Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 22 окт 2018 21:35:48
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 268 ]  На страницу Пред.  1 ... 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 ... 27  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 02 июл 2013 10:07:48 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3472
Алина прислала схемы продольного профиля Мурманской ж.д. (район Кондопоги), найденные ею в карельских архивах.
По первому беглому взгляду у неё сложилось мнение, что изначальная станция Кивач действительно находилась на месте нынешней ст. Нигозеро.
Это подтверждают расстояния в верстах до ближайших станций, уже известные нам по книге 1919 г.:
Изображение

До ст. Шуйской 38 верст, до ст. Лижма - 30 верст.

Как ни печально, я там больше не могу найти никаких привязок к местности:
Изображение

Оригинальное разрешение: http://img-fotki.yandex.ru/get/6703/500 ... 9f3ad_orig

Все записи ничего не дают: строевой лес, дровяной лес, болото, бурелом.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 июл 2013 10:57:40 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3472
Алина прислала также три фрагмента карты современного района Кондопоги, который можно датировать, по моей оценке, 1915 или 1916 г.

Линия строящейся железной дороги обозначена на ней слабым карандашным штрихом, при этом ни каких станций и разъездов не указано. Пристань Токарского обозначена просто крестиком, без всякой подписи.
Ещё там есть грунтовые дороги и границы хозяйственных участков, а также территория "Аспидной ломки" (т.е. шунгитового карьера).
На месте предполагаемой первоначальной станции Кивая (ныне ст. Нигозеро) вообще ничего не обозначено. Не исключено, что место будущей станции осталось ха границей чертежа.
Синим цветом я обвёл берега озер, а черным - прочертил линию ж.д. с ответвлением к пристани Токарского:
Изображение
Высокое разрешение: http://img-fotki.yandex.ru/get/9116/500 ... efb1e_orig

Скорее всего, карта составлена на этапе трассировки железной дороги, перед началом её строительства. Это, так сказать, первый набросок будущего пути. Поэтому за о. Нигозеро трасса прочерчена условно в виде прямой, хотя при постройке там возникли значительные изгибы.

Можно предположить, что все снимки с бараками рабочих и военнопленных у Прокудина-Горского сделаны на некотором расстоянии от ст. Кивач, однако депо, по идее, всё же должно было быть на самой станции.

Предполагавшаяся мною точка съемки с видом на бараки и карьер:
Изображение

И всё же: какой смысл была создавать станцию Кивач в лесной глуши, на отшибе, вдали от поселений, дорог, пристаней, когда всё это было в нескольких километрах?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 июл 2013 12:28:27 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3472
Забыл дать экспликацию к карте Кондопоги:
Изображение

Все цифры означают принадлежность земли конкретным сельским обществам. Очевидно, составлялось для целей отчуждения участков в пользу МПС.
"К.О.С." не читается до конца. Кажется, последние два слова - "оброчная статья".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 июл 2013 19:40:45 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3472
Склеил все листы профиля Мурманской ж.д. всего района Кондопоги, от ст. Заделье до ст. Мянсельга:
Изображение
Оригинальное разрешение: http://img-fotki.yandex.ru/get/9229/500 ... 49259_orig

Я там нашёл кое-какие привязки к местности и выделил их красным.
К сожалению, карта ничего толком не даёт кроме окончательного подтверждения первоначального места ст. Кивач на месте нынешней ст. Нигозеро.
Можно предположить, что нынешняя Кондопога - это разъезд №2. Однако на схеме указано расстояние в 8 верст от разъезда до ст. Кивач. А на самом деле между ними расстояние максима 5,5 км. Правда, Алина показывала мне какую-то бывшую остановку на ж.д. ближе к "Железным воротам".

Разъезд №2 должен был быть на 2,5 версты ближе к Петрозаводску, где-то в районе ответвления на пристань Токарского:
Изображение

Получается, что на месте нынешней станции Кондопогаа вообще ничего не было!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 июл 2013 05:18:03 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3472
Нашлось ещё одно подтверждение, что разъезд №2 находился у ответвления ж.д. пути к пристани Токарского.
На самом продольном профиле как раз под значком разъезда и показано, насколько я понимаю, это ответвление:
Изображение
К сожалению, не могу прочесть слово, которое начинается на "К". Похоже на "Курьер"". Или всё-таки "Карьер"?

Может быть, на снимке 20275 мы как раз и видим это ответвление до пристани?
Встаёт вопрос: мог ли находиться паровозный ангар (депо) на разъезде №2, вместо станции Кивач? Снимал ли вообще ПГ в непосредственной близости от станции Кивач?
Могли ли снимки с бараками поселенцев и военнопленных быть сделаны вблизи разъезда №2?
На одном снимки мы видим карьер, который я ещё в 2009 г. определили как шунгитовый. Однако он вполне мог быть и песчаным, откуда брали песок для балансировки пути или для кирпичного завода.
В наше время шунгитовый карьер в Кондопоге выглядит так:
Изображение
На схеме продольного профиля я не нашёл упоминания о каком-либо карьере в непосредственной близости от ж.д. полотна.

Год назад я подобрал гипотетический вариант фотосравнения, ориентируясь только на рельеф местности:
Изображение
Так вот, на современном снимке, как теперь оказывается, как раз вид из района бывшего разъезда!

Но если взглянуть на место бывшего разъезда с противоположной стороны, то и в этом случае рельеф на заднем плане будет похожим:
Изображение

Стрелкой указано то место на ж.д., где, по словам Алины, раньше была остановка местных поездов. Это место совпадает с местом разъезда №2 согласно продольном профилю.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 июл 2013 08:57:50 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3472
По всей видимости, надо менять привязку всех кондопожских снимков в итоговых таблицах. Я всё больше сомневаюсь, что ПГ снимал на ст. Кивач и в её ближайших окрестностях.
Поскольку название "Разъезд №2" никому ничего не говорит, надо взять за основу Кондопогу как кустовое поселение, а в примечаниях можно упомянуть д. Северный Конец как часть кондопожского кустового поселения.
У снимка 20227 "Ж.д. депо на станции [Кивач]" надо снять статус "идентифицировано с высокой вероятностью", поскольку нет никаких доказательств, что это было именно на ст. Кивач, а не на разъезде №2, например.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 июл 2013 18:23:22 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3472
Продлил схему продольного профиля участков пути Мурманской ж.д. до Мянсельги:
Изображение
Оригинальное разрешение: http://img-fotki.yandex.ru/get/6722/500 ... bfcb9_orig

Осталось узнать, что означают флажки на схеме.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 июл 2013 18:51:12 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3472
Нашёл таблицу знаков на продольном профиле:
Изображение

Однако точных соответствий между знаками нет. На станции Кивач прямоугольный знак похож на знак казармы, но закрашен почему-то только один треугольник вместо двух.
У разъезда №4 (который я раньше ошибочно читал как "разъезд №2") показан неохраняемый переезд, а также какой-то знак, напоминающий отдалённо знак "жилой дом" на вышеприведенной табличке.

Переезд мы, как раз, видим на снимке 20276:
Изображение

Кстати, совсем забыл, что столбы у нас слева по ходу на Север, поэтому бараки стоят также слева от дороги.
Стрелка на снимке, скорее всего, обслуживает либо раздвоение пути на разъезде, либо ответвление в сторону пристани Токарского. Конечно, если это разъезд №4.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 июл 2013 04:55:06 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3472
Как ранее мы могли прочесть в Сети, в Кондопоге в 1916 г. "строительство железнодорожной ветки на Сопоху и кирпичного завода велось вольнонаёмными крестьянами и военнопленными".
В довоенный период, когда ещё не было города Кондопога, в документах часто упоминался "посёлок Кирпичного завода". Полагаю, что кондопожские снимки с бараками у Прокудин-Горского - это как раз начало того посёлка.
В одном современном источнике говорится о "станции Кирпичный завод" на юго-западной окраине Кондопоги, т.е., где-то поблизости от места бывшего разъезда №4. Правда, других свидетельств существования этой станции в наше время мне найти не удалось.
Где же находился старый Кирпичный завод? Точного расположения я пока не определил, но по рядку косвенных признаков - всё там же, на выезде из Кондопоги в сторону Петрозаводска.
Память о посёлке Кирпичного завода сохранилась даже в топонимике относительно современной карты:
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 июл 2013 15:29:14 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3472
DMITRY писал(а):
Просмотрел материалы Н.Кутькова:
... наши герои ехали-то не из Петрозаводска, а от временной станции Кивач. Была тогда такая, находившаяся в 5 км от нынешней ст. Кондопога. Имелся там большой песчаный карьер, откуда брали балласт для железнодорожных насыпей, и лагерь, рассчитанный на 740 душ военнопленных ...
http://www.tvr-panorama.ru/content/po-sledam-tsarskogo-fotografa-tri-bogatyrya
... от нынешней станции Кондопога, которая до середины 1960-х носила имя ст. Кивач. Причем, как помните, это была не временная станция на 50-й версте, а постоянная ...
http://www.tvr-panorama.ru/content/%C2%ABzheleznye-vorota%C2%BB-v-kondopogu

Две взаимоисключающие привязки- 50 верста это и есть 53 км, современная ст.Кондопога
Если ставить временную станцию в 5 км к Петрозаводску от современной ст.Кондопоги, то тогда 0275 сделан на северной её границе, снято к Петрозаводску.
0276 снят к Кондопоге.

Изображение
0275, желтая- солнце, зеленая- обозн. карьер на карте

Изображение
кривые столбы к лагерю

Тлг столбы действительно идут со стороны бараков, но они криво поставлены. На 0276 вверху видны 2 провода- это магистральная линия, поэтому бараки справа при движении на Мурманск.

Изображение

И было ли, вообще, такое название "временная станция Кивач"?
А с Нигозером надо попрощаться.

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=34&t=4408

При всём уважении к Кутькову, известно уже немало случаев, когда его утверждения и выводы оказывались опровергнутыми.
Никакой станции на "50-й версте" не было, согласно продольному профилю. Нет никаких свидетельств, что станция Кивач изначально строилась как временная.
"Имелся там большой песчаный карьер, откуда брали балласт для железнодорожных насыпей, и лагерь, рассчитанный на 740 душ военнопленных" - это пока не подтвержденные документальными источниками утверждения. Т.е., карьер и лагерь у станции Кивач, конечно, были, только это "у" могло растянуться на 8 верст.
У нас есть довольно информативный документ (продольный профиль), на который надо ориентироваться. И не забывать про хребет, который образует задний план снимка 20275. От станции Нигозеро хребет виден на горизонте в сторону Нигозера, но вдвое ниже. На мой взгляд, это главный аргумент против привязки к изначальной станции Кивач.
Не понял, почему Дмитрий поставил точку съемки на пару верст ближе к Петрозаводску, чем находился разъезд №4? Оттуда виден хребет? В этом месте было сразу две развилки ж.д. пути, которые мы видим на снимках ПГ и которые имелись в районе разъезда №4?
Там было пересечение ж.д. полотна с грунтовой дорогой?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 268 ]  На страницу Пред.  1 ... 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 ... 27  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB