Совершенно неожиданный поворот в истории с одной из самых больших головоломок Мурманского альбома!
Всё это время мы считали нынешнюю станцию Нигозеро той самой "временной станцией Кивач", о которой впервые написал Кутьков, хотя он совсем запутался в её местонахождении:
Цитата:
наши герои ехали-то не из Петрозаводска, а от временной станции Кивач. Была тогда такая, находившаяся в 5 км от нынешней ст. Кондопога. Имелся там большой песчаный карьер, откуда брали балласт для железнодорожных насыпей, и лагерь, рассчитанный на 740 душ военнопленных ...
http://www.tvr-panorama.ru/content/po-s ... -bogatyryaЦитата:
Продолжаем очередной рассказ-путешествие от нынешней станции Кондопога, которая до середины 1960-х носила имя ст. Кивач. Причем, как помните, это была не временная станция на 50-й версте, а постоянная – недалеко от села Кондопоги и совсем рядом с начавшимся строительством ЗАК (Завода азотной кислоты).
http://ptzgovorit.ru/content/%C2%ABzhel ... -kondopoguДмитрий нашёл упоминание о документе, из которого следует, что нынешнее Нигозеро как раз
предполагалась постоянной станцией Кивач, а временной считалась нынешняя станция Кондопога. На профиле 1916 есть только одна станция Кивач - на месте нынешней ст. Нигозеро, однако теперь ясно, что это было отражение не реальности, а лишь проекта, так никогда и не осуществлённого. Прекрасная иллюстрация поговорки "нет ничего более постоянного, чем временное")) В итоге станция Кивач так навсегда и осталась у карьера 50-я верста (не считая передвижки на 200 м. западнее).
DMITRY писал(а):
«Временная станция КИВАЧ»Ранее были сомнения относительно существования
«временной станции Кивач» т.к. на жд профиле 1916 г. указана только "Ст. Кивач" на месте соврем. ст. Нигозеро, а на 50-версте (соврем. г. Кондопога) указан только карьер.
http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=17328#p17328Но в
«Обзоре документов по истории Олонецкой и Мурманской железных дорог» http://rkna.ru/index.php/component/content/article/466-nsa/spravochniki/dopolnitelnye/obzory-dokumentov/1035-obzor-dokumentov-po-istorii-olonetskoj-i-murmanskoj-zheleznykh-dorog приводится документ:
80. Отношение начальника эксплуатации Мурманской железной дороги помощнику начальника работ инженеру В.К. Дмитриеву о разрешении содержания заводу азотной кислоты кладовой на временной станции Кивач при условии, если после переноса станции с 50 версты, будет получено согласие завода на содержание телеграфного поста, разъездного пути и маневрового паровоза. 17 января 1917 г.
ф.Р-1576, оп.1, д.14/85, л.3.«Временная станция Кивач» действительно существовала, в 1916 г. находилась на 50-й версте у карьера и только позднее она была перенесена согласно профиля на место совр. ст. Нигозеро. Все эти снимки Прокудин-Горский сделал на 50-й версте т.е на «временной станции Кивач».
Исходя из текста заголовка на 17 января 1917 г. станции Кивач, указанной на профиле на месте совр. ст. Нигозеро, еще не существовало.
В название снимков следует внести «временная станция Кивач» с указанием в прим. ее местонахождения на момент съемки:
"В 1916 году существовала «временная станция Кивач», которая находилась на 50-версте от Петрозаводска у карьера «50-я верста» (соврем. ст. Кондопога)." http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 8&start=30Наличие временной станции у карьера 50-я верста объясняет, откуда там взялось депо, хотя я бы всё же не стал 100% исключать возможно его съёмки на станции Лижма. Но это лишь теоретическое допущение.
И да, как-то стрёмно в названиях снимков писать "временная станция Кивач", зная, что она оказалась постоянной))
Чтобы не морочить голову людям, лучше про "предполагаемо-временный" статус станции указать в комментарии к снимку. Тем более, что в 1916 году никакой "временной станции Кивач" официально не существовало, так железнодорожники между собой обозначали разъезд у карьера 50-я верста.