Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 22 сен 2019 07:42:21
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 270 ]  На страницу Пред.  1 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 ... 27  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 04 дек 2012 12:44:43 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3592
Рад, что Дмитрий решил изложить свою точку зрения по некоторым проблемам идентификации снимков Мурманской ж.д.
Первый вопрос касается известного всем снимка "пикета 856".

DMITRY писал(а):
Ненайденная Май-губа
....
Николай Кутьков писал, что жд линия на этом участке из-за образования Выгозерского вдхр была перенесена.

Уровень воды после пуска ББК поднялся недостаточно высоко, чтобы пришлось переносить линии (вероятно, ограничились укреплением насыпи)...

Площадь водной поверхности озера увеличилась почти вдвое после 1933 года, когда через него прошел Беломоро-Балтийский канал и уровень воды в Выгозере, именуемом с тех пор водохранилищем, был поднят на 7 метров.
http://www.nadvoicy.su/index.files/Page602.htm
.....

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=34&t=4292

Мы все очень уважаем Николая Кутькова, но сам Дмитрий находил у него ошибки (включая неверную привязку снимков). Мне не удалось найти доказательств масштабного переноса линии ж.д. в районе Май-губы при создании Беломорско-Балтийского канала.
На составленной по материалам 1932 г. (до затопления) карте трасса проходит точно там же, где и на более поздней карте:
Изображение

Та Май-Губа, которая была частично затоплена (треугольник на карте 1932 г.) находится в стороне от линии Мурманской ж.д., там было тупиковое ответвление дороги, поэтому вряд ли там стоит искать пикет 856.

Далее, снимок 2608, который был мною идентифицирован с высокой вероятностью как Пор-Порог после посещения местности.
Если я правильно понял, основное возражение Дмитрия состоит в направлении потока на фотографии.
DMITRY писал(а):
[Порог на реке Суне.]
...
Течение идет ни "как бы в обратную сторону", течение на снимке ПГ слева-направо. Поэтому и не объяснить "ночевкой в гостевом домике" несовпадение теней с другим снимком.
....

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=34&t=4401

Мне кажется, что вода течёт всё-таки справа-налево, судя по наклону:
Изображение

На мой взгляд, совпадение рельефа (включая одинаковую расщелину в скале) с Пор-Порогом слишком поразительное, чтобы быть простой случайностью. А если ещё добавить, что с той же самой точки, как оказалось, был сделан в противоположную сторону снимок 20261: http://lcweb2.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20261v.jpg
Для применения к этому случаю "закона Коковкина" не хватает совсем чуть-чуть, поэтому я осторожно предлагаю "с высокой вероятностью".

Третий вопрос стоит таким образом: порог Сосновец или "нижняя голова" порога Маткожня?
DMITRY писал(а):
Пороги на реке Выг
....
Прокудин-Горский не снимал порог Сосновец- на трех снимках порог Маткожня у разъезда Сосновец.

.....

[pg_img]0323[/pg_img] Этюд [у порога Маткожня на реке Нижний Выг.]

[pg_img]0322[/pg_img] [Нижняя голова порога Маткожня.]

Изображение
на снимке ПГ плёсо в перспективе заканчивается и начинается новый порог-Сосновец

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=34&t=4401

Я пока не нашёл нигде, кроме как у Шидловского, упоминаний о двух головах порога Маткожня. Шидловский имел дело с абсолютно неисследованной географами местностью и, как я полагаю, самолично обозначил порог Сосновец как "нижнюю голову Машкожни".
В ряде источников указывается, что Сосновец и Маткожня соответствуют 20 и 21 версте от Сороцкой бухты. При этом у того же Шидловского в подписи к снимку прямо указано "Верхняя голова порога Машкожня в 21 версте от Сороцкой бухты". Т.е., через версту и находится Сосновец, который Шидловский назвал "нижней головой Машкожни".
Кроме того, в том месте на снимке, куда указывает Дмитрий, не видно никакого особенного порога.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 09 дек 2012 15:50:21 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3592
DMITRY писал(а):
Белый мундир
.....
Ранее писалось о "людях в дорогих костюмах" на Кемском причале- возможно они из Министерства финансов.

Изображение
.....

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 0&start=90

Одного из них я давно уже опознал.
Моё сообщение от 5 октября 2011 г.:
Vyacheslav писал(а):
Вернусь к старому вопросу об идентификации "группы участников ж.д. постройки":
Изображение

Я уже давно писал, что один из них очень похож на инженера С. П. Серебренникова.
Вся та же иллюстрация из книги "История железнодорожного транспорта в России", т. 1., 1994, только улучшенного качества:

Изображение

Сравним:
Изображение

С учетом предельно узкой группы сравнения, тождество можно считать полностью доказанным.

Про других судить не берусь.

Есть, правда, предположение, что самый важный господин на прокудинском снимке - это Сергей Демьянович Карейша (1854—1934), инженер путей сообщения, специалист в области железнодорожного пути, станций и узлов, заслуженный профессор, директор Петербургского института инженеров путей сообщения (1911—1917 гг.).
Хотя сходство очень примерное и трудно окончательно понять из-за разного ракурса:
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 дек 2012 17:00:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 02 июл 2012 13:48:45
Сообщения: 227
Excelent find with S.P. Serebrennikov, thanks for sharing it :)

Regarding S.D. Kareisha, I am unsure about that. The face seems a bit different, so is the beard. Here's short article with bit better quality portrait:
http://history.rzd.ru/static/public/his ... 290&id=168


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 дек 2012 16:23:09 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3592
DMITRY писал(а):
......
Затопленый карьер имеется, лагерь в/пленных был.
Изображение
от выемки на 49 км - совр. ст.Кондопога- 4.3 км, ст.Кивач- 8.8 км

Ст.Кивач 1916 года- это современная ст.Нигозеро.
.....

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... &start=105

Я высказывал эту гипотезу ещё 30 июля 2011 г.:
Vyacheslav писал(а):
DMITRY писал(а):
Окончание

.......
[pg_img]0279[/pg_img]

Убрать из названия: (ныне станция Кондопога)
В прим.:
Временная ст.Кивач находилась в 5 км от современной ст.Кондопога.

http://www.temples.ru/forum/posting.php ... 24&p=14327

Очень интересно про "временную станцию Кивач". Конечно, журналистская статья это весьма авторитетный источник, но есть ли другие свидетельства существования этой временной станции? Станция Нигозеро называлась Кивачом (судя по километражу)?
Я пока не нашел никаких явных подтверждений.
Хотя есть один момент. В книге Г. Боча "Экскурсия на Север" 1926 г. читаем:
Цитата:
На расстоянии 432 верст (461 км) от Ленинграда находится станция Кивач, названная так по водопаду, находящемуся в 29 км от нее.

А на карте 1943 г. указаны следующие расстояния: Кивач - 457 км., Нигозеро - 462 км.
При этом, Медгора у Боча - 558 км. от Ленинграда, по карте 1943 - 557 км.
Таким образом, если не менялась точка отсчета, то вроде бы в 1924 г. станция Кивач должна была быть на месте станции Нигозеро.
Но не всё так просто. Далее по ряду станция данные Боча расходятся с картой 1943 г. на 4 км. (Сорока и Кемь)!
Поэтому и книгу Боча пока нельзя считать доказательством.

viewtopic.php?f=3&t=10&start=30

Но это лишь гипотеза, никаких прямых доказательств ведь нет?

А о том, что на снимке изображен "Карьер Нигозерского месторождения черных глинистых сланцев (шунгита) в 2,5 верстах от станции Кивач" я писал ещё раньше, в 2009 г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 дек 2012 19:55:03 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3592
Нашёл в Сети такое странное фото:
Изображение

По всей видимости, это станция Кондопога периода финской оккупации 1941-44 гг.
Автор - Boris Karppela, для других его снимков указаны даты 1041-1943 гг.

Ещё он заснял станцию Голиковка в 1941 г.: http://www.karjalansivistysseura.fi/kuv ... ma_289.jpg

И место бывшего собора в Петрозаводске: http://www.karjalansivistysseura.fi/kuv ... to_293.jpg

Домик станции Кондопога наводит на размышление: старое здание со снимка 1916 г. было уже уничтожено или находилось в другом месте?
К тому времени большинство деревянных станционных зданий 1916 г. ещё сохранялись.
Вот, например, станция Шуя периода финской оккупации:
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 дек 2012 09:30:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 02 июл 2012 13:48:45
Сообщения: 227
That's interesting. Could there be possibility that the building of Kondopoga station burned down during some battle or skirmish? Looking at picture of Petrozavodsk, there is one damaged building, so there probably were some fights in this area.

I also noticed something strange (please pardon me if it was answered), any clue what do the letters в.м. stand for on this wonderful dacha? Военное министерство? Really nice architecture.
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 дек 2012 11:35:54 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3592
Filip писал(а):
That's interesting. Could there be possibility that the building of Kondopoga station burned down during some battle or skirmish? Looking at picture of Petrozavodsk, there is one damaged building, so there probably were some fights in this area.

I also noticed something strange (please pardon me if it was answered), any clue what do the letters в.м. stand for on this wonderful dacha? Военное министерство? Really nice architecture.
Изображение


Thank you, Filip! Probably, you are first who noticed these two letters. But I think it was just graffiti of some tourist.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18 апр 2013 05:07:53 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3592
Наш старый знакомый, карельский журналист Николай Кутьков, о котором давно не было слышно, дал интервью: http://rk.karelia.ru/blog/slova-iz-chert-i-chertochek/

Приведу несколько цитат.
Цитата:
— В Карелии Прокудин-Горский был в 1916 году. Как раз тогда сдавалась Мурманская железная дорога, по просьбе ее руководства он и объезжал наш край. Не знаю, как остальные фотографы, но Прокудин-Горский был страшный пофигист. Все стекла были у него аккуратно пронумерованы, даже неудачные. Но потом, когда подписывал, многое смешалось – что Кяппесельга, что Гомсельга. Он неверно определил даже год съемок.


Цитата:
Например, на Киваче он снял часовню. Так и подписал: часовня на Киваче. К нашему времени ничего не сохранилось, никто не знает – говорят, не было такой часовни! Когда искал следы этой часовни, все перерыл. Я думаю, она стояла за деревьями, поэтому ее было видно только в утренние часы, когда на нее падал свет. Поэтому снимок часовни отличается от других фотографий Кивача, снятых днем. Это обстоятельство как раз и вызывало споры: действительно ли эта часовня была на Киваче. Ни в архиве заповедника «Кивач», ни в Национальном архиве я не нашел никаких упоминаний о ней. Потом нашлась финская фотография – два солдатика стоят у этой самой часовни! Это ведь только в нашей армии запрещено было иметь фотоаппараты.

Видимо, когда шли бои, часовня попала «под раздачу» – ее попросту уничтожили. Потом мне моя дочь – она работает в отделе редкой книги в Национальной библиотеке - показала три страницы из книги начала века по гидрологии. Там оказался план Кивача – с часовней.

Я послал все это ребятам с сайта «Наше наследие». Они поначалу со мной спорили, что не стал бы Прокудин-Горский ночевать на Киваче из-за часовни, я возражал, а потом плюнул. Через год смотрю: фотография атрибутирована в соответствии с моими заключениями. Спасибо ребятам!


Цитата:
— Все карельские снимки Прокудина-Горского сейчас атрибутированы?

— Нет, там остались некоторые белые пятна, но сейчас я к этому делу приостыл. К 2016 должна выйти книжка, посвященная 100-летнему юбилею дороги. Я буду писать историческую часть о «мурманских» снимках Прокудина-Горского.


Книжка это хорошо. Может, по такому случаю ещё что-то в архивах найдётся.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 май 2013 09:13:35 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3592
DMITRY писал(а):
Ф.Белявский "Краткий путеводитель по Мурманской жд." 1923 г.

Изображение

Электронная библиотека Республики Карелия http://elibrary.karelia.ru/

Источник: http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... &start=105

Довольно типичный случай, когда у села до революции было два названия, оба употребительные. Вполне можно дать в скобках ныне забытый вариант.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 май 2013 10:28:39 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3592
DMITRY писал(а):
Ф.Белявский "Краткий путеводитель по Мурманской жд." 1923 г.

Изображение

Электронная библиотека Республики Карелия http://elibrary.karelia.ru/

Источник: http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... &start=105

Довольно типичный случай, когда у села до революции было два названия, оба употребительные. Вполне можно дать в скобках ныне забытый вариант.

Кстати, с Поповым островом тоже есть вопросы. В большинстве источников, которые мне удалось найти, он пишется как "Попов Остров", т.е. с двумя заглавными. Вариант с обратным порядком слов "остров Попов" мне встретился лишь один раз.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 270 ]  На страницу Пред.  1 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 ... 27  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB