Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 23 сен 2018 04:46:36
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 268 ]  На страницу Пред.  1 ... 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 ... 27  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 12 мар 2014 19:44:52 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 окт 2011 07:11:58
Сообщения: 28
Вячеслав, с детства я слышала, что там, где сейчас стоит наш Комбинат (имею в виду бумагоделательный) было старое кладбище. Вот только кто именно там захоронен и вообще было ли оно действительно там, документального подтверждения я не находила.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 мар 2014 08:23:30 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3471
Коралина писал(а):
Вячеслав, с детства я слышала, что там, где сейчас стоит наш Комбинат (имею в виду бумагоделательный) было старое кладбище. Вот только кто именно там захоронен и вообще было ли оно действительно там, документального подтверждения я не находила.


Сейчас вот нашёл на сайте Национального архива Карелии:
Цитата:
Географический указатель мест захоронения
военнопленных I мировой войны


NN По записи в метрической книге и По современному
пп. административно-территориальному административно-территориальному
делению того периода делению

...
3. Кладбище при Кондопожской церкви, г.Кондопога, Республика Карелия
Кондопожский приход Петрозаводского уезда Олонецкой губернии

4. Кладбище "Онежского завода азотной кислоты", Точное место не установлено,
Кондопожский приход Петрозаводского уезда Олонецкой губернии
ныне территория Кондопожского района Республики Карелия

5. Кладбище "близ карьера 50 верста", Точное место не установлено,
Кондопожский приход Петрозаводского уезда Олонецкой губернии
ныне территория Кондопожского района Республики Карелия

6. Приходское кладбище, Возможно, с.Ладва, Прионежский
приход Петрозаводского уезда Олонецкой губернии
Ладвинский район Республики Карелия

7. Приходское кладбище, д. Лижма, Лижемский приход Петрозаводского уезда
Олонецкой губернии
Кондопожский район Республики Карелия

10. Кладбище при д. Линдозеро "на особо отведенном участке смежном с православным кладбищем", Койкиницкий приход Повенецкого уезда Олонецкой губернии
Точное место не установлено.
Деревня не существует.
Ныне территория относится к Сегежскому району Республики Карелия

13. Кладбище при железнодорожной ст.Масельгская,
ст. Масельга, Масельгско-Паданский приход Повенецкого уезда Олонецкой губернии
Пиндушская поселковая администрация Медвежьегорского района Республики Карелия

Источник: http://rkna.ru/projects/foreign/view.ph ... =200101332
Всего там указано 21 место захоронения военнопленных по Мурманке от Ладвы до с. Шуерецкого.

Что за "карьер 50 верста"? Уж не тот ли самый загадочный кондопожский снимок?
Помните, Кутьков писал:
Цитата:
... наши герои ехали-то не из Петрозаводска, а от временной станции Кивач. Была тогда такая, находившаяся в 5 км от нынешней ст. Кондопога. Имелся там большой песчаный карьер, откуда брали балласт для железнодорожных насыпей, и лагерь, рассчитанный на 740 душ военнопленных ...

А в другом месте он же:
Цитата:
Продолжаем очередной рассказ-путешествие от нынешней станции Кондопога, которая до середины 1960-х носила имя ст. Кивач. Причем, как помните, это была не временная станция на 50-й версте, а постоянная – недалеко от села Кондопоги и совсем рядом с начавшимся строительством ЗАК (Завода азотной кислоты).


С расстояниями мы так и не разобрались. Дмитрий писал, что 50-я верста соответствует как раз нынешней станции Кондопога. А по всем соображениям он должна соответствовать разъезду №4 (позабытая ныне платформа "Кирпичная"), у которой на продольном профиле как раз написано "Карьер".
"Железные ворота" находились на 46 версте от Петрозаводска, а разъезд №4 был совсем рядом с ними.
Кутьков не раз ошибался и мог ошибочно связать место карьера и лагеря военнопленных с временной станцией Кивач. А вот формулировка Карельского нацархива "близ карьера 50 верста" как бы намекает, что карьер географически не был связан со станцией или разъездом.
Можно предположить, что именно лагерь в последующем (т.е. уже после 1916 г.) определил место создания новой станции Кивач, а не наоборот.

Воспоминания А. Вострякова, который в 1922 году приехал на стройку, что около станции Кивач:
Цитата:
"На месте воображаемой нами стройки видим среди дремучего леса лишь несколько убогих бараков, да неказистый домик, к дверям которого от железнодорожной насыпи тянется дощатый мостик, подпираемый сваями, это – вокзал."

Значит, бараки там были.
Итак, новая версия: снимки с карьером и с бараками (20276 и 20275) были сделаны в районе нынешней станции Кондопога (этот вариант уже предлагал Дмитрий 28 ноября 2013 исходя из всё той же "50-й версты", ошибочно отождествленной Кутьковым со станцией).

UPDATE:
Только что посмотрел ещё раз Схему продольного профиля пути: http://img-fotki.yandex.ru/get/6722/500 ... bfcb9_orig
Под вторым словом "Пашня" (красный цвет) в самом низу можно прочесть "Карьер 50 вер."! Это как раз в том месте, где линия ж.д. подходила к Нигозеру (чуть левее). Отметка о карьере находится между двумя линиями "полевая дорога" (они вверху схемы). А на снимке 20276 мы видим как раз переезд с деревянным настилом.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 мар 2014 19:17:25 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 окт 2011 07:11:58
Сообщения: 28
Вячеслав, смею заметить, что карандашные подписи на продольном профиле пути сделаны в наши дни. Эти отметки-предположения современных искателей. Столетние подписи сделаны черными чернилами и по написанию цифр и букв отличаются от современных.
Про захоронения могу добавить, что кладбище военнопленных было в том месте, где территория нынешнего комбината соединяется с улицей Загородной. К сожалению, это только со слов жителей, документальных подтверждений пока нет.
Отмечу, что кладбище самой деревни Кондопога существует и теперь и находится в другом месте.
И еще одно кладбище было в другом конце современного города Кондопога, в конце ул. Советов. В народе его называли- «старое финское». Оно было на столько ветхое, что 20 лет назад было отдано под строительство домов. Не приятно, конечно, но это совершенно точно, что один из районов малоэтажной застройки находится на костях.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 14 мар 2014 02:15:54 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3471
Коралина писал(а):
Вячеслав, смею заметить, что карандашные подписи на продольном профиле пути сделаны в наши дни. Эти отметки-предположения современных искателей. Столетние подписи сделаны черными чернилами и по написанию цифр и букв отличаются от современных.
Про захоронения могу добавить, что кладбище военнопленных было в том месте, где территория нынешнего комбината соединяется с улицей Загородной. К сожалению, это только со слов жителей, документальных подтверждений пока нет.
Отмечу, что кладбище самой деревни Кондопога существует и теперь и находится в другом месте.
И еще одно кладбище было в другом конце современного города Кондопога, в конце ул. Советов. В народе его называли- «старое финское». Оно было на столько ветхое, что 20 лет назад было отдано под строительство домов. Не приятно, конечно, но это совершенно точно, что один из районов малоэтажной застройки находится на костях.


Алина, спасибо за информацию!
Насколько мне известно, ни в одном архиве мира "современным искателям" не разрешено портить исторические документы своими пометками (поскольку это не только вандализм, но и искажение оригинального содержания).
Карандашные пометки делались, безусловно, уже после составления продольного профиля пути, в тот период, когда он был ещё рабочим, а не архивным документом. Я думаю, что эти пометки датированы не позднее, чем 1922 годом. И они несут вовсе не исследовательскую, а чисто техническую, уточняющую информацию (например, изменение уклона пути или появление небольшого обхода на одном участке).

Также хочу ещё раз обратиться к воспоминаниям А. Вострякова, который 1922 году приехал на стройку около станции Кивач. Он пишет: «На месте воображаемой нами стройки видим среди дремучего леса лишь несколько убогих бараков, да неказистый домик, к дверям которого от железнодорожной насыпи тянется дощатый мостик, подпираемый сваями, это – вокзал. Заночевали… С рассветом пошли, блуждая, искать рабочий посёлок и , наконец, наткнулись на него. Осмотрелись. Десятка 3 бараков, 2 длинные конюшни, склад, кузница, лавка, да небольшая баня, одиноко стоявшая на берегу Онежского озера."

Мне представляется, что если бы до рабочего посёлка в то время была ж.д. ветка, то Востряков пошёл бы по рельсам и ему не пришлось бы "блуждать". А если там не было этой ж.д. ветки, значит, Прокудин-Горский снимал свои кондопожские фотографии в другом месте.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 мар 2014 05:09:23 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3471
Обращаюсь к Алине с просьбой попытаться сделать из района станции Кондопога снимки в Западном и Северо-Западном направлении.

Меня очень интересует, насколько совпадёт вид хребта с тем, что мы видим на снимке, подписанном Прокудныи-Горским как "Карьер около станции Каннесемга":
Изображение

Вид хребта крупнее:
Изображение

Снимать желательно с открытого пространства, чтобы здания не перекрывали вид на хребет. Или с какой-то высокой точки (с крыши дома).

Я уверен на 95%, что Прокудин-Горский снимал "карьер 50-я верста", поэтому у него не могло отложиться никакого названия местности и он привязал снимок ошибочно к Кяппесельге.

Может быть, в районе станции Кондопога также можно найти следы перепада высот, хотя скорее всего песчаная горка была просто срыта.

Вполне вероятно, что эти бараки стояли как раз напротив нынешнего вокзала:
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 мар 2014 17:19:13 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3471
Надеюсь, что Алина сделает снимки с земли из разных точек в районе станции Кондопога, а пока посмотрим по имеющимся материалам.
Эти сравнения уже публиковал много месяцев назад, но теперь повторим их применительно к новой версии.

Похожий вид хребта 1:
Изображение

Похожий вид хребта 2:
Изображение

Оба вида сделаны из разных точек, но практически в одном направлении:
Изображение
Высокое разрешение: http://img-fotki.yandex.ru/get/9170/500 ... 24fa8_orig

Первый вид - верхняя стрелка, второй - нижняя.
Овал - станция Кондопога.
Крест - пересечение ж.д. со старой дорогой, которая была уже в 1916 году (собственно, именно по ней ПГ и поехал на Кивач!).
Вполне вероятно, что именно этот переезд мы видим на снимке с бараками:
Изображение

На карте 1915 (1916?) года обозначено два пересечения дорог с линией ж.д., одно из которых находится в месте нынешней станции Кондопога:
Изображение
Крупно: http://img-fotki.yandex.ru/get/9170/500 ... 309ef_orig

Собственно, эти две красные точки и обозначают возможные варианты местонахождения бараков со снимка ПГ.
Чтобы сделать выбор между ними надо попытаться найти остатки пригорка.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 29 мар 2014 18:51:34 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3471
В поисках деревни Линдозеро...

Выше мы давали ссылку на Географический указатель мест захоронения
военнопленных I мировой войны с сайта Национального архива Карелии.

Там под номером 10 значится следующее:
Цитата:
10. Кладбище при д. Линдозеро "на особо отведенном участке смежном с православным кладбищем", Койкиницкий приход Повенецкого уезда Олонецкой губернии
Точное место не установлено.
Деревня не существует.
Ныне территория относится к Сегежскому району Республики Карелия


Это единственное место, которое соответствует снимку 20312 "Бараки для военнопленных у ст. Сегеж":
Изображение

Таким образом, можно предполагать, что лагерь военнопленных находился в непосредственной близости от несуществующей ныне деревни Линдозеро.
Осталось понять, где она находилась.
И тут начинается самое интересное. Оказывается, что это "деревня-призрак!"

Смотрим книгу Майнов В. Поездка в Обонежье и Корелу. СПб: Тип. В. Демакова, 1877: http://refdb.ru/look/1722838-p17.html

С. 246:
Цитата:
Рано утромъ я позвалъ хозяина. «Можно ли, говорю, другъ милый, пробраться отъ васъ въ Паданы». — «Отчего же. Сейчасъ въ Повѣнецъ, а тамъ почтовая дорога». «Нѣтъ, говорю, по Сегежѣ». — «Ну такъ-то не ѣзжали». — «Да вѣдь Сегежа-то изъ Сегозера вышла?» — «А то откуда же?» — «Ну, значитъ, можно?» — «Да вотъ гонки идутъ оттуда». — «Какъ? гонки ходятъ?» обрадовался я и сталъ распрашивать какъ ѣхать и какія деревни на Сегежѣ стоятъ. «Да вотъ первая деревня будетъ Линдозеро». Посмотрѣлъ на карту — никакого Линдозера не значится, а значится только дер. Сегежа, но, повидимому, это отнюдь не одно и то же. «Ну, а Сегежа — это что такое?» — Какъ расхохочется хозяинъ мой: «да это говоритъ на картахъ такъ его обозначаютъ!» — «Кого его?» — «Да Данилу Воцему — онъ одинъ тамъ и живетъ, гдѣ Воцема рѣка въ Сегежу пала». Вотъ тебѣ и деревня Сегежа! Ну, а Линдозеро, думаю, это что за штука. «Да вотъ теперь хоть бы Линдозеро: живетъ значитъ Павелъ на одномъ берегу, а на другомъ — Никифоръ, — вотъ тебѣ и вся деревня, а озеро верстъ на 5 въ ширину далось. Справляюсь съ картой — опять чепуха страшная: Сегежа какъ-то сливается съ какими-то рѣками, изъ Ондозера впадаетъ вь нее и въ Сегозеро какая-то Однозерка, но озеръ на Сегежѣ ни одного не показано.


Далее смотрим весьма интересный очерк Бубновский М. По новому пути (Из дневника народного учителя) // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. 1917. № 1. С. 4 – 15; № 2. С. 53 – 64.
В нём излагаются впечатления от поездке по Мурманской ж.д. в 1916 году, сразу после её открытия. Сам текст легко найти в Гугле по названию.
Этому Бубновскому зачем-то надо было попасть в эту деревню Линдозеро, однако оказалось, что в Сегеже никто про неё даже не слышал и поиски превратились в целый детектив.

Цитата:
Вѣкъ живи и вѣкъ учись… Нѣсколько разъ слыхалъ я, что недалеко отъ ст. Слема есть деревня Линдозеро, а гдѣ точное мѣстонахожденiе деревни и сколько въ ней жителей не спросилъ…
Долго ходилъ утромъ по станцiи и разспрашивалъ мѣстонахожденiе дер. Линдозеро. Раньше всѣхъ спросилъ у служащихъ тяги. Сказали — не слыхали. Отвѣтъ понятенъ. Люди ѣздятъ между Сорокой и Медвѣжьей горой и не могутъ знать всѣхъ деревушекъ, расположенныхъ около желѣзной дороги. Пошелъ на станцiю, «Не знаю такой» — отвѣтилъ на мой вопросъ начальникъ станцiи. Призадумался. Пошелъ въ контору подрядчика.
— Господа, не знаете ли, гдѣ здѣсь деревня Линдозеро?
— Есть какая-то деревушка за 17 верстъ отсюда.
Стало неловко, но духомъ не падаю. Пошелъ въ контору дистанцiи.
— Господа, выручите изъ бѣды — ѣду туда-то, необходимо попасть въ деревню Линдозеро и не могу узнать, гдѣ деревня.
— Какже вы ѣдете и не знаете куда ѣдете.
— Думалъ — «языкъ до Кiева доведетъ».
— Въ такомъ случаѣ спросите мѣстныхъ рабочихъ, а мы деревни Линдозеро указать не можемъ.
Большого труда стоило разыскать мѣстныхъ рабочихъ — они пилили на болотѣ дрова. Шелъ, шелъ по болоту, завязнулъ, догадался крикнуть:
— Ребята, гдѣ здѣсь деревня Линдозеро?
— Такой деревни нѣтъ, а есть два жителя — одинъ за 7 верстъ отсюда, другой за 4 на острову…
— Слава Тебѣ, Господи!
Снова въ конторѣ дистанцiи.
— Нашли деревню?
— Нашелъ.
— Гдѣ?
— Будьте добры — дайте мнѣ проводниковъ, они черезъ три часа возвратятся и принесутъ вамъ самыя обстоятельныя свѣдѣнiя.
Ровно въ полдень два карела изъ Ребольской вол., Повѣнецкаго уѣзда и перевозчикъ черезъ р. Сегежу — кр. Ланинскiй вол., Кемскаго уѣзда подхватили мой багажъ, переѣхали вмѣстѣ со мной черезъ Сегежу, поднялись на насыпь, прошли полверсты по линiи и увидѣли озеро Линдозеро. Островъ съ жителемъ видать, но онъ сливается съ дремучимъ лѣсомъ и выглядитъ полуостровомъ. Таинственный житель запрятался на островокъ и былъ извѣстенъ на станцiи немногимъ.


Впрочем, на авторское снимка это никак не повлияет. "У станции" - понятие растяжимое. Даже если бараки находились за 17 вёрст от неё, всё равно это лучший способ привязки.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 мар 2014 07:13:28 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3471
Снова возвращаюсь к вопросу о карьере в Кондопоге.

На данном сравнении меня интересовал вид хребта от нынешней станции Кондопога:

Изображение
Высокое разрешение: http://img-fotki.yandex.ru/get/9799/500 ... fc78a_orig

На снимке 1942 г. видно понижение хребта вправо. Очевидно на прокудинском снимке это понижение осталось за правой границей кадра, т.к. направление съемки несколько отличается.
Да и точка съемки может отличаться до одного километра.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 мар 2014 11:44:17 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3471
Ну вот, у нас появился повод вернуться к "самому таинственному снимку" Мурманского альбома, пикету 856.

Напомню, что карельский журналист Николай Кутьков посвятил ему целый очерк "Утонувшая Майгуба: http://tvr-panorama.ru/content/utonuvshaya-maiguba
Хотя я считаю главную идея автора (о переносе путей в связи с затоплением) ошибочной, но там есть важные детали.
Прежде всего, определение версты (расстояние от Петрозаводска), которой соответствовал 856-й пикет:
Цитата:
От себя добавлю, что чуть дальше, на 264-й версте, когда однопутка прошла по сельге между двумя озерами, был сделан самый таинственный снимок из всего Мурманского цикла.


Вот как объяснил Кутьков мотив съемки именно этого места:
Цитата:
Больше ничего интересного в районе Сегежи не было, по крайней мере до ближайшего населенного пункта. Таковым можно считать небольшой лесопильный завод в Майгубе, находившийся на горбушке между двумя озерами, соединенными протокой. Видимо, для владельцев очень удобно было доставлять сплавные бревна прямо к порогу завода, а железнодорожникам выгодно иметь шпалорезку непосредственно на трассе Мурманки. Как не трудно догадаться, для обслуживания производства и строительства дороги там удобно было также расположить и определенный контингент военнопленных. Вот это все и было удостоено внимания столичного фотомастера.



А теперь посмотрим упомянутый вчера новый источник, Бубновский М. По новому пути (Из дневника народного учителя) // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. 1917. № 1. С. 4 – 15; № 2. С. 53 – 64.:

Цитата:
Впередъ!
Верста 264. Здѣсь 13 января 1915 года три раза сошелъ съ рельсъ министерскiй поѣздъ, а мы катимся со скоростью 40 верстъ въ часъ и не думаемъ объ этомъ.


Полагаю, что именно это опасное состояние злополучного участка и стало причиной съемки. Помните, несколько дней назад мы выяснили, что снимок "Ст. Ладва Мурм. ж.д. Неровности пути" был сделан именно в том месте, где также сошёл с рельсов министерский поезд!

Извилистость дорожки на снимке пикета 856 вполне подтверждает нашу версию:
Изображение

А также тот факт, что именно в этом месте путь пришлось перекладывать для спрямления (верхний участок, Узкая Салма):
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 09 апр 2014 20:41:23 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3471
Насколько я понял, Алина не согласна с вариантом "Карьер 50 верста" и продолжает считать место съемки бараков и карьера район нынешнего ЦБК в Кондопоге.

А тем временем нашлась интересная информация по Лижме.
Снимок 20285 "Пахатное поле [у села Лижма]":
Изображение

Это то самое место, куда я не попал в 2012 г. из-за плохой подготовки к экспедиции (не взял карту местности), хотя был всего в одном километре. Может быть, Алина летом туда выберется и сфотографирует.

20284 "Речка [Лижма у села Лижма]":
Изображение

Оба снимка сделаны в одном месте примерно в паре километров выше устья реки Лижмы недалеко от села.
Оказывается, у этого места есть своё название и история:
Цитата:
В деревне есть удивительная сельга, с высоты которой хорошо любоваться окрестными красотами и смотреть на деревню. А выше по течению р. Лижма, есть место, которое местные жители называют «Тихий плёс». Верхнее течение реки оно тихое и спокойное, в летние теплые вечера, часто можно услышать, как плещется рыба - лосось. По Тихому плёсу проходит объездная дорога, так как зимой в лижемскую крутую горку трудно заехать. Эту объездную дорогу местные жители называют «БАМ». А мост через реку, в этом месте называли – «Живой мост». Каждый год в конце зимы, когда поднимался уровень воды, этот мост сносило, и его перетаскивали и ставили на место. Это как раз то место где в прошлом были пахотные земли и сеяли рожь, позже в советское время там сеяли овес и горох для лошадей, а потом поля выделяли для покоса и заготавливали сено для коров.


Отсюда: http://www.ticrk.ru/ru/regions/region_3 ... _3776.html

Там же говорится, что часовня в Лижме сгорела:
Цитата:
Церковь имела придел в честь Живоначальной Троицы и церковный праздник Троица, по местным традициям считался Лижемским. Эти традиции местные жители чтут и в наши дни. В 2012 году, активисты для детей устроили праздник и подарили всем по шарику. На церкви когда-то были, белые купала, которые в советское время разобрали. Вокруг было кладбище. В советское время в церкви была пекарня, потом продовольственный магазин. В церкви служили три поколения священников Плотников. Их дом - один из самых старых в деревне. В этом доме продолжают жить их потомки, а местные жители его так и называют «Поповский дом». В деревне раньше была ещё часовня и церковь, но они сгорели.


Обезглавленная Троицкая церковь:
Изображение

Вид на деревню с моста:
Изображение

Ещё один старый снимок:
Изображение

Все три фото из семейного архива Ксении Талдыкиной, учащейся СШ№1 г.Кондопоги, рук. Липакова В.А.
Ксения, наверное, и не знает, что есть цветные снимки Лижмы 1916 года.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 268 ]  На страницу Пред.  1 ... 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 ... 27  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB