Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 23 окт 2017 08:10:06
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 265 ]  На страницу Пред.  1 ... 23, 24, 25, 26, 27
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 04 апр 2017 07:15:56 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3310
Интересная загадка - цветной снимок 1953 года из коллекции М. Манхофа: https://pastvu.com/p/590784
По виду строения точно Мурманской ж.д.
На стобике указано "714", но на этом километре ничего нет, пустое место между станциями Кочкома и Идель. Неужели это номер пикета?
А место на снимке явно какое-то важное, судя по количеству дореволюционных построек. Крупная станция, как минимум.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 апр 2017 10:37:45 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3310
Алина прислала краеведческую статью, полученную непосредственно от сотрудников заповедника Кивач. Авторство текста там, увы, не указано.
Вот фрагмент, посвящённый часовне:

Цитата:
На первых цветных снимках Кивача работы царского фотографа С.М. Прокудина-Горского, датированных 1915 г. (они размещены в свободном доступе на сайте Библиотеки Конгресса США), можно увидеть те же строения, что были и в начале века. Один из его снимков называется «Часовня времени Петра I у водопада Кивач», но существуют сомнения в правильном атрибутировании фотографии. Вместе с тем, старожилы вспоминают о престольном кивачском празднике 10 июня и о том, что в деревне Кивач была своя часовня — кого-то чем-то не устроил покровитель сопохской часовни и тогда он построил кивачскую в честь другого святого. Где именно стояла часовня пока неизвестно, хотя пологое место на противоположном от часовни берегу указывает только на один возможный вариант нахождения часовни в Киваче, а именно в центре северной части поселка, расположенного в километре выше водопада и возникшего в 10-е гг. XX века.
Неизвестным автором путеводителя «От С.-Петербурга до водопада Кивач», изданного в 80-е гг. XIX века приводятся данные о двух домах в Киваче: «в дебрях, окружающих сунский водопад, не поднимаются ни замки, ни гостиницы. Только на левом берегу, за павильоном, стоят два простых дома, окруженные полями». Вполне возможно, что это ими и ограничивался поселок Кивач того времени, такой же малодворный, как и множество небольших карельских деревень, о которых писал К.К. Случевский, совершивший поездку на Кивач в 1884 г., «деревни большей частью бедны, нелюдны, от двух до шести дворов, церквей, часовен, крестов – множество». Списки населенных мест Олонецкой губернии по сведениям за 1905 г. официально подтверждают наличие в поселке у Кивача трех домов (двух нежилых казенных — павильона и дома сторожа и одного крестьянского, где жил мельник).


Т.е., "деревни Кивач" как таковой не существовало, по крайней мере, по состоянию на вторую половину 19 и начало 20 века.
Все три вышеуказанных дома мы видим, очевидно, на снимке 20267.
А вот дом под горой на снимке с часовней как раз соответствует местоположению крестьянских домов в Викшице.
А что касается "поселка, расположенного в километре выше водопада и возникшего в 10-е гг. XX века", то там уж явно не могло быть старинной часовни.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18 апр 2017 12:40:10 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3310
Оказывается, оригинал (?) снимка станции "Кивач" 1916 г. хранится в Лодейнопольском музее: http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=7575391
Изображение

Там же есть и другие интересные снимки из альбома Мурманстройки.

Например, Масельская: http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=7575349
Изображение

Бараки строителей неизвестно где: http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=7575404
Изображение

"Скальная выемка у моста через р.Кемь": http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=7575348
Изображение

"Эстакада. Ст.Сорока (Беломорск)": http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=7575339
Изображение

Вроде бы знакомая скальная выемка: http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=7575413
Изображение

Кстати, кто-то ошибочно или предположительно указал к этим снимкам авторство Прокудина-Горского.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 сен 2017 15:21:39 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3310
Нашёл в Сети более подробный вариант уже известной нам карты Кондопоги 1935 года:

Изображение
Высокое разрешение: https://img-fotki.yandex.ru/get/230858/ ... 4411b_orig

Место карьера обозначено предельно четко - у современного вокзала (там, где сейчас затопленная низменность). Только почему-то не показана ведущая к карьеру ветка, которая есть на плане 1946 года.
Получается, что бараки на снимке ПГ стояли прямо за современным зданием вокзала.

Местный житель Владимир Ильин в сообществе пишет про снимок Прокудина-Горского:
Цитата:
Карьер перед станцией, с юга... Единственный выход песчаных пород в районе города .


https://vk.com/public139671989


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 сен 2017 11:26:53 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3310
Кажется, наши поиски точного ракурса съемки карьера и бараков в Кондопоге будут бесконечными))

Сопоставил схему 1946 года с современным спутниковым снимком:
Изображение
Крупнее: https://img-fotki.yandex.ru/get/246987/ ... 9e89c_orig

Трассировка веток читается по насыпям до сих пор предельно четко.
Обратил внимание, что станция Кивач-Кондопога после войны никуда не передвигалась, изменилась только дислокация пассажирского помещения.
Ещё возникла мысль, что на снимке ПГ с карьером мы всё же видим основной ход Мурманки, а вот на снимке с бараками - всё-таки ветку, причём ведущую не в карьер, а неизвестно куда. Возможно, она была построена как начало нереализованной дороги на Солоху.
На снимке ПГ видно, что эта ветка проходит между бараками рабочих-переселенцев и более примитивными бараками военнопленных:
Изображение

Линия ветки идёт параллельно торцами бараков поселенцев, бараки военнопленных по другую сторону пути и поэтому не попали в кадр:
Изображение

Правда, на карте 1935 года этой ветки вообще нет:
Изображение

Зато видна полевая дорога, пересекающая основной ход и перпендикулярная ей, пересекающая ветку вправо. Возможно, переезд именно с этой дорогой мы видим на снимке ПГ с бараками.

Однако при такой схеме в кадр с бараками не попали бы стрелки:
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 265 ]  На страницу Пред.  1 ... 23, 24, 25, 26, 27

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB