Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 03 июл 2020 16:22:44
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 272 ]  На страницу Пред.  1 ... 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 ... 28  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 26 фев 2012 06:02:36 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3704
Снимок 20343:
Изображение

Точка съемки села Шуерецкого в 1916 г. на авиаснимке люфтваффе 1942 г:
Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6200/500 ... a5130_orig

Два храма на мысу хорошо "читаются" благодаря высоким теням.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 29 фев 2012 12:41:00 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3704
Ещё 16 сентября мне удалось решить главную проблем идентификации снимков у моста через Лижму - найти закругление пути, которого нет на современных картах. Оказалось, что рядом с нынешним имеется старый, заброшенный путь с изгибом:

Vyacheslav писал(а):
В продолжение предыдущего поста.
Данные последней воздушной разведки принесли интересный результат:

Изображение
upload images


Закономерно, на рисунке, найденном в архиве Николаем Кутьковым, путь имеет закругление:
Елена писал(а):
Николай Петрович прислал еще один документ из Национального архива РК.
"СХЕМАТИЧЕСКIЙ ЧЕРТЕЖЪ Мъстности у с. Лижмы между Торасмозером и Черга Губой Онежскаго озера"
(фонд Мурманской ж.д. №320 «Об отчуждении имущества», оп.3, д.42/283, л. 210)

Изображение
image hosting jpeg

Сопроводительный текст:
--------------------------------------
Ц. З. – церковная земля

а, б, в, г, д, е, ж
Дача спецiальнаго межевания: Земля подъ лъсопильнымъ заводомъ полковника Лачинова Масштабъ въ Английском дюймъ – 100 саж.
--------------------------------------
Из письма Николая Петровича:

Схема интересна тем, что обнаруживает новые вероятные точки съемки реки и показывает, насколько сильно вторглись земли лесопилки на территорию села. Т.е. не правый, а левый берег с бордовой церковью в большей степени относился к владению Лачинова. Пока что относительно второй
(заводской) церкви в Лижме нашел свидетельства о поновлении церкви Нила Столбенского и службе в ней до 1860 г., до освящения новой приходской.
Она в ту пору была уже старой, имела купол, для которой была выписана новая жесть. Св. Плотников писал, что она сгорела в 1868 г. Но вот полностью ли? И что мешало владельцам завода восстановить ее ? Пока никаких документов не обнаружил, т.к. епархиальные приходы отчитываются только за свои церковные здания. А вот все приписные часовни отстоят довольно далеко от Лижмы, в окрестных деревнях: ближайшая в 3 в. в д.
Кедрозеро.

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 5&start=45

Версия о том, что Прокудин-Горский снимал какие-то объекты в связи с вопросами их отчуждения в пользу железной дороги, воспринимается с трудом. Но в данном случае клин церковной земли вполне соответствует точке съемки 20584 и 20585:

Изображение

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 мар 2012 20:16:45 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3704
Снова размышляю на тему назначения съемок Прокудина-Горского на Мурманке. Очевидно, что для отчуждения участков земли железнодорожному начальству не нужны не то что цветные, но и вообще какие-либо фотографии местности. Нужны только чертежи, планы, кадастровые данные.
Это означает, что если Прокудин-Горский действительно снимал какие-то объекты в предполагаемых зонах отчуждения, то это было не более чем формальным предлогом. Если снимки Май-губы (?) и Лижмы реально (и заведомо) никому не были нужны, то тщательной записи снимаемых объектов не требовалось.
Отсутствие регулярной записи снимаемых объектов хоть как-то позволяет объяснить путаницу с подписями, которые давались по памяти спустя полгода после съемок. По очень плохой памяти.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 мар 2012 06:00:41 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3704
DMITRY писал(а):
Карты на Мурманской жд

Я уже давно думаю, что вся эта компания жд чиновников, с которой ехал ПГ, играла в карты всю дорогу (игра в карты- это норма для людей круга ПГ). При таком качестве полотна двигаться ночью рискованно, ехали днем и играли. И под карты был алкоголь. Поэтому ПГ и записей не вел нормально.
Этим объясняется чередование правильных и ошибочных подписей.
Гирвас ПГ снимал вечером и, очень вероятно, что была ночевка на обратном пути, которая и объясняет полную путаницу в водопадной поездке. Если ее не было, то был "отдых" после .
Следующая "путаница" возникла в районе Кяппесельги и т.д.
Воицкий водопад фотограф не смог вспомнить, в чем была проблема?
По другим альбомам похожая картина.
В Бородино без ошибок, но там короткая поездка. А в уральской поездке часть правильно, часть неправильно подписано.
Причина ошибок должна быть проста и легко объяснима.
Ранее по результатам обсуждения сделан вывод: ошибки появляются тогда, когда по каким-то причинам не велись записи и подписи в альбомах делались после, когда многое было забыто.
А какие это причины?
Предполагаю, что причиной было употребление спиртных напитков в поездках.

Надо смотреть на ПГ, как на человека, а не видеть в нем только "царского фотографа", "пионера цветной фотографии" и ученика Менделеева.

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 6&start=15

Я уже сообщал, что технология работы с подписями к снимкам у ПГ не сводилась только к походным альбомам. В некоторых случаях подписи к снимкам давались пост фактум специалистом в соответствующей области, которому ПГ посылал карточки снимков.
В каких-то случаях решающую роль играл состав экспедиционной группы, ведь ПГ никогда не ездил один.
В "мемуарах" ПГ утверждал, что снимки вклеивались в контрольный альбом вечером (ночью) после съемок, но едва ли это могло иметь место во всех случаях.приводил доказательства ранее, что альбом не мог быть составлен ранее ноября-декабря 1916 г., иначе в нём бы говорилось о Петрозаводск-Сороцкой железной дороге, которая была объединена с Мурманской ж.д. под общим названием только в конце 1916 г.
Зная особенности памяти ПГ, можно согласится с тем, что за полгода она забыл очень многое и перепутал половину названий в итоге. У некоторых путешественников такой эффект появляется уже через неделю, ещё до конца поездки, насыщенной впечатлениями от совершенно незнакомых мест.
Вопрос в другом. Действительно ли ПГ не вел НИКАКИХ записей в течение поездки, что было бы довольно глупо и противоречит всей его предшествующей практике? Или эти записи были им утрачены в силу каких-то обстоятельств? Например, подобно тому, как он утратил единственный экземпляр Списка 416.
Теоретическому варианту с фрагментарным ведением записей пока, кажется, нет подтверждений.
Все подписи выглядят именно так, как будто они давались по памяти с использованием визуальной информации, представленной на самом снимке.
Практические отсутствует эффект перепутанных (между собой) подписей, нет указаний сторон света.
Зато есть эффект "перепутанных воспоминаний": Лижма, Вороново, Сосновец, Линдозеро, Онда. Все эти названия крутились у него в памяти, только он не смог правильно соотнести их со снимками.
Немного непонятно появление среди подписей Шайдомы - посещал ли он эту деревню?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 мар 2012 20:41:06 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3704
Кутьков Николай писал(а):
Появлись новые данные о часовне. У Кивача в начале 1900-х действительно имелась часовня! Нашел очень хороший подробный план водопадов Пор-Порог, Гирвас и Кивач. Стояла примерно в 50 м от берега чуть ниже водопада, метрах в 70 от павильона, за деревьями.

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 0&start=15

Подтверждаю. Часовня в Киваче упомянута в Известиях Императорского Русского географического Общества. Том 31. 1895 г. С. 188.
Осталось только узнать, что за часовня и как она выглядела.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 мар 2012 06:13:49 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3704
Vyacheslav писал(а):
Кутьков Николай писал(а):
Появлись новые данные о часовне. У Кивача в начале 1900-х действительно имелась часовня! Нашел очень хороший подробный план водопадов Пор-Порог, Гирвас и Кивач. Стояла примерно в 50 м от берега чуть ниже водопада, метрах в 70 от павильона, за деревьями.

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 0&start=15

Подтверждаю. Часовня в Киваче упомянута в Известиях Императорского Русского географического Общества. Том 31. 1895 г. С. 188.
Осталось только узнать, что за часовня и как она выглядела.


Попробовал сделать сравнение противоположного берега на снимке с часовней и на снимке Кивача с мостом (20257):
Изображение
image hosting gif

К сожалению, на втором снимке дальний берег просматривается крайне слабо. Единственное, что можно заметить небольшой кусок безлесого берега, что может означать соответствие обоих фрагментов.

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 мар 2012 17:58:11 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3704
Всё-таки 100% уверенности, что часовня была снята именно у водопада Кивач нет. Место в целом похоже, но нет никаких зацепок.
Состояние небо существенно иное, кажется, чем на других снимках Кивача.
Потом возникает ещё такой вопрос: откуда там старинная часовня? Вроде бы никогда не был там деревни. Не была ли часовня у Кивача "новоделом" для туристов, поставленным по случаю визита Александра II? Если это был старинный памятник, почему до сих пор не найдено о нём упоминания ни в одном источнике? Ведь часовня была цела ещё в годы войны.
Конечно, пока по умолчанию сохраняется авторское название со статусом "требуется идентификация".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 14 апр 2012 16:28:51 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 окт 2011 07:11:58
Сообщения: 28
Добрый вечер, уважаемые форумчане.
Привет Вам из Кондопоги. Карелия наконец-то оттаяла после долгой зимы.
Прогулялась я в одно интересное место около города.
Посмотрите, оцените, совпадает ли место съемки моей фотографии и у П-Г?


Вложения:
Копия SA400008.JPG
Копия SA400008.JPG [ 223.57 КБ | Просмотров: 6471 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 14 апр 2012 16:37:20 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 окт 2011 07:11:58
Сообщения: 28
фото П-Г здесь http://prokudin-gorsky.org/img/256.jpg


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 14 апр 2012 18:43:47 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3704
Коралина писал(а):
фото П-Г здесь http://prokudin-gorsky.org/img/256.jpg


Здравствуйте, Коралина!

Огромное Вам спасибо за фотосравнение! По-моему, вполне совпадает, можно было бы включить его в общую базу фотосравнений.
А почему один путь на магистрали? Сколько километров до станции Кондопога? Как место с выемкой сейчас называется?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 272 ]  На страницу Пред.  1 ... 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 ... 28  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB