Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 23 июн 2017 03:19:40
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 263 ]  На страницу Пред.  1 ... 23, 24, 25, 26, 27  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 06 ноя 2016 12:41:38 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3241
Не помню, был ли этот материал - "Город Петрозаводск и железная дорога. Архитектурные взаимоотношения": https://gazeta-licey.ru/projects/archit ... tnosheniya

Есть интересная карта "Трасса железной дороги на плане Петрозаводска", 1917 год:
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 ноя 2016 07:33:28 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3241
30 ноября (15.30 – 17.00) в Национальной библиотеке Республики Карелия состоится Круглый стол «Цветная фотолетопись русского гения (по страницам биографии и творчества С.М. Прокудина-Горского)»
Подробности: https://gazeta-licey.ru/news/51441-ross ... a-gorskogo

В числе прочего там заявлен доклад «Прокудин-Горский и Мурманская железная дорога» (Гольденберг Михаил Леонидович, директор Национального музея Республики Карелия).
Будем с нетерпением ждать текст этого выступления и надеяться, что там прозвучит что-то новое по теме.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 ноя 2016 08:25:57 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3241
Снова заглянул в давно известный Обзор документов по истории Олонецкой и Мурманской железных дорог: http://rkna.ru/index.php/component/cont ... nykh-dorog

Привлекло внимание:


Цитата:
127. Распоряжение по Мурманской железной дороге о назначении спецпоезда от Кеми до Петрозаводска для проезда комиссии адмирала Бестужева-Рюмина. 7 декабря 1916 г. ф.320, оп.3, д.10/72, л.168.
128. Распоряжение начальника отделения движения о назначении служебного поезда №9 от Сороки до Петрозаводска для осмотра железной дороги Петрозаводск — Сорокская бухта начальником дороги и воинских поездов № 103, 105 от Сороки до Петрозаводска. 18, 20 июня 1917 г. ф.Р-1576, оп.1, д.4/19, л.64-65.


Должен быть архивный документ о назначении спецпоезда, на котором передвигался Прокудин-Горский по Мурманке. Почти наверняка его имя в этом документе будет отсутствовать, потому что он был лишь "попутчиком" какой-то проверочной комиссии.

А ещё вот:
Цитата:
109. Разрез и план паровозных зданий на станциях Кемь и Надвоицы Мурманской железной дороги, разработанные Строительно-технической фирмой «Стабо». 22 июля 1917 г. ф.320, оп.3, д.39/268, л.25.


Вроде бы в Надвоицах не было депо? Значит, на снимке 20277 "Ж. д. депо на станции Каннесемга" именно "паровозное здание" для маневрового паровоза на временной станции Кивач = разъед "Карьер 50 верста". Впрочем, это различие носит формально-бюрократический характер. Любой паровозный сарай фактически то же самое депо.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 дек 2016 18:47:18 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3241
Алина задала некоторые вопросы Кутькову по временной станции Кивач и вот, что он ей ответил:

Цитата:
Алина Ивановна,отвечу по порядку. Насчет ветки на Сопоху я не нашел свои записи на эту тему.Тогда я интересовался военнопленными и записал, что они в 1915 или 16 гг. строили дорогу на Сопоху от ст. Кивач (скорее всего, временной на 50 в.). Дорога эта могла быть узкоколейной или обычной грунтовой. В ее сооружении сначала был интерес Токарского, который строил там плотину. В это же время он вел переговоры о продаже проекта артиллерийскому ведомству для порохового завода. Будете заниматься Токарским, непременно найдете и эти сведения. Теперь почему я уверен в существовании временной ст. Кивач :

В 320 ф. на совещании по ходу работ от 27 апреля 1916 г. записано:Что касается карьера 50 версты, являющегося временной станцией Кивач, вторые пути там не надо Сразу (делать их) на постоянной ст. Кивач.

В дальнейшем эта временная станция фигурировала как "пост 50 версты". В телеграмме 1918 г. : "Пост 50 версты и разъезд Суна продают билеты на товарные и рабочие поезда..."

Затем в летнем расписании 1918 г. указан график движения поезда до Масельской:

из Петрозаводска в 23.00;...Суна - 00.35; Пост 50 версты - 01.18: Кивач - 01.36...

Николай Кутьков.


Я так понял, что официально пост (разъезд) 50 версты никогда не назывался "временной станцией Кивач".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 14 фев 2017 11:52:24 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3241
Статья Надежды Станулевич "С.М. ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ЦВЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ: АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ": http://naukarus.com/s-m-prokudin-gorski ... stochnikov

Цитата:
Ранее не известным фактом биографии С.М. Прокудина-Горского являются его работы по изготовлению микрометрических шкал для уклономеров системы полковника Субботина в 1916 г. Переписка Прокудина-Горского с заказчиками содержится в материалах фонда Обуховского сталелитейного завода Морского ведомства (Петроград): 1863-1918 (ЦГИА СПб. Ф. 1267. Оп. 3. Д. 867).


Посмотрел:
Цитата:
При помощи саперного уклономера Субботина. Саперный уклономер Субботина имеется трех образцов и предназначается для быстрого, но приближенного измерения продольных уклонов существующих дорог, для измерения уклонов местности и т.д.


Отсюда:
https://books.google.ru/books?id=ZPTNDA ... BD&f=false

Сапёрный уклономер Субботина для военных дорог: https://reibert.info/threads/uklonomer- ... -g.856073/

Может быть, именно в этом была главная причина поездки ПГ по Мурманской железной дороги в 1916 году с особо пристальным вниманием к неровностям пути, закруглениям и выемкам?

P.S. Удивительно, но в Интернете мне не удаётся найти даже инициалов этого полковника Субботина.
Может быть, этот?
Цитата:
СУББОТИН Владимир Федорович (10 марта 1874 — 4 сент. 1937, Асунсьон, Парагвай).
Генерал-лейтенант, военный инженер. Окончил Орловский кадетский корпус (1892),
Николаевское инженерное училище (1895), Николаевскую инженерную академию (1900).
Участник гражданской войны. В январе 1920 г. комендант Севастопольской крепости

Но он генеральский чин получил ещё в 1915 г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 мар 2017 19:34:58 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3241
В проекте "1917 год" сделали сюжет про открытие Мурманской железной дороги с фотографиями Прокудина-Горского: https://project1917.ru/groups/otkrytie- ... noy-dorogi
Эти чудаки опять поставили под снимками дату "1915 год"!
Однако некоторые подписи соответствуют идентификациям нашего проекта.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 мар 2017 09:32:43 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3241
DMITRY писал(а):
Варианты привязки карьерного снимка. Справа на 0275 виден фрагмент поворота направо жд линии, дальше за кадром прямой участок и поворот налево- поэтому восточнее не поставить место съемки.

Изображение

Жд линию в карьер и леспромхоз. жд ветку связывать не следует- при расширении карьера ветка в карьер переносилась т.к. погрузка осуществлялась лопатами прямо на платформы. Возможно, что сохранившаяся л/х ветка- это последняя карьерная.

Изображение

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 8&start=30

Я ранее исключал этот "западный" вариант привязки снимков с карьером и бараками, но теперь рассматриваю его как вполне реальный.

Николай Петрович Кутьков прислал письмо:
Цитата:
Уважаемый Вячеслав, согласен, что до сих пор история со ст. Кивач остается не полностью прозрачной.
По всей видимости, временная станция Кивач появилась на 50-й, а не на предназначенном ей месте на 54-й версте от Петрозаводска (на месте нынешней ст. Кондопога) по просьбе Завода азотной кислоты. Вот документы НА Респ. Карелия:
Р-1576 оп.1, 14/85, л.1
7 июня 1916 г.
Начальнику 1-го участка
Об отводе земли Заводу азотной кислоты
Условия на устройство и пользование кладовой при временной станции Кивач
(копия телеграммы) л.2
… разрешается отвести участок земли у пристанской ветки Кондопоги между пикетами №№8 и 9 длиной 50 саж. и в ширину от линии с берега залива 10 саж. (всего 50 кв. саж.) для склада дров хозяйственной строительной комиссии по постройке ЗАК.
Д/646 Мануйлов
л.4
17 января 1917 г.
копия
Помощнику начальника работ инженеру В.Н.Дмитриеву
… Против устройства на временной станции Кивач кладовой для хранения грузов ЗАК возражений не встречается, если администрация завода после перенесения ст. Кивач с 50-й версты на предназначенное место обяжется содержать на 50-й версте телеграфный пост, разъездной путь и маневровый паровоз.

Получается, что на 50-й версте от Петрозаводска, т.е. на 313-й версте от Дубовиков (ст. Петрозаводск находится по плану на 263 версте) поставили какую-то времянку (разъезд?). Вокзал ст. Кивач 1915 г., если дата правильна, логично отнести к современному месте, только с левой стороны дороги на север. Там и место похожее – возвышенное. На фотографии это хорошо видно. До какого года он дожил – не ясно. Ясно, что он особенно потребовался после решения Совета труда и обороны от 26 апреля 1921 г. о строительстве бумфабрики и ГЭС там, где ЗАК собирался строить свой завод, т.е. на месте нынешнего комбината и ГЭС. В 1941 весь деревянный г. Кондопога был сожжен при отступлении. Финны построили в качестве вокзала небольшой павильон, обшитый вагонкой. В 44-ом и его не было, был приспособлен двухосный товарный вагон. Нынешний построен в 1952 г.
Не могу объяснить, почему Жилинский в своей книжке принял за Кивач ст. Нигозеро. Может быть потому, что на продольном профиле ошибочно указаны расстояния от Кивача до Шуйской и Лижмы (40 и 30 км)?
Я сравнил профиль 1915 г. и современный – участок района «Железных ворот». Сейчас «ворота» находятся на 453 км. В 1915 г. – на 46 версте. Поэтому по километражу ст. Кивач планировалась правильно – на 54 версте (457-й км на современном плане) или на 316 от Дубовиков. То есть на нынешнем месте. С этим согласуется и приведенное в отчете за 1924 г. расстояние от карьера 316 версты до ст. Суна (там паровозы набирали воду). Это расстояние равнялось 17 верстам. С учетом длины ветки от станции до карьера (1,5-2 версты) это как раз и будет 17 в. (км). Сейчас расстояние от нынешней ст. Кондопога до ст. Суна – 15 км.

Высылаю план Кондопоги 1946 г. Красным треугольничком обозначил предположительное место временной, зеленым - постоянную станцию.
На Прокудинском снимке (Карьер 316 в.?) в центре, похоже, два солдатских сортира для военнопленных.


Вот присланная карта Кондопоги 1946 года: https://img-fotki.yandex.ru/get/108697/ ... 995df_orig

Вопрос точного положения "временной станции Кивач" я не рассматриваю, поскольку никакого станционного здания на 50-й версте в 1916 г. не было (его построили на 54-й версте) и под "станцией" понимался не конкретная точка, а довольно обширная местность в районе карьера.
А вот бараки со снимка 20276 могли находиться примерно на месте современного вокзала Кондопоги (если верен "западный" вариант привязки снимков карьера".
Ранее я склонялся к положению бараков восточнее устья канала (которого в 1916-м, конечно, не было). Но там протекал всё же Ровк-ручей.
Главный ориентир - это стрелка прямо перед бараками. Я полагал, что это начало ветке на стройку завода азотной кислоты (а была ли в 1916-м эта ветка?). Но на карте 1946 г. видно, что стрелка могла относится к развилке служебных путей. Т.е. бараки стояли не у главного хода МЖД, а вдалеке от магистрали.
Где стоял сарай для маневрового паровоза ("депо" у Прокудина-Горского), по-прежнему не ясно.

Мой вариант привязки к карте 1946 г.:
Изображение

Зелёный треугольник указывает примерное место довоенной станции Кивач.
Поскольку развилок со стрелками на карте 1946 г. много, то есть и разные варианты точного местоположения бараков со снимка 20276:

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 14 мар 2017 19:34:57 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3241
DMITRY писал(а):
Но есть склады, кладовки, а главное – депо 0277, по месту которого и следует определять станцию.
Вячеслав называет его «паровозным сараем», но здание имеет 2 стойла (для паровоза и вагона) с отдельными заездами, мастерские. Какой же это «сарай»?
«В XIX веке на первых Русских железных дорогах было принято называть паровозные и вагонные депо «сараями».
...

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 8&start=45

Никакого депо у Карьера 50-я верста, как мы знаем, не было. Оно было в Лижме.
Прокудин-Горский употребил слово "депо" для названия снимка в чисто обывательском смысле, как синоним понятий "сарай" или "ангар".
Железнодорожное депо — это "предприятие, осуществляющее эксплуатацию и ремонт подвижного состава железных дорог".
В сарае для маневрового паровоза может быть хоть десять стойл, но это всё равно не превратит сарай в депо. Для этого нужен, как минимум, официальный документ МПС, а ещё куча ремонтного оборудования.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 апр 2017 06:32:41 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3241
Николай Петрович Кутьков любезно прислал новые материалы по карьеру 50-я верста:

Цитата:
Нашел наконец свои записи 1994 года, когда готовил статью о застройке Кондопоги. Достал старые карты 1917 и 1950-х годов, и вот что можно сказать относительно станции Кивач.

Место перешейка между Нигозером и Кондопожской губой реквизировало ГАУ (Главное артиллерийское ведомство) для строительства завода азотной кислоты:

Документ НАРК ф. 40,оп.1, 5/28

Л.107.

5 августа 1915 г.

Начальнику ГАУ

…передать артиллерийскому ведомству в порядке реквизиции из владения крестьян, а также арендуемых Токарским

1) перешеек между о. Нигозеро и Кондопожской губой шириной около 2 в. и около 2 в. по берегам обоих озер…

Гв. полковник Гун

По этой причине ж.д. станция на реквизированной территории была нежелательна. Станцию железнодорожники перенесли на 54-ю в. (на карте это хорошо видно), в не очень удобное, далекое от села Кондопога и от Кивача место. Артиллеристы вынужденно терпели разработку карьера 50-й версты на своей территории, но в связи с интенсивным строительством своих сооружений ограничили железнодорожников:

Начальнику Петрозаводско-Сороцкой

и Мурманской ж.д.

31 марта 1917 г.

Ввиду того, что разрабатываемый железной дорогой карьер на разъезде 50-й версты находится в пределах территории строящегося вверенной мне комиссией завода, просим дальнейшую разработку карьера производить по соглашению со мной.

Гв. полковник Гун

До 1919 г. ГАУ построило на своём участке около сотни объектов (черновую трассу канала, бараки, клуб, гаражи, электростанцию и пр.) и вынуждено было законсервировать всю стройку в связи с Гражданской войной. Не исключено, что три новых барака принадлежали как раз чиновникам-артиллеристам.

В 1922 г. советская власть использовала всё это для стройки бумфабрики. Тогда же, видимо, и ст. Кивач переместили на 50-ю версту, т.е.на ныне существующее место

На второй карте Кондопоги (к сожалению, лишь южная часть) начала 50-х хорошо видно, что Ровкручей не пересекал линию ж.д., как это обозначено красным цветом на продольном профиле.

Насчет часовни на Киваче тоже, надеюсь, что-то прояснится в течение этого года. Нужны дополнительные запросы в архивахМВД и др.

.


План 1950-х: https://img-fotki.yandex.ru/get/58016/5 ... 4d51f_orig
Карта 1917 года (ф.Р-2264 оп.7-д1_3 л.73-1): https://img-fotki.yandex.ru/get/251308/ ... ffb3d_orig

На карте 1917 г. станция Кивач обозначена на 54-й версте.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 апр 2017 07:03:38 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3241
Николай Петрович Кутьков высказал новую версию по "часовне у водопада Кивач":

Цитата:
Считаю, что П-Г часовню на Киваче подписал правильно. На его фото противоположный берег слишком близко. Если бы снимал в Викшице, берег за озером еле-еле просматривался. Сравнил по карте расстояния: на Киваче оно около 170 м, в Викшице - около 610 м. Разница более чем заметная.И противоположный берег в Викшице существенно круче.

В 1957 г. в Викшице работал мой приятель художник Б.Поморцев. Он и объяснил,где находилась часовня - по центру деревни примерно в полукилометре от берега. На спутнике можно различить это место на скрещении дорог на Кивач и местных деревенских. Разобрали ее за ветхостью в начале 1960-х.

Можно предположить, что обе часовни делали одни и те же мастера, и поэтому они полностью идентичны. Согласитесь, это маловероятно.

Другой вариант требует обращения к истории. Известно, что заповедник "Кивач" на месте одноименной деревни создан в 1931 г. К этому времени деревня пустовала. Хозяев трех домов раскулачили и сослали. Все строения, включая часовню, павильон и беседки, с 1930 г. остались бесхозными. НО. Я только что выпустил небольшую монографию о пригороде Петрозаводска в 1930 г. Религиозные традиции были тогда еще очень сильны. Верующие даже обращались за разрешением строить церкви (с.Колежма, Шуньга). И власть у нас, на севере, сопротивлялась этому еще очень вяло, особенно в таких глухих местах, как,например, Викшица. Что могло произойти? По данным конца 19 в. в Викшице существовала часовня, которая значилась как "ветхая". А в 1930 г. на Киваче стояла никому не нужная вполне крепкая часовня. По устному согласованию или без согласования с местной властью верующие ее могли просто разобрать и перевезти (5-6 км) за 3-4 рейса и собрать на месте старой. Смотрел документы заповедника: следы часовни нашлись только в упоминании двух колоколов в конце 1930-х. К 1950 г. - на балансе заповедника значился только один колокол.

Высылаю фото Кивача 1930 г. Роща за павильоном еще густая и за ней ничего не видно. А павильон уже разобран. Тоже, наверное, не без участия жителей Викшицы. На плохом фото 1940 г. рощи почти нет и никакого строения на дороге от моста к домам тоже не видно.

Проблема - как найти документальное подтверждение перевозке. В архив МВД попасть сложно, хотя там наиболее вероятны рапорты волостной милиции о нарушениях порядка. А насчет свидетельства очевидцев мы опоздали лет на 50. Разве что слышанное от дедов-бабушек. Летом попробую навестить Викшицу.


Павильон в 1930 г.: https://img-fotki.yandex.ru/get/198786/ ... f660e_orig
Выход лотка на Киваче в 1940 г.: https://img-fotki.yandex.ru/get/198786/ ... b28f5_orig

На мой взгляд, версия интересная и сама по себе вполне возможная (если вспомнить, например, врата тверского собора).
Но вот что смущает: я повторно посмотрел всевозможные дореволюционные источники с описанием Кивача и что-то нигде нет упоминания про стоявшую рядом часовню. А ведь это какая-никакая достопримечательность, обойти вниманием которую вряд ли было возможно. Хотя и упоминаний о часовне в Викшице мне тоже не удалось найти.
Кстати, о том, что часовня в Викшице называлась "часовня Алексия человека Божия" мы знаем пока исключительно со слов самого Николая Петровича, без указания источника информации.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 263 ]  На страницу Пред.  1 ... 23, 24, 25, 26, 27  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB