DMITRY писал(а):
Варианты привязки карьерного снимка. Справа на 0275 виден фрагмент поворота направо жд линии, дальше за кадром прямой участок и поворот налево- поэтому восточнее не поставить место съемки.
Жд линию в карьер и леспромхоз. жд ветку связывать не следует- при расширении карьера ветка в карьер переносилась т.к. погрузка осуществлялась лопатами прямо на платформы. Возможно, что сохранившаяся л/х ветка- это последняя карьерная.
http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 8&start=30Я ранее исключал этот "западный" вариант привязки снимков с карьером и бараками, но теперь рассматриваю его как вполне реальный.
Николай Петрович Кутьков прислал письмо:
Цитата:
Уважаемый Вячеслав, согласен, что до сих пор история со ст. Кивач остается не полностью прозрачной.
По всей видимости, временная станция Кивач появилась на 50-й, а не на предназначенном ей месте на 54-й версте от Петрозаводска (на месте нынешней ст. Кондопога) по просьбе Завода азотной кислоты. Вот документы НА Респ. Карелия:
Р-1576 оп.1, 14/85, л.1
7 июня 1916 г.
Начальнику 1-го участка
Об отводе земли Заводу азотной кислоты
Условия на устройство и пользование кладовой при временной станции Кивач
(копия телеграммы) л.2
… разрешается отвести участок земли у пристанской ветки Кондопоги между пикетами №№8 и 9 длиной 50 саж. и в ширину от линии с берега залива 10 саж. (всего 50 кв. саж.) для склада дров хозяйственной строительной комиссии по постройке ЗАК.
Д/646 Мануйлов
л.4
17 января 1917 г.
копия
Помощнику начальника работ инженеру В.Н.Дмитриеву
… Против устройства на временной станции Кивач кладовой для хранения грузов ЗАК возражений не встречается, если администрация завода после перенесения ст. Кивач с 50-й версты на предназначенное место обяжется содержать на 50-й версте телеграфный пост, разъездной путь и маневровый паровоз.
Получается, что на 50-й версте от Петрозаводска, т.е. на 313-й версте от Дубовиков (ст. Петрозаводск находится по плану на 263 версте) поставили какую-то времянку (разъезд?). Вокзал ст. Кивач 1915 г., если дата правильна, логично отнести к современному месте, только с левой стороны дороги на север. Там и место похожее – возвышенное. На фотографии это хорошо видно. До какого года он дожил – не ясно. Ясно, что он особенно потребовался после решения Совета труда и обороны от 26 апреля 1921 г. о строительстве бумфабрики и ГЭС там, где ЗАК собирался строить свой завод, т.е. на месте нынешнего комбината и ГЭС. В 1941 весь деревянный г. Кондопога был сожжен при отступлении. Финны построили в качестве вокзала небольшой павильон, обшитый вагонкой. В 44-ом и его не было, был приспособлен двухосный товарный вагон. Нынешний построен в 1952 г.
Не могу объяснить, почему Жилинский в своей книжке принял за Кивач ст. Нигозеро. Может быть потому, что на продольном профиле ошибочно указаны расстояния от Кивача до Шуйской и Лижмы (40 и 30 км)?
Я сравнил профиль 1915 г. и современный – участок района «Железных ворот». Сейчас «ворота» находятся на 453 км. В 1915 г. – на 46 версте. Поэтому по километражу ст. Кивач планировалась правильно – на 54 версте (457-й км на современном плане) или на 316 от Дубовиков. То есть на нынешнем месте. С этим согласуется и приведенное в отчете за 1924 г. расстояние от карьера 316 версты до ст. Суна (там паровозы набирали воду). Это расстояние равнялось 17 верстам. С учетом длины ветки от станции до карьера (1,5-2 версты) это как раз и будет 17 в. (км). Сейчас расстояние от нынешней ст. Кондопога до ст. Суна – 15 км.
Высылаю план Кондопоги 1946 г. Красным треугольничком обозначил предположительное место временной, зеленым - постоянную станцию.
На Прокудинском снимке (Карьер 316 в.?) в центре, похоже, два солдатских сортира для военнопленных.
Вот присланная карта Кондопоги 1946 года:
https://img-fotki.yandex.ru/get/108697/ ... 995df_origВопрос точного положения "временной станции Кивач" я не рассматриваю, поскольку никакого станционного здания на 50-й версте в 1916 г. не было (его построили на 54-й версте) и под "станцией" понимался не конкретная точка, а довольно обширная местность в районе карьера.
А вот бараки со снимка 20276 могли находиться примерно на месте современного вокзала Кондопоги (если верен "западный" вариант привязки снимков карьера".
Ранее я склонялся к положению бараков восточнее устья канала (которого в 1916-м, конечно, не было). Но там протекал всё же Ровк-ручей.
Главный ориентир - это стрелка прямо перед бараками. Я полагал, что это начало ветке на стройку завода азотной кислоты (а была ли в 1916-м эта ветка?). Но на карте 1946 г. видно, что стрелка могла относится к развилке служебных путей. Т.е. бараки стояли не у главного хода МЖД, а вдалеке от магистрали.
Где стоял сарай для маневрового паровоза ("депо" у Прокудина-Горского), по-прежнему не ясно.
Мой вариант привязки к карте 1946 г.:

Зелёный треугольник указывает примерное место довоенной станции Кивач.
Поскольку развилок со стрелками на карте 1946 г. много, то есть и разные варианты точного местоположения бараков со снимка 20276:
