Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 28 окт 2020 14:43:49
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 232 ]  На страницу Пред.  1 ... 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 ... 24  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 19 июл 2012 06:07:58 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3715
"Смоленск. Никольские ворота":
Изображение

Чем примечательно это место для памяти 1812 г.?
Оказывается, Наполеон в разрушенный Смоленск 6 августа 1812 году именно через Никольские ворота.

Изображение

Вот что написано про башню в Википедии:

Цитата:
Первоначально ворота назывались Еленевскими, так как из них выходила дорога, ведущая на Ельню.
Нынешнее название Никольские ворота и Никольская башня получили от стоявшего напротив храма Святого Николая, сгоревшего во время Отечественной войны 1812 года. Во время Смоленского сражения в августе 1812 года у ворот сгорела крыша. После переименования башни в Никольскую в нише над воротами был помещён образ святого Николая Чудотворца (ныне не сохранился)[1].

Сквозной проезд через ворота был закрыт в конце XIX века. В 1898—1900 годах в прясле стены правее башни была пробита арка 10-метровой ширины, через которую в 1901 году был проложен трамвайный маршрут, существовавший до начала 2000-х годов. До Октябрьской революции 1917 года в башне находился городской архив[1].

В годы Великой Отечественной войны и немецкой оккупации Смоленска Никольская башня лишилась своей крыши. После войны в ней была размещена телефонная подстанция


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 июл 2012 15:21:39 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3715
Про бухарского эмира из записок жандарма: А. М. Поляков. Записки жандармского офицера. / Жандармы России. — М.; СПб., 2002

Цитата:
Пожалуй, тут уместно добавить несколько слов об эмире бухарском, которые я обещал выше. Эмир у себя на родине больше торгаш, чем государь. Всеми его делами заправлял его куш–беки, первый министр, а в провинции во главе каждой стояли беки, по–нашему генерал–губернаторы, они же первые грабители. Чарджоуским бекством управлял бек Магоманус–Бей–Додхо, почтенный старик, имеющий русскую ленту Станислава 1–й степени. Бухарское население бедное, жалкое, забитое, трудолюбивое, а насколько его обирают туземные власти, судите по такому факту. У нашего генерала Палецкого служил в поварах один сарт, бухарский подданный. Лет двенадцать он пробыл у Палецкого, скопил 2—3 тысячи рублей, мечтал завести свой кишлак (усадьбу). Мечты осуществил, кишлак завел себе, женился, стал богатеть, но всякие джевачи и прочие чиновники в два–три года его разорили настолько, что опять он пошел служить поваром к Палецкому, проклиная свое бухарское подданство.

Можно было бы много написать интересного о Бухаре, но это не входит в мою задачу. Теперь, вероятно, с дарованием конституции Бухара быстро пойдет по пути прогресса. Вероятно, народное просвещение пойдет наравне с русским.

Смешно, что обе гимназии в Чарджоу, мужская и женская, построенные эмиром за его собственный счет, были недоступны сартам.

В числе депутатов, ездивших в Бухару благодарить «его высочество» за постройку этих гимназий, был и я. Эмир порадовался нашим льстивым речам, но бухарским детям учиться в гимназиях все же не позволил. Наш чарджоуйский бек был его любимцем, и эмир (имея, уж не знаю, сколько жен), хотел еще жениться на его дочери. Приехав в Чарджоу, эмир устроил разные празднества, но, видимо, дочь бека, хорошенькая четырнадцатилетняя девочка, ему не понравилась, и свадьба не состоялась. Я думал, зачем ему еще одну лишнюю жену, когда, кроме своих туземных, он привез тогда в Чарджоу еще десять русских наложниц и несколько мальчиков — «бачей» — это едучи–то свататься! Второстепенных жен, когда они надоедают, эмир раздавал своим сановникам, поэтому бек (и я за него) порадовался, что его единственная дочь осталась при отце.


Отсюда: http://rus-turk.livejournal.com/143246.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 июл 2012 07:34:34 
Не в сети

Зарегистрирован: 02 июл 2012 13:48:45
Сообщения: 227
Thanks for interesting article Vyacheslav, seems like Buchara was quite... conservative (in the muslim way).

Г. Двинск. [Лютеранская церковь (на переднем плане) и] католический костел
Изображение

Few words about both churches (both sources are wikipedia):

Даугавпилсская евангелическо-лютеранская церковь Мартина Лютера (латыш. Daugavpils Mārtiņa Lutera evaņģēliski luteriskā baznīca) — лютеранский храм в городе Даугавпилс в Латвии.

Храм из красного кирпича, расположен по улице 18 ноября, 66 (ранее Шоссейная, Сарканармияс). Строился в 1892—1893 годах. Освящен 10/22 октября 1893 года. Находится на Новом Строении на Церковной горке, где стоят храмы четырех христианских конфессий (лютеранский, православный, старообрядческий, католический). Архитектор собора — Вильгельм Нейман (1849—1919). Церковь построена в стиле неоготика. На фотографии 1912 года Прокудина-Горского видны часы в башне кирхи.

Церковь пострадала в 1941 году — сгорел шпиль башни. Была повреждена и сама башня. Восстановлена в 1941—1943 годах, но шпиль сделан в очень укороченном виде. После войны часы с башни сдали в металлолом. Лютеранский приход не был большим, в послевоенное время в кирхе находился склад, далее была устроена школа бокса, перестроен зал, возник второй этаж. В 1987 году 29 декабря в 20.30 возник сильный пожар. Сгорела башня и крыша . В декабре 1991 года кирху передали общине верующих, началось медленное восстановление кирхи, город помогал в возрождении церкви. Пастор общины Янис Берзиньш (умер на 71 году жизни в 1995 году), далее Айвар Гусев. В начале 90-х годов был восстановлен шпиль церкви первоначатьной высоты (52 метра), но уже не из меди и не имел художественных узоров, как это было до пожара в 1941 году. В башне имеются колокола, расположенные на уровне примерно 20-21 метра. В наши дни их звон можно услышать во время службы.

В начале 2000-х годов вокруг кирхи был восстановлен забор и оборудована подсветка кирхи. Несколько ламп находятся на башне для подсветки шпиля. В 2006 году Синод Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии утвердил Лиепайскую и Даугавпилсскую епархии (с Кафедральным собором Мартина Лютера) в дополнение к ранее существовавшей Рижской епархии. В 2007 году Синод утвердил Даугавпилсским епископом Эйнарс Алпе (род. в 1963 году), в декабре 8 дня в 12.00 2007 года новый епископ провел первую службу и вступил в должность в Кафедральном соборе Мартина Лютера, объединяет 46 приходов Даугавпилсской епархии в Латгалии.

8 августа 2010 года после сильной бури была частично повреждена кровля шпиля башни.
______________
Да́угавпилсский костёл Непоро́чного Зача́тия Пресвято́й Де́вы Мари́и (латыш. Daugavpils Vissvētākās Jaunavas Marijas bezvainīgās ieņemšanas Romas katoļu baznīca, польск. Kościół Niepokalanego Poczęcia Najświętszej Panny Marii) — римско-католический костёл в городе Даугавпилс. Находится на Новом Строении по адресу улица А. Пумпура 11а (A. Pumpura iela 11a). В церковном отношении входит в Резекненско-Аглонское епископство Католической церкви Латвии.

Рядом по диагонали находится лютеранская кирха Мартина Лютера (изображение видно на фотографии 1912 года С. М. Прокудина-Горского). Костёл в совокупности с тремя другими храмами неподалёку образует Церковную горку. Высота костёла 52 метра.

Храм строился в 1902—1905 годах, освящён 4 декабря (21 ноября) 1905 года.

В 1986 году с башни от порыва ветра упал чугунный крест. Была проведена монтажная операция по подъёму и установке креста на место.

В июне 2005 года было торжественно отмечено 100-летие существования храма. Война не задела храм, он не пострадал.

Костёл выстроен в стиле латгальского барокко. Главный фасад венчают две башни, увенчанные крестами, в одной из них колокольня. Вход из трёх дверей, средняя большая, разделенных колоннами, образует портал здания. В костёле установлен орган 1908 года, имеется пластинка с записью звучания этого органа.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 июл 2012 18:21:12 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3715
Очень интересный комментарий к снимкам Самарканда и, особенно, Шах-Зинде - "Цвет в архитектуре Темуридов": http://www.sanat.orexca.com/rus/archive ... _gul.shtml

Цитата:
Важнейшим фактором, определяющим облик средневекового города с внедрением глазурованных облицовок, становится цвет, с которым связана новая страница в истории развития архитектурных идей. Изразцы наполнили пыльные улицы с бесконечно-глухими глинобитными дувалами, скрывающими жилища горожан, мажорными аккордами красочных симфоний, миражами блестящей на солнце сапфирово-бирюзовой сини. Как отмечали американские историки исламской культуры Р. Эттингаузен и О. Грабарь, "использование цвета в архитектуре стало совершенно особым, уникальным достижением мусульманской культуры" (1, с. 213).

Раннеисламские культовые сооружения отличались практически полным отсутствием декора, что было связано с характерным для периода раннего ислама презрением ко всему земному и отказу от мирских благ. Это было время, когда богословы призывали к сдержанности и аскетизму в быту, к отказу от шелковых одежд и использования золотых и серебряных чаш, вместо которых предписывались власяницы и глиняная посуда. Предельный аскетизм был присущ и взглядам первых суфийских общин. Однако с "IX в., когда благочестивые устремления верующих стали настолько светскими, что потребовали достойного убранства мечети и эстетического оформления богослужения" (2, с. 270), а также с официальным признанием ортодоксальным исламом суфизма (к XII в.) и отделением его от аскетизма, декор и цвет все активнее заявляют о себе в строительно-оформительской практике.

Фрагмент купола медресе Шер-Дор. Самарканд С XI - XII вв. монохромные кирпичные выкладки и резные поверхности все чаще стали оживляться элементами бирюзовой поливы, подчеркивающими отдельные орнаментальные фризы под фонарями минаретов, над нишами порталов и т.д. Цветной глазурью обозначались также имена правителей, при которых было возведено то или иное сооружение, зодчих, даты строительства (мечеть Магоки-Аттари и минарет Калян (Бухара), минарет в Джаркургане и т.д.), религиозные символы, к которым относились начертанные слова "Аллах", "Али", "Мухаммад". Позднее с помощью цветных вставок воспроизводились целые суры Корана. Гораздо более живописным было оформление интерьеров, где активно обыгрывались полихромные росписи по сухой штукатурке и резной окрашенный ганч; в колорите преобладали оранжево-красные (железистые соединения), синие (ультрамарин) и белые цвета, активна была черная контурная линия, использовалась также позолота (3).

Более интенсивное использование в экстерьерах глазурованных изразцов прослеживается с первой половины и середины XIV в., когда широко применяется резная терракота преимущественно голубой, бирюзовой гаммы. Пример тому - оформление зиаратханы при мавзолее Кусама ибн Аббаса (1334 г.), мавзолеев Ходжа Ахмада (1360-е гг.) и Безымянного (1361 г., все - Шахи-Зинда). Стены бухарской гробницы Буйан-Кули-хана (60-е гг. XIV в.) также были сплошь покрыты резной поливной терракотой насыщенных бирюзово-голубых и белых тонов с дополнением марганцево-коричневого и синего цветов.

Медресе Шер-Дор. Самарканд "Бирюзово-голубой стиль" преобладал в архитектуре вплоть до темуридского ренессанса. С конца XIV в., с внедрением в архитектурную практику новых видов облицовок и красителей, происходит настоящая революция в области цвета. Новым словом стало акцентирование глубокого синего тона, получаемого с помощью импортированного кобальта ("мусульманской синьки"); сочетание в композициях бирюзового и насыщенного синего становится классикой темуридского декора.

Использование цветных глазурованных изразцов, дающих более насыщенную, по сравнению с росписями, интенсивную цветовую гамму, стало новым шагом в архитектурной практике средневековья. Расширение цветовой палитры в значительной степени стимулировало использование технологии майоликовых росписей и мозаичных наборов; в результате на смену однотонной резной терракоте приходят полихромные керамические композиции, где наряду с уже ставшей традиционной голубой гаммой активизируются и другие цвета.

Эволюция цветовых приоритетов наглядно представлена в постройках второй половины XIV в. Экстерьеры зданий дотемуридской эпохи (ряд вышеперечисленных мавзолеев Шахи-Зинды) выдержаны преимущественно в бирюзово-белой или бело-голубой гаммах. Различные оттенки голубого тона на терракотово-желтом фоне кирпичных стен дополнялись белым, зелено-голубоватым, черным и марганцево-коричневым цветами. Эта же гамма сохраняется в возведенных в первые годы правления Темура мавзолее Шади Мульк ака (1372 г., Шахи-Зинда), экстерьере дворца Ак-Сарай и др.

Первые примеры массового использования расписной майолики сразу же демонстрируют изменение цветовой палитры: с 1380-х гг. в ней начинают звучать глубокие синие, желтые и красные тона (мавзолей Амир-заде, 1386 г., Шахи-Зинда и др.). Наконец, технология мозаики еще в большей степени обострила внимание к цветовым решениям - от их правильного подбора зависел конечный образ здания. Таким образом, с эпохой Темура связан расцвет полихромного художественного стиля, который становится визитной карточкой темуридской архитектуры. Красочность многоцветных изразцов подчеркивалась матовой фактурой шлифованного строительного кирпича.

В годы правления Темура нередко отмечается тотальное использование изразцов, сплошь облачающих стены зданий в сапфирово-бирюзовую оболочку (мавзолеи Шахи-Зинды); такой прием придавал им облик гигантских, мерцающих драгоценностями ювелирных шкатулок. Бесконечность узорной завесы соотносилась с понятием "заполнения пустоты", характерной для исламской эстетики и связанной с идеей неустанной созидательной работы Бога, который "впервые производит творение, потом повторяет его" (Коран, 30:10/11) (4). Цветовые приоритеты расставлялись с учетом выявления наиболее важных конструктивных элементов сооружения с различных точек его восприятия: так, пронзительно-синие купола, как символы небесной обители, стали выразительным визуальным акцентом городов. На протяжении XV в. все более активно вводится желто-зеленая гамма, акценты красного и фиолетового; черный и коричневый используются для обводки контуров рисунка. К концу XV в. акцент вновь смещается на более скромную подачу цвета в экстерьере.

Фрагмент декора мавзолея Ак-Сарай. Самарканд Цвет в архитектурной керамике исключительно локальный, насыщенный, всегда в дополняющих друг друга гармоничных сочетаниях, найденных с безупречным вкусом. Умелая подборка тонов способствовала выявлению тончайших деталей узора. С. Дудин, один из первых исследователей, посвятивших ряд работ изучению архитектурной керамики, отмечал, в частности, что фон растительных узоров был ультрамариновым, стебли и листья - бирюзовыми, цветы, розетки и каймы - белыми; зеленый цвет использовался для фонов и дополнительных вставок, желтый - для каемок, цветов, листьев и надписей, черный - для фонов и каемок (5, с. 55).

Цвет, придавая зданиям большую выразительность, вместе с тем выполнял не менее важную символическую функцию. До сих пор вопрос о символической подоплеке цвета в темуридской архитектуре не был в центре внимания отечественных исследователей. И хотя признавалось, что "секрет влечения древних к определенным цветам многие видели в цветовой символике" (6, с. 431), тем не менее господствовала точка зрения, что на выбор цвета влияли "техника и технология отделочных работ", а также "условия местной природной среды, ее оптические явления" (6, с. 431, 432).

Особое внимание разработкам теории цвета уделяли представители суфизма. Цвета наделялись определенными характеристиками, что было связано с убежденностью в том, что с помощью цвета можно выражать реалии не только внешней, но и внутренней жизни. Таким образом, помимо придания архитектуре внешней эффектности, цвет нес в себе скрытую информацию о сакральных знаниях. Как и орнамент, игравший роль метафорического образа мироздания (7, с. 190), цвет был связан с традицией истолкования, когда внешнее, явленное (захир) скрывало в себе сакральную, потаенную суть (батин).

Фрагмент декора мавзолея Ходжа-Ахмада. Самарканд Отношение к цвету как к носителю определенной информации, так или иначе, получило свое отражение в архитектурной практике. Как уже было отмечено, первым шагом на пути внедрения цвета еще в караханидскую архитектуру стало использование бирюзовой, зеленовато-голубой поливы. Предпочтение этой гаммы исследователи связывали исключительно с технологическими аспектами оформительских работ: широкое использование бирюзы, которая появляется в декоративном оформлении еще дотемуровских зданий, объяснялось доступностью и несложностью производства голубой поливы (6, с. 431). Между тем для вчерашних степняков, каковыми являлись караханиды, данный цвет обладал исключительно важным содержанием - бирюзовый, точнее, сине-зеленый, по-тюркски кок, издавна ассоциировался у них с цветом обожествляемого неба (Кок Тенгри) и всегда считался избранным цветом у тюркоязычных народов (8).

Кок также - цвет травы, стихии растительности, плодородия. С ним связывалось и понятие благородного происхождения: наименование одного из древних племен ашина означавшего "голубой", "синий" (9). И не случайно ряд темуридских памятников по наследству сохранил в своих названиях определение кок (кук) - Кук-Сарай, Кок-Гумбаз и т.д., отражая извечную привязанность тюрков к обожествляемому цвету вечности. Сам цвет, представлявший собой смешение сине-зеленых тонов, был связан с тем, что, как отмечал Л. Гумилев, "в представлении тюрок границы между цветами спектра расположены несколько иначе, чем у европейцев. Так, кок - сине-зеленый цвет; яшиль - зелено-желтый, мутный; сары - желто-оранжевый, яркий" (8).

Фрагмент комплекса Туман-ака, Шахи-Занда. Самарканд Что касается оседло-земледельческих культур, то здесь господствовали чистые тона. Образ неба, космоса, верхнего, божественного мира также логично соотносился с синим, голубым. Именно "божественно-небесный" синий применялся для изображения предметов культа и одежды богов в Египте, Древней Греции и Риме, в митраизме и христианстве (одежда Митры, Иисуса, Богоматери). Вместе с тем с синим связывались и негативные оценки. Если у кочевых каракалпаков синий (кок) был цветом свадебного платья (кок-койлек), то у оседлого населения Центральной Азии синий (ярко-голубой) был классическим цветом траура, печали и покаяния; одежду и головные уборы именно этого цвета было принято надевать в дни похорон. Синий цвет пользовался также особой популярностью у суфиев; в этой связи их нередко называли кабуд-пушан, т.е. "одетые в синее" (10, с. 114). Выбор этого цвета был обусловлен тем, что синий - цвет аскезы, траура (2, с. 233). Согласно теории цвета, предложенной основателем одного из суфийских орденов Наджмеддином Кубра, "синие одежды указывали на то, что носящий их суфий находится в самом начале пути духовного совершенствования", при этом "одежду черного и синего цвета должны носить в том случае, когда мистик преодолевает стоянку "низшей души" (нафс аммара), более высокое положение связывается с ношением одежды голубого цвета" (10, с. 118).

Если в домонгольский период, в эпоху Газневидов, Караханидов, Сельджукидов, когда вчерашние кочевники активно вливаются в жизнь городских цивилизаций, в архитектурной керамике преобладала бирюза, как цвет явленной божественности, небесной обители, рая, то в эпоху Темура колорит меняется. Появление синего в архитектурном декоре Мавераннахра совпадает по времени с приездом иранских мастеров. Сочетание бирюзы и синего стало своего рода тюрко-персидским синтезом, характеризующим диалог двух культур.

Классическим дополнением к сине-голубой гамме был сначала белый, затем - желтый. Белый цвет - символ чистоты, света, единства, всегда был почитаем у суфиев. Гораздо глубже трактовка новаторского, ставшего классическим для искусства ислама сине-желтого сочетания, составленного из цветов, бывших одновременно партнерами и антиподами. Одна из первых построек с майоликовыми облицовками, выполненными в этой гамме, - мавзолей Безымянный усто Алима Несефи (Шахи-Зинда, конец XIV в.).

Желтый - теплый цвет, связанный с позитивной энергетикой, цвет солнца, земли, золота. В сочетании с холодным синим он создает эффект единства и борьбы противоположностей, а также воплощает все те же сакральные представления о пути духовного совершенствования, сложившиеся в суфизме: если голубой был цветом первой стадии "пути" - "шариат", то жёлтый - цвет второй стадии "пути" - "тарикат" (11, с. 194 - 205).

Желто-голубое сочетание обретает особое значение в контексте суфийских представлений. Так, знаменитый персидский поэт-суфий Фаридаддин Аттар (1141 - ок. 1228/29 гг.) писал: "Спросили у моря, почему оно оделось в голубое, цвет скорби, и почему оно разволновалось, будто пламя вскипятило его.

Ответило море, что голубое говорит о горечи разлуки с Любимым, а огонь Любви заставляет его кипеть". В данном случае желтый представлен упомянутым пламенем, огнем Любви. Сочетание синего с желтым встречается и в одежде суфиев - голубая мантия с капюшоном, окантованная желтой полосой. Вместе эти два цвета дают зеленый - цвет посвящения и жизни, истины и бессмертия (11). Возможно, именно в этом и заключается секрет популярности желто-голубой гаммы в мусульманском архитектурном декоре - сочетание этих цветов подразумевало зеленый - цвет, который всегда считался важнейшим символом ислама. Именно с зеленым связывалось, с одной стороны, понятие Рая, "изумрудной горы, воплощающей цвет Вечной Жизни", расположенной за семью разноцветными небесными сферами (11, с. 194 - 205), с другой - жизни земной, пробуждающейся природы, весеннего цветения, плодородия.

Вместе с тем в основе выбора сине-желтой гаммы можно усмотреть и влияние устойчиво сохранявшегося в тюрко-мусульманской среде тенгирианства с его поклонением и обожествлением Отца - Небесного свода Кок-Тенгри (синий, голубой) и Матери-Земли Сары-Ер (желтый, золотой).

Со временем сине-желтое (сине-золотое) сочетание стало каноническим и типичным для рафинированной городской культуры Востока и отразилось не только в изразцах, но и в колорите "дворцовых" ковров, а также украшении рукописных книг. Кульминацией этого цветового решения стала роспись с использованием синего (кобальт) и золота. Сформировавшаяся в конце XIV в. в темуридской архитектурной практике полихромия получила в мусульманском мире название хафт ранги - перс. "семь цветов" (небесная радуга). Это акцентирование семи цветов в исламской культуре также имело символический характер и восходило своими корнями к древнейшему культу семи планет, где каждое из обожествляемых небесных тел соотносилось с определенным цветом, наделяемым сакральным значением: Луна (зеленый), Марс (красный), Меркурий (синий, бирюзовый), Юпитер (серый), Венера (белый), Сатурн (черный), Солнце (желтый) (12). Мусульманская астрология унаследовала эти древние представления о семи светилах, чьи орбиты как семь небесных сфер.

Идея "цветных" планет, вращающихся вокруг верховного божества - "золотого" Солнца, не раз получала воплощение в архитектурной практике: здесь можно вспомнить и древние обсерватории - пирамидальные храмы-зиккураты Шумера, Вавилона и Ассирии, каждый из уровней которых был окрашен в разные цвета, и упоминаемый Геродотом акрополь в мидийской столице Акбатан, выстроенный в форме семи возвышающихся друг за другом разноцветных колец-стен вокруг царской резиденции (13, с. 54). Соединение семи "божественных" цветов в единой гамме архитектурных облицовок можно расценивать как выражение небесной, райской гармонии, ставшей олицетворением гармонии земной, а сами здания - символом рая, божественной красоты на земле.

Таким образом, цвет в архитектуре Мавераннахра прошел эволюцию от доминирующих бирюзовых с белым тонов в дотемуровских строениях к бирюзово-синим с желтым, характерным для темуровского времени, и, наконец, к насыщенной полихромии. В последней, имеющей в большей степени декоративное значение, можно усматривать проявление светских тенденций. Менялось и символическое понимание цвета. Так, синий, как цвет вечной небесной обители и цвет траура становится ярким выражением изысканной дворцовой культуры, цветом роскоши и богатства. Цветовые аккорды, выстроенные с учетом сакральных знаний, никогда не противоречили законам цветовых соотношений. Как правило, соблюдались приемы контрастного подбора тонов с использованием контурной линии, а также сочетания близких друг другу оттенков. Колористическая гамма темуридской архитектуры находила также поддержку в цветах местной природы, что и предопределило ее устойчивость на протяжении многих веков.

Литература
1. Ettinghausen R., Grabar O. The Art and Architecture of Islam 650 - 1250 // Yale University Press (Pelican History of Art). 1987.
2. Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1966.
3. Бородина И.Ф. Стенные росписи и цвет в архитектуре интерьеров Средней Азии X - XII вв. // Культурные связи народов Средней Азии и Кавказа. Древность и средневековье. М., 1990.
4. Цит. по: Стародуб Т.Х. Эволюция типов средневековой исламской архитектуры. Дисс. … докт. искусствоведения. М., 2006.
5. Дудин С. Орнаментика и современное состояние старинных самаркандских мечетей // Известия арх. ком. Вып. 7. 1903.
6. Ремпель Л.И. Архитектурный орнамент Узбекистана. Ташкент, 1961.
7. Ремпель Л.И. Искусство Среднего Востока. М., 1978.
8. Гумилев Л. Хунны в Китае. М., 1974.
9. Зуев Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. Алматы, 2002.
10. Васильцов К. Цвет в культуре народов Средней Азии // Центральная Азия. Традиция в условиях перемен. Сборник статей. СПб., 2007.
11. Шиммель А. Мир исламского мистицизма. Пер. с англ. Н.И. Пригариной, А.С. Раппопорта. М., "Алетейа", "Энигма", 2000. С. 194 - 205.
12. Беленицкий А.М. Вопросы идеологии и культов Согда. Сб. "Живопись древнего Пянджикента", М., 1954.
13. Геродот. История в девяти книгах. Кн.2. М., 1888.

Эльмира Гюль


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 июл 2012 14:08:35 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3715
Замечательный комментарий к многочисленным снимкам ансамбля Шах-Зинда: http://e-samarkand.narod.ru/Mojeyko_Zinda.htm

Цитата:
Я готов снова и снова приезжать в Самарканд для того только, чтобы вернуться в тишину Шахи-Зинда, волшебной улицы мавзолеев. Шахи-Зинда не может похвастаться размерами или величием замысла. Да эту улицу никто и не замышлял - ансамбль возник сам по себе, строили его сотни лет, мавзолей за мавзолеем.

Шахи-Зинда значит - живой царь. Культ его существовал издавна, задолго до прихода ислама, еще во времена расцвета Афраснаба, н был настолько популярен, что проповедники ислама сочли за лучшее не бороться с ним, а использовать во славу новой религии. Так была создана легенда о Мохаммеде Кусаме иби-Аббасе, двоюродном брате пророка.

Легенда говорит, что войско Мохаммеда Кусама было застигнуто неверными в святую минуту, когда все воины стояли на коленях и совершали намаз - молились. Неверные воспользовались временной небоеспособно-стыо противника и всех магометан зарубили. Остался без головы и Мохаммед Кусам нбп-Аббас. Но, потерявши голову, он не растерялся. Взял голову в руки и спустился в глубокий колодец, откуда прошел в рай, где п обитает до сих пор. Многие герои пытались спуститься в этот колодец, чтобы выведать тайны обезглавленного царя.

Мазар, гробница, вернее, кенотаф, то есть ложная гробница (настоящий Мохаммед Кусам никогда не бывал в Самарканде), стала первым мавзолеем комплекса гробниц Шахи-Зинда. Погребение возле могилы святого должно обеспечивать дополнительные блага на том свете, н потому многие вельможи н муллы старались добиться нрава быть похороненными там. Удавалось это очень немногим, но эти немногие были богаты и знатны, и мавзолеи их - лучшие в Средней Азии.

Шахи-Зинда строился дважды. В первый раз - до монгольского завоевания. Улица мавзолеев круто спускалась от мазара Мохаммеда Кусама, и автор «Сахарной книги истории Самарканда» подробно описывает молитвы и обряды, которые нужно произвести, если ты идешь от гробницы к гробнице. Археологами найдены лишь остатки первого комплекса Шахи-Зинда, ни одного мавзолея в целости не сохранилось. Монголы, захватив Самарканд, не тронули мазар живого царя, опасаясь мести чужого для них, но, возможно, сильного святого. Зато они начисто разрушили другие мавзолеи. Снова Шахи-Зинда был отстроен в основном при Тимуре и Улугбеке.

Здесь похоронены родственники Тимура и знатные духовные лица. Каждый мавзолей - небольшой шедевр исламского искусства. Новые мавзолеи не должны были превышать мазар Мохаммеда Кусама, и потому размеры памятников строго ограничены. Это заставило строителей идти по пути совершенствования форм и украшения гробниц. Созданный ансамбль кажется возведенным по единому замыслу.

В основном мавзолеи Шахи-Зинда - квадратные сооружения под разнообразными куполами. Купол, порталы, колонны и даже стены мавзолеев покрыты синими и разноцветными глазурованными плитками. Всего мавзолеев двадцать пять. Выше всех стоит мазар Мохаммеда Кусама, о котором еще в XIV веке писал знаменитый арабский путешественник и географ, Геродот арабского мира, Ибн-Батута: «Могила благословенна. Над ней возведено четырехугольное здание с куполом, у каждого угла стоят по две мраморные колонны, мрамор зеленого, черного, белого и красного цвета. Стены здания тоже из разноцветного мрамора с золотыми орнаментами; крыша сделана из свинца». С тех пор здание неоднократно перестраивали и облицовывали голубыми и цветными изразцами и мозаикой.

Мазар Мохаммеда Кусама окружен другими мавзолеями - здесь им тесно, каждый владелец хотел, чтобы его гробница стояла как можно ближе к мавзолею свяг того. Больше других повезло трем мавзолеям: Туман-ака - жены Тимура, крупного религиозного деятеля Ходжи Ахмала и «девушки, умершей в целомудрии» в 1360 году. Больше об этой девушке, по-моему, ничего не известно.

Очень красив мавзолей Туман-ака. Изразцы и мозаика его - вершина декоративного искусства тимуровской эпохи. Портал - богатый, чистых красок, ковер, в котором переплетаются цветы, ветви и надписи. Он не голубой, как другие, а в основном фиолетовый потому еще более выделяется в мире, где два цвета: охра - песок и голубой - небо.

Поскромнее мавзолей эмира Бурундука - одного из военачальников Тимура. Военачальник сильно разбогател в походах, но потомки его, может быть, не посмели выстроить мавзолей лучше, чем у членов царского рода, а может, просто приберегли деньги для живых.

Чем ниже мы спускаемся по улице-лестнице, на которой никто никогда не жил, тем изысканнее становятся формы мавзолеев, тем тоньше узоры изразцов, хотя при этом часто теряется чистота, лаконичность и благородство линий,- меняется время, меняются вкусы и мода. Мавзолеи, построенные в нижней части улицы, воздвигнуты уже в следующем веке, после смерти Тимура.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 июл 2012 17:31:48 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3715
Снимок 02288 "Каменная подставка для корана во дворе мечети Биби-Ханым":

Изображение

Цитата:
Некогда великолепно оформленный двор был вымощен мраморными плитами и керамической мозаикой. Улугбек установил внутри главного здания громадный мраморный пюпитр, предназначенный для Корана и переставленный в 1875 году на середину двора.

Источник: http://e-samarkand.narod.ru/Bibi.htm

Цитата:
Ляух - громадный мраморный пюпитр, предназначенный для Корана и переставленный в 1875 году на середину двора.
В традиции ислама принято считать, что изначальный и не сотворенный Коран был ниспослан Мухаммаду самим Аллахом через архангела Джебраила, который в 27 день священного месяца рамадан перенес его на нижнее, ближайшее к земле небо, откуда на протяжении многих лет архангел передавал его откровения Пророку.

В конце 19-го века из здания мечети была вынесена мраморная подставка для Корана “Ляух”. Сделали это после того как был обследован купол главного здания и во избежание поломки Ляуха в результате падения купола его вынесли во двор. Купол действительно рухнул во время землятресения 1897 г.

Ляух был изготовлен по приказу Улугбека для мечети Биби-Ханым в 20-е 19 века. Об этом говорит надпись на подставке.

Когда-то на этой подставке открытым постоянно на одной и тоже странице лежал Коран. Изготовленный по некоторым сведениям из кожи серны. Корана к сожалению в Самарканде нет. Несмотря на то что современники писали о мечети как о крепком сооружении. Очень скоро после окончания строительства по словам Ибн Араб Шаха историка Тимура камни стали сыпаться на головы молящихся и те в ужасе бежали из мечети.

Источник: http://otvet.mail.ru/question/40592017


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 июл 2012 12:31:30 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3715
Хорошая статья в июльском номере журнала "Фома" про эпопею со спасением храма в Крохино: http://www.foma.ru/xram-oplakannyij-shukshinyim.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 29 июл 2012 11:48:51 
Не в сети

Зарегистрирован: 02 июл 2012 13:48:45
Сообщения: 227
"В парке "Монрепо" в Выборге. [Памятник Вяйнямёйнену]"
Изображение
The sculpture, made in 1873 by Johannes Takanen, was destroyed during the Winter war. Now there is modern replique.(photo for comparison: http://i42.fastpic.ru/big/2012/0711/1b/ ... 8a461b.jpg)

Here are two articles about Monrepos park and Väinämöinen. I would copy-paste them, but it would be just long wall of text.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0% ... 0%BF%D0%BE
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1% ... 0%B5%D0%BD


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 июл 2012 07:38:14 
Не в сети

Зарегистрирован: 02 июл 2012 13:48:45
Сообщения: 227
"Баку. Мечеть при дворце Ширваншахов (Шахская мечеть)"
Изображение

Дворцовая мечеть в Баку (азерб. Saray məscidi) — мечеть XV века, входящая в комплекс дворца Ширваншахов в Баку.

План мечети - прямоугольный. Имеются большой зал, небольшая женская молельня и служебные комнаты. Северный портал, обращенный к усыпальнице ширваншахов более торжествен чем восточный. Последний был предназначен для обитателей дворца, спускавшихся по полуподземному проходу.

Покрыт двусветный молельный зал куполом на сферических парусах. Михраб находится в южном торце зала. Над односветной женской молельней тоже расположено купольное помещение, уступающее размерами куполу зала и повторяя его очертания. На строгом фоне призматического объема, завершенного двумя куполами со слегка заостренными скуфьями чётко рисуется глубоко затененный проем портала мечети.

Ствол минарета опоясывает надпись, вязь которой содержит дату 845 г. (1441/42). Детали сталактитов шерефе тонко промоделированны.
(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0% ... 0%BA%D1%83)

Probably the most similiar modern depiction:
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 авг 2012 18:06:15 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3715
Снимок 21209 "Часовня на Святой горе (38 в. от Твери) на месте прощания Св. Князя Михаил Тверского с провожающими его в Орду боярами":

Изображение

На сайте "Православные храмы Тверской земли" написано:
Цитата:
В двух верстах от церкви находилась каменная часовня Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, построена в память освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Источник: http://hram-tver.narod.ru/konakovorn/ed ... akovo.html

Надо дать это в примечание к снимку.

На том же сайте часовне посвящен специальный раздел: http://hram-tver.narod.ru/konakovorn/ed ... akovo.html

Цитата:
Белокаменная часовня с небольшим иконостасом внутри. Построена в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. Находилась в двух верстах от села на "Святой горе". По преданию часовня установлена на том месте, где тверской князь Михаил прощался со своей супругой перед отъездом в Орду.

В Российской государственной библиотеке ( РГБ ) хранится небольшая брошюра с длинным названием : "Отчет Общества организации путешествий учеников Тверской гимназии за 1915-1916год. Экскурсия в село Кушалино и по Волге до села Кузнецова, под руководством директора гимназии П.П. Чернышева". (Тверь, 1917). Единственный экземпляр этой библиотеки имеет автограф П.П. Чернышева.
Особенностью воспоминаний о путешествии в село Кузнецове является то, что они написаны детьми-гимназистами в виде сочинений - отчетов и отличаются исключительной непосредственностью детских впечатлений
На пути в Кузнецове была запланирована остановка в Едимонове, но не для осмотра самого села, а чтобы познакомится, с часовней, установленной , по преданию, на месте предполагаемого прощания тверского князя Михаила Ярославича со своею супругою, уезжавшего в Орду.
С давних пор на этом месте существовала часовня, свято чтимая окрестными жителями. Она находилась в лесу, на прекрасном возвышенном месте, и эта местность в народе получила название "Святая гора". К этой часовне на праздник Вознесения Господня из церкви села Едимоново совершался крестный ход , в котором принимало участие множество жителей из окрестных селений. В конце XIX века она была каменной, с небольшим иконостасом внутри.
Юные путешественники были восхищены часовней и ее живописным местоположением: "Перед нами открылась дивная картина. На высоком берегу Волги, сквозь столетние стволы высоких сосен, красовалась белая часовня причудливой, древней архитектуры. Она замечательно гармонировала со своей белизной с окружающим ее темным сосновым лесом. Когда подошли поближе, то увидели железную массивную дверь и ведшую к ней гранитную, поросшую мхом и покрытую сухой, желтой хвоей папертку. Внутри часовни висела запыленная, облупленная икона, на которой был изображен князь Михаил, прощающийся со своей супругой перед тем, как ехать в Орду".
Живописность местоположения часовни отмечена и в другом сочинении. "Еще издалека увидали мы часовню села Едимонова, где решено было сойти на берег, чтобы осмотреть часовню, которая отстоит от берега приблизительно на '/4 версты. Самая часовня, окруженная вековыми соснами, стоит на высоком валу. Вид с этого вала прекрасный: по одну сторону серебристая ровная гладь Волги, а по другую зеленел огромный овраг, весь поросший лесом".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 232 ]  На страницу Пред.  1 ... 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 ... 24  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB