Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 14 окт 2019 15:53:22
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 270 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 27  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 20 апр 2011 15:53:42 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Vyacheslav писал(а):
Глубокоуважаемый DMITRY (участник форума Храмов России) высказался, что на двух предыдущих снимках разные бараки.
Зная его феноменальные наблюдательные способности, мне сразу стало грустно. Неужели ошибся?
Пришлось делать самому за себя свою работу и склеить нечто вроде иллюстрации:

Изображение

Извините, таких красивых стрелочек и черточек как у DMITRY, рисовать пока так пока и не научился :oops:
Кто-нибудь ещё выскажитесь, плииз!


Поскольку DMITRY практически одновременно с публикацией предыдущего сообщения прислал мне примерно такое же фотосопоставление, я пришел к выводу, что он всё таки согласен с идентификацией.
Но всё же хотелось бы услышать хотя бы ещё одно экспертное мнение.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 апр 2011 16:47:01 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 15 апр 2011 17:07:19
Сообщения: 336
У меня возражений нет. Это один и тот же барак.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 апр 2011 14:35:57 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Снимок LC-DIG-prok-02009

Изображение

Авторская подпись сначала "Кедры" (зачеркнуто), затем "Сосны?" (зачеркнуты).
Возможно, на снимке - Сундозеро в Карелии, по пути от водопада Кивач к Гирвасу и Пор-Порогу.
Из-за того, что снимок черно-белый, сначала трудно понять, что ровная полоса через весь снимок на заднем плане - озерная гладь.
Вероятно, эта гладь является юго-восточной губой Сундозера, снятой из деревни Шушки.
Кажется, более похожих местностей по маршруту следования Прокудина-Горского в Карелии просто не найти.

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 май 2011 13:26:02 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Возвращаемся к "суперзагадочному" снимку LC-DIG-prokc-20316 "Ст. Сегеж. Об. вид":

Изображение

То, что это не станция, было понятно сразу, так как путь одноколейный и нет характерных станционных построек. Поскольку представленные на снимки строения давно сгинули, определение места съемки оказалось непростой задачей. Вся надежда была на характерный изгиб пути в виде оборотного "S", посредине которого должен был быть мостик через небольшую реку. В качестве опорной точки для определения географической зоны поиска была взята ближайшая идентифицированная станция - Масельгская. Немного севернее от неё находится разъезд Быстряги, в 3 км. ещё на север от которого карта показывает нужный изгиб пути между двумя озерами. Тщательный анализ топографической штабной карты выявил почти идеальное совпадение всех деталей рельефа местности со снимком и у меня практически не было сомнений (подробности см. выше в моём посте).
Однако в дальнейшем возникла другая, как мне теперь представляется, более перспективная версия.
Ещё в ноябре 2010 DMITRI выдвинул версию, что место съемки было гораздо севернее - на север от поселка Май-губа, где также нашелся похожий изгиб путей: http://temples.ru/forum/viewtopic.php?f ... &start=570
В пользу этой версии говорит номер на негативе (хотя последовательность номеров для Мурманского альбома не вполне надежна и порой непредсказуема), а также состояние погоды: снимка Масельгской сделаны в серой пелене, а здесь - ясное небо.
Большой заслугой DMITRI является то, что он сумел привязать к LC-DIG-prokc-20316 другой снимок, LC-DIG-prokc-20315 "Тип барака для военнопленных":

Изображение

Сразу стало понятно, что мы имеем дела с очередной маскировкой реального места съемки лагеря военнопленных.
По-моему мнению, из одной точки со снимком LC-DIG-prokc-20316, но только прямо в противоположном напралении сделан третий снимок того же места, а именно LC-DIG-prokc-20314 "Карьер Киросский":
Изображение

Название, разумеется, фальшивое.
Этот карьер-выемка дает нам кое-что. DMITRI смотрел современную карту, где местность очень сильно изменилась, но если обратиться к более ранним картам, то мы увидим удивительную вещь: сразу друг за другом севернее Май-губы идут два изгиба ж.д. пути одинаковой формы, подходящей для снимка LC-DIG-prokc-20316.

Изображение

На карте 1949 г. видно, что второй изгиб спрямляется новой линией пути:
Изображение

На более поздней штабной карте старый путь ещё обозначен:
Изображение

Что интересно, как раз перед вторым изгибом пути есть глубокая выемка (урочище УЗКАЯ САЛМА) - вполне вероятно, та самая, что на снимке LC-DIG-prokc-20314 "Карьер Киросский".
Очевидно, что административно лагерь военнопленных был приписан к Надвоицам, ближайшему крупному поселению. По этой причине, по всей видимости, ПГ зашифровал и Надвоицкие водопады псевдонимом "Сар".
К сожалению, мне так и не удалось найти подробной карты данной местности до затопления, даже на карте 1949 г. уровень воды уже не позволяет понять, как именно текла речка с мостиком.
Кстати, я только недавно понял, что на снимке LC-DIG-prokc-20316 видны не один, а два ж.д. моста.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 май 2011 05:45:00 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
В продолжение предыдущего поста.
Вот он, второй мост:

Изображение

Раньше я не мог понять, что означают эти перила среди сосен.
В принципе, оба варианта с изгибом пути подходят для того, чтобы второй мост оказался в кадре:

Изображение

Но пока это лишь рабочая гипотеза, уверенности у меня нет.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 11 май 2011 13:51:25 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
ОНДА И ВЫГ

LC-DIG-prokc-20323 "Этюд при слиянии Онды с Выгозером"

Изображение

LC-DIG-prokc-20321 "Порог Маткожня на р. Онде"

Изображение

LC-DIG-prokc-20322 "Выгозеро перед водопадом"

Изображение

Ещё осень 2009 г. стало понятно, что на всех трёх снимках - река Нижний Выг.

Тогда же осенью 2009 г. я предложил практически идеально стыкующуюся панораму:

Изображение

Теперь обращаем внимание, что рисунок облаков на горизонте у "панорамных" снимков и у третьего (LC-DIG-prokc-20322) практически одинаковый, и мы понимаем, как это всё снималось.

Изображение

Да, на снимке 0322 кажется, что правая река (Выг), впадает в левую (Онду), а на самом деле (или формально?) всё наоборот!
Кстати, по карте хорошо видно, что Онда в этом месте вдвое шире Выга.
Но это ещё не всё!
Ещё мы наконец понимаем, где был сделан известный снимок LC-DIG-prokc-20313 "Группа (Я с двумя. Мурман.)":
Изображение

Вроде бы, кажется, зацепок никаких нет, но информации достаточно. Обочина ж.д., река бежит где-то внизу под горой, в перспективе должен быть крупный ж.д. мост. Грунт - практически гравий.
Снималось с высоты 68,3:
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 май 2011 17:24:39 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 15 апр 2011 17:07:19
Сообщения: 336
Vyacheslav писал(а):
Но это ещё не всё!
Ещё мы наконец понимаем, где был сделан известный снимок LC-DIG-prokc-20313 "Группа (Я с двумя. Мурман.)":
Изображение

Вроде бы, кажется, зацепок никаких нет, но информации достаточно. Обочина ж.д., река бежит где-то внизу под горой, в перспективе должен быть крупный ж.д. мост. Грунт - практически гравий.
Снималось с высоты 68,3:
Изображение

Вячеслав! А вдруг это не обочина ж/д, а какой-нибудь карьер, или берег?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 май 2011 18:18:29 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
v_v_d писал(а):
Вячеслав! А вдруг это не обочина ж/д, а какой-нибудь карьер, или берег?


В той глухой, необжитой местности телеграфные столбы стояли, насколько я понимаю, именно вдоль железной дороги.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 май 2011 09:22:03 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
DMITRY писал(а):

Слава:
... из одной точки со снимком LC-DIG-prokc-20316, но только прямо в противоположном направлении сделан третий снимок того же места, а именно LC-DIG-prokc-20314 "Карьер Киросский".
Я и раньше и сейчас (смотрел снова по веткам сосен) считал, что этот снимок сделан в северную сторону.
В кадре нет тлг столбов- показателя главного хода жд. Столбы на Мжд находятся слева по ходу на север. Вероятно, это карьер.
На 0314 солнце высоко, в отличии от 0316.
Эти снимке, вероятно, сделаны в один день, но в разное время.
Какие есть доказательства, что снимок сделан на юг?

.....

Почему ПГ дал такое необычное название водопаду?
Это, вероятно, неправильная запись на слух (как, например, Карешка, Доплик).

Секретить остановку поезда в Надвоицах не было смысла. Поезд останавливался на всех станциях и разъездах. Он технически не мог пройти без остановки станцию.

Число пленных, работавших на стоительстве Мжд в августе 1916 г. - 36780 человек.

Как их скрыть и зачем? Лагеря пленных были по всей длине Мжд.
......
Почему бы не вернуться к авторскому названию:
"Ст. Сегеж. Общий вид." Станция может быть за спиной фотографа.
Снято на север после станции.

Полный текст сообщения: http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... &start=645

Отвечаю.
1) насчет прямо противоположного направления снимка с "карьером" - это моё предположение, основанное на анализе топографических карт, в частности, расположения выемки перед подходящим изгибом пути.
2) "В кадре нет тлг столбов- показателя главного хода жд.". В кадре действительно не видно столбов, но это не значит, что их там нет поблизости. Посмотрите снимок http://www.veinik.by/foto/0301-0400/0304l.jpg
Там столбы уходят за гору - ставить их под обрывом опасно: один оползень или упавшее дерево - и нет связи. В нашем случае столбы либо за горой, либо - с другой стороны снимка (если я ошибся с направлением съемки).
А вот вопрос уже на засыпку: что со столбами на загадочным снимке 20316:
Изображение
Они идут вдоль пути на заднем плане снимка, затем их просто нет (ближе к нам). Трудно поверить, что линия не достроена, ведь на более северном участке у моста через Онду провода уже натянуты.
3) "Эти снимке, вероятно, сделаны в один день, но в разное время." - вероятно, в один день, но, судя по теням, разница во времени не очень значительная.
4) "Почему ПГ дал такое необычное название водопаду?". А почему он дал такое необычное название станции Масельская - "Станция Черная"? Ответ пока только один - конспирация. Поэтому, на мой взгляд, совершенно неуместны какие-либо параллели с Карешкой и вообще любым другим альбомом мирного времени. Вот когда будет найдено в дореволюционном источнике название "Сар", "Царь" или что-то похожее для Воицкого падуна, тогда можно будет говорить о местных говорах.
5) "Секретить остановку поезда в Надвоицах не было смысла. Поезд останавливался на всех станциях и разъездах." А какой был смысл секретить остановку на станции Кивач (ныне Кондопога)? А остановку на станции Масельская? Есть такое выражение "везде - значит нигде". Разведке для организации побегов пленных нужны точные данные. Есть сведения, что лагеря военнопленных на момент съемки были на станции Сорока или Сегеж?
6) "Почему бы не вернуться к авторскому названию: "Ст. Сегеж. Общий вид." Станция может быть за спиной фотографа.". По-моему, уже не раз было написано, что на станциях должно быть два пути для разъезда и начинается эта двухколейка за несколько сот метров от самой станции. Даже если предположить, что станция Сегеж где-то рядом (что не соответствует картам), то название "Ст. Сегеж. Общий вид." по любому не соответствует снимку 20316. И зачем импровизированная водокачка на снимке 20316 у "мостика" (а мост ли это на самом деле?), если совсем рядом есть нормальная водокачка на станции?
А в целом - спасибо за замечания! Будем искать дальше.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 июн 2011 06:35:43 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Снимок 20281 с подписью "Село Шайдома", который был идентифицирован в проекте как "Илемсельга" (точнее было бы "Илемская Сельга").
Изображение

У меня нет серьезных оснований ставить под сомнение данную идентификацию. Но вот никак не могу понять - почему вода на озере выглядит так, как будто это быстрая порожистая река. По-моему, пороги видны очень явно. Быть может это такая сильная рябь от ветра?

В Яндексе появились первые снимки этой деревни в высоком разрешении:
Изображение
http://img-fotki.yandex.ru/get/5404/ean ... f89d0_orig

Очевидно, этот дом виден на снимке Прокудина-Горского.

Ещё в Яндексе выложены несколько снимков "часовни в Илемсельге": http://fotki.yandex.ru/users/podkidish7 ... 37/?page=1
Изображение
Поскольку все четыре снимка выложил один человек, думаю, что он просто напутал с место съемки.

Что делал Прокудин-Горский в Илемсельге? Вряд ли он поехал от неё по проселку до села Лижма - ближайший путь лежит от следующей станции Кдрозеро.
Вполне вероятно, была техническая остановка поездка, в ходе которой ПГ решил "размяться" и сделать пару красивых этюдов в нескольких десятках метров от станции.
Ещё, правда, немного смущает контраст ясного неба в Илемсельге с сильной облачностью в Лижме и по дороге к ней, но погода, бывает, меняется за полчаса.

Наконец, вызывает интерес ярко красное облачение одного из двух мужчин на улице. Просто на красную рубаху не похоже.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 270 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 27  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB