Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 26 мар 2017 01:35:30
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 258 ]  На страницу Пред.  1 ... 22, 23, 24, 25, 26
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 06 ноя 2016 12:41:38 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3131
Не помню, был ли этот материал - "Город Петрозаводск и железная дорога. Архитектурные взаимоотношения": https://gazeta-licey.ru/projects/archit ... tnosheniya

Есть интересная карта "Трасса железной дороги на плане Петрозаводска", 1917 год:
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 ноя 2016 07:33:28 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3131
30 ноября (15.30 – 17.00) в Национальной библиотеке Республики Карелия состоится Круглый стол «Цветная фотолетопись русского гения (по страницам биографии и творчества С.М. Прокудина-Горского)»
Подробности: https://gazeta-licey.ru/news/51441-ross ... a-gorskogo

В числе прочего там заявлен доклад «Прокудин-Горский и Мурманская железная дорога» (Гольденберг Михаил Леонидович, директор Национального музея Республики Карелия).
Будем с нетерпением ждать текст этого выступления и надеяться, что там прозвучит что-то новое по теме.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 ноя 2016 08:25:57 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3131
Снова заглянул в давно известный Обзор документов по истории Олонецкой и Мурманской железных дорог: http://rkna.ru/index.php/component/cont ... nykh-dorog

Привлекло внимание:


Цитата:
127. Распоряжение по Мурманской железной дороге о назначении спецпоезда от Кеми до Петрозаводска для проезда комиссии адмирала Бестужева-Рюмина. 7 декабря 1916 г. ф.320, оп.3, д.10/72, л.168.
128. Распоряжение начальника отделения движения о назначении служебного поезда №9 от Сороки до Петрозаводска для осмотра железной дороги Петрозаводск — Сорокская бухта начальником дороги и воинских поездов № 103, 105 от Сороки до Петрозаводска. 18, 20 июня 1917 г. ф.Р-1576, оп.1, д.4/19, л.64-65.


Должен быть архивный документ о назначении спецпоезда, на котором передвигался Прокудин-Горский по Мурманке. Почти наверняка его имя в этом документе будет отсутствовать, потому что он был лишь "попутчиком" какой-то проверочной комиссии.

А ещё вот:
Цитата:
109. Разрез и план паровозных зданий на станциях Кемь и Надвоицы Мурманской железной дороги, разработанные Строительно-технической фирмой «Стабо». 22 июля 1917 г. ф.320, оп.3, д.39/268, л.25.


Вроде бы в Надвоицах не было депо? Значит, на снимке 20277 "Ж. д. депо на станции Каннесемга" именно "паровозное здание" для маневрового паровоза на временной станции Кивач = разъед "Карьер 50 верста". Впрочем, это различие носит формально-бюрократический характер. Любой паровозный сарай фактически то же самое депо.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 дек 2016 18:47:18 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3131
Алина задала некоторые вопросы Кутькову по временной станции Кивач и вот, что он ей ответил:

Цитата:
Алина Ивановна,отвечу по порядку. Насчет ветки на Сопоху я не нашел свои записи на эту тему.Тогда я интересовался военнопленными и записал, что они в 1915 или 16 гг. строили дорогу на Сопоху от ст. Кивач (скорее всего, временной на 50 в.). Дорога эта могла быть узкоколейной или обычной грунтовой. В ее сооружении сначала был интерес Токарского, который строил там плотину. В это же время он вел переговоры о продаже проекта артиллерийскому ведомству для порохового завода. Будете заниматься Токарским, непременно найдете и эти сведения. Теперь почему я уверен в существовании временной ст. Кивач :

В 320 ф. на совещании по ходу работ от 27 апреля 1916 г. записано:Что касается карьера 50 версты, являющегося временной станцией Кивач, вторые пути там не надо Сразу (делать их) на постоянной ст. Кивач.

В дальнейшем эта временная станция фигурировала как "пост 50 версты". В телеграмме 1918 г. : "Пост 50 версты и разъезд Суна продают билеты на товарные и рабочие поезда..."

Затем в летнем расписании 1918 г. указан график движения поезда до Масельской:

из Петрозаводска в 23.00;...Суна - 00.35; Пост 50 версты - 01.18: Кивач - 01.36...

Николай Кутьков.


Я так понял, что официально пост (разъезд) 50 версты никогда не назывался "временной станцией Кивач".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 14 фев 2017 11:52:24 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3131
Статья Надежды Станулевич "С.М. ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ЦВЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ: АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ": http://naukarus.com/s-m-prokudin-gorski ... stochnikov

Цитата:
Ранее не известным фактом биографии С.М. Прокудина-Горского являются его работы по изготовлению микрометрических шкал для уклономеров системы полковника Субботина в 1916 г. Переписка Прокудина-Горского с заказчиками содержится в материалах фонда Обуховского сталелитейного завода Морского ведомства (Петроград): 1863-1918 (ЦГИА СПб. Ф. 1267. Оп. 3. Д. 867).


Посмотрел:
Цитата:
При помощи саперного уклономера Субботина. Саперный уклономер Субботина имеется трех образцов и предназначается для быстрого, но приближенного измерения продольных уклонов существующих дорог, для измерения уклонов местности и т.д.


Отсюда:
https://books.google.ru/books?id=ZPTNDA ... BD&f=false

Сапёрный уклономер Субботина для военных дорог: https://reibert.info/threads/uklonomer- ... -g.856073/

Может быть, именно в этом была главная причина поездки ПГ по Мурманской железной дороги в 1916 году с особо пристальным вниманием к неровностям пути, закруглениям и выемкам?

P.S. Удивительно, но в Интернете мне не удаётся найти даже инициалов этого полковника Субботина.
Может быть, этот?
Цитата:
СУББОТИН Владимир Федорович (10 марта 1874 — 4 сент. 1937, Асунсьон, Парагвай).
Генерал-лейтенант, военный инженер. Окончил Орловский кадетский корпус (1892),
Николаевское инженерное училище (1895), Николаевскую инженерную академию (1900).
Участник гражданской войны. В январе 1920 г. комендант Севастопольской крепости

Но он генеральский чин получил ещё в 1915 г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 мар 2017 19:34:58 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3131
В проекте "1917 год" сделали сюжет про открытие Мурманской железной дороги с фотографиями Прокудина-Горского: https://project1917.ru/groups/otkrytie- ... noy-dorogi
Эти чудаки опять поставили под снимками дату "1915 год"!
Однако некоторые подписи соответствуют идентификациям нашего проекта.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 мар 2017 09:32:43 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3131
DMITRY писал(а):
Варианты привязки карьерного снимка. Справа на 0275 виден фрагмент поворота направо жд линии, дальше за кадром прямой участок и поворот налево- поэтому восточнее не поставить место съемки.

Изображение

Жд линию в карьер и леспромхоз. жд ветку связывать не следует- при расширении карьера ветка в карьер переносилась т.к. погрузка осуществлялась лопатами прямо на платформы. Возможно, что сохранившаяся л/х ветка- это последняя карьерная.

Изображение

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 8&start=30

Я ранее исключал этот "западный" вариант привязки снимков с карьером и бараками, но теперь рассматриваю его как вполне реальный.

Николай Петрович Кутьков прислал письмо:
Цитата:
Уважаемый Вячеслав, согласен, что до сих пор история со ст. Кивач остается не полностью прозрачной.
По всей видимости, временная станция Кивач появилась на 50-й, а не на предназначенном ей месте на 54-й версте от Петрозаводска (на месте нынешней ст. Кондопога) по просьбе Завода азотной кислоты. Вот документы НА Респ. Карелия:
Р-1576 оп.1, 14/85, л.1
7 июня 1916 г.
Начальнику 1-го участка
Об отводе земли Заводу азотной кислоты
Условия на устройство и пользование кладовой при временной станции Кивач
(копия телеграммы) л.2
… разрешается отвести участок земли у пристанской ветки Кондопоги между пикетами №№8 и 9 длиной 50 саж. и в ширину от линии с берега залива 10 саж. (всего 50 кв. саж.) для склада дров хозяйственной строительной комиссии по постройке ЗАК.
Д/646 Мануйлов
л.4
17 января 1917 г.
копия
Помощнику начальника работ инженеру В.Н.Дмитриеву
… Против устройства на временной станции Кивач кладовой для хранения грузов ЗАК возражений не встречается, если администрация завода после перенесения ст. Кивач с 50-й версты на предназначенное место обяжется содержать на 50-й версте телеграфный пост, разъездной путь и маневровый паровоз.

Получается, что на 50-й версте от Петрозаводска, т.е. на 313-й версте от Дубовиков (ст. Петрозаводск находится по плану на 263 версте) поставили какую-то времянку (разъезд?). Вокзал ст. Кивач 1915 г., если дата правильна, логично отнести к современному месте, только с левой стороны дороги на север. Там и место похожее – возвышенное. На фотографии это хорошо видно. До какого года он дожил – не ясно. Ясно, что он особенно потребовался после решения Совета труда и обороны от 26 апреля 1921 г. о строительстве бумфабрики и ГЭС там, где ЗАК собирался строить свой завод, т.е. на месте нынешнего комбината и ГЭС. В 1941 весь деревянный г. Кондопога был сожжен при отступлении. Финны построили в качестве вокзала небольшой павильон, обшитый вагонкой. В 44-ом и его не было, был приспособлен двухосный товарный вагон. Нынешний построен в 1952 г.
Не могу объяснить, почему Жилинский в своей книжке принял за Кивач ст. Нигозеро. Может быть потому, что на продольном профиле ошибочно указаны расстояния от Кивача до Шуйской и Лижмы (40 и 30 км)?
Я сравнил профиль 1915 г. и современный – участок района «Железных ворот». Сейчас «ворота» находятся на 453 км. В 1915 г. – на 46 версте. Поэтому по километражу ст. Кивач планировалась правильно – на 54 версте (457-й км на современном плане) или на 316 от Дубовиков. То есть на нынешнем месте. С этим согласуется и приведенное в отчете за 1924 г. расстояние от карьера 316 версты до ст. Суна (там паровозы набирали воду). Это расстояние равнялось 17 верстам. С учетом длины ветки от станции до карьера (1,5-2 версты) это как раз и будет 17 в. (км). Сейчас расстояние от нынешней ст. Кондопога до ст. Суна – 15 км.

Высылаю план Кондопоги 1946 г. Красным треугольничком обозначил предположительное место временной, зеленым - постоянную станцию.
На Прокудинском снимке (Карьер 316 в.?) в центре, похоже, два солдатских сортира для военнопленных.


Вот присланная карта Кондопоги 1946 года: https://img-fotki.yandex.ru/get/108697/ ... 995df_orig

Вопрос точного положения "временной станции Кивач" я не рассматриваю, поскольку никакого станционного здания на 50-й версте в 1916 г. не было (его построили на 54-й версте) и под "станцией" понимался не конкретная точка, а довольно обширная местность в районе карьера.
А вот бараки со снимка 20276 могли находиться примерно на месте современного вокзала Кондопоги (если верен "западный" вариант привязки снимков карьера".
Ранее я склонялся к положению бараков восточнее устья канала (которого в 1916-м, конечно, не было). Но там протекал всё же Ровк-ручей.
Главный ориентир - это стрелка прямо перед бараками. Я полагал, что это начало ветке на стройку завода азотной кислоты (а была ли в 1916-м эта ветка?). Но на карте 1946 г. видно, что стрелка могла относится к развилке служебных путей. Т.е. бараки стояли не у главного хода МЖД, а вдалеке от магистрали.
Где стоял сарай для маневрового паровоза ("депо" у Прокудина-Горского), по-прежнему не ясно.

Мой вариант привязки к карте 1946 г.:
Изображение

Зелёный треугольник указывает примерное место довоенной станции Кивач.
Поскольку развилок со стрелками на карте 1946 г. много, то есть и разные варианты точного местоположения бараков со снимка 20276:

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 14 мар 2017 19:34:57 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3131
DMITRY писал(а):
Но есть склады, кладовки, а главное – депо 0277, по месту которого и следует определять станцию.
Вячеслав называет его «паровозным сараем», но здание имеет 2 стойла (для паровоза и вагона) с отдельными заездами, мастерские. Какой же это «сарай»?
«В XIX веке на первых Русских железных дорогах было принято называть паровозные и вагонные депо «сараями».
...

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 8&start=45

Никакого депо у Карьера 50-я верста, как мы знаем, не было. Оно было в Лижме.
Прокудин-Горский употребил слово "депо" для названия снимка в чисто обывательском смысле, как синоним понятий "сарай" или "ангар".
Железнодорожное депо — это "предприятие, осуществляющее эксплуатацию и ремонт подвижного состава железных дорог".
В сарае для маневрового паровоза может быть хоть десять стойл, но это всё равно не превратит сарай в депо. Для этого нужен, как минимум, официальный документ МПС, а ещё куча ремонтного оборудования.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 258 ]  На страницу Пред.  1 ... 22, 23, 24, 25, 26

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB