Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 22 июл 2017 08:49:49
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 263 ]  На страницу Пред.  1 ... 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 25 фев 2015 08:51:33 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3275
Снимок 20288, который был ошибочно подписан в альбоме как "Железнодорожный мост у дер. Пергуба":
Изображение

Давно выяснилось, что это село Лижма, а не деревня Пергуба, однако первая часть подписи, возможно, была признана ошибочной преждевременно.
До последнего времени мы полагали, что через с. Лижма никогда не проходила железная дорога, поэтому там не могла быть ж.д. моста.
Упоминание в серии снимков Британского экспедиционного корпуса 1919 г. о "лижемской линии" заставляет вернуться к вопросу.
Дмитрий согласен, что ветка на Лужму вполне могла быть: http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 5&start=60

Деревянная конструкция на переднем плане снимка была принята нами за какое-то сооружение лесопильного завода. Однако, теоретически, могло быть и ж.д. мостом узкоколейки.

Нашёл такое сообщение: http://sbchf.narod.ru/gb/
Цитата:
126. (08.11.2010 02:38)
по станции Лижма узкоколейка шла от самой станции к о.Кедрозеро. на рельсе помню видел дату выпуска 1915 г.

Однако это совсем в другую сторону от села Лижма.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 11 июн 2015 17:48:10 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3275
Совершенно неожиданный поворот в истории с одной из самых больших головоломок Мурманского альбома!
Всё это время мы считали нынешнюю станцию Нигозеро той самой "временной станцией Кивач", о которой впервые написал Кутьков, хотя он совсем запутался в её местонахождении:
Цитата:
наши герои ехали-то не из Петрозаводска, а от временной станции Кивач. Была тогда такая, находившаяся в 5 км от нынешней ст. Кондопога. Имелся там большой песчаный карьер, откуда брали балласт для железнодорожных насыпей, и лагерь, рассчитанный на 740 душ военнопленных ...

http://www.tvr-panorama.ru/content/po-s ... -bogatyrya

Цитата:
Продолжаем очередной рассказ-путешествие от нынешней станции Кондопога, которая до середины 1960-х носила имя ст. Кивач. Причем, как помните, это была не временная станция на 50-й версте, а постоянная – недалеко от села Кондопоги и совсем рядом с начавшимся строительством ЗАК (Завода азотной кислоты).

http://ptzgovorit.ru/content/%C2%ABzhel ... -kondopogu

Дмитрий нашёл упоминание о документе, из которого следует, что нынешнее Нигозеро как раз предполагалась постоянной станцией Кивач, а временной считалась нынешняя станция Кондопога. На профиле 1916 есть только одна станция Кивач - на месте нынешней ст. Нигозеро, однако теперь ясно, что это было отражение не реальности, а лишь проекта, так никогда и не осуществлённого. Прекрасная иллюстрация поговорки "нет ничего более постоянного, чем временное")) В итоге станция Кивач так навсегда и осталась у карьера 50-я верста (не считая передвижки на 200 м. западнее).

DMITRY писал(а):
«Временная станция КИВАЧ»

Ранее были сомнения относительно существования «временной станции Кивач» т.к. на жд профиле 1916 г. указана только "Ст. Кивач" на месте соврем. ст. Нигозеро, а на 50-версте (соврем. г. Кондопога) указан только карьер.
http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=17328#p17328

Но в «Обзоре документов по истории Олонецкой и Мурманской железных дорог» http://rkna.ru/index.php/component/content/article/466-nsa/spravochniki/dopolnitelnye/obzory-dokumentov/1035-obzor-dokumentov-po-istorii-olonetskoj-i-murmanskoj-zheleznykh-dorog приводится документ:

80. Отношение начальника эксплуатации Мурманской железной дороги помощнику начальника работ инженеру В.К. Дмитриеву о разрешении содержания заводу азотной кислоты кладовой на временной станции Кивач при условии, если после переноса станции с 50 версты, будет получено согласие завода на содержание телеграфного поста, разъездного пути и маневрового паровоза. 17 января 1917 г.
ф.Р-1576, оп.1, д.14/85, л.3.


«Временная станция Кивач» действительно существовала, в 1916 г. находилась на 50-й версте у карьера и только позднее она была перенесена согласно профиля на место совр. ст. Нигозеро. Все эти снимки Прокудин-Горский сделал на 50-й версте т.е на «временной станции Кивач».
Исходя из текста заголовка на 17 января 1917 г. станции Кивач, указанной на профиле на месте совр. ст. Нигозеро, еще не существовало.

В название снимков следует внести «временная станция Кивач» с указанием в прим. ее местонахождения на момент съемки:
"В 1916 году существовала «временная станция Кивач», которая находилась на 50-версте от Петрозаводска у карьера «50-я верста» (соврем. ст. Кондопога)."



http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 8&start=30

Наличие временной станции у карьера 50-я верста объясняет, откуда там взялось депо, хотя я бы всё же не стал 100% исключать возможно его съёмки на станции Лижма. Но это лишь теоретическое допущение.

И да, как-то стрёмно в названиях снимков писать "временная станция Кивач", зная, что она оказалась постоянной))
Чтобы не морочить голову людям, лучше про "предполагаемо-временный" статус станции указать в комментарии к снимку. Тем более, что в 1916 году никакой "временной станции Кивач" официально не существовало, так железнодорожники между собой обозначали разъезд у карьера 50-я верста.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 июн 2015 07:13:50 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3275
Столько лет не было почти никакой информации по ранней истории станции Кивач, а тут вдруг посыпалось!))

"Очерк работы Мурманской железной дороги в 1923-1924 г." Ленинград, 1925.
При отсчёте от Ленинграда 50-я верста превратилась в 316-ю. Впервые видим фотографию этого карьера (не считая прокудинской):

Изображение

В целом, конечно, похож, но из-за другой точки съёмки явных зацепок нет.

Сама книга: http://нэб.рф/catalog/000219_000026_RU___%D0%93%D0%9F%D0%9D%D0%A2%D0%91%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8___IBIS___0000644515|B31CF1F6-51B7-45DA-AAFC-A8F9B87A1DA2/viewer/

Кстати, там много другой интересной информации, если покопаться. Например, планы некоторых станций.
На стр. 122 есть перечень всех депо. На участке Петрозаводск-Масельская никаких депо не имеется, кроме самих этих двух пунктов.
По всей видимости, на временной станции Кивач ПГ снял не депо, а просто паровозный сарай.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 июн 2015 08:43:54 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3275
Точно, как прорвало! Дальше ещё чудесатее))

Труды Олонецкой научной экспедиции. К фауне Odonata озера Сандала и его окрестностей. 1922: http://нэб.рф/catalog/000934_000046_RuPRLIB12012741/viewer/

Изображение

Как следует из этого издания, на станции Карьер экспедиция работала в июне 1920 года, т.е. это было официальное название на тот момент.

Что получается:
1916 г. - "Карьер 50-я верста"
1917 г. - "временная станция Кивач"
1920 г. - станция Карьер
1924 г. - станция Кивач


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 июн 2015 10:34:37 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3275
В продолжение темы.

Труды Олонецкой научной экспедиции.Предварительный отчет о работах.1920 года. Петроград, 1921: http://нэб.рф/catalog/000934_000046_RuPRLIB22001893/viewer/
Изображение

Как видим, тогда не было никакой определённости: то разъезд 50-й версты "Карьер", то вдруг "станция Карьер".
Интересно указание на положение разъезда в полуверсте от Нигозера.

Даже по схеме 1916 г. трудно представить, в каком месте ж.д. удалялась от берега Нигозера на полверсты:
Изображение

И где же всё-таки снимали в 1916 году это здание станции: на разъезде "Карьер 50-я верста" или на станции Кивач (ныне Нигозеро)?
Изображение

Если второй вариант, то станция Кивач в 1916 году уже реально существовала на месте нынешней ст. Нигозеро.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 июн 2015 15:02:36 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3275
В связи с новыми находками пришлось всё-таки отказаться от использования в названиях снимков "временная станция Кивач". Официально такого понятия никогда не существовало и ничего кроме путаницы для зрителей это не принесёт. Достаточно привязки к с. Кондопога или карьеру на 50-й версте Мурманской ж.д. Официально в 1916 г. там даже и разъезда не было, не то что "станции".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 июн 2015 15:38:26 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3275
Ещё один источник.
"К открытию сквозного движения от Петрозаводска до Северного Ледовитого океана". Петроград, 1916.
Как следует из предисловия, информация в очерке даётся по состоянию на 15 ноября 1916 г., то есть, уже после съёмок Прокудина-Горского.
И что мы видим:

Изображение

Ни о какой "временной станции Кивач" на 50-й версте нет и речи.
Также информация (не помню, была ли раньше) про полторавёрстную ветку к пристаням с 47-й версты.

На стр. 26 есть интересное примечание: ""Повенецкая" - будущее название станции "Медвежья Гора"".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 июн 2015 16:00:02 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3275
Сначала не сообразил, что 316-я верста в самом первом сегодняшнем сообщении - это отсчёт от Сороки.

Разработка выемки на 320-й (46-й) версте:
Изображение

Речь идёт о повторной разработки, для прокладки второго пути. Т.е. снимки не 1916 г., а начала 1920-х.

Очевидно, показа доборка этой самой выемки:
Изображение

А это уже разработанная выемка на 315-й (51-й) версте:
Изображение

Т.е., это уже восточный берег Нигозера.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 июн 2015 07:03:46 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3275
Нашёл кое-какую инфу по кондопожской узкоколейке, открытой вроде бы в 1924 г.

Цитата:
На строительстве Кондопожского завода азотной кислоты в 1919 г. использовалась УЖД с 1463 рельсами.

В 1924·25 гг. эта же УЖД использовалась на строительстве Кондопожской ГЭС, а в 1932 г. - на строительстве Кондопожского бумажного комбината.

Согласно Бюллетеню правления Мурманской железной дороги (1925, 8 июля, №121), УЖД имела пересечение с магистральной дорогой широкой колеи. На основании соглашения Кондостроя и Мурманской железной дороги от 10 июня 1925 года для проезда рабочих поездов УЖД был устроен переезд шириной 2 сажени на 316 версте Мурманской ж.д. на расстоянии 5 саженей к северу от северной входной стрелки станции Кивач. Был оборудован шлагбаум с красным круглым диском посередине, им заведовал сторож.

http://narrow.parovoz.com/emb/?ID=1528

316 верста - это, как мы помним, 50-я верста от Петрозаводска, место карьера. Непонятно выражение "северная входная стрелка станции", по идее, должна быть "восточная"?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 июн 2015 08:26:38 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3275
Интересный материал о Сороке начала 20 века: http://pomorskibereg.ru/nachalo-xx-v/

И пара старых снимков села из другого источника:
Изображение

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 263 ]  На страницу Пред.  1 ... 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB