Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»
http://forum.prokudin-gorsky.org/

Альбом "Мурманская железная дорога"
http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=10
Страница 16 из 28

Автор:  Vyacheslav [ 01 май 2013 12:38:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Мурманская железная дорога"

Не помню, приводился ли здесь этот источник - http://kolamap.ru/library/1919_zhilinskiy/4.html
А. А. Жилинский. КРАЙНИЙ СЕВЕР ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ. 1919 г.
Глава IV. Пути сообщения на крайнем Севере.

Год издания - 1919, минимальная разница во времени с поездкой ПГ.
Там есть таблица с расстояниями между станциями:

Мурманская железная дорога.
Станции. Верст.
Званка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
Михайло-Архангельская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Колчаново . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Паша . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Лодейное Поле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Свирь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Токари . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Ладва . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Пьяжева-Сельга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Петрозаводск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Шуйская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Кивач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Лижма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Капсельга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Медвежья Гора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Масельская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Уросозеро . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Сегежа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Парандово . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Олимпий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Сорока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Шуерецкая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Кемь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Поньгама . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Сиг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Энгозеро . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Боярская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Кереть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Полярный круг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Ковда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Жемчужная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Кандалакша . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Нива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Тикозеро . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Имандра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Оленья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Тайбола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Лопарская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Кола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Мурманск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Судя по этим данным, станция Кивач действительно должна была находится примерно на месте нынешней станции Нигозеро, т.е. на 4-5 верст севернее нынешнего положения станции Кондопога. Что соответствует утверждениям Н.Кутькова и расчётам Дмитрия.

Современный снимок станции Нигозеро нам ничего не дает:
Изображение
Высокое разрешение: http://img-fotki.yandex.ru/get/6512/939 ... 6e817_orig

Станционное здание:
Изображение

Остается вопрос, что было на месте нынешней станции Кондопога в 1916 г.?

Автор:  Vyacheslav [ 01 май 2013 16:50:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Мурманская железная дорога"

Нашёл схему Попова острова в 1932 г.:
Изображение

Ранее я указывал точки съемки на Поповом острове:
Изображение

"С левой стороны железнодорожной ветки (если взять направление на Кемь) расположен лесопильный завод": http://www.solovki.ca/camp_20/kem_perpunkt_02b.php

Т.е., третью точку съемки с лесозаводом можно ставить в южной части острова.

Попов остров с воздуха в 1943 г.:
Изображение

Автор:  Vyacheslav [ 02 май 2013 18:48:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Мурманская железная дорога"

Можно попробовать сделать привязку снимков к станции Нигозеро.
Прежде всего, снимка 20275, где хорошо виден рельеф местности на заднем плане, а также развилка железнодорожных путей у бараков:
Изображение

Вполне можно предположить, что схема путей не менялась с 1916 г., в этом случае точку съемки можно представить так:
Изображение

Красная точка - это двойная развилка (в двух направлениях) у бараков.

Две стрелки, соответствующие этим развилкам, видны на снимке с бараками:
Изображение

Может быть, Алине удастся сделать сравнение с этой точки.
Кстати, на станции Нигозеро в настоящее время есть нечто вроде небольшого депо.

Автор:  Vyacheslav [ 05 май 2013 21:30:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Мурманская железная дорога"

Станция Кивач была перенесена на место нынешней ст. Кондопога ранее 1923 г.
В книге Ф. Белявского "Краткий путеводитель по Мурманской железной дороге" 1923 г. указано, что ст. Кивач находилась в 15 км. от ст. Суны, а Суна - на расстоянии 19 км. от Шуйской.
Т.е. расстояние от Кивача до Шуйской - 34 км.
В книге А. А. Жилинского. "КРАЙНИЙ СЕВЕР ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ" 1919 г. указано расстояние от Шуйской до Кивача в 38 верст, т.е. чуть больше 38 км.
По книге Белявского 1923 г. расстояние от ст. Кивач до ст. Лижма - 34 км., а у Жалинского - 30 км.
Получается, что с 1919 по 1923 г. станция Кивач приблизилась к Шуйской и удалилась от Лижмы на 4 км., что примерно соответствует расстоянию между нынешними станциями Кондопога и Нигозеро.

Автор:  Vyacheslav [ 13 май 2013 06:36:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Мурманская железная дорога"

Интересное объявление:
Цитата:

Национальная библиотека Республики Карелия
14 мая в 17.00 в Национальной библиотеке Карелии состоится очередное заседание клуба «Краевед». На заседании выступит историк, краевед и журналист Николай Петрович Кутьков. Тема его выступления «Уточнение мест, где были сделаны снимки С. М. Прокудиным-Горским».


Источник: http://vk.com/wall-37553609_1917

Автор:  Vyacheslav [ 23 май 2013 06:56:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Мурманская железная дорога"

Алина прислала пару снимков, сделанных ею на станции Нигозеро в направлении Кондопоги.
Я сопоставил один из них со снимком 20275:
Изображение
Высокое разрешение: http://img-fotki.yandex.ru/get/9094/500 ... 9a1ef_orig

Цель этого эксперимента была понять, как виден хребет в перспективе. На снимке ПГ хребет кажется более высоким, т.е. его точка съемки была ближе, чем у Алины:
Изображение
Кстати, обратите внимание, что карьер на карте показан точно под красной точкой, которой я обозначил примерное местоположение лагеря на снимке ПГ.

Это не означает, что станция Кивач находилась чуть ближе к Кондопоге, чем нынешняя ст. Нигозеро. Просто на снимке 20275 мы видим не саму станцию (где было снято депо), а лагерь близ станции.

Снимок Алины целиком:
Изображение

Сама Алина пишет:
Цитата:
Съездила в Нигозеро, сфотографировала.
Фото было сделано от здания станции в направлении к городу.
Хотя фото получились не очень резкие, но всё равно видно, что в этом месте
рельсы - идеальная прямая. Отсюда до города не близко.
Дома на станции есть 2-3 старых деревянных и штук 10 современных.
И всё, до города по шпалам прилично топать.
Я считаю, что Нигозеро не было местом станции Кивач.


Когда-нибудь мы обязательно узнаем, наконец, точное место этой "станции-призрака".

Автор:  Filip [ 25 май 2013 09:49:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Мурманская железная дорога"

Finnish Defence Forces opened today their wartime picture archive online, free of charge.
http://sa-kuva.fi/

Possibly fresh source for new identifications? Already found several photos from Kontupohja and Suoju

Edit:
And already found one comparison of Petrozavodsk-Petroskoi
Изображение
Изображение

Автор:  Vyacheslav [ 25 май 2013 13:11:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Мурманская железная дорога"

Filip писал(а):
Finnish Defence Forces opened today their wartime picture archive online, free of charge.
http://sa-kuva.fi/

Possibly fresh source for new identifications? Already found several photos from Kontupohja and Suoju



Спасибо, Филип!

Кажется, Ваша ссылка помогла сходу решить одну из самых сложных головоломок во всей коллекции Прокудина-Горского!
Снимок 20259 "Часовня времени Петра I у водопада Кивач":
Изображение

Года три назад я пришёл к выводу, что часовня была снята в деревне Викшицы, которая находится в нескольких километрах от Кивача. Основывался на характерном рельефе местности и маршруте поездки Прокудина-Горского. Никаких дополнительных доказательств тогда найти не удалось, а после обнаружения факта, что у самого водопада была некая часовня, я и сам стал сомневаться в версии с Викшицей. По-видимому, зря.
В базе есть несколько снимков с той самой часовней и они все подписаны "Viktsitsa, tsasouna".
Один из этих снимков мы и раньше видели, но там, как назло, не было указано точное место съемки.

Изображение

Часовня целиком:
Изображение

Вид от часовни:
Изображение

Кажется, эту загадку можно считать решенной, как ни трудно в это поверить!

Автор:  v_v_d [ 26 май 2013 12:02:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Мурманская железная дорога"

Поздравляю, Вячеслав! Просто здОрово!
Еще одной загадкой, действительно, стало меньше!
Думаю, что рано или поздно разрешим все загадки П-Г, включая безымянные портреты.

Автор:  Filip [ 28 май 2013 14:46:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Мурманская железная дорога"

Congratulations Vyacheslav for solving this great mystery, one of the biggest in collections! As Vassiliy wrote, I am certain more will come soon!
Myself tried finding in Finnish the unknown photo of the smoked fish building, with no result (all of the photos were just Finnish soldiers fishing or smoking fish).

Страница 16 из 28 Часовой пояс: UTC
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/