Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 26 июл 2017 08:35:23
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 218 ]  На страницу Пред.  1 ... 17, 18, 19, 20, 21, 22  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 23 июн 2014 05:39:09 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2012 05:36:48
Сообщения: 26
Vyacheslav писал(а):
Нашёл на сочинском сайте интересную статью нашего участника Елены Геращенко "История Новоафонского монастыря с фотографиями Прокудина-Горского" (со ссылкой на наш проект):
http://www.sochinskie-novosti.com/2014/ ... %B3%D0%BE/


Дореволюционные открытки с видами Новоафонского монастыря можно найти по ссылке:
http://www.liveinternet.ru/journalshowc ... xt&categ=0
Открытки хорошо поясняют текст статьи.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 авг 2014 20:16:31 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3277
Группа Далматовского монастыря во Вконтакте: http://vk.com/10russia_kurgan

Можно наблюдать, как быстро начала восстанавливаться обитель. Такими темпами через 2-3 года будет выглядеть не хуже, чем на снимках Прокудина-Горского!

Один из храмов уже почти отреставрирован снаружи:
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 окт 2014 11:49:59 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3277
Покровский монастырь в Суздале:

Изображение

Подробную справку по истории монастыря нашёл здесь: http://fotki.yandex.ru/next/users/alex- ... 804?page=1

Цитата:
Покровский женский монастырь расположен на правом берегу реки Каменка. В традиционной версии считается, что монастырь основан в 1364 г., однако от его первых деревянных построек ничего не сохранилось. Бытует устойчивая легенда, что суздальско-нижегородский великий князь Андрей Константинович незадолго до своей смерти (в 1365 г.) возымел намерение построить новую обитель, во исполнение ранее данного им Богу обета. Однажды он попал в сильную бурю на своей ладье недалеко от Нижнего Новгорода (~ Самары, как мы теперь понимаем) и предался молитвам, пообещав Всевышнему в случае избавления от опасности поставить храм Покрова Пресвятой Богородицы. Место для обещанного храма указал князю преподобный Евфимий, к тому времени уже построивший на другом берегу Каменки Спасский монастырь.
Наибольший подъём Покровского монастыря связывают с именем Василия III, который в начале XVI в. пожертвовал монастырю большие средства, использовавшиеся для строительства дошедших до нас Покровского собора и Святых врат. Именно в XVI в. монастырь превратился в место заточения постриженных в монахини представительниц аристократических фамилий. Очень удобное место – и недалеко от стольного Владимира (Москва как столица появится только в конце XVI в.), а значит – статусно, и всё же – с глаз долой. Одной из первых узниц монастыря стала обвинённая в бесплодии жена Василия III Соломония Сабурова, постриженная в монахини в 1525 г. под именем старицы Софии. Имена других знатных обитательниц монастыря сохранились в усыпальнице, расположенной под зданием Покровского собора. Подробнее мы поговорим о них в отдельном очерке.
В XVI—XVII вв. монастырь считался одним из крупнейших на Руси. Основой монастырского хозяйства были земельные владения. Основными способами приобретения их были пожалования великокняжеской, впоследствии царской власти, вклады светских феодалов, позднее покупка земель у средних и мелких феодалов. В монастырских ризницах хранились произведения иконописи, мелкой пластики, лицевого шитья, ювелирного искусства.
Во время правления Екатерины II в России начались реформы по секуляризации монастырских земель и переходе их в пользу государства. Повсеместно все монастыри были разделены на три класса с выделением определенных сумм на их содержание. Указом императрицы Покровская обитель в Суздале благодаря своему положению и исторической значимости вошла в число первоклассных.
В 1913 г., во время празднования 300-летия Дома Романовых, Суздаль посетил император Николай II. В Покровском монастыре его внимание привлекла монастырская ризница, хранившая вклады именитых особ. По его распоряжению 43 самые ценные иконы были переданы в Музей императора Александра III в Санкт-Петербурге (ныне - Русский Музей).
В 1923 г. монастырь был закрыт и разорён. В 1950—1960-е гг. монастырские постройки реставрировались, в них открылись музейные экспозиции. В 1980-е гг. здесь разместился туристско-гостиничный комплекс с рестораном и баром. В соборе был концертный зал.
С 1992 г. в древней обители возродилась монашеская жизнь. В настоящее время монастырь действующий. Ему принадлежат собор, здание богадельни, хозяйственные постройки. Избы-кельи построены заново в 1970-х гг. на месте обветшавших старых домов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 ноя 2014 11:04:29 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3277
Не помню, было или нет. Небольшая публикация по Кыновскому заводу, комментарий к снимку "Кыновский завод графа С. А. Строганова (прекращена работа)": http://perevalnext.ru/predanya/uralskie ... more-11374

Изображение

Выдержки:

Цитата:
Село Кын находится на реке Чусовой (Чус-быстрая, ва-вода) в 190 км у востоку от Перми. Это один из интереснейших населенных пунктов Урала.

Здесь сохранились уникальные постройки времен Строгановых. Кын в переводе с коми-пермяцкого означает холодный, мерзлый. И действительно село находится в ущелье, по которому стекает холодный воздух.

Поэтому климат здесь прохладный. Частые перепады погоды. Только светило солнце и тут же дождь с градом. В окрестностях очень красивые камни, выступы, скалы, горы, одна из которых называется Мерзлой горой. Основанное еще в 1760 году, заводское поселение находится в Лысьвенском районе Пермского края. Население русское и коми-пермяцкое.

В 1864 году в Кыну достроили и освятили каменную Свято-Троицкую церковь взамен сгоревшей деревянной. Строили 15 лет.

Строгановы были большими знатоками и любителями русской старины и заказали проект храма следуя не моде а своему вкусу. И эта церковь - эталон старо-московского стиля на Урале. Такой второй на Урале нет. На полу плиты тоже отливки кыновского завода. Их потом растащили. Сейчас церковь силами селян восстанавливают.

Внимательны были Строгановы к техническим новшествам. В 1870-х годах здесь в глубинке появились телефоны. 5 километров проводов соединили все заводские площадки.

Завод Строгановых в селе Кын - место действительно уникальное. Здесь припрятаны уникальные исторические сокровища. Это настоящий музей-заповедник под открытым небом. Ведь в Кыне наиболее полно сохранились все постройки старинного уральского железоделательного завода проработавшего с 1759 по 1911 годы.

Сейчас здесь ведется активная реконструкция и в будущем планируется открыть туристический центр. Главный идеолог этого известный пермский писатель Алекскй Иванов.



Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 дек 2014 14:52:20 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3277
Отсюда: http://www.novgaz-rzn.ru/novosti/3706.html

Цитата:
Исторический шлюз в селе Кузьминское под Рязанью будет демонтирован (26.12.2014)

Как стало известно после прошедших 22 декабря в Рязани общественных слушаниях по схеме комплексного использования и охраны вод бассейна реки Оки, вскоре будет демонтирован шлюз в селе Кузьминское, расположенном чуть ниже по Оке от села Константиново. Слушания проходили одновременно в 16 регионах, в рамках проведения государственной экологической экспертизы.

Демонтаж старого шлюза связан со строительством нового, более современного в районе деревни Аксёново. Считается, что он обеспечит в обмелевшей Оке подъём воды, достаточный для коммерческого судоходства на большем протяжении. Об эффективности предложенного решения проблемы обмеления Оки можно спорить. Но самое главное – предусматривается разборка и демонтаж действующего пока шлюза в Кузьминском. Разумеется, двух шлюзов практически в одном месте никто держать не будет.

Но важно другое. Шлюз и плотина на Оке у села Кузьминского являются объектами, имеющими признаки историко-культурного значения. Это живые свидетели прошедшей исторической эпохи, памятники истории, науки и техники императорской России конца XIX - начала XX века.

На плотине бывал Сергей Есенин. Само строительство велось в годы его юности. В письме своему знакомому он писал: «У нас делают шлюза, наехало множество инженеров, наши мужики и ребята работают. Мужикам платят в день 1 р. 20 к., ребятам 70 к., притом работают ещё ночью. Платят одинаково. Уже почти сделали половину, потом хотят мимо нас проводить железную дорогу». Строительство шлюза в 1912 году зафиксировано на цветных фотографиях С. Прокудина-Горского


Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 янв 2015 11:19:21 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3277
Чудотворная икона Божьей Матери-Одигитрии в Богоматеринском храме. Смоленск:
Изображение

Цитата:
В Одигитриевской церкви, устроенной над Днепровскими воротами, находится список с иконы [Божьей Матери Одигитрии из Успенского собора], но в значительно большем размере. Эта икона также считается чудотворной.
Она написана в 1602 году и тогда же поставлена под устроенным для нее шатром наверху крепостной башни, защищавшей Днепровские ворота.
В 1727 году там же для нее устроена деревянная церковь, а в 1793 г., вместо этой, устроена нынешняя каменная.
Эта та самая икона, которая 5-го августа 1812 года была взята Русскими, при отступлении из Смоленска, и с которыми находилась в течении трех месяцев, а 5-го ноября возвращена в Смоленск и поставлена на прежнее место.


Кажется, о реставрации именно этого образа идёт речь в новостях: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/127315

Оклад теперь совершенно другой, но общая композиция похожа.

Цитата:
В Государственном институте реставрации закончились работы по спасению уникальной Смоленской иконы Богоматери. Это одна из немногих, дошедших до наших дней надвратных икон. Начиная с XVII века, она находилась на крепостной стене Смоленска и до сих пор считается хранительницей города. Но прежде, чем вернуться в Смоленск после реставрации, образ в течение 10 дней – с 1 по 10 февраля - будет выставлен в храме Христа Спасителя. Событие приурочено к шестилетию со дня интронизации Патриарха Кирилла.

Серебряный позолоченный оклад Смоленской иконы Божией Матери с трудом поднимают несколько человек. Сейчас под окладом – фотокопия иконы. Именно в таком виде, с такими чертами лика она известна во всей России. Но после реставрации привычный облик изменился до неузнаваемости. Дело в том, что за несколько веков образ неоднократно подновлялся. И задача реставраторов заключалась именно в том, чтобы, как говорят специалисты, раскрыть икону – то есть удалить все, кроме первоначального красочного слоя. Сотрудникам института реставрации удалось сотворить настоящее чудо: такой икону не видели уже не десятки, а сотни лет.

«Древнейшая часть иконы - это лик Богоматери в пределах каймы мофория, одежд ее. У нее было до 16 поновлений разновременных. И ее не прописывали всю одновременно. А только лик, например, или только одежду. Или только фон. Но, что интересно, эти поновители отнеслись очень бережно к лику Богоматери и руке младенца», - рассказала художник-реставратор Софья Волкова.

Первоначальный образ Одигитрии, принесенный в Смоленск еще Владимиром Мономахом в XII веке, до наших дней не дошел. Сохранилась только цветная фотография 1912 года, сделанная Прокудиным-Горским.

«Икона просуществовала до Второй мировой войны и потом исчезла. Видимо, при отступлении фашистских войск из Смоленска. Ее следы утеряны, к сожалению», - констатирует зав. отделом темперной живописи ГОСНИИ реставрации Виктор Баранов.

Икона первой половины XVII века – список того утерянного образа. По некоторым данным она была прислана в Смоленск в 1602 году Борисом Годуновым на освящение новой крепостной стены. Икона долгое время была надвратной - из-за того, что она подвергалась атмосферному воздействию, красочный слой был сильно поврежден.

«Нам очень жалко с ней расставаться – мы бы могли, имея еще год-два, улучшать и улучшать еще. Но нужно просто остановиться. Все сделано, и сделано очень качественно, с соблюдением всех научных принципов. Надо, наверное, уже успокоиться, выдохнуть и отдать ее в Смоленск», - говорит директор ГОСНИИ реставрации Дмитрий Антонов.

Эта икона, так же, как первоначальный образ, считающаяся чудотворной, покидала Смоленск только трижды – накануне Бородинского сражения перед ней молился Кутузов, спустя 100 лет ее снова привозили в Бородино на вековой юбилей войны 1812 года. И тогда к иконе прикладывался Николай Второй. Третий раз – это день сегодняшний. После 10-дневного пребывания в храме Христа Спасителя икона вернется на свое историческое место - в кафедральный Успенский собор Смоленска.


Оклад оказался действительно послереволюционным:
Цитата:
Для поклонения верующих икона будет выставлена без оклада, теперь для большей сохранности она хранится в специальной климатической капсуле. 25-килограммовый серебряный оклад, в котором образ пребывал с 1954 года, будет также выставлен 1 февраля в храме Христа Спасителя, однако после реставрации размер иконы изменился, и оклад к ней больше не подходит. Было решено, что впредь, находясь в капсуле, икона будет открыта полностью. "Мало кто из ныне живущих людей видел образ без оклада, теперь икону увидят все, а посмотреть есть на что", — отметил Антонов.

РИА Новости http://ria.ru/religion/20150128/1044731 ... z3QIrCUqXM


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 фев 2015 18:25:10 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3277
Интересный путеводитель по Гаграм 1971 года: http://apsnyteka.org/745-pachulia_e_gagra_1971.html
И по Новому Афону 1964 года: http://apsnyteka.org/746-pachulia_e_nov ... _1964.html

Оказывается, древняя развалина на снимке 21474 имеет устоявшееся современное название "Анакопийский храм": http://www.prokudin-gorsky.org/card.php ... tos_id=244


Беспощадная критика из вышеуказанного путеводителя 1971 года (в наши дни такое не пишут):
Цитата:
Вот, что пишет С. Ю. Витте в своих воспоминаниях: «С его именем связаны Гагры — род санаторной станции на берегу Черного моря... Большинство обывателей Российской империи думают, что все это создано благодаря необыкновенной щедрости его высочества (имеется в виду принц Ольденбургский А. П.). Но это совершенно не так.
Все это создано принцем Ольденбургским, но на казенные деньги; можно даже с уверенностью утверждать, что то же самое было бы создано гораздо разумнее обыкновенными смертными, если бы те деньги, которые ухлопал на это дело из казенного сундука принц Ольденбургский, были бы даны обыкновенным русским обывателем»(3).
С. Ю. Витте характеризует А. П. Ольденбургского как человека ненасытного, падкого на государственные и вообще чужие средства.
В журнале «Сельский хозяин» дается следующая характеристика Гагра того времени:
«Из небольшого полуразрушенного селения Черноморской губернии по мановению волшебного жезла вырастает роскошный курорт. Строятся дворец и роскошные гостиницы для приезжающих, бараки и особняки для больных, флигеля для чиновников и т. д. Да не подумает читатель, что флигеля строились для больных и для переутомившихся — нет! Для самых здоровых, составляющих штат Гагринского курорта. Можно было удивиться — для каких надобностей предназначалось такое количество казенных людей. Без преувеличения можно сказать, что гагринских чиновников было больше, чем больных, которыми должны были заведывать эти господа»(4).
Все эти дворцы и гостиницы представляли собой по существу плохо сделанные декорации. Стены гостиниц, сооруженные из двух рядов досок с пустотой между ними, оказались очень удобными для крыс, расплодившихся в неимоверном количестве. Деньги, отпущенные царским правительством, тратились на борьбу с крысами

--------------------------------
3 С. Ю. Витте. Воспоминания, т. 2, М., 1960, стр. 564.
4 А. Я. Черноморская авантюра. Журн. «Сельский хозяин», 1906» № 25, стр. 6.

24

и лягушками. Правда, часть их все же шла на устройств прудов и придание местности «экзотического» вида. Дли этой цели администрация курорта даже выписала из-за границы обезьян и попугаев. Деньги были истрачены большие, а результатом этой сумасбродной затеи было то, что попугаев в самое короткое время истребили ястребы, а обезьяны в непривычном для них климате передохли.
Вольных на курорте было мало. Несмотря на громадные суммы, затраченные на рекламу, «знаменитый, первоклассный, не уступающий заграничным» курорт пустовал.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 фев 2015 19:26:50 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3277
Ещё один интересный комментарий из той же электронной библиотеки, посвященной Абхазии.
На сей раз - к снимкам Колдахвары.

А. Дьячков-Тарасов
Бзыбская Абхазия

Известия Кавказского отдела Императорского Русского географического общества (ИКОИРГО). Том 18. Выпуск 1.

Тифлис - 1905
(Материал взят с сайта: http://mountaindreams.ru.)

Цитата:
У переправы через Бзыбь расположено на обоих берегах реки большое селение Калдахвара, с церковью, лавками и духаном. Абхазские селения поражают своей величиной: дом от дома иногда расположен на версту и более. В густых лесах близ селений Лихны, Звандрипш обитатели по нескольку месяцев не видят своих соседей, но ежедневно в курсе всех местных новостей, ибо обладают необыкновенным умением — фальцетом переговариваться за версту. Умение перекликаться, с детства развиваемое у абхазца, сохраняется до глубокой старости: нам приходилось видеть седых стариков, с юношеской силой звонко перекликавшихся с соседями. Близ Калдахвары, у самого узкого места реки, где раньше существовала переправа, а ныне построен великолепный железный мост, напоминающий своей массивностью и видом железнодорожный, на скале высятся развалины крепости. Крепость эта неправильной формы, ибо строитель при постройке стен следовал за естественными изгибами скалы, на которой она утверждена. Внутри крепости хорошо сохранились стены церкви, облицованные гладко отшлифованным песчаником. На противоположном берегу реки мы нашли развалины сторожевой башни.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 фев 2015 20:32:08 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3277
Комментарий к снимкам Смоленской церкви с. Бородино:
Страхов, Сергей Васильевич (1864-после 1917.).
Безмолвный свидетель Бородинского боя - храм села Бородина : (Ист.-археол. очерк) / Прот. С.В. Страхов. - Москва : Церковно-археол. отд. при О-ве любителей духовного просвещения, 1912 (Рус. печ.). - 76 с. : ил.; 25.

Скан: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003797382#?page=35

Например, можно сверить внутренний вид:
Изображение

Реликвии:
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 14 мар 2015 11:44:38 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3277
Снимок 21363 "Каменное здание глубокой древности в саду Ростовского Кремля, которое по преданию служило баней Ростовского Архиерейского Дома":
Изображение

Сейчас смотрю станицу музея Ростовского кремля на Фейсбуке: https://vk.com/wall-35067925?own=1

Цитата:
Нет, это не баня, не "мыленка". Это - Садовая палата, так она называется в документах.
Сравним фотографии старые и новые. Как видим, в 1911 году, на снимке С.М. Прокудина-Горского, здание выглядело лучше, чем в середине 20 века, после смерча 1953 г. Нынешнее состояние, после реставрации, - не в пример краше. Как и применение: сейчас Садовая палата Митрополичьего сада - крохотное, по сравнению с прочими сооружениями Ростовского кремля, двухэтажное зданьице дает приют уставшим от ходьбы по кремлю туристам. Чай с травами, пирожки, ростовские пряники - и неспешная беседа, конечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 218 ]  На страницу Пред.  1 ... 17, 18, 19, 20, 21, 22  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB