Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 19 окт 2019 02:34:27
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 270 ]  На страницу Пред.  1 ... 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 ... 27  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 29 июл 2012 14:00:59 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Vyacheslav писал(а):

Вид с. Лижма от лесопильного завода в 1916 и 2012 гг.:
Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6400/500 ... aaa8e_orig

Я снимал с горы из опилок столетней давности, которая надолго стала частью местного ландшафта.
Моя точка съемки была ближе к устью реки Лижмы, так как настоящая гора за горой опилок полностью заросла и отойти дальше у меня не было физической возможности.
Из-за разницы в ракурсе у меня видна Никольская церковь (точнее, её остов), которая у ПГ осталась за левым краем снимка.


Попытка снять с той дистанции, как у ПГ, привела к понижению точки съемки и всё скрылось за деревьями:
Изображение

Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6403/500 ... 217f9_orig


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 29 июл 2012 16:48:46 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Vyacheslav писал(а):
Снимок 2034 г. Вид села Лижма в 1916 и 2012 гг.:
Изображение

Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6600/500 ... de022_orig

Сравнение условное. Я снимал самой высокой точки горы из опилок, откуда село более-менее видно из-за деревьями.
Судя по положению Никольской церкви на обоих снимках, Прокудин-Горский снимал гораздо левее по берегу реки. Пройти туда по берегу было практически невозможно и даже если бы я туда попал, всё равно село было бы закрыто целиком деревьями.


Здесь я сместился влево, хотя и не так далеко, как ПГ. В результате село сразу стало уходить за деревья:
Изображение

Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6402/500 ... 44d1f_orig

Остов Никольской церкви едва виден справа между деревьями.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 29 июл 2012 19:25:03 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Церковь в Лижме, 20386 и 20287:

Изображение

Я всё-таки упустил возможность сделать сравнения по этим двум снимкам неизвестной церкви.
Снималось с горки над селом, на левом-таки берегу Лижмы:

Изображение
upload pictures

Теперь вся надежда на Алину, которая планировала выбраться туда в августе.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 июл 2012 04:06:28 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Снимок 02608 [Порог на реке Суне]:

Изображение

До сих пор этот снимок так и не удавалось привязать, хотя интуитивно было понятно, что это Пор-Порог.
К сожалению, при экстренной отправке в Карелию я не успел сделать распечатку этой фотографии.
Поэтому на Пор-Пороге снимал просто наугад.
В одном месте, где я делал сравнение по 20261 (http://lcweb2.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20261r.jpg), в другую сторону показался знакомый вид:
Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6600/500 ... 9d9b9_orig

На другом кадре гора слева ещё более похожа:
Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6602/500 ... 6688d_orig


Я высветлил фрагмент контрольки, чтобы разглядеть вертикальную расщелину в скале.
Кажется, она довольно четко просматривается:
Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6404/500 ... b3b07_orig

Думаю, что на карте точка съемки выглядит примерно так:
Изображение
free picture hosting

Карта эта самая примерная, но на ней хорошо видно, почему течение идёт как бы в обратную сторону.
Единственная проблема - тени на этих парных снимках Прокудина-Горского падают не так, как следовало бы ожидать при одновременной съемке.

Что касается теней, то следует вспомнить, что ПГ сделал в том же месте ещё один снимок - разлив реки Суны с горы (20265):
Изображение

Буквально в 30-40 метрах от точки съемки ПГ я обнаружил каменный фундамент какого-то строения. Внутри него уже выросли высокие сосны. Сопровождавший меня парень из местных сказал, что соснам не менее 40 лет и на остатки военного сооружения не похоже.
Вероятно, ещё до войны на горе был какой-то домик, возможно, гостевой. ПГ мог там задержаться на несколько часов или даже переночевать. Поэтому снимки 20261 и 02608 могли быть, в принципе, сделаны в разное время.

Думаю, что в любом случае 02608 можно считать идентифицированным как Пор-Порог с высокой степенью вероятности.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 июл 2012 06:58:59 
Не в сети

Зарегистрирован: 02 июл 2012 13:48:45
Сообщения: 227
Awesome work Vyacheslav, can't wait for more! :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 авг 2012 18:36:52 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Нашел военную карту района Май-Губы: http://digi.narc.fi/digi/view.ka?kuid=3085484&fullpic=1

Изображение
Крупнее: http://img-fotki.yandex.ru/get/6401/500 ... 9282b_orig


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 авг 2012 05:44:48 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
DMITRY писал(а):
Общий вид станции Петрозаводск Олонецкой железной дороги.

Изображение
[0244]

.....

Изображение

Городская Дума на экстренном заседании вынесла решение о возбуждении ходатайства перед Министерством путей сообщения о выделении средств из казны на строительство вокзала и мостов [через р.р. Лососинка и Неглинка]. Ходатайство было удовлетворено, и акционерное общество к началу 1916 г. полностью выполнило все работы по сооружению и обустройству пути.

Изображение

... циркуляром №30 от 19 августа 1916 года между Правлением общества Олонецкой железной дороги и Управлением строительства и временной эксплуатации железнодорожного участка Петрозаводск – Сорокская, было заключено соглашение об общем пользовании станцией Петрозаводск, принадлежавшей Олонецкой железной дороге. Границей между дорогами устанавливался северный семафор станции Петрозаводск.

Не было двух станций "Петрозаводск" (Олон. и Мурм. жд). Был разъезд Голиковка 0244 и ст.Петрозаводск 0242.
Изображение
[0242]

источники:
Известия Общества Изучения Олон. губ., 1915 г., т.5, № 1-3
http://elibrary.karelia.ru/advanced.shtml
http://www.parovoz.com/regio/?ID=224

Источник: http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=34&t=4366

Это, безусловно, полезная информация. Название "разъезд Голиковка" официально употреблялось в 1915 и, быть может, в 1916 г.
Однако пока не факт, что Голиковку в 1916 г. не называли "в рабочем порядке" "станцией Петрозаводск Олонецкой ж.д."
Конечно, ПГ мог выдумать вторую станцию Петрозаводск чисто из головы, но мог просто отразить общеупотребительное среди строителей (пусть и не официальное) название. Тем более, что Голиковка вплоть до 1955 г. фактически выполняла роль пассажирской станции Петрозаводск - там был вокзал с кассами и залом ожидания.
Что касается снимка 20239 с мостом через р. Лососинку, то название "Подъезд к ж.д. мосту через реку Лососинку около ст. Петрозаводск Мурманской ж. д." формально является правильным, хотя от моста было ближе до разъезда Голиковка, чем до станции Петрозаводск.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 14 авг 2012 12:08:58 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Снимок 20275, который мы идентифицировали как "карьер у станции Кивач":
Изображение

Мне давно не давала покоя идея привязать его наконец к местности современной Кондопоги.
Алина говорила, что на территории современного города нет песчаных карьеров.
Думаю, это не проблема - песок весь выбрали до скал, потом склон зарос. Главное - рельеф местности.
Сегодня случайно увидел плохенький авиаснимок:
Изображение
img upload

Там виден некий откос за Ледовым дворцом. Если вдоль него проложить прямую, то она вскоре упрется прямо в пристань Токарского, т.е. ж.д. ветка до пристани могла проходить именно по этому маршруту.

Но есть и другая точка с откосом, которая даёт перспективу с весьма похожим рельефом местности:
Изображение
photo upload

Изображение
free image hosting

Второй вариант, правда, не имеет такого логичного и очевидного объяснения маршрутизации ж.д. линии.
В данном случае мы видим под горкой, почти на 100%, не Мурманскую магистраль, а карьерную ветку.

Совпадающий рельеф местности при взгляде с Октябрьского шоссе:
Изображение
image hosting

На снимке 20276 мы видим двойную стрелку, одна из которых определенно ведёт к карьерной ветке:
Изображение
photo hosting

Ветка от основного пути может быть только в сторону Кондопожской губы, так как по другую сторону магистрали лежит берег озера Нигозеро, там просто нет места для ответвлений.
Значит, направление съемки 20275 должно быть Северо-Запад или Запад, а не противоположное.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 авг 2012 05:59:38 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Загадочный снимок 20316 "Ст. Сегеж. Общий вид" и соответствующий ему снимок 20315 "Типы бараков военнопленных" приходится снова переводить в разряд неидентифицированных. Места для их привязки пока так и не найдено. Версия с "затопленной Май-губой" пока документально не подтверждается, хотя сам район Май-губы остается одним из наиболее вероятных мест съемки.
Если расчёт Juri верен, и видимая длина ж.д. пути на снимке 20316 составляет несколько более 600 метров, тогда ни один из известных по картам (в т.ч. предвоенным) и спутниковым снимков изгибов не подходит, т.к. они все имеют длину в 1-2 км.
Возможно, слишком крутой изгиб был спрямлён ещё в 1920-е гг. и к затоплению это не имеет никакого отношения.

Изображение

Вполне допускаю, что на снимке действительно 856-й пикет, вопрос лишь в том, где он находился.
Куда ведут два параллельных моста от линии ж.д., один из которых на ряжевой опоре вполне мог бы служить для боковой ж.д. ветки?
Что мы видим справа от линии: речку, болото или берег озера? А что слева - болото или просто луг? По схеме Николая Кутькова там должно быть тоже озеро.
Маленький мостик больше похож на дренажный, для речки или протоки он, кажется, коротковат.
Почему на снимке нигде не просматривается гать-времянка, которая есть на схеме у Николая Кутькова?
Судя по снимку 20315 дороги за бараком уходит в лес перпендикулярно линии ж.д.
По рельефу местности на снимке можно сказать, что похоже на ложбину между двумя сельгами (грядами).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 авг 2012 15:17:17 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Ранее я указывал два возможных варианта точки съемки загадочного снимка с отметкой "856":
Изображение

Изображение

Теперь решил рассчитать примерное положение пикета 856, взяв за основу пикет 700 и мост через Сегежу (для которого Н. Кутьков указал 716-й пикет). Учитывал и разницу между верстами и километрами и все изгибы ж.д. пути (которые, по моим данным, особенно не менялись на этом участке с 1916 г.).
Результат получился интересным - примерная точка пикета 856 пришлась как раз посередине между "северным" и "южным" вариантом изгибов, что с учётом погрешностей делает равновероятными оба варианта, тем более, что по другим признакам сделать надежную привязку к одному из них снимка с пикетом 856 до сих пор не удавалось.
На снимке временный посёлок строителей, который в 1920-е гг. вполне мог числиться как какой-нибудь посёлок Желлеса или Желрыбы в "кусте" Майгубы. Уровень воды после пуска ББК поднялся недостаточно высоко, чтобы пришлось переносить линии (вероятно, ограничились укреплением насыпи), но достаточно, чтобы пришлось эвакуировать посёлок.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 270 ]  На страницу Пред.  1 ... 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 ... 27  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB