Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского» http://forum.prokudin-gorsky.org/ |
|
Альбом "Мурманская железная дорога" http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=10 |
Страница 11 из 28 |
Автор: | Vyacheslav [ 26 фев 2012 06:02:36 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Альбом "Мурманская железная дорога" |
Снимок 20343: ![]() Точка съемки села Шуерецкого в 1916 г. на авиаснимке люфтваффе 1942 г: ![]() Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6200/500 ... a5130_orig Два храма на мысу хорошо "читаются" благодаря высоким теням. |
Автор: | Vyacheslav [ 29 фев 2012 12:41:00 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Альбом "Мурманская железная дорога" |
Ещё 16 сентября мне удалось решить главную проблем идентификации снимков у моста через Лижму - найти закругление пути, которого нет на современных картах. Оказалось, что рядом с нынешним имеется старый, заброшенный путь с изгибом: Vyacheslav писал(а): В продолжение предыдущего поста. Данные последней воздушной разведки принесли интересный результат: ![]() upload images Закономерно, на рисунке, найденном в архиве Николаем Кутьковым, путь имеет закругление: Елена писал(а): Николай Петрович прислал еще один документ из Национального архива РК. "СХЕМАТИЧЕСКIЙ ЧЕРТЕЖЪ Мъстности у с. Лижмы между Торасмозером и Черга Губой Онежскаго озера" (фонд Мурманской ж.д. №320 «Об отчуждении имущества», оп.3, д.42/283, л. 210) ![]() image hosting jpeg Сопроводительный текст: -------------------------------------- Ц. З. – церковная земля а, б, в, г, д, е, ж Дача спецiальнаго межевания: Земля подъ лъсопильнымъ заводомъ полковника Лачинова Масштабъ въ Английском дюймъ – 100 саж. -------------------------------------- Из письма Николая Петровича: Схема интересна тем, что обнаруживает новые вероятные точки съемки реки и показывает, насколько сильно вторглись земли лесопилки на территорию села. Т.е. не правый, а левый берег с бордовой церковью в большей степени относился к владению Лачинова. Пока что относительно второй (заводской) церкви в Лижме нашел свидетельства о поновлении церкви Нила Столбенского и службе в ней до 1860 г., до освящения новой приходской. Она в ту пору была уже старой, имела купол, для которой была выписана новая жесть. Св. Плотников писал, что она сгорела в 1868 г. Но вот полностью ли? И что мешало владельцам завода восстановить ее ? Пока никаких документов не обнаружил, т.к. епархиальные приходы отчитываются только за свои церковные здания. А вот все приписные часовни отстоят довольно далеко от Лижмы, в окрестных деревнях: ближайшая в 3 в. в д. Кедрозеро. http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 5&start=45 Версия о том, что Прокудин-Горский снимал какие-то объекты в связи с вопросами их отчуждения в пользу железной дороги, воспринимается с трудом. Но в данном случае клин церковной земли вполне соответствует точке съемки 20584 и 20585: ![]() ![]() |
Автор: | Vyacheslav [ 03 мар 2012 20:16:45 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Альбом "Мурманская железная дорога" |
Снова размышляю на тему назначения съемок Прокудина-Горского на Мурманке. Очевидно, что для отчуждения участков земли железнодорожному начальству не нужны не то что цветные, но и вообще какие-либо фотографии местности. Нужны только чертежи, планы, кадастровые данные. Это означает, что если Прокудин-Горский действительно снимал какие-то объекты в предполагаемых зонах отчуждения, то это было не более чем формальным предлогом. Если снимки Май-губы (?) и Лижмы реально (и заведомо) никому не были нужны, то тщательной записи снимаемых объектов не требовалось. Отсутствие регулярной записи снимаемых объектов хоть как-то позволяет объяснить путаницу с подписями, которые давались по памяти спустя полгода после съемок. По очень плохой памяти. |
Автор: | Vyacheslav [ 05 мар 2012 06:00:41 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Альбом "Мурманская железная дорога" |
DMITRY писал(а): Карты на Мурманской жд Я уже давно думаю, что вся эта компания жд чиновников, с которой ехал ПГ, играла в карты всю дорогу (игра в карты- это норма для людей круга ПГ). При таком качестве полотна двигаться ночью рискованно, ехали днем и играли. И под карты был алкоголь. Поэтому ПГ и записей не вел нормально. Этим объясняется чередование правильных и ошибочных подписей. Гирвас ПГ снимал вечером и, очень вероятно, что была ночевка на обратном пути, которая и объясняет полную путаницу в водопадной поездке. Если ее не было, то был "отдых" после . Следующая "путаница" возникла в районе Кяппесельги и т.д. Воицкий водопад фотограф не смог вспомнить, в чем была проблема? По другим альбомам похожая картина. В Бородино без ошибок, но там короткая поездка. А в уральской поездке часть правильно, часть неправильно подписано. Причина ошибок должна быть проста и легко объяснима. Ранее по результатам обсуждения сделан вывод: ошибки появляются тогда, когда по каким-то причинам не велись записи и подписи в альбомах делались после, когда многое было забыто. А какие это причины? Предполагаю, что причиной было употребление спиртных напитков в поездках. Надо смотреть на ПГ, как на человека, а не видеть в нем только "царского фотографа", "пионера цветной фотографии" и ученика Менделеева. http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 6&start=15 Я уже сообщал, что технология работы с подписями к снимкам у ПГ не сводилась только к походным альбомам. В некоторых случаях подписи к снимкам давались пост фактум специалистом в соответствующей области, которому ПГ посылал карточки снимков. В каких-то случаях решающую роль играл состав экспедиционной группы, ведь ПГ никогда не ездил один. В "мемуарах" ПГ утверждал, что снимки вклеивались в контрольный альбом вечером (ночью) после съемок, но едва ли это могло иметь место во всех случаях.приводил доказательства ранее, что альбом не мог быть составлен ранее ноября-декабря 1916 г., иначе в нём бы говорилось о Петрозаводск-Сороцкой железной дороге, которая была объединена с Мурманской ж.д. под общим названием только в конце 1916 г. Зная особенности памяти ПГ, можно согласится с тем, что за полгода она забыл очень многое и перепутал половину названий в итоге. У некоторых путешественников такой эффект появляется уже через неделю, ещё до конца поездки, насыщенной впечатлениями от совершенно незнакомых мест. Вопрос в другом. Действительно ли ПГ не вел НИКАКИХ записей в течение поездки, что было бы довольно глупо и противоречит всей его предшествующей практике? Или эти записи были им утрачены в силу каких-то обстоятельств? Например, подобно тому, как он утратил единственный экземпляр Списка 416. Теоретическому варианту с фрагментарным ведением записей пока, кажется, нет подтверждений. Все подписи выглядят именно так, как будто они давались по памяти с использованием визуальной информации, представленной на самом снимке. Практические отсутствует эффект перепутанных (между собой) подписей, нет указаний сторон света. Зато есть эффект "перепутанных воспоминаний": Лижма, Вороново, Сосновец, Линдозеро, Онда. Все эти названия крутились у него в памяти, только он не смог правильно соотнести их со снимками. Немного непонятно появление среди подписей Шайдомы - посещал ли он эту деревню? |
Автор: | Vyacheslav [ 05 мар 2012 20:41:06 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Альбом "Мурманская железная дорога" |
Кутьков Николай писал(а): Появлись новые данные о часовне. У Кивача в начале 1900-х действительно имелась часовня! Нашел очень хороший подробный план водопадов Пор-Порог, Гирвас и Кивач. Стояла примерно в 50 м от берега чуть ниже водопада, метрах в 70 от павильона, за деревьями. http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 0&start=15 Подтверждаю. Часовня в Киваче упомянута в Известиях Императорского Русского географического Общества. Том 31. 1895 г. С. 188. Осталось только узнать, что за часовня и как она выглядела. |
Автор: | Vyacheslav [ 06 мар 2012 06:13:49 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Альбом "Мурманская железная дорога" |
Vyacheslav писал(а): Кутьков Николай писал(а): Появлись новые данные о часовне. У Кивача в начале 1900-х действительно имелась часовня! Нашел очень хороший подробный план водопадов Пор-Порог, Гирвас и Кивач. Стояла примерно в 50 м от берега чуть ниже водопада, метрах в 70 от павильона, за деревьями. http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 0&start=15 Подтверждаю. Часовня в Киваче упомянута в Известиях Императорского Русского географического Общества. Том 31. 1895 г. С. 188. Осталось только узнать, что за часовня и как она выглядела. Попробовал сделать сравнение противоположного берега на снимке с часовней и на снимке Кивача с мостом (20257): ![]() image hosting gif К сожалению, на втором снимке дальний берег просматривается крайне слабо. Единственное, что можно заметить небольшой кусок безлесого берега, что может означать соответствие обоих фрагментов. ![]() |
Автор: | Vyacheslav [ 06 мар 2012 17:58:11 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Альбом "Мурманская железная дорога" |
Всё-таки 100% уверенности, что часовня была снята именно у водопада Кивач нет. Место в целом похоже, но нет никаких зацепок. Состояние небо существенно иное, кажется, чем на других снимках Кивача. Потом возникает ещё такой вопрос: откуда там старинная часовня? Вроде бы никогда не был там деревни. Не была ли часовня у Кивача "новоделом" для туристов, поставленным по случаю визита Александра II? Если это был старинный памятник, почему до сих пор не найдено о нём упоминания ни в одном источнике? Ведь часовня была цела ещё в годы войны. Конечно, пока по умолчанию сохраняется авторское название со статусом "требуется идентификация". |
Автор: | Коралина [ 14 апр 2012 16:28:51 ] | ||
Заголовок сообщения: | Re: Альбом "Мурманская железная дорога" | ||
Добрый вечер, уважаемые форумчане. Привет Вам из Кондопоги. Карелия наконец-то оттаяла после долгой зимы. Прогулялась я в одно интересное место около города. Посмотрите, оцените, совпадает ли место съемки моей фотографии и у П-Г?
|
Автор: | Коралина [ 14 апр 2012 16:37:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Альбом "Мурманская железная дорога" |
фото П-Г здесь http://prokudin-gorsky.org/img/256.jpg |
Автор: | Vyacheslav [ 14 апр 2012 18:43:47 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Альбом "Мурманская железная дорога" |
Коралина писал(а): фото П-Г здесь http://prokudin-gorsky.org/img/256.jpg Здравствуйте, Коралина! Огромное Вам спасибо за фотосравнение! По-моему, вполне совпадает, можно было бы включить его в общую базу фотосравнений. А почему один путь на магистрали? Сколько километров до станции Кондопога? Как место с выемкой сейчас называется? |
Страница 11 из 28 | Часовой пояс: UTC |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |