Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 26 апр 2017 00:14:18
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 263 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 27  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 15 мар 2011 08:33:21 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3154
Данная тема посвящена снимкам, входящим в альбом "Мурманская железная дорога".


Моё сообщение, первоначально опубликованное 3 июля 2009 г.:

Слава писал(а):
Судя по нумерации негативов, до нас не дошло несколько десятков снимков Мурманской ж.д. (не менее 30).
Кое-что из того, что не вошло в Мурманский альбом, можно увидеть в других местах.
Один снимок Соловков - в Верхневолжском альбоме, водопад на Суне - в Камско-Тобольском, пара снимков, вероятно, были в альбоме "Разное и этюды". От одного из них осталась только подпись "У Лодейного Поля" с карандашной пометкой "Я сам Профессор". На той же альбомной странице снимок "Кедры" (зачеркнуто) - "Сосны" (зачеркнуто). Думаю, тоже из Мурманского альбома. Пару снимков есть среди "безальбомных" негативов. Один - дубль водопада, который у нас был идентифицирован (LC-DIG-prokc-20074). Наконец негатив с меткой "58" - LC-DIG-prokc-20013 [Man standing beside railroad tracks]:
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20013v.jpg

И как же это могло случиться? Ведь снимки были сделаны в 1916 г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 10:36:21 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3154
Савватьевская часовня Соловецкого монастыря (опубликовано 6 декабря 2010 г.)


В июле 1916 г. Прокудин-Горский посетил Соловки и сделал там замечательную серию фотографий. По всей видимости, они стали последними цветными снимками, сделанными им в России.
Эта последняя "фотосессия" оставила нам целый ряд загадок, об одной из которых и пойдет речь.

Изображение

У этого снимка нет соответствия в контрольном альбоме Прокудина-Горского, сотрудники Библиотеки Конгресса ошибочно присвоили ему "вакантную" подпись из альбома "Петровская часовня". На самом деле Петровская часовня Соловецкого монастыря, как известно, каменная и выглядит совсем иначе.
Что же тогда запечатлено на снимке Прокудина-Горского? С уверенностью 99% могу утверждать - это часовня Савватия Савватьевского скита Соловецкого монастыря, от которой до наших дней дошел лишь фундамент: http://fotki.yandex.ru/users/papania-58 ... 82/?page=6

http://img-fotki.yandex.ru/get/5204/pap ... d966f_orig

Этот фундамент признан охраняемым памятников, часовню, несомненно, рано или поздно восстановят - слишком велико её значения для истории Соловков! Она была поставлена на месте, с которого, собственно, и началась духовная жизнь на Соловках. Вот что можно прочитать по этому поводу на одном из ресурсов по истории Северной Святыни:

"В двух километрах от Секирной горы находится Савватьево. Место молитвенных подвигов преподобных Савватия и Германа с давних времен было увековечено созданием мемориальной пустыни. Первоначально, в XVII веке, здесь находилась часовня преп. Савватия и несколько келий, однако расцвет этого памятного места пришёлся на вторую половину XIX века. В 1858-1860 годах строится каменная церковь в честь Богоматери Одигитрии. Позднее к притвору церкви был пристроен двухэтажный келейный корпус, рядом возведена гостиница, новые братские корпуса, хозяйственные постройки. Скит окружили искусственные луга, на заболоченных местах устраивается дренажная система, создается огородное и парниковое хозяйство. Савватьево стало центром скитов и пустыней северо-восточной части острова".

Вот почему так важно, в свете будущего восстановления, установить доподлинно, что на фотографии Прокудина-Горского именно часовня Савватия.
Этой проблемой я занимался последние полтора года. Все мои обращения к специалистам по Соловкам, в т.ч. и сотрудникам местного музея не дали никаких результатов - все только руками разводят: мол, "ничего не знаем, старых фотографий часовни не сохранилось". Оно и понятно, все архивы монастыря погибли в пожаре 1923 г.
Так что надежда только на свои силы. Изучил сотни старых открыток и снимков Соловков, репринтные издания фотогорафических и литографического альбомов конца 19 - начала 20 века.
Выяснилось, что на Соловках было 4 часовни подобного типа, причем 2 из них - на дальних скитах. Из этих 4 часовен по пропорциям подходит только одна - Савватиевская. Что характерно, документально подтверждена съемка Прокудиным-Горским именно (и только) этого скита. Вот его вид в 1916 г. с Секирной горы:

http://img-fotki.yandex.ru/get/5404/old ... 0028a_orig

Однако часовни здесь не разглядеть, так как её малый объем полностью закрыт Смоленской церковью и братским корпусом.
Мне всё же удалось найти одну очень старую фотографию, сделанную до 1884 г., т.е. до строительства братского корпуса и до переноса часовни на несколько десятков метров. На этом сравнении видно, что пропорции основного объема полностью совпадают (с часовней на снимке 1916 г.), различия лишь в деталях, оформлении крыльца и форме главки

Изображение

К сожалению, более поздних изображений часовни найти не удалось. На общих планах видна лишь её главка, но она как раз такая как на снимке Прокудина-Горского! Очевидно, что при переносе и обновлении часовни её отдельные архитектурные детали были изменены:

Изображение

Подведем итог: можно с высокой степенью уверенности говорить об идентификации безымянной фотографии Прокудина-Горского как изображения часовни Савватия Савватьевского скита.
Однако чтобы уверенность стала 100%-ной, всё же хотелось бы найти другие снимки часовни начала 20-го века.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 10:47:46 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3154
Лагерь военнопленных севернее разъезда Быстряги
(опубликовано 8 декабря 2010)

Как было установлено осенью 2009 г., большинство подписей снимков Мурманской железной дороги 1916 г. у Прокудина-Горского не просто перепутаны, а умышленно мистифицированы в целях защиты военной тайны, а именно - сокрытия мест расположения австро-германских военнопленных. Зачем надо было скрывать эти места вполне понятно - в 1916 г. германское правительство учредило в Стокгольме специальное бюро для организации побегов своих подданных с Мурманстройки, помощь побегам предполагалось оказывать "компасом и деньгами", используя в качестве проводников прогерманских финнов. Не понятно пока, зачем потребовались мистификации именно снимков Прокудина-Горского. Возможное объяснение состоит в том, что эти снимки изначально делались для демонстрации представителям шведского Красного Креста, которые прибыли в Кемь как раз летом 1916 г. для международной инспекции соблюдения Россией конвенционных норм о военнопленных (эта миссия была направлена по жалобе немцев на ужасное положение своих военнопленных на Мурманстройке). Эту захватывающую интригу ещё предстоит исследовать, но пока для нас важен только факт мистификации, тщательного запутывания названий снимков. Чтобы понять, какие места действительно запечатлены на снимках вдоль Мурманской ж.д. теперь проходится проделывать большую исследовательскую работу, которая пока ещё далека от завершения. Дело в том, что снимков первоначальных (деревянных) сооружений Мурманской ж.д. крайне мало, большая часто инфраструктуры была уничтожена в 1918-1922 гг. и потом неоднократно отстраивалась заново, уже в железе и камне. Поэтому идентификация превращается увлекательный детектив, где ключ к разгадке может любая деталь, незаметная на первый взгляд.

Данный пост посвящен снимку, который в альбоме назван "Ст. Сегеж. Общий вид".

Изображение


Забавно, что современные краеведы г. Сегежа, ничего не слышавшие пока о мистификации, поверили этой подписи и с увлечением обсуждали, с какой стороны была снята станция. Между тем, достаточно было сообразить, что если на снимки запечатлен ОБЩИЙ ВИД станции, то ж.д. не могла быть одноколейной, это даже не разъезд, где должно быть как минимум, два пути.

Осенью 2009 г. на форуме проекта "Наследие С.М.Прокудина-Горского" в ходе обсуждения участники остановились на версии, что исходя из логики альбома, нумерации негативов и ряда косвенных признаков, на снимке запечатлен участок пути севернее станции Масельгская.
Однако в 2010 г. этот снимок стал снова предметом длительных обсуждений. Особо заинтриговал столб с номером "856" (справа на снимке). Если это верстовой столб, то при любом подсчете это место должно было находится на несколько сот верст севернее Масельгской или Сегежа, там где Прокудин-Горский явно не бывал и где летом 1916 г. вообще ещё не была построена железная дорога. Было опровергнуто, что столб мог означать номер пикета или участка. В итоге осталась одна версия - номер на столбе является частью мистификации, т.е. мероприятий по обеспечению секретности места съемки.
В то же время было установлено, что строение на правом краю снимка запечатлено Прокудиным-Горским крупным планом на другой фотографии и является, очевидно, бараком военнопленных (они видны на крыльце):

Изображение


Однако определить более точно место съемки на форуме проекта "Наследие С.М,Прокудина-Горского" пока так и не удалось.
Между тем, этот случай, кажется, является не таким уж безнадежным. За основу идентификации можно взять характерный зигзагообразный изгиб железнодорожного пути (зеркальная "S"). Учитывая, что норме на негативе соответствует участку пути между Медвежьей горой и Сегежей, район поиска такого изгиба достаточно ограничен. Мне удалось найти только один такой изгиб, вполне отвечающий условиям задачи:

Изображение

Это изгиб между озерами Черное и Барбозеро примерно в трех км. севернее разъезда Быстряги (который, в свою очередь, несколько севернее Масельгской). Кстати, у Прокудина-Горского в том же районе есть два снимка с вымышленной "станцией Черная"!
Рельеф местности на карте вполне объясняет, почему путь сделал такой крутой изгиб и почему этот изгиб не был спрямлен в последующие десятилетия. Вот он на спутниковом снимке:

Изображение

Изображение

Точно как на снимке Прокудина-Горского между озерами есть протока, через которую перекинут ж.д. мост.
На заднем плане снимка дорога карабкается вверх на горку, на карте точно в этом месте показано повышение рельефа (что также доказывает северное направление снимка!).
Думаю, что мостик за ложным верстовым знаком ведет на пристань, с которой лагерь сообщался с разъездом Быстряги по озеру.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 12:08:08 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3154
Ферма на ст. Медвежья Гора
(опубликовано 11 января 2011)


Как было установлено осенью 2008 г., большинство снимков, сделанных Прокудиным-Горским летом 1916 г. вдоль Мурманской железной дороги, имеют неправильные подписи. Количество "ошибок" далеко выходит за рамки случайного, а их характер свидетельствует об определенной системе искажений, которую можно объяснить только мероприятиями по обеспечению военной секретности. Снимкам давались преднамеренно ложные названия, чтобы 1) скрыть действительные места расположения лагерей австро-германских военнопленных; 2) выдать относительно добротные дома рабочих-контрактников за бараки военнопленных (в действительности гораздо менее благоустроенные). Были и другие мотивы мистификации, о которых можно говорить с меньшей степенью уверенности. Очевидно, некоторые снимки были призваны показать (международной инспекции Шведского Красного Креста или иной инспекции), что военнопленные надежно обеспечены пропитанием и заняты на работах чисто гражданского характера (заготовка песка и щебня в карьерах).
Возможно, одной из таких "успокаивающих" фотографий является снимок "Ферма на ст. Медвежья Гора".

Изображение

Судя по снимку весьма сложно утверждать, что это действительно ферма. На скалистом грунте вокруг ст. Медвежья Гора вряд ли что-то можно выращивать. Никаких признаков скотоводства в кадре не наблюдается. Здание выглядит чисто гражданским объектом, предназначенным для проживания или для административных нужд. Причём дом явно только что окончен строительством и ещё не все рамы вставлены в окна. О его предназначении поэтому можно говорить только в будущем времени.
В своё время, осенью 2008 г., я высказывал как одну из версий, что здание могло быть построено для больничных нужд.
В июне 2010 г. на сайте "Храмы России" этот снимок посчитали идентифицированным "с большой степенью вероятности" как "Лазарет у ст. Медвежья Гора". С равным успехом дом мог предназначаться для проживания офицеров


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 12:15:05 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3154
Ещё раз о снимке "Ферма на ст. Медвежья Гора".
(опубликовано 21 января 2011)


Вернемся к вопросу о снимке "Ферма на ст. Медвежья Гора", который был на сайте "Храмы России" идентифицирован (по-моему, бездоказательно) как военный лазарет на той же станции.

Изображение

Основным доказательством посчитали предмет за крыльцом, напоминающий свернутый белый флаг, который якобы был непременным атрибутом любого тылового лазарете (старые снимки это опровергают).
Как я полагаю, поспешная "идентификация" явилось результатом ряда допущений и самовнушения. Даже если представить себе на минуту, что за крыльцом стоит некий флаг, то нет никаких оснований, считать его флагом красного креста, а не российским триколором, например.
Не поленился и провел ради интереса небольшой эксперимент:

Изображение

Как вы думаете, что на снимке? Обычный российский триколор, свернутый самым обычным образом. Просто верхняя полоса у флага - белая, она в свернутом виде закрывает две других полосы. В принципе этим можно было бы ограничится как доказательством натянутости "идентификации".

Однако можно ещё добавить некоторые теоретические соображения. Если мы допускаем съемку "фермы" на ст. Медвежья Гора как часть мистификации, то у этой мистификации должна быть какая-то логика, пусть и не очевидная для постороннего.
Понятно, почему хотели скрыть реальные места расположения лагерей военнопленных - в 1916 г. немцы создали в Стокгольме специальное бюро для организации побегов с Мурманстройки.
Зачем мистифицировать военный лазарет, кому он интересен? Когда я выдвигал как чисто условную идею с лазаретом, я серьезно не задумывался над этим вопросом. Однако теперь стоит задуматься. Единственное разумное объяснение секретности с военным лазаретом могло состоять в том, что он был предназначен для военнопленных. С другой стороны, что толку в знании противника о лечении пленных в лазарете о на ст. Медвежья Гора? С насморком в лазарет не повезут из соседних лагерей, а серьезным заболеванием человек вряд ли пошел бы в побег через тайгу. Ну, разве что подобраться к лазарету как источнику информации от пленных...
С другой стороны, если хотели мистифицировать снимок, то сделали это как -то очень странно. Убрали с крыльца белый флаг и поставили его на самом виду прямо за крыльцом. Это считается как бы спрятали? За угол было трудно отнести? Ведь не поленились же сорвать с лазарета вывеску и куда-то унести (в отличие от флага, вывески были обязательным атрибутом лазаретов). Или специально так неуклюже "спрятали" как бы белый флаг, чтобы на эту удочку кто-то клюнул и подумал "Ого, да это же лазарет!"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 12:18:15 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3154
Многоликий Порпорог
(опубликовано 17 января 2011)

В 1916 г. Прокудин-Горский, в ходе поездке по Мурманской железной дороге, отклонился на пару дней от основного маршрута, чтобы посетить и запечатлеть в цвете три знаменитых карельских водопада - Кивач, Порпорог и Гирвас. Этим он оставил бесценный исторический документ для потомков, так как все эти водопады в дальнейшем были частично взорваны, Гирвас и Порпорог - полностью осушены, Кивач потерял более половины своей силы и красоты.
Была одна проблема, когда при составлении контрольного альбома Прокудин-Горский стал подбирать снимки к "каталогу", т.е. перечню отснятых сюжетов, то, как это бывало не раз, возникла жуткая путаница в подписях.
К счастью, водопады до революции и первые послереволюционные годы снимали довольно много, поэтому осенью 2008 г. группе энтузиастов удалось поставить почти все подписи на свои места, разобраться, где есть что. Но тогда работа осталась незавершенной, осталось два сюжета."Деталь водопада Кивач". и "Суна перед водопадом Кивач". Про них можно было сказать определенно только то, что это не Кивач, а Порпорог или Гирвас.
Некоторые время назад с помощью старых открыток мне наконец удалось решить этот ребус.

Итак:

"Деталь водопада Кивач"

Изображение

Оказалось, что это Порпорог:

Изображение

Изображение

"Суна перед водопадом Кивач":

Изображение

Оказалось, что это.... правильно, тоже Порпорог:

Изображение

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 16:41:49 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3154
Маршрут поездки Прокудина-Горского по карельским водопадам
(опубликовано 7 февраля 2011)

Как известно, в июне 1916 г. Прокудин-Горский в ходе поездки по Мурманской ж.д. совершил путешествие к знаменитым карельским водопадам Кивач, Пор-порог и Гирвас, сняв много красивых этюдов. Подписи он дал задним числом после возвращения и в этих подписях была допущена куча ошибок. Можно считать доказанным, что подписи делались по памяти к снимкам при вклейке их в альбомы, а не фотографии подбирались с составленному в ходе съемок списку названий. Это крайне усложняет задачу идентификации, так как поиграть здесь в детскую игру из Мурзилки "художник перепутал подписи к своим картинам" не получится.
Тем не менее, на настоящий момент удалось идентифицировать все (кроме одного) виды водопадов, главным образом, благодаря старым книжным иллюстрациям и открыткам.
А вот с прочими видами района водопадов - просто беда! Зацепок на снимках почти никаких, шанс найти этюд с тем же местом на старых открытках - почти равен нулю.
В этих условиях особое значение приобретает системный анализ, который уже не раз выручал в самых безнадежных случаях. Иногда снимок можно идентифицировать одним лишь методом исключения, без каких-бы то ни было дополнительных доказательств (хотя для неспециалиста такая идентификация будет выглядеть, наверное, "притянутой за уши").
Итак, прежде всего, надо решить логистическую задачу - составление маршрута путешествия по трем водопадом из исходной точки - деревни Вороново (то что именно эта деревня была исходной точкой, пока не доказано, но мы это пока презюмируем).
Проблема состоит в том, что от Вороново до Кивача есть альтернативные пути - вверх по Суне на лодке или на лошадях через деревеньку Викшицы.

Среди работ ПГ есть снимок "Этюд на р. Суне":

Изображение

Лодка с гребцами как бы намекает, что Прокудин-Горский путешествовал на ней по реке Суне.
Конечно, такой вариант исключать нельзя.
Однако возникает следующий логистический вопрос: Кивач лежит на полпути к другим водопадам (Гивасу и Пор-порогу), при этом от Кивача до них можно добраться только на лошадях. В Вороново был организован найм извозчиков для путешествия на водопады, а вот про наличие такой услуги в Киваче я пока ничего не нашел. То есть, если Прокудин-Горский добрался до Кивача на лодке, он должен был выслать конный экипаж встречать его в Киваче для дальнейшего продолжения похода по водопадам.
Далее, нужно понять, лежал ли путь до Кивача к Гирвасу и Пор-Порогу через Викшицу, ведь Прокудин-Горский её сфотографировал (пока это доказано не на все 100%, но уже можно презюмировать).
К счастью, в Сети есть несколько книг с подробным описанием путешествий по карельским водопадам в начале прошлого века. В них наверняка найдется описание маршрута таких путешествий.
В частности, в книге Н.И. Берзина "Пешком к карельским водопадам" так описывается дорога от Кивача до Гирваса: "Вместо того, чтобы возвращаться теперь назад и идти потом на Олонец по большой дороге, я предложил Ивану Григорьевичу пройти на эти водопады: Пор-порог и Гирвас. Справившись по карте, мы наметили путь туда, который начинался от Викшиц, показавшихся вскоре, как только лес поредел". Далее путь лежал через Шушки и Усть-Суну.

Далее, при попытка идентификации снимков путешествия по водопадам надо учитывать следующие моменты:
1) зеркальные номера на негативах в рамках 2-3 дневных этапов поездки по Мурманской ж.д. не имеют никакой строгой последовательности, а проставлены в свободном порядке, т.е. не могут быть использованы для определений хронологической последовательности снимков;
2) крайне маловероятным является то, что ПГ сделал только один снимок в каком-то месте, значит надо пытаться устанавливать связи между одиночными снимками (иногда это единственный шанс на идентификацию);
3) надо обращать внимание на состояние неба - крайне маловероятен разный характер облачности (солнечного освещения) для одной фотосессии.

В связи с вопросом о маршруте поездки ПГ по водопадам хотелось бы вернуться к одному загадочному снимку, подписанному в альбоме как "На Сайменском озере":

Изображение

По одному только виду деревни можно сразу сказать, что это никакое не Сайменское озеро, а вид где-то в Олонецкой или Санкт-Петербургской губернии.
Какой-то время я склонялся к идее, что это отклеившийся снимок с видом порога Сиговец на Свири или что-то в этом роде. Но на свирских снимках ПГ в этом районе видна совсем другая (густая) облачность.
Теперь мне думается, что снимок мог быть сделан в ходе путешествия ПГ на карельские водопады. Не уверен, что Суна была столь широкой, но по пути было несколько озер.

Мне кажется, что похожие "нитевидные" облака есть на одном из снимков Пор-порога:

Изображение

ДОПОЛНЕНИЕ
Нашел карту путей к водопадам Кивач, Гирвас и Пор-порог из издания 1907 г.:

Изображение

Мимо Викшиц дороги не было.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 16:52:53 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3154
Загадочная часовня близ водопада Кивач (дополнение 2)
(сообщение от 4 февраля 2011)

Возвращаюсь к вопросу о загадочной часовне у водопада Кивач:

Изображение

Хотя уже точно установлено, что подписи к снимкам водопадов на реке Суне делались Прокудиным-Горским по памяти и не являются достоверными, предположим, что авторское название "Часовня времен Петра I близ водопада Кивач" отражает реальность. Тогда снимок сделан на каком-то узком и длинном озере в непосредственной близости от водопада. Такой вариант есть!

Посмотрев пост Владимира Рокитянского (http://gignomai.livejournal.com/329619. ... 9#t3317139), я подумал, что весьма вероятным местом съемки является Викшица - очень похож рельеф и ширина озера. Никаких исторических сведений о давно сгинувшей часовне в Викшице мне найти не удалось. Вся надежда на местных старожилов - в деревне всё ещё проживает один дедушка.
В дореволюционной литературе Викшица несколько раз упоминается как один из двух путей подъезда к водопаду Кивач.
На карте: http://maps.yandex.ru/?text=%D0%92%D0%B ... 1%86%D0%B0

В своё время участник Дмитрий высказал мысль, что Прокудин-Горский добрался со станции Кивач (ныне Кондопога) до села Вороново на лошадях, а затем вверх по реке Суне на лодках добрался до водопада Кивач. Однако мне представляется, что такой вариант маловероятен. Зачем было оставлять конный экипаж (экипажи) в Вороново, если от Кивача дальше всё равно предстояло ехать на лошадях. Мне представляется гораздо более вероятным, что как и все туристы того времени, Прокудин-Горский на лошадях проехал через село Вороново до Перт-озера и далее вдоль его берега до деревни Викшица, а от неё - уже до водопада Кивач.
"Отсюда начинается последний этап пути. Уходящая от околице лесная дорожка через мачтовый сосновый бор ведёт к знаменитому водопаду".
Быть может, именно начало этой дороги запечатлено на снимке "Этюд. В лесу у водопада Кивач":

Изображение

Ведь Прокудин-Горский крайне редко ограничивался единственным кадром в одном месте.
В книге Н.И. Берзина "Пешком к карельским водопадам" так описывается дорога от Викшиц до Кивача: "Лохматый мужик выводит нас за деревню и показывает дорогу к Кивачу , и вот, завесив затылок платком от комаров, которые поют, трубят и воют кругом и серой массой облепили наши спины и фуражки, мы плетемся по мягкой песчаной дороге сквозь редкий неподвижный лес березы и ольхи". Вроде бы всё подходит.

К последнему снимку можно найти интересный комментарий в книге Круковского М.А. "Олонецкий край: Путевые очерки" (1904 г.).
Он описывает свое пребывание в деревне Викшицы. Транспортное средство, которые мы видим в перспективе дороги - это, оказывается, "карбалет": "Тощая кляча тяжело везет "Карбалет", двуколку" (ст. 140). Так сказать, тогдашнее местное такси.
Далее, объяснение того, почему у Прокудина-Горского на спине висит ружьё: "Переночуй, а на утро доставим тебя, говорит рыжебородый Петруха, - на ночь глядя чего ехать? Зверь (медведь) встретится, помилуй Бог!" (стр. 143).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 апр 2011 12:50:36 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3154
Ну что же, приступим к работе.

Снимок LC-DIG-prokc-20276

Изображение

Подпись в альбоме: "Бараки военнопленных австрийцев близ станции Каннесегма".
Этот снимок был идентифицирован мною ещё осенью 2009 г. как "Бараки поселенцев (рабочих) у станции Кивач", однако прямых доказательств идентификации тогда не нашлось, опирался на соотношение зеркальной метки и сюжета.
На сайте "Храмы России" этот снимок был внесен базу под предложенным мною названием, но получил статус "предположительно", т.е. не был признан идентифицированным.
С. Прохоров на своём сайте вообще не смог определенно указать для него место съемки.
Что же изменилось с тех пор и что позволит нам говорить об идентификации снимка?

Отгадка нашлась в другом снимке, а именно LC-DIG-prokc-20275:
Изображение

Подпись в альбоме: "Карьер около станции Каннесемга".
С моей подачи на Храмах России и на сайте С. Прохорова снимок был признан как идентифицированный с названием "Карьер около Кондопоги".
При этом на первом из сайтов к снимку было дано примечание "В перспективе снимка видны бараки строителей".
Я не поленился, и рассмотрел в зуме эти бараки. Правильно, друзья! Оказались как раз те, что на верхнем снимке 20276.
Итак, подтверждается место съемки - район современной Кондопоги.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 апр 2011 14:46:37 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3154
Глубокоуважаемый DMITRY (участник форума Храмов России) высказался, что на двух предыдущих снимках разные бараки.
Зная его феноменальные наблюдательные способности, мне сразу стало грустно. Неужели ошибся?
Пришлось делать самому за себя свою работу и склеить нечто вроде иллюстрации:

Изображение

Извините, таких красивых стрелочек и черточек как у DMITRY, рисовать пока так пока и не научился :oops:
Кто-нибудь ещё выскажитесь, плииз!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 263 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 27  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB