Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 28 окт 2020 14:24:04
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 232 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ... 24  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 15 сен 2011 16:25:20 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3715
Снимок 20434 " Полоцк. Памятник войны 1812 г. на площади около Николаевского собора"
Изображение

Здесь подробный рассказ о том как восстанавливали памятник в 2009 г.:
http://ng.by/ru/issues?art_id=43651

А здесь вообще форум про всю серию однотипных памятников 1812 г.: http://forum.smolensk.ws/viewtopic.php?f=59&t=45967

Памятник в Красном сдали в металлолом в 1931 г., за то, что он был копией Смоленского:
Изображение

А тот памятник, что снимал Прокудин-Горский, в Красном сохранился: http://www.admin-smolensk.ru/~websprav/ ... p/kras.htm

В Малоярославце аналогичный монумент также был разрушен в 1930-е: http://www.admoblkaluga.ru/main/news/an ... t-1812.php


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 сен 2011 17:37:52 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3715
На днях сочинский краевед Владимир Костиников прислал мне ссылку на любопытный рассказ графа С.Д. Шереметева о поездке в Сочи в 1899 году, который он выложил на "Сочинском краеведе": http://sochived.info/kniga-o-puteshestv ... ne-1899-g/
Как правильно отмечает Владимир, в подписях у Прокудина-Горского про храм в Лоо упоминалось имение Шереметева. В тексте упоминается и этот храм, и Ниджи - имение Абазы, долина Дагомыса, Фишт, царский парк с редкими растениями. Причем всё очень образно, даже со стихами. Этот текст может послужить "иллюстрацией" к фотографиям...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 сен 2011 19:38:36 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3715
"О жизни судорабочих век назад": http://solidarnost.org/thems/profsoyuzn ... _8304.html
Своего рода комментарий к "речным" снимкам Прокудина-Горского с моей реставрацией в качестве заставки (что приятно :-))


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 окт 2011 17:37:40 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3715
Единственный снимок легкового автомобиля в коллекции Прокудина-Горского:
Изображение
upload bmp

Снято у Новой гостиницы в Гаграх.
Авто принадлежит, очевидно, принцу Ольденбургскому, который и пригласил ПГ или просто принимал его.
Принц был заядлым автолюбителем, участвовал в первом кавказском автопробеге Новороссийск-Гагры 1911 г.:

Изображение
free image hosting
На снимке авто похожее, но всё же, по-моему, другое.
Весьма подробно об автопробеге можно прочесть здесь: http://alisha-96.livejournal.com/43372.html

А вот в гости к принцу в Гагры пожаловал сам император:
Изображение
upload images

Думаю, что левый авто - как раз с прокудинского снимка, только с установленным верхом.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 11 окт 2011 19:24:29 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3715
Мы уже не один год комментируем снимки Прокудина-Горского, настало время предоставить слово самому автору.
В итоговой части проекта "Наследие С. М. Прокудина-Горского" опубликован (впервые за 100 лет!) уникальный исторический документ - доклад С. М. Прокудина-Горского на всероссийском съезде художников в Санкт-Петербурге 4-го января 1912 г. «О применении фотографирования в истинных цветах к наглядному изучению России»: http://www.prokudin-gorsky.org/rightpag ... e=art_cong

Уникальность этого документа состоит в том, что это единственная известная нам стенограмма демонстрации своих снимков Прокудиным-Горским, из которой мы узнаем, что именно он говорил при этом, какие комментарии делал к своим работам.
Документ содержит массу интереснейших подробностей, раскрывающих творческое мировоззрение, художественное мышление, гражданскую позицию и даже темперамент Сергея Михайловича.
Это богатейший материал для научного анализа, который ещё будет нами подробно проводиться. Мы будем цитировать этот доклад во многих темах форума.
Скажу сейчас лишь об одном из главных выводов: текст доклада доказывает, что уже в 1912 г. Прокудин-Горский не помнил о реальном содержании и месте съемки многих снимков из коллекции, в то время как другие снимки вызывали у него яркие воспоминания.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 14 окт 2011 11:29:44 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3715
Пока я собирался приступить к анализу доклада Прокудина-Горского на съезде художников, за меня это уже начали делать!
Кстати, весьма неплохо получилось у человека: http://foto-history.livejournal.com/1505204.html
Но он, правда, коснулся только сферы своих интересов - Средней Азии.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 окт 2011 06:11:16 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3715
Недавно опубликованный у нас доклад Прокудина-Горского на съезде художнков "пошел в народ". Вчера открывки из него перепостили на Ташкентском сайте: http://mytashkent.uz/2011/10/16/s-m-pro ... stan-1912/

Честно говоря, я немного опасаюсь по поводу реакции местных жителей на некоторые резкие высказывания Сергея Миайхловича в отношении сартов, безразличных к судьбе памятников архитектуры. Правда, сегодня эти слова, кажется, потеряли актуальность. За последние десятилетия в Самарканде очень многое восстановлено.

П.С. На файерфоксе какой-то глобальный глюк, наш сайт и форум отражаются некорректно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 ноя 2011 15:39:36 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3715
Наконец-то пора заняться рассмотрением замечательного доклада Прокудина-Горского "О применении фотографирования в истинных цветах к наглядному изучению России", сделанном 4 января 1912 г. на заседании всероссийского съезда художников в Петербурге.

Сейчас нас будут интересовать его комментарии к снимкам.

Цитата:
Снимки Туркестана и Средней России:
1) Мост через реку Аму-Дарью.
2) Так называемые «Барханные пески» в Закаспийской области.
3) Саксаул, песчаное дерево, растущее на песках и которое служит как топливо в Туркестане. Снято поздней осенью.


Вероятно, снимок 20046:
Изображение

Либо - 20102:
Изображение
Поздняя осень - это октябрь 1911.

Цитата:
4) Карагач — главным образом около Самаркандской области и Сыр-Дарьинской, около южной её части.

Есть три снимка, например, 21898:
Изображение

Цитата:
5) Голодная степь. Здесь мы видим маленькую голубенькую полоску, — это прорытый канал — арык, идущий из канала Императора Николая I. Она только по наивности названа Голодною степью, это — сытая степь, но в ней нет воды; там плёсы, которые никакого удобрения не требуют, хлопок там растет великолепный; это богатейшие места, но, к сожалению, мало орошенные,— все выжжено солнцем.


Очевидно, это снимок "Общий вид степи от казенного домика", 21794:
Изображение
Здесь действительно видна голубая полоска.
А вот комментарий ПГ звучит так, словно он делает презентацию инвестиционного проекта, что косвенно подтверждает смысл его съемок в Голодной Степи (о чем я подробно писал ранее).

Цитата:
6) Это арык в Голодной степи и киргизские кибитки.

Вот тут есть подозрение, что ПГ начинает путаться и имеет в виду снимок, сделанный близ Байрам-Али, 20075:
Изображение

Цитата:
7) Вид арыка внутри его.
8) Текинец с хлопком и верблюдами.


Названия этих двух следующих снимков наглядно подтверждают, что речь идёт вовсе не о Голодной Степи, а о Мервском оазисе. Текинцы в Голодной Степи не проживали, насколько я понимаю.

Цитата:
9) Тоже в Голодной степи: канал Императора Николая Т.

Опять путаница, в одну кучу смешиваются два региона Средней Азии.

Цитата:
9) Там-же — церковь переселенцев.
10) Общий вид на Голодную степь.
11) Кочующие киргизы (там-же).
12) Текинская кибитка.
13) Тоже в Голодной степи: верблюд везет для своей еды колючку.
14) Солончак выжженный (там-же).
15) Молодой беркут (там-же).
16) Общий вид на Самарканд, вид с Регистана на старый город.
17) На Регистане у мечети Улуг-Бек.
18) Тилля-Кари. Регистан.
19) Деталь майолики на стене Тилля-Кари.
20) Менялы в Регистане.
21) Группа студентов (там-же).
22) Улица в Старом Самарканде.
23) Врачи в Регистане.
24) Общий вид мечети Биби-Ханым. Это одно из грустнейших явлений Самарканда. Дело в том, что четыре года тому назад я был в командировке на солнечном затмении, покойный Менделеев это устроил. У меня тогда был сфотографирован купол. Купол был почти цел. Теперь его почти нет; остался маленький кусок с колоссальными трещинами, — от первого земле- трясения ничего не останется. Нужно удивляться, как не охраняют проход внутри мечети, там опасно ходить. Это одна из самых интересных мечетей. Она была построена Тамерланом в память его покойной жены.


Очевидно, ПГ показал снимок 02284:
Изображение
А под более ранним снимком имелся в виду 21835:
Изображение
Действительно, после землетрясения 1907 г. трещин на куполе Биби-Ханыма прибавилось, но всё было не так драматично, как описывает ПГ. "Почти целый" купол обрушился ещё в 19 веке.

Цитата:
25) Это замечательный камень (в той же мечети); это, так сказать, подставка для корана; коран на него кладется для чтения во время великих празднеств.

Это снимок 02288:

Изображение
upload images

Цитата:
26) Это колонна единственного минарета, который сохранился около Биби-Ханым; он приходится в улицу. Его бы следовало как-нибудь спасти, это — восточный минарет. Когда-то мечеть Биби-Ханым занимала громадное место, теперь же большая часть её погибла совершенно.


Это снимок 02287:
Изображение
jpg image hosting

Цитата:
27) Это водонос в Туркестане, где большую часть года жара стоит невыносимая; эти господа в бурдюках носят воду, но что это за вода — одному Богу известно, — только солнце одно спасает; положим, много всё-таки туземцев страдают тяжелыми болезнями, в роде «рышты» например.

Это снимки 21730 или 02300:
Изображение
Очень эмоциональный комментарий! Вот о чём думал ПГ, снимая водоноса.

Цитата:
28) Нищие на улицах Регистана.
29) Продавцы лепешек.
30) Мечеть Шах-Зинде. Снята к вечеру. От неё что-нибудь останется, потому что там сидят муллы, которые клянчат деньги за показ. В общем надзор до крайности мерзкий за этими замечательными девятивековыми памятниками. Не организовано ничего. Ремонта нет, никто не заботится, никого не интересует. Современные сарты потеряли все художественное чутье. Нужно удивляться, что это были за люди и что с ними сталось, все изящное им чуждо.


Очевидно, имеется в виду 21833 "Общий вид Шах-Зинде (вечерний снимок)":
Изображение

Здесь как нельзя ярче проявляется эмоциональная натура Сергея Михайловича. Как он неравнодушен к судьбе памятников далекой окраины Российской империи! Как негодует на этих "современных сартов", которым "чуждо всё изящное". Наверное, ПГ был бы очень рад увидеть современное состояние знаменитых мечетей Самарканда после полного "евроремента".

Цитата:
31) Это — у входа в мечеть. Эти господа сидят с утра до вечера, ничего не делают, собирают гроши с тех, кто приходит молиться. Типичные лодыри!

Снимок 02276 "У входа в Шах-Зинде":
Изображение
upload images

Цитата:
32) Мозаики над входом в мечеть Шах-Зинде.
33) Часть мозаики в Проход мертвых. Здесь похоронены главнейшие родственники и приближенные Тамерлана.
34) Это майолика над могилой дяди Тамерлана.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 ноя 2011 13:05:31 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3715
Продолжаю разбирать комментарии Прокудина-Горского к его собственным снимкам:

Цитата:
Перехожу теперь к фотографиям Средней Poccии:
1) Общий вид Ростова и церковь на месте убиения Св. Леонтия.
2) Ростовский Кремль; общий его вид.
3) Вид на Кремль с северо-западной стороны. Могу сказать одно: великое спасибо покойному Императору Александру III за то, что он спас этот Кремль от разрушения, а также покойному Титову и ныне здравствующему г. Шлякову, который сейчас дрожит над всем этим и спасает все. Что касается Ростова, то снято все, что возможно. К сожалению, одна вещь совсем не снята весьма интересная, - снять ее нельзя, - это одна из внутренних стенок.


Речь идет о следующем снимке 02566 "Кремль с снверо-запада":
Изображение
gif image hosting
В 1912 г. негатив был ещё цел.
Примечательна фраза "Что касается Ростова, то снято все, что возможно" - действительно, здесь ПГ сделал больше снимков, чем в любом другом городе империи.
Последняя фраза в цитате звучит весьма загадочно.

Цитата:
4) Это – в Воскресенском храме. Там есть келья Филарета Никитича, но фресок там снять мне не удалось.

Келью ПГ снял, негатив пропал, но нашлась цветная репродукция:
Изображение
adult image hosting
Как мы теперь знаем, Ростов ПГ снимал по заказу Комитета по организации празднования 300-летия дома Романовых, т.е. как одно из Романовских мест. В этой связи можно предположить, что не было специального альбома для Романовских мест. Или он был расформирован задним числом?
"но фресок там снять мне не удалось". Интересно, что же могло помешать ПГ сделать снимки фресок в одном из храмов? Ведь всё было к его услугам!

Цитата:
5) Это княжьи терема в Кремле. Внутри их есть комнатка бывших князей, где очень любопытная печка, я хочу ее показать, это очень интересно.

Этом снимок 02568 "Общий вид Княжьих теремов". А печка - 21230 "Изразцовая печь в Княжьем тереме":
Изображение

Цитата:
6) Входная дверь в церковь «Спаса на сенях». На лево сходящиеся колонночки, что очень ценится археологами.

Это 21246 "Правая входная дверь в алтарь в церкви Спаса на сенях":
Изображение
Не пойму, где здесь "На лево сходящиеся колонночки"? И оборот "ценится археологами" :-) Такое ощущение, что ПГ выдал слушателям некий экспромт из обрывков информации, услышанной от гида при съемке.

Цитата:
7) Это вход в храм Иоанна Богослова; он совсем было погиб, но его спасли.

Это 21215 "Вход в церковь Иоанна Богослова в Кремле":
Изображение
Интересно, это обычная для ПГ драматизация на тему гибели памятников, или была реальная перспектива сноса (обрушения?) церкви Иоанна Богослова в Кремле? Или речь идёт не о храме, а о "входе", т.е. о крыльце?

Цитата:
8) В Ростовском Кремле, благодаря Титову и Шлякову и многим другим, может быть, им содействовавшим, создан музей всякой старины; это маленький уголочек его; такие снимки и трудны и мало благодарны.


Это снимки 21335 и 21335.
"Музей. Ионинская комната. Ростов Великий":
Изображение
Интересно, почему это "такие снимки и трудны и мало благодарны"? Трудны в плане недостаточного освещения? "Мало благодарны" потому, что их не пошлёшь на выставку художественной фотографии?

Цитата:
9) Портрет митрополита Ионы, находящийся в Ростовском музее.
10) Это в Яковлевском монастыре, близь Ростова. Вид с запада. Один из храмов построен гр. Шереметевым, и мощи Дмитрия Ростовского, всей Российской Империи хорошо известные, переносятся временами в этот храм. Это внутренняя часть храма гр. Шереметевых. Собор Спаса. Это новый собор Спаса, но сохранился и древний, где Дмитрий Ростовский жил и при жизни молился, и где должны покоиться постоянно его мощи; но по Высочайшему повелению Синод исходатайствовал, чтобы мощи Дмитрия Ростовского на полгода переносились в собор, построенный гр. Шереметевыми.


"внутренняя часть храма гр. Шереметевых" - это 21378 "Иконостас собора графа Шереметьева":
Изображение

Весьма содержательный комментарий. Снимок 21379 "Рака Преподобного Димитрия Ростовского с мощами" был сделан в новом соборе. Я видел раку на своём месте в июле 2011 г. Но снять не смог из-за богослужения.
Изображение

Цитата:
11) Это входные двери Спасо-Преображенской церкви. Нашелся такой настоятель, который решил, что все это никуда не годится, плохо написано, все замазал и по своему разрисовал. Это единственное, что сохранилось. Храм совершенно разрушается. Нижний этаж настолько плох, что не долго просуществует.
12) Это угловая башенка монастыря и видно озеро Неро.


Опять предельно драматический комментарий. Думаю, что ПГ и вправду очень переживал за судьбу памятников империи, в которых, очевидно, особо не разбирался.
Это 21266 "Входные двери церкви Спаса-Преображения в Спасо-Яковлевск. мон.":
Изображение
На снимки такой вид, словно только что закончилась реставрация! Это никак не вяжется со словами ПГ: "Храм совершенно разрушается. Нижний этаж настолько плох, что не долго просуществует. "
Подобные утверждения о состоянии храмов мог сделать только эксперт и я даже знаю его имя - Шляков (директор Ростовского музея). Очевидно, у него, как и у любого музейного руководителя, все разговоры вращались вокруг темы "всё очень плохо, если срочно не найдём денег, всё просто развалится, рухнет". А тут приехал человек непосредственно от юбилейного Романовского комитета. Думаю, что Шляков ему расписал во всех красках "катастрофическое состояние" Ростовского кремля, в надежде получить финансовую поддержку от власть имущих в связи с приближающимся юбилеем. Ну и Прокудин-Горский исправно транслировал этот "мессидж" в своих публичных выступлениях. Возможно, от этого даже получилась какая-то польза Ростову.

Продолжение следует.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 09 ноя 2011 10:32:37 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3715
Теперь перейдем к анализу третьей части доклада Прокудина-Горского на съезде художников 1912 г., самой интересной.
Здесь мастер показывал много ранних снимков, название и даже содержание которых он к этому времени уже порядком подзабыл.

Цитата:
Теперь я перейду к этюдам.
1) Это интересное местечко по реке Вытегре, оно напоминает по природе маленькие швейцapcкиe уголки.


В Швейцарии ПГ был как минимум один раз, весной 1908 г., когда навещал Лаврова в Лугано. Какой снимок он показал в данном случае - можно только гадать.
Быть может - 21087 "Материки":
Изображение
Лично мне это никак не напоминает "маленькие швейцapcкиe уголки", равно как любой другой снимок Мариинской системы.

Цитата:
2) Это — на Урале; все бурый известняк; это пустые породы, они ничего не стоят для раз¬работки.


Может быть, имеется в виду 20637 "Пробная штольня. Перед ней сложен богатый бурый железняк"?
Изображение

Цитата:
Вот местечко «Матрави»; посмотрите, разве это не Швейцария? Очень типично.


Сначала я подумал, что речь идёт о каком-то финском местечке. Однако ничего даже близко похожего по звучанию я не нашел. Стал думать, что «Матрави» - это и есть искаженное "Материки". То ли сам ПГ напутал, то ли стенографист на съезде, то ли кто-то неправильно прочёл записанное название.
В любом случае - ни разу не типично для Швейцарии, хотя лично мне выражение "Вытегорская Швейцария" вполне нравится :-)

Цитата:
4) Это — у Ипатьевского монастыря. Вечер. Гроза надвигается. Дождь.
Такое освещение, конечно, вы неоднократно видали, когда низ горизонта начинает зловеще чернеть, а все остальное начинает сереть, и чувствуешь, что гроза близко. Это случайные снимки; иной раз, чтобы сделать, захватить их, мне приходилось соскакивать с поезда.


Один из самых замечательных, колоритных комментариев. Здесь сполна раскрывается отношение ПГ к художественности в фотографии. Очень понятен азарт фотографа, который готов себе шею свернуть ради одного эффектного кадра.
Речь идёт безусловно о снимке 02486 "Ограда Ипатьевского монастыря. Этюд. "
Изображение
free image hosting
Какая жалость, что он не сохранился в цвете!
Этот снимок был сделан всего за несколько месяцев до доклада и чувствуется, что воспоминания о моменте съемки были ещё очень свежи и ярки.
Цитата:
5) Это махровый мак, на котором очень хороши сочетания цветов.

21645 "Махровые маки":
Изображение
Как я надеялся узнать из этих комментариев подробности места съемки, но тщетно. А сочетания цветов действительно хороши!
Цитата:
6) Это закат солнца.

Вероятно, загадочный снимок с закатом солнца на озере. Опять никаких подробностей.

Цитата:
7) Это снято в Малороссии, под вечер.

В данном случае мог быть показан почти любой из малороссийских снимков. По идее, это должен был быть снимок "Затишье".

Цитата:
8) Это—на Днепре рыбные затоны. Маленький приток Днепра.

Вот, пожалуй, одна из самых наглядных иллюстраций фантазирования ПГ на тему содержания снимков. "Маленький приток Днепра" - должно быть, река Сейм, которую ПГ уже в 1905 г. по памяти называл "Оселетом". Сохранилось 2-3 кадра с этой рекой. Но никаких рыбных затонов на малороссийских снимках я не нашел.

Цитата:
9) Это—на покосе на Шексне. Все эти снимки нуждались в ничтожной выдержке.

На выбор любой из нескольких снимков сенокоса на Шексне. Там действительно повезло с погодой и яркое освещение позволило снимать много живой натуры почти без "шевеленки".

Цитата:
10) На Шексне вечером. Там вдали землечерпательная машина.

Вероятно, речь идёт о снимке 21721 "Обед на покосе".
Изображение

Этот шедевральный снимок был одним из любимых у ПГ и на тот момент негатив ещё не был разбит.
Цитата:
11) Раннею весной в лесу; лесная дорожка.
12) Этот снимок сделан в лесу же, но в жаркий день, нашли тучи, пошел дождь, жара продолжается, сделался туман, сквозь пелену тумана видны деревья.


Две загадки.
Один из них - почти наверняка снимок 20201 "Лесная дорога", который я с вероятностью в 99% отношу к Коковкино, бил истока Волги:
Изображение
Снимок потерялся при составлении Верхневолжского альбома и ПГ совершенно не помнил, где это было сделано.
Второй снимок мог подразумевать что-то из Ясной Поляны вроде выезда из усадьбы.
Меня смущает фраза "сделался туман, сквозь пелену тумана видны деревья". Нигде в коллекции явно не видно леса в тумане.


Цитата:
13) Это — осенью в Финляндии. Называю этот снимок «сирота».
14) Осенний расцвет. Финляндия.
15) Этот снимок более ранний. Рожь частью освещена солнцем. Грозовая туча надвигается.


Непонятно, какой финский снимок ПГ называл "сиротой". Надеюсь не тот, на котором запечатлена девочка на даче.
Следует отметить, что среди лужских снимков было фото с названием "Сиротки".
Также весьма загадочен №15. Какой снимок мог быть "более ранний" чем финские работы 1903-1904 гг.? Может быть, это что-то из июльской 1907 г. съемки на Урале?
Тогда теоретически мог бы подойти 21024 "На жнитве":
Изображение
Может быть к январю 1912 г. ПГ ещё не успел пристроить этот "потерявшийся" уральский снимок в Мариинский альбом?

Цитата:
Теперь несколько зимних пейзажей. Снято в декабре.
На задворках. К вечеру, в солнечный день.
Следующий снимок снять очень ранней весною в Лужском уезде: на опушке леса раннею весной, в солнечный яркий день.


Зимние лужские негативы к январю 1912 г. были ещё в наличии. Полностью забыть их сюжеты не позволяли многочисленные открытки, отпечатанные с них в 1906-1907 гг. ПГ в данном случае употребляет именно те фразы, которые были в подписях на открытках и пояснениях к репродукциям в журнале "Фотограф-любитель".
Изображение
jpeg image hosting

Цитата:
Следующий снят в Выборге, с горы Папуля, вид на город Выборг, когда солнце сади-лось в морозном тумане при 24°, а наверху все небо чисто. Во время этой работы холод был так велик, что все резиновые части погибли, все одеревенело, сломалось, едва успел снять.


Чувствуется драматизм!
Изображение
adult image hosting

Цитата:
Следующая — ранней весной в Лужском уезде. Чуть подтаивать стали берега черной речки, — Обла.

Изображение
upload images
Ну вот, наконец-то появляется конкретная информация - река Обла!
Смотрим в Вики:
Цитата:
Обла — река в России, протекает в Лужском районе Ленинградской области. Устье реки находится в 2 км по левому берегу реки Верёвки. Длина реки составляет 21 км, площадь водосборного бассейна 90 км².

Можно сказать, заявка на идентификацию.

Цитата:
Следующий снимок, тоже Лужский уезд. Погост к вечеру. Солнце садилось, и проблески только частью попадали на собор, остальное все в тени.
Следующий сделан в лесу при восходе солнца, на Рождестве.
Наконец, господа, последний, который я покажу, сделан на юге России после заката солнца, на озере. Солнце уже село.


"Собором" ПГ, очевидно, назвал церковь в погосте Смешино.
А вот последний снимок - загадка. Вполне могло бы подойти к загадочному снимку заката на озере, но почему вдруг "на юге России"?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 232 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ... 24  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB