Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 17 дек 2018 02:12:05
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 268 ]  На страницу Пред.  1 ... 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 ... 27  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 27 ноя 2013 14:04:42 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2012 05:36:48
Сообщения: 27
Сегодня в блоге увидела снимок Прокудина-Горского "Прессовальный станок для сена". 1916 год. На снимке изображен не обязательно чиновник Министерства Путей Сообщения. Это может быть чиновник из Министерства Земледелия и Государственных имуществ. В Интернете есть несколько сайтов, посвященных форменной одежде чиновников. К форме полагалась фуражка с кокардой. Кокарда чиновников гражданских ведомств имела круглую форму и обычно крепилась не на околыш, а на тулью. Даю ссылки: http://www.bibliotekar.ru/CentrTitul/28.htm ; http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/108246/ ; http://www.pugoviza.ru/files/other_cut2 ... z_26_3.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 ноя 2013 10:42:19 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 окт 2011 07:11:58
Сообщения: 28
Сергей Михайлович после пристани Токарского отправился далее по берегу Онежского озера по направлению к деревне Кондопога (ныне улица Кондопожская)
Это подтверждается тем, что 100 лет назад ГЭС только проектировалась и канала между Нигозером и Онежским озером не было, по берегу проходила дорога до деревни Кондопога. Деревня состояла из нескольких поселений: Северный и Северный Конец, Зады, вытянутых на несколько километров вдоль Онежского озера. Успенская церковь, как бы, делила пополам поселение Кондопога на Северный и Южный конец. Теперь на территории деревни Северный конец построен ЦБК. В музее Кондопожского края мне удалось найти воспоминания А. Вострякова. В1922 году он приехал на стройку, что около станции Кивач. Он пишет: «На месте воображаемой нами стройки видим среди дремучего леса лишь несколько убогих бараков, да неказистый домик, к дверям которого от железнодорожной насыпи тянется дощатый мостик, подпираемый сваями, это – вокзал. Заночевали… С рассветом пошли, блуждая, искать рабочий посёлок и , наконец, наткнулись на него. Осмотрелись. Десятка 3 бараков, 2 длинные конюшни, склад, кузница, лавка, да небольшая баня, одиноко стоявшая на берегу Онежского озера. Вот и всё «наследство» царских властей. Посёлок охранялся стариками старостами из деревни Кондопога». На старых картах удалось найти места расположений узкоколейной железной дороги.. Это подтверждает моё предположение, что место съёмки песчаного карьера и бараков поселенцев, находится на территории современного комбината.


Вложения:
Безымянный 6.gif
Безымянный 6.gif [ 94.68 КБ | Просмотров: 2856 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 ноя 2013 11:46:05 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3491
Коралина писал(а):
Сергей Михайлович после пристани Токарского отправился далее по берегу Онежского озера по направлению к деревне Кондопога (ныне улица Кондопожская)
Это подтверждается тем, что 100 лет назад ГЭС только проектировалась и канала между Нигозером и Онежским озером не было, по берегу проходила дорога до деревни Кондопога. Деревня состояла из нескольких поселений: Северный и Северный Конец, Зады, вытянутых на несколько километров вдоль Онежского озера. Успенская церковь, как бы, делила пополам поселение Кондопога на Северный и Южный конец. Теперь на территории деревни Северный конец построен ЦБК. В музее Кондопожского края мне удалось найти воспоминания А. Вострякова. В1922 году он приехал на стройку, что около станции Кивач. Он пишет: «На месте воображаемой нами стройки видим среди дремучего леса лишь несколько убогих бараков, да неказистый домик, к дверям которого от железнодорожной насыпи тянется дощатый мостик, подпираемый сваями, это – вокзал. Заночевали… С рассветом пошли, блуждая, искать рабочий посёлок и , наконец, наткнулись на него. Осмотрелись. Десятка 3 бараков, 2 длинные конюшни, склад, кузница, лавка, да небольшая баня, одиноко стоявшая на берегу Онежского озера. Вот и всё «наследство» царских властей. Посёлок охранялся стариками старостами из деревни Кондопога». На старых картах удалось найти места расположений узкоколейной железной дороги.. Это подтверждает моё предположение, что место съёмки песчаного карьера и бараков поселенцев, находится на территории современного комбината.


Спасибо, Алина!

Неожиданная и весьма интересная версия.
В принципе, есть необходимые элементы: общее направление съемки к хребту соответствует, есть там какой-то карьер заброшенный как раз к юго-западу от предполагаемого места бараков, есть старая ж.д. ветка и озеро рядом (банька не берегу в воспоминаниях Вострякова).
Вот если бы Вам, Алина, удалось сделать оттуда снимок в северо-западном направлении, то можно было бы сравнить горизонт со снимком Прокудина-Горского.
А могли бы Вы сделать копию старых карт, где обозначена узкоколейка?
Кстати, на той карте 1916 г., которую Вы нашли в Карельском гос. архиве, деревня Северный Конец показана северней, она упиралась своей главной улицей в нынешнюю станцию Кондопога.
Получается, что большая стройка на месте Комбината началась уже в 1916 г.? Что там тогда строили? Кирпичный завод отпадает, потому что он расположен далековато от бараков (если они были на месте нынешнего ЦБК).
И теперь совсем уже загадочным выглядит снимок с депо. Раньше мы полагали, что это станция Кивач (которая ныне Нигозеро), но теперь вообще нет никаких версий. Теоретически ничто не мешало ПГ сделать один-единственный снимок на "временной" станции Кивач (Нигозеро). Могло ли быть депо на стройке, рядом с бараками?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 ноя 2013 12:46:37 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3491
Снова возвращаемся к статье Кутькова "Застройка села Кондопога": http://www.kondopoga.ru/1959-mihail-ant ... opoge.html

Он пишет, что в 1910 гг. Токарский предложил Главному артиллерийскому управлению идею сооружения первого в России завода азотной кислоты у села Кондопога, со строительством канала между Нигозером и Кондопожской губой и турбиной на этом канале в качестве основного источника энергии. Осуществление проекта началось только в 1916 г.

Цитата:
Севернее села Кондопога спешно возводился рабочий поселок, арендовано было также несколько домов в Северном конце. Одновременно шли работы по сооружению железнодорожной ветки на Сопоху. Строили дорогу Военнопленные — в основном турки, чехи, венгры, хорваты: общим число 500 чел. на строительстве ж/д и 240 — на сооружении кирпичного заВода. Работали и вольнонаемные, местные кондопожские крестьяне.


С кустовыми поселениями - вечная путаница. Здесь Кутьков явно считает селом Кондопога её Южный конец, а Северный конец у него как бы получается отдельным населённым пунктом.
Тем не менее, указанное им место расположение рабочего посёлка - между Южным и Северным концами вполне соответствует предположению Алины.
Также мне не удалось найти никакой информации о строительстве дороги на Солоху. К сожалению, сам Кутьков не даёт ссылки на архивные источники, поэтому остаётся только верить ему на слово.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 ноя 2013 13:11:28 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3491
Ещё материал с того же сайта: http://www.kondopoga.ru/2186-paleozerskaya-ges.html

Цитата:
Кондопожская ГЭС является одной из старейших ГЭС России. В годы первой мировой войны в Кондопожской волости Главное артиллерийское управление Военного министерства России начало подготовку строительства завода азотной кислоты, необходимой для производства пороха. Поскольку производство азотной кислоты требовало большого расхода электроэнергии, началось строительство гидроэлектростанции около Кондопоги.» Начались работы в трудном 1916 году. В стране голод, разруха. На стройку, одна партия за другой, прибывают военнопленные: австрийцы, немцы, венгры, турки. Работают здесь и крестьяне из окрестных деревень. Живут люди в наскоро сколоченных бараках, полураздетые, полуголодные. А механизмы – лом и лопата. Одно лишь подспорье – динамит, глухо взрывающий и напоминающий о войне» . Проектная мощность ГЭС составляла 25 тысяч лошадиных сил, и она должна была стать крупнейшей в России.


Подписано: "материал из Фондов Гирвасского школьного музея"

Указаны литературные источники, в т.ч.:
1. Аньдин Е. Сунастрой. // Карело-Мурманский край, 1934, № 7-8, с.6-8.
2. Востряков А.П. Кондопога.- Петрозаводск: Карелия, 1975.
3. Данилов М.С. Воспоминания. [Рукопись] - Фонд Кондопожского краеведческого музея


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 ноя 2013 14:05:42 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3491
Вот ещё интересный источник, где могут быть подробности расположения посёлка Азотстроя:
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 дек 2013 16:23:55 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 окт 2011 07:11:58
Сообщения: 28
Добрый вечер.
Хорошо, конечно, было бы сфотографировать местность с предполагаемого Северного Конца, но пройти на территорию не просто -буду пробовать. Кстати, на карте с Архива отмечены не деревни, а отмеры земли, принадлежащие разным деревням. А вот дорога до деревни Северный Конец изображена внизу вдоль озера.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 дек 2013 16:37:54 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 окт 2011 07:11:58
Сообщения: 28
карты узкоколейных дорог Карелии по ссылке http://sbchf.narod.ru/uzk10.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 дек 2013 17:01:54 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 окт 2011 07:11:58
Сообщения: 28
Депо могло быть там же, где бараки.
По поводу, почему П-Г не фотографировал Успенскую церковь.
До того времени, как П-Г дошёл до бараков, он прошёл от разъезда до выемки 1,5 км +1,5 км. обратно, потом до пристани 1,5 км+ ещё до деревни Северный Конец 1,5 км= всего 6 км. До церкви оставалось ещё 2 км. пути. А ещё ведь обратно идти. Успенская церковь расположена очень интересно- на полуострове, она использовалась как маяк-отовсюду её хорошо видно, но со стороны берега могут мешаться видимости строения и лес. П-Г мог просто её не увидеть или просто устал, чтоб дойти или мог не знать, что там есть такая особенная церковь, потому, как 100 лет назад в любой деревни была церковь и не было понятия "особенная", а специально идти 2 км, что бы сфотографировать обычную церковь, может просто не было надобности.
Про то, почему не упоминал станция "Кивач". Он там просто не был, само здание стояло посреди леса, в глуши, он просто мимо проехал, может даже и не заметил. Во время путешествия на Кивач, его вагон скорее всего стоял на разъезде № 4, а не на какой-либо станции. Отсюда и ошибки в названии.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 мар 2014 10:32:44 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3491
В Сети появилась публикация "Дорога на костях. В Карелии нашли 16 кладбищ австро-германских пленных" http://smartnews.ru/regions/petrozavodsk/16563.html

Цитата:
Всего на территории Карелии сегодня зафиксировано 16 кладбищ военнопленных. Захоронения есть в Петрозаводске на Неглинском кладбище, в Сороке (современный Беломорск), Масельге, в Ладве, Лижме, Кондопоге, Суне, Линдозере, Таржеполе. Есть и безымянные некрополи. Места скорби стали известны благодаря подвижнической работе Карена Агамирзоева, координатора поискового отряда «Стерх». Он на протяжении многих лет ведет поиск в архивах и на местности. У погибших военнопленных наверняка остались родственники в Германии. Думаю, настало время установить памятные знаки. Кроме того, в Национальном архиве Республики Карелия сохранились поименные списки умерших военнопленных, которые работали с 1915 по 1917 год на строительстве дороги. Если эти списки опубликовать в Германии, это будет информационная бомба.
Михаил Данков, сотрудник научно-экспозиционного отдела Национального музея Республики Карелия, SmartNews


Ну вот, в Кяппесельге захоронения нет, значит, знаменитый снимок с военнопленными сделан точно не там.
Если есть точные данные по локации захоронений, значит мы сможем установить место лагеря военнопленных в Кондопоге, ведь захоронение должно было быть недалеко от лагеря.

В той же публикации можно прочитать, что у писателя из Костомукши Карена Агамирзоева несколько лет назад вышла книга «Путь на Север», посвященная принудительному труду и судьбам военнопленных Первой мировой войны на строительстве Мурманской железной дороги.
Карен является координатором поискового отряда "Стерх".
Цитата:
Поисковый отряд «Стерх» несколько раз выезжал на места захоронений. Пока в республике нет ни одного обелиска, памятника или иного мемориального сооружения, связанного с памятью этих людей. Моя книга завершила исследовательский этап об участии военнопленных в строительстве самой северной в то время железной дороги. Впервые было проведено системное исследование принудительного труда, быта, смертности, побегов военнопленных ПМВ на основании архивных данных.


Возможно, Карен владеет точной информацией о месте захоронения пленных в Кондопоге.

И ещё. Снимок 20229 "Ст. Ладва Мурм. ж.д. Неровности пути":
Изображение

Кажется, я понял смысл этой фотографии!
Цитата:
Первые поезда были такие:

- 20.12.1915
(Званка - ?) - Петрозаводск-Сороцкая бухта

- 11.01.1916
Званка-Петрозаводск.
Туда: должен был прибыть утром, но опоздал на 12 часов, т.к. сошёл с рельсов в Ладве. Обратно - без инцидентов.

- 13.01.1916
Званка-Петрозаводск-Сороцкая бухта. Туда - без инцидентов, обратно 2 раза сошёл с рельсов и вагон, в котором ехал министр путей сообщения был сильно повреждён, что пришлось его (вагон) бросить.

Источник: http://northwestot.ru/2009-2013/viewtop ... &start=100

Из-за плохого состояния пути у Ладвы сошёл с рельсов министерский поезд.

Качество работы было крайне низким, о чем гово­рит докладная записка олонецкого губернатора Зубовского в департамент по­лиции:
Цитата:
«...Первый пробный поезд Олонецкой дороги должен был прибыть в Петроза­водск со станции Званка утром 11 января, но около станции Ладва, между Петро­заводском и Лодейным Полем, он сошел с рельсов и опоздал на 12 часов. Одна­ко благодаря тому, что это случилось на ровном месте и при тихом ходе, несча­стий с людьми не произошло. Ночью 11 января я выехал с этим же поездом из Петрозаводска в Лодейное Поле, причем убедился, что путь (всего около 165 верст) имеет временный характер и еще очень опасен.
....
Мост через реку Свирь еще не готов, во многих местах совершенно нет железнодорожных насыпей, и рельсы положены прямо на землю, в других мес­тах, преимущественно болотистых, насыпи держатся главным образом силою мороза.


Источник: http://www.ruskarelia.ru/page_6375.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 268 ]  На страницу Пред.  1 ... 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 ... 27  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB