Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»
http://forum.prokudin-gorsky.org/

Альбом "Мурманская железная дорога"
http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=10
Страница 5 из 27

Автор:  Vyacheslav [ 20 сен 2011 07:09:05 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Мурманская железная дорога"

Снимок 20332 "Станция Сорока"

Изображение

Нашел своё сообщение аж от 17 июля 2009 г. на старом форуме:
Слава писал(а):
По-моему, название станции вполне нормально читается: "Ст. Сорокская бухта".

К сожалению, некоторые важные сообщения стали уже забываться, надо иногда просматривать старые материалы.

Также нашел интересный комментарий к одному из снимков Сороки Прокудина-Горского в газете "Беломорская трибуна": http://www.belomorsk-mo.ru/file.cgi?id=774

Автор:  Vyacheslav [ 21 сен 2011 06:37:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Мурманская железная дорога"

Вспомнил ещё одно важное уточнение, сделанное мною в том же 2009 г.:

Снимок 20340 "Г. Кемь. Вид на остров с берега":

Изображение

На снимке, конечно, не город Кемь, а лежавшая в 12 верстах от него Кемь-пристань (ныне п. Рабочеостровск). Кстати, на снимке показано то самое место, где снимался знаменитый фильм "Остров".

Автор:  Vyacheslav [ 23 сен 2011 11:24:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Мурманская железная дорога"

Н. Кутьков опубликовал очередную статью из "мурманского" цикла - "Цветная и черно-белая Кяппесельга": http://www.tvr-panorama.ru/node/2670/

Цитата:
В подписях, сделанных к фото, упоминается деревня Шайдома. Она лежала аккурат за кяппесельгской возвышенностью, на небольшом озерце. Если фотограф туда ходил, то саму деревню не снимал (или снимки не получились). Зато сделаны были фото с крестьянской пашней и островками ровниц (собранных в кучу камней) на фоне лесистой горушки. А также тихой речки с сенокосными угодьями по берегам. Пейзаж очень напоминает окрестности Кяппесельги, тем более что примерно в километре от точки съемки виднеется новенькое здание. Как раз там должна быть станция Кяппесельга.
Вот в связи с будущей станцией и остановимся более подробно на снимке училища. Дело в том, что одноэтажное земское училище стоит необычно близко к самой линии железной дороги, всего в 9 саженях от оси линии вместо минимальных 15-ти. Здание довольно свежее (по документам – постройки 1907-09 годов), а его соблазнительная близость к дороге натолкнула ж/д чиновников на практичную мысль. Неплохо было бы выкупить училище для конторы дистанции пути. В связи с этим в августе 1915 г. была начата «Переписка о сносе училища в Кяппесельге». Повенецкая земская управа была категорически против сноса или отчуждения здания. Ведь к училищу примыкал довольно большой земельный участок с фруктовым садом, огородом и хозпостройками: погребом, хлевом, сараями и баней.
Поэтому в марте 1916 г. земство выкатило Мурманке счет в сумме 16 тыс. руб. плюс компенсация в 1,5 тыс. за наем нового школьного помещения. Путейцы пытались договориться о более скромной сумме, но земцы не уступали. В результате железнодорожники сдались. Училище оставили в неприкосновенности, изменили лишь конфигурацию забора, чтобы шел параллельно линии, и границу полосы отчуждения сократили до 9 саженей. Однако мстительные путейцы письменно оговорили следующее условие: «От загорания…крыша покрыта огнеупорным толем. По пожарным убыткам и если бы, чего Боже сохрани, часть или все повреждено или уничтожено пожаром, никаких требований казне не предъявлять». В августе (уже после поездки Прокудина-Горского) дело было закрыто. Но в июне, в разгар спора, чиновники Мурманки и попросили фотографа снять сие яблоко раздора. До недавнего времени в этом здании пребывала поселковая начальная школа.


Вот это училище:

Изображение

Получается, что снимки с паханным полем и речкой (20285 и 20284) Кутьков относит к Кяппесельге, а не к Лижме, как это делаем мы.

Автор:  Vyacheslav [ 05 окт 2011 10:57:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Мурманская железная дорога"

Вернусь к старому вопросу об идентификации "группы участников ж.д. постройки":
Изображение

Я уже давно писал, что один из них очень похож на инженера С. П. Серебренникова.
Вся та же иллюстрация из книги "История железнодорожного транспорта в России", т. 1., 1994, только улучшенного качества:

Изображение

Сравним:
Изображение

С учетом предельно узкой группы сравнения, тождество можно считать полностью доказанным.

Про других судить не берусь.

Есть, правда, предположение, что самый важный господин на прокудинском снимке - это Сергей Демьянович Карейша (1854—1934), инженер путей сообщения, специалист в области железнодорожного пути, станций и узлов, заслуженный профессор, директор Петербургского института инженеров путей сообщения (1911—1917 гг.).
Хотя сходство очень примерное и трудно окончательно понять из-за разного ракурса:
Изображение

Изображение

Автор:  Коралина [ 08 окт 2011 08:20:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Мурманская железная дорога"

Здравствуйте, уважаемые форумчане. Присоединяюсь к Вас для обсуждения фотоснимков Муромской железной дороги. Мне эта тема очень интересна, так как я с рождения и по сей день живу в городе Кондопога, что ранее называлась станция Кивач. Меня естественно заинтересовали снимки сделанные как-будто бы около станции Кивач.

Автор:  Коралина [ 08 окт 2011 08:30:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Мурманская железная дорога"

А теперь про снимок как-будто бы Илемсельги. На самом деле очень-очень похоже. Про церковь сказать ничего не могу, хотя никогда и не слышала про неё и остатков фундамента не наблюдала. Меня смущает водоём. Около Илемсельги озеро, по форме прямое-вытянутое, а на фотографии явно есть очень крутой поворот, то бишь скорее всего это- река.

Автор:  Коралина [ 08 окт 2011 08:38:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Мурманская железная дорога"

И ещё одна фотография меня удивила.

Автор:  Vyacheslav [ 08 окт 2011 10:34:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Мурманская железная дорога"

Коралина писал(а):
А теперь про снимок как-будто бы Илемсельги. На самом деле очень-очень похоже. Про церковь сказать ничего не могу, хотя никогда и не слышала про неё и остатков фундамента не наблюдала. Меня смущает водоём. Около Илемсельги озеро, по форме прямое-вытянутое, а на фотографии явно есть очень крутой поворот, то бишь скорее всего это- река.


Приветствую, Коралина!

Очень рад видеть Вас на форуме проекта "Наследие С. М. Прокудина-Горского", тем более, в такой интересной теме, где ещё остается много белых пятен.

Про Илемсельгу я недавно писал. Хотя у нас нет серьёзных оснований сомневаться в этой идентификации, но одно обстоятельство меня до сих пор смущает. На снимке Прокудина-Горского ясно видно сильное течение или даже порожистость, чего не может быть на небольшом озере. Пока единственное объяснение - рябь поднял сильный ветер.
К Вам сразу вопросы как к жителю Кондопоги:
1) знают ли в местном Краеведческом музее, что около 8 снимков Прокудина-Горского идентифицированы как сделанные на территории нынешней Кондопоги. Работает ли вообще музей? Я не смог туда дозвониться по телефону, указанному в Сети.
2) правда ли, что изначально станция Кивач была в 5 км. от нынешней, как об этом написал один журналист? Я не смог найти этому никаких подтверждений.
Заранее спасибо за Ваши ответы.

Автор:  Коралина [ 08 окт 2011 10:53:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Мурманская железная дорога"

В понедельник я навещу наш кондопожский краеведческий музей и проясню вопрос про местонахождение станции Кивач, хотя скорее всего им по этому вопросу ничего не известно. Больше всего краеведческой информации, в том числе документально подтвержденной находится не в музее, а у нашего местного краеведа. Вот с ним лично я и встречусь.
Я общалась с сотрудниками заповедника "Кивач", они уже были знакомы с фотографиями водопада ещё до моего обращения к ним. Однако отмечают только отдалённую схожесть с настоящим водопадом Кивач.

Автор:  Vyacheslav [ 08 окт 2011 10:56:18 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Мурманская железная дорога"

Коралина писал(а):
В понедельник я навещу наш кондопожский краеведческий музей и проясню вопрос про местонахождение станции Кивач, хотя скорее всего им по этому вопросу ничего не известно. Больше всего краеведческой информации, в том числе документально подтвержденной находится не в музее, а у нашего местного краеведа. Вот с ним лично я и встречусь.
Я общалась с сотрудниками заповедника "Кивач", они уже были знакомы с фотографиями водопада ещё до моего обращения к ним. Однако отмечают только отдалённую схожесть с настоящим водопадом Кивач.


Спасибо, Коралина!
Вы ещё могли бы помочь решить одну очень интересную загадку. Я полагаю, что два снимка Прокудина-Горского были сделаны в Верхнем Бесовце: viewtopic.php?f=3&t=10&start=30
Но подтвердить это можно ли сделав современный снимок на месте в том же ракурсе. Мне обещали помочь несколько человек из Петрозаводска, но прошло уже 4 месяца, а они так и не объявились.

Страница 5 из 27 Часовой пояс: UTC
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/