Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 21 июн 2018 19:54:13
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 268 ]  На страницу Пред.  1 ... 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 ... 27  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 24 апр 2014 09:47:13 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3460
Участница нашего проекта Алина Тараканова вместе с сыном подготовила презентацию о съемках Прокудина-Горского на территории нынешнего Кондопожского района.
Здесь публикуется визуальный материал.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение



Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 апр 2014 19:58:09 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3460
Прокудин-Горский не спешит раскрывать свои тайны.
Мы до сих пор так и не смогли узнать точные даты и основания поездки ПГ по Мурманской ж.д. Ведь явно была не частная поездка, а особое поручение.

Сегодня нашёл свежую статью "Поездка министров на Мурман": http://vmnews.ru/proekty/100-stranic
Про эту поездку мы знали раньше и я даже публиковал фотографию министерского вагона.
Однако здесь есть кое-какие интересные подробности:

Цитата:
Скажем сразу, министры ехали не только для открытия нового города, это было дело попутное. Инициатива исходила от царя: "во исполнение Высочайших предуказаний…" министру путей сообщения Александру Федоровичу Трепову поручалось лично осмотреть Мурманскую железную дорогу для "выяснения на месте некоторых, связанным с таковым сооружением, вопросов". Союзники-англичане жаловались на неготовность некоторых участков. Немцы и нейтралы волновались, что на "Мурманке" жестоко эксплуатируются военнопленные, грозили ответными мерами. Рабочие страдали от казнокрадства чиновников.
Трепов предложил составить компанию морскому министру Ивану Константиновичу Григоровичу. У адмирала на Севере также были дела. С образованием флотилии Северного Ледовитого океана летом 1916 года в порту Семеново закладывалась военно-морская база, некоторые корабли уже пришли. Список сопровождавших лиц составил сам Трепов. Это люди, близкие к министру, некоторые в приятельских отношениях: члены Государственной Думы А. И. Шингарев и А. А. Добровольский, член Государственного Совета барон Р. А. Дистерло, заместитель министра земледелия Н. В. Грудистов, генерал С. С. Всеволожский. Ехали также чиновники из Министерства путей сообщения (4 человека) и начальник строительного Управления Мурманской железной дороги Владимир Васильевич Горячковский. В пути присоединились его помощник по линии Сорока - Кандалакша Евгений Алексеевич Захаров и помощник по линии Кандалакша - Мурман Петр Евграфович Соловьев, а также врач Сергей Павлович Серебренников. По рекомендации редактора газеты "Новое время" М. А. Суворина в списке Трепова значился журналист А. М. Селитренников, работавший под псевдонимом А. Ренников.

Специальный поезд покинул Петроград 14 сентября (здесь и далее даты по старому стилю). До Кеми сделали две остановки, Петрозаводск смотрели полтора часа да на разъезде № 9 два часа любовались Надвоицким водопадом. В Кеми провели больше суток. Сплавали на Соловки, в тамошний монастырь. В Кеми ожидала архангельская группа губернатора Сергея Дмитриевича Бибикова на ледорезе "Канада". С ним был главноначальствующий города Архангельска и Беломорского водного района вице-адмирал А. П. Угрюмов. Из Кеми в Кандалакшу плыли на ледорезе, ибо дорога в районе северной Карелии была еще не готова. Последний "серебряный" костыль забили 3 ноября в районе станции Боярская. На пути в Кандалакшу зашли в Чупу.

Конечную станцию Романов-на-Мурмане увидели в 7.30 вечера 20 сентября.


Маршрут совпадает, даже заезд на Соловки. Но всего лишь две остановки, что сразу исключает версию об участии ПГ именно в этой поездке.
Вместо него упомянут журналист Селитренников (кстати, он есть в нашем справочнике "Окружение ПГ").
Ещё более интересно, что упомянут врач Сергей Павлович Серебренников. Напомню, что единственный опознанный человек с двух снимков "группа строителей" - инженер С.П. Серебренников. Совпадение ФИО слишком поразительное, но один врач, а другой - инженер!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 апр 2014 09:29:35 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3460
В продолжение вчерашнего поста:

Ренников, А. М. Минувшие дни / А. М. Ренников. - Нью-Йорк : Изд-во газ. «Россия», 1954. - 353 с. - Книга есть в Российской национальной библиотеке. 1915-1916. В том числе командировка на строительство Мурманской железной дороги. Руководитель экспедиции - министр путей сообщения А. Ф. Трепов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 апр 2014 09:55:34 
Не в сети

Зарегистрирован: 02 июл 2012 13:48:45
Сообщения: 227
Thank you for sharing the interesting presentation!

Alongside the older photographs (the Vikshitsa chapel mystery, etc.), the Finnish Defence Forces released over 800 color pictures of WWII on Finland's National Veterans' Day. I am not sure if these will help, but some are from around Kondopoga region, also for example Vyborg.

http://sa-kuva.fi/neo?tem=webneoeng


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 апр 2014 10:33:51 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3460
Filip писал(а):
Thank you for sharing the interesting presentation!

Alongside the older photographs (the Vikshitsa chapel mystery, etc.), the Finnish Defence Forces released over 800 color pictures of WWII on Finland's National Veterans' Day. I am not sure if these will help, but some are from around Kondopoga region, also for example Vyborg.

http://sa-kuva.fi/neo?tem=webneoeng


Thank you very much Filip for this link! It's very interesting!
By the way, our participant Alina and her son took first place in All-Russian contest of local history with this Kondopoga presentation!

А у нас по-прежнему задача идентифицировать людей с двух снимок "Группа участников строительства Мурманской ж.д."

Есть кандидаты:
Цитата:
В июне 1914 г. в Петрограде было образовано Управление по строительству Мурманской
железной дороги. Возглавил управление В.В.Горячковский. Его заместителями были В.Н.Дмитриев и П.Е.Соловьев, техническим отделом руководил Б.А. Крутиков. Дорогу
разделили на 14 строительных участков. В числе начальников участков были В.А. Важеевский, В.И. Карышев, В.Д.Сахаров, А.И.Панов, Н.К.Рощенский, Л.И.Бутаревич, В.В.Реентович,Д.Д.
Кожевников, Д.Д.Бизюкин, впоследствии ставший профессором Института ин женеров
железнодорожного транспорта. В строительстве участвовал С.Д.Марков, будущий заместитель
народного комиссара путей сообщения


Отсюда: http://std.uni-altai.ru/pub/%D0%BA%D0%B ... _1___2.pdf


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 май 2014 09:47:53 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3460
Vyacheslav писал(а):
Сегодня нашёл свежую статью "Поездка министров на Мурман": http://vmnews.ru/proekty/100-stranic

Цитата:
Трепов предложил составить компанию морскому министру Ивану Константиновичу Григоровичу. У адмирала на Севере также были дела. С образованием флотилии Северного Ледовитого океана летом 1916 года в порту Семеново закладывалась военно-морская база, некоторые корабли уже пришли. Список сопровождавших лиц составил сам Трепов. Это люди, близкие к министру, некоторые в приятельских отношениях: члены Государственной Думы А. И. Шингарев и А. А. Добровольский, член Государственного Совета барон Р. А. Дистерло, заместитель министра земледелия Н. В. Грудистов, генерал С. С. Всеволожский. Ехали также чиновники из Министерства путей сообщения (4 человека) и начальник строительного Управления Мурманской железной дороги Владимир Васильевич Горячковский. В пути присоединились его помощник по линии Сорока - Кандалакша Евгений Алексеевич Захаров и помощник по линии Кандалакша - Мурман Петр Евграфович Соловьев, а также врач Сергей Павлович Серебренников.


Ещё более интересно, что упомянут врач Сергей Павлович Серебренников. Напомню, что единственный опознанный человек с двух снимков "группа строителей" - инженер С.П. Серебренников. Совпадение ФИО слишком поразительное, но один врач, а другой - инженер!


Сейчас посмотрел справочник Весь Петроград за 1915 год.
Там есть Сергей Павлович Серебренников, главный врач об-ва железнодор. сети.
Значит, всё-таки врач, а не инженер.
А в справочнике за 1916 г. он указан, кроме того, как старший врач Управления по постройке Мурманской ж.д. и управления по постройке линии "Петрозаводск-Кемь".

И он был в Кеми в середине сентября 1916 г. Едва ли у него там было постоянное место дислокации. Значит, выезжал в составе группы с какой-то комиссией.
Надо поискать фотографии и других вышеупомянутых лиц.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 май 2014 10:44:44 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3460
Попросил читателей помочь определить время съемки на Мурманской ж.д. по состоянию растительности: http://russkij-sever.livejournal.com/1843589.html

Пришёл первый ответ:
Цитата:
На первой фотографии - иван чай ( кипрей) зацвел, но его цветы на цветоносе раскрыты только на первую треть.
Наиболее вероятное - середина июля.
На фото - где спокойная река - цветет дудник. Значит - до покоса еще есть время. Тот же период.
10-20 июля.
(Занимаюсь лекарственными растениями).


Даже если на севере в холодное лето эти растения могли зацветать несколько позднее, всё равно сентябрь уже отпадает.

Тогда комиссия, сфотографированная Прокудиным-Горским в Кеми, могла иметь какое-то отношение к инспекции губернатора Бибикова (14 — 26 июня по старому стилю).
Правда, с санитарно-правовой комиссией Бибикова есть некоторая путаница в датах. По некоторым источником корабль комиссии "Садко" потерпел крушение 17 июля после отплытия из Кеми. По другим - 20 июня. Из Архангельска "Садко" отбыл с комиссией 14 июня.
Т.е., члены комиссии успели побывать в Кеми около 15-17 июня 1916 г. и Прокудин-Горский не мог в любом случае их сопровождать в поездке от Лодейного Поля до Сороки.

Второй ответ на мой сегодняшний вопрос читателям:
Цитата:
Начало августа. Я живу на севере Пермского края, и у нас, когда доцветает Иван-чай, заканчивается лето.


Третий:
Цитата:
В Карелии иван-чай зацветает попозже, тем более что это вообще север. А на нескольких фото видны скирды. Так что я бы предположил начало августа.


Четвёртый:
Цитата:
Плюсую, конец июля - начало августа.


Пятый:
Цитата:
Конец июля - начало августа время цветения иван-чая в Североморске


И, наконец, высказался наш старый знакомый Михаил aka uchazdneg:
Цитата:
Я знаток, ага. Самый конец июля или начало августа, точно не позже середины августа. Кипрей еще не распушил семена, отава не поднялась, ни одного желтого листочка нет. Можно пробовать определение времени поездки: по солнцу. Жаль только, подходящего снимка в мурманском альбоме не найти - нужны особые требования к освещению и объектам на снимке. Будь полностью цела, скажем, церковь в Лижме - задачка решалась бы на раз: азимут тени (а значит астрономическое время суток) известен, широта места и угол тени тоже - значит, при достаточной точности измерений и вычислений можно установить дату с точностью до недели-другой. Уж отсечь сентябрь - практически наверняка.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 14 май 2014 19:04:03 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3460
Пришло письмо от Алины, касающееся датировки поездки ПГ на Мурманскую ж.д.:

Цитата:
Вот, что я выяснила: на фотографиях Лижмы - поля, при чем уже проборонены, то бишь, посев уже прошел.
А сеяли в Лижме озимые ячмень и рожь. Вот доказательства:http://www.etnocenter.ru/metod/materialy-po-istorii-etnografii-i-tradicionnoj-kul-ture-korennyh-narodov-karelii/karely/tradicionnye-karel-skie-prazdniki/
31.07 / 13.08 Маковей (Мakovei)

Отмечался у тихвинских карел. Праздник завершал посев озимой ржи. Местный священник окроплял “святой водой” лошадей, а затем ходил с крестным ходом в ржаное поле, заходил на всходы и служил молебен. Начало Успенского поста.

Речь, конечно идет о Тихвинских Карелах, то бишь -южных, но не думаю, что была большая разница в дне посадки.
Те более в современном справочнике оптимальные сроки посадки Россия

Северные районы зоны Республики Коми и Карелия; 20.08,

Северо-восточные и северо-западные районы зоны 05.08-25.08

Взято от сюда:
http://agrokhimgrupp.ua/blog/zerno/834-srok-poseva.html

На фото в Гирвасе часть сена уже в скирдах
Взято отсюда: http://kartravel.ru/okarele1.html

Домашния занятия корела разнообразны, смотря по времени года. Летние: сенокос, пахота и уборка хлеба. Сенокос продолжается около полуторых или двух месяцев, а именно: с 24 июня до 1 или 15 августа,

По другим данным: http://www.agromedia.ru/news.aspx?type=2&id=2407
Прадеды наши относились к сенокосу как к празднику. Начинался он с 12 июля, с Петрова дня
Я знаю, что сенокос начинается в середине июля, а если часть сена уже в скирдах, то это уже начало августа.

Из вышеизложенного следует, что П-Г был в Карелии в первой половине августа.
Кстати, начало цветения Иван-чая приходится на макушку лета- середина июля


Таким образом, практически все сходятся на периоде с конца июля по первую половину августа. По старому календарю - август.
Доклад Бибикова царю по итогам его инспекционной поездки был датирован 3 июля 1916. Думаю, что была какая-то связь с последующей поездкой ПГ.

Посмотрел Хронологию жизни ПГ, нет ни каких задокументированных событий между 29 апреля и 2 октября 1916.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 29 авг 2014 16:03:08 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3460
Алина прислала некоторые свои снимки по Лижме и пара исторических фотографий этого села.

Одна из них была сделана примерно в начале 20 века:
Изображение
Высокое разрешение: http://img-fotki.yandex.ru/get/6742/500 ... d27f3_orig

Прокудин-Горский снимал с другой точки:
Изображение

Высокое разрешение: http://img-fotki.yandex.ru/get/12/50014 ... 08385_orig

1950-е годы:
Изображение

Попытался найти похожий вид на своих снимках, но ракурс не тот. Сейчас всё заросло и у меня сруб храма едва виден из-за деревьев.
А может и мост немного перенесли.
Изображение

Высокое разрешение: http://img-fotki.yandex.ru/get/6735/500 ... fe458_orig


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 сен 2014 06:48:59 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3460
Продублирую сюда сообщение из ветки фотосравнений, поскольку оно уже затрагивает вопрос об идентификации.

Vyacheslav писал(а):
Алина сделала то, что не удалось мне в 2012 году - снимки с моста через р. Лижма выше села Лижма.
В обе стороны:
Изображение

Высокое разрешение: http://img-fotki.yandex.ru/get/6843/500 ... d8bf5_orig

Эти современные снимки были очень нужны чтобы окончательно подтвердить идентификацию фотографии Прокудина-Горского под номером 20284, ошибочно подписанной как "река Каннесемга". Ещё в 2009 г. мы пришли к убеждению, что на самом деле там река Лижма выше одноименного села.
Однако, по мнению Алины, ни один из её снимков не оказался похожим на прокудинский 20284.
А он бы сделан, почти наверняка, вниз по течению, в сторону села Лижма.

Я думаю, что ему скорее соответствует этот снимок Алины:
Изображение
Высокое разрешение: http://img-fotki.yandex.ru/get/6835/500 ... ce86f_orig

Я не знаю наверняка, в какую сторону она снимала, но предполагаю, что в сторону с. Лижма.
На обоих фотографиях растительность скрывает рельеф местности, поэтому его невозможно толком сравнить, можно лишь сказать: не исключено, что на современном снимке справа за деревьями холм, а на снимке ПГ - слева за деревьями равнина. Тогда бы всё сошлось.

А вот на следующей паре (снимок Алины в другую сторону) идеально совпадает передний план с рекой, но вот на заднем просто зияет отсутствие холма!:
Изображение
Высокое разрешение: http://img-fotki.yandex.ru/get/6808/500 ... 6f7f3_orig

В общем, достоверность сравнения доказать невозможно, но первый вариант может оказаться верным.

Алина, я правильно указал точку Вашей съемки на спутниковом снимке?



АЛИНА ПИШЕТ В ОТВЕТ:
Цитата:
Действительно моё место съёмки было с этого моста.
Первая фотография на форуме, там где справа полусухое дерево, а слева вдалеке дом- это направление в сторону Лижмы. По правому берегу есть возвышенность, но это не холм с пологим склоном, там по круче будет. Слева дом-новостройки последних 10 лет. Река после моста делает сначала затяжной левый поворот, а потом круче правый
На второй фотографии справа равнина- поля. Река от моста сначала направо поворачивает, а потом налево. Я бы не согласилась, что это место съёмки П-Г.
Во-первых, местные меня убеждают, что эта дорога советского периода и ранее её не было, потому и зовут БАМ, потому как среди дикого леса её строили по новому месту.
Во-вторых, по повороту реки более похож второй снимок, а по наличию холма- первый.


Думаю, что дорога всё же была в 1916 г. Благодаря Николаю Кутькову мы даже можем сказать с определенной долей уверенности, что именно там снимал там Прокудин-Горский.
Вот карта 1916 г., которую нашёл Кутьков в архиве и передал на "Храмы России":

Изображение
Высокое разрешение: http://img-fotki.yandex.ru/get/6834/500 ... a69c5_orig

Судя по расположению, на снимке 20285 с пахотным полем тот самый клин церковной земли ("Ц.З." на карте):
Изображение

Дмитрий с "Храмы России" даже разглядел на горизонте купол лижемского храма, так что ошибка практически исключена. Раз было пахотное поле, значит была и дорога к нему.
Я так понял, что МПС хотело выкупить церковные земли для устройства плотины с мини-ГЭС на р. Лижма.

Пока не могу найти зацепок, но по общему впечатлению на снимке 20284 с речкой тот же самый холм, что и на 20285. Немного другой ракурс и найти совпадающих деталей уже почти невозможно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 268 ]  На страницу Пред.  1 ... 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 ... 27  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB