток времени 1890 - 1900 гг., следовательно, самой старшей из них - 21 год... Естественно, возникает желание, что бы с каждой картины, каждагоросписаннаго красками предмета искусства был как можно скорее сделан снимок в красках, который при желании можно сохранять в неприкосновенности, изолировав от всякаговреднаго действия воздуха и света. В нашем Императорском Эрмитаже долгое время находились на виду две античныя вазы эллинской работы IV - V века до Р, X., найденныя в 1869 г. при раскопках на Таманьском полуострове и по своим художественным достоинствам не имеющия цены. Наконец заметили, что одна сторона покрытой нежнейшей живописью вазы, обращенная к свету, стала чуть заметно бледнее другой стороны, находившейся в тени. Немедленно во избежание дальнейшего процесса выцветания вазы были убраны в плотные футляры, обитые внутри черным бархатом, но предварительно был приглашен С. М. Прокудин-Горский, сделавший с них цветную съемку, результаты которой лица интересующиеяся могут видеть в витрине его мастерских на Царскосельской выставка. Снятие со всякой картины фотографии в натуральных красках - единственно объективно-верный способ увековечивания искусства в том самом виде, в каком оно находится в данный момент. Спустя долгое время, если картина подвержена выцветанию, мы, имея в руках неоспоримый документ-цветной снимок, можем получить вполнеясное представление о том, каковы были ея краски в действительности; нечего и говорить, какую роль должно играть собрание подобных документов в будущем для всех тех, кто станет изучать искусство. Всеуказанныя цели, к которым стремится цветное фотографирование, все его блестящия перспективы стали возможны, благодаря способу С. М. Прокудин-Горскаго. Фотографическая съемка с натуры в красках основана на том, что белый солнечный свет является, как известно, результатом смешения, спектральных цветов: фиолетоваго, синяго, голубого, зеленаго, желтаго, оранжеваго и краснаго. Если при помощи призмы разложить белый луч, то наэкрана получится спектр -- полоса со всеми означенными цветами. При соединении этих цветов снова получится белый цвет. При съемке берутся три цветных стекла: фиолетовое; зеленое и оранжево-красное, подобранныя с таким расчетом, чтобы каждое стекло пропускало лучи только одной части спектра, а все три стекла пропустили бы в сложности все лучи спектра. Так, фиолетовое стекло должно пропустить фиолетовые, синие и голубые лучи, а остальные все лучи должно задерживать, зеленое стекло должно пропускать зеленые лучи, а остальные все задерживать, оранжевое стекло должно пропускать желтые, оранжевые и красные лучи, а все остальные лучи должно задерживать. Если произвести съемку какого нибудь предмета последовательно с каждым из этих стекол, поставив его между объективом и пластинкой, то пластинка воспримет в каждой отдельной съемке лучи одного определенная родственнаго участка спектра, и в общей сложности три снимка воспримут все лучи спектра, т. е. все цвета природы. Случится это, однако, только при том условии, если чувствительный слой пластинки способен воспринять все лучи спектра и передать их правильно, т. е. так, чтобы степень затемнения на негативе соответствовала степени яркости даннаго цветного луча. Известно, что обыкновенная броможелатинная фотографическая пластинка чувствительна почти исключительно к ультра-фиолетовым фиолетовым, синим и голубым лучам, к зеленым не чувствительна, а к желтым и красным почти нечувствительна. Трудами многих ученых, занимавшихся этим вопросом, выяснено, что если слой обыкновенной броможелатинной пластинки пропитать некоторыми красящими веществами и высушить, то она становится чувствительна к другим лучам, однако достигнуть равномерной чувствительности ко всем цветам не удавалось. Наилучшие результаты из ученых Европы получил С. М. Прокудин-Горский, посвятивший много времени и труда изучению чувствительных слоев. Ему же удалось достигнуть и такойвысокой общей чувствительности, что съемка может быть моментальной, а, следовательно, возможен и цветной кинематограф. Со снятых через три цветных стекла негативов делаются диапозитивы и проектируются на экране, причем перед каждым из трех диапозитивов ставится та цветная прозрачная среда, через которую данный снимок был сделан. Наложением всех трех изображений на один экран получаются все оттенки красок природы. Это - первый способ получения изображения в истинных цветах и наиболее совершенный. Второй составляют цветные диапозитивы для обычнаговолшебнаго фонаря, изготовленные тем же фотографическим путем, но не раскрашенные от руки, и результаты получаются очень хорошие, вполне пригодные для демонстрирования в школьной аудитории при преподавании. Третий способ есть возможность воспроизведения с тех же негативов печатным путем (типографским) на бумаге цветных изображений. С трех негативов с полученным на них рисунком, разложенным на составныя части, делаются копии на металле - цинке или меди, затем эти металлическия доски травятся - получается так называемое клише. С таких трех клише печатают на бумаге в типографской машинетремя основными красками: желтой, на нее красной и затем синей. Таким образом, при съемкеразложенное на составныя части, изображение при печати снова слагается, и получаются вcекраски. Так как негативы не изменяются от времени, то цветныя изображения могут сохраняться безконечно долго, и в этом состоит их особое преимущество перед всякими иными способами такого рода.
|