Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 19 окт 2019 14:38:29
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 231 ]  На страницу Пред.  1 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 ... 24  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 02 мар 2013 10:56:09 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Снимок Уфы под №20569 "Вид на реку Белую с Старого Лагеря":
Изображение

Комментарий от уфимского краеведа Андрея Чечухи: http://andrey4.livejournal.com/19672.html
Цитата:
Попытался собрать во едино всю информацию, которую смог найти о Никольском (Вокзальном) храме.

Уникальная фотография храма начала XX века (к сожалению виден не полностью). Автор фотографии - Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863 - 1944). "Вид на р. Белую со Старого Лагеря". (Район ул. Лагерной, Проломной, сохранивших свои названия. Вся эта гора называлась Лагерной).

22 марта 1897 в Уфе, преосвященным Иустином (Полянским) епископом Уфимским и Мензелинским, была освящена Никольская ( Вокзальная ) церковь; первоначально церковь была деревянной, 23 мая 1899 г. был заложен каменный пятиглавый храм. Усердием служащих Самаро-Златоустовской железной дороги, строительство Никольской церкви было завершено в 1902 году. Церковь была построена в память помолвки Императорской четы. Касенная церковь была освящена в 1902 году преосвященным Антонием (Храповицким) епископом Уфимским и Мензелинским. Первым настоятелем храма стал протоиерей Николай Соколов, переведенный из другого Никольского храма города. Известно, что в 1903 году настоятель храма Николай Соколов был награжден орденом Святого Владимира.

В начале 1924 года, как и большинство других уфимских храмов, Никольская церковь была закрыта (первой в городе) и превращена в клуб железнодорожников.
Протоиерей Лезенков Василий Григорьевич был последним настоятелем Никольской вокзальной церкви в Уфе, до ее перестройки в клуб.

В 2000 году здание Никольской вокзальной церкви было передано Уфимскому железнодорожному техникуму. Также в здании размещался филиал Самарского железнодорожного института.

Вопрос о передаче храма епархии был поднят архиепископом Уфимским и Стерлитамакским Никоном сразу после назначения на Уфимскую кафедру осенью 1990 года, в его обращение к главе администрации г. Уфы. Был получен отказ, - вернее, письмо переадресовали руководству Управления Куйбышевской железной дороги, которое вопрос не решило. В марте 2005 года Владыкой было направлено письмо на имя ректора академии, на которое, к сожалению, также был получен отказ. И лишь новое письмо на имя президента компании ОАО РЖД Фадеева Н.М. дало результат. Часть здания была возвращена епархии осенью 2005 года, точнее пристрой, в котором был актовый зал. 19 декабря 2005 года по благословению архиепископа Никона в престольный праздник Святителя и чудотворца Николая архиепископа Мир Ликийских (Николы Зимнего), был совершен молебен. И вот, 16 апреля 2006 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье), владыка Никон провел первое торжественное богослужение в полностью возращенной Уфимской епархии Никольской церкви при железнодорожном вокзале.

Возрождали храм силами Уфимского епархиального управления. Большой вклад в это благое дело внес священник епархии, митрофорный протоиерей Тихонов (отец Николай). Он сумел "зажечь" идеей возрождения храма солидных жертвователей - частных лиц и различные организации.

Библиография
1 Сто лет освящения Никольской вокзальной церкви.. Уфимские епархиальные ведомости.. Уфа. 1997 . № 11-12 (69-70). с. 5..
2 Мохов В., протоиерей., Зимина Н.. Мученический и исповеднический путь Церкви в Уфимской епархии.. Уфимские епархиальные ведомости. Уфа.. 1996 . № 2-3. с. 8..


Ни в одном источнике мне пока не удалось найти ни слова о существовании в Уфе "Старого лагеря", но судя по упоминанию Андреем "Лагерной улицы" подпись Прокудина-Горского в данном случае соответствует изображению.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 09 мар 2013 13:27:58 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Наконец-то сделал обзор путешествия Прокудина-Горского от Боржома до Тимотесубани: http://oldcolor.livejournal.com/78514.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 09 мар 2013 13:33:12 
Не в сети

Зарегистрирован: 02 июл 2012 13:48:45
Сообщения: 227
Vyacheslav писал(а):
Наконец-то сделал обзор путешествия Прокудина-Горского от Боржома до Тимотесубани: http://oldcolor.livejournal.com/78514.html

That is awesome blog entry Vyacheslav, thank you!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 мар 2013 20:53:07 
Не в сети

Зарегистрирован: 02 июл 2012 13:48:45
Сообщения: 227
One of definitely noticeable landmarks on photos of Tiflis is Nersisyan School (Нерсесяновское училище).
Изображение
Цитата:
Открыта в 1824 в Тифлисе стараниями патриарха-католикоса Нерсес V Аштаракеци - первая в городе общеобразовательное среднее учебное заведение. (существовало до 1921).

В 1837 году она была преобразована в епархиальную духовную семинарию, котору потом и стали называть Нерсисяновской. Школа начала работать при Ванкском соборе.

Новое здание школы было заложено в 1909 году в Сванетис-убани (ул.Храмгесская 1). Земля принадлежала Мариам Туманян и была выкуплена у неё под стоительство школы Ал.Манташевым. Он же вложил в строительство здания 250 тыс.рублей. Все строй. материалы поступали из Армении. [1] Школа начала работать в 1911-1912 г.г.

Интересно, что Нерсесяновская семинария стала местом зарождения армянского театра.

http://ru.hayazg.info/%D0%9D%D0%B5%D1%8 ... 1%89%D0%B5


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 14 мар 2013 07:11:03 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 15 апр 2011 17:07:19
Сообщения: 336
Интересное обсуждение темы: "Прокудин-Горский пересведение", завязанное на ж/д тематику: http://scaletrainsclub.com/board/viewto ... =11&t=5201
А Humus выложил снимки Боржоми: http://humus.livejournal.com/tag/Боржоми


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 14 мар 2013 11:53:29 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
v_v_d писал(а):
А Humus выложил снимки Боржоми: http://humus.livejournal.com/tag/Боржоми


У него очень интересный журнал, но посты по Прокудину-Горскому всегда ужасны: выкладывает неотреставрированные и плохо сведённые снимки с неправильными подписями. От таких постов сомнительная польза.
Правда, в этот раз по Боржому хоть нашёл где-то с исправленными подписями, но есть и перепутанные.
По-моему, автор серьёзного журнала должен ответственней относиться к публикациям на тему Прокудина-Горского.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 14 мар 2013 19:38:02 
Не в сети

Зарегистрирован: 02 июл 2012 13:48:45
Сообщения: 227
Thanks Vasilliy for the links!

And I agree with you Vyacheslav. Mistakes and wrong names are way too often to see on the internet.

From the postcards on Humus' page, I actually for the first time found evidence of czech tourists in Borzhom!
Изображение

I include of translation of thoughts my fellow countryman had hundred years ago:
Цитата:
Caucasian paradise!
I beg for kind forgiveness. Will you forgive me?
Unreadable signature

Don't be surprised of my handwriting, I am terribly in love with one local beauty.

:D
Shame reverse side wasn't published aswell.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 мар 2013 18:24:04 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Снимок 21596 ‘Вид на Боржом с Торской дороги’:
Изображение

Как я писал, мне ничего не удалось выяснить про храм на снимке.
В Справочнике Боржома 1903 г. он назван просто "кладбищенской церковью" и указано, что она была "новой", т.е. недавней постройки.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 29 мар 2013 16:27:07 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Наконец отсканировал текст из издания "Боржом: Справ. книжка". - Тифлис : Дирекция Боржом. минер. вод, 1903.

Итак, читаем:

"Описание здания Экспортного Отделения.

Установленное целебное действие Боржомской минеральной воды Екатерининского источника, вызвало стремление Дирекции возможно широкого распространения её по всей России.
Помещение, в котором производился первоначальный налив этой воды не могло удовлетворите тем требованиям которые оказались необходимыми, для ведения более усовершенствованного налива и беспрепятственного исполнения заказов. В виду необходимости рациональной реорганизации в вопросах налива и экспорта, членом Дирекции Ф. Ф. Моледенгауером был выработан проект постройки нового наливочного отделения. Августейшему Владельцу Боржома благоугодно было одобрите означенный проект устройства каменного двухэтажного здания со всеми специальными техническими приспособлениями для газирования и налива минеральной воды до 2.000.000 бутылок в год, а также для приготовления соли и лепешек.
Согласно предложенному проекту постройка здания для экспортного отделения, в парке минеральных вод была закончена в 1896 году и в мае месяце того-же года начались в новом здании все работы по газированию минеральной воды и производства соли и лепешек.
Здание расположено при входе в парк Минеральных вод по левой стороне и представляет собой двухэтажную постройку из дикого серого камня местной породы (андезит). Фасад здания, облицованный мозаичной кладкой этого камня, в перемежку с кирпичными карнизами и оконными наличниками, весьма приветливо выделяется на зеленом фоне парка.

Изображение

При составлении проекта постройки здания имелось главным образом в виду соедините возможную прочность здания для устранения частых ремонтов, с целесообразным распределением помещения, для более удобного производства работ и достижения наибольшей производительности. Первое ycловиe было достигнуто тем, что первый этаж отделен от второго бетонным потолком с тавровыми железными балками, которые поддерживаются чугунными колонами. Применение железных балок явилось необходимым в виду постоянной сырости этого помещения от налива воды, вследствие чего деревянный потолок быстро подвергнулся бы порче от гниения.
Размеры помещения и их распределение по смыслу производимых в них работ вполне соответствуют второму условию, т. е. удобному и целесообразному производству работ.
Центральное помещение здания занимает контора экспорта. Такое положение конторы значительно облегчает общий надзор над всеми производимыми работами. Контора представляет собой большую комнату выкрашенную светлой масля¬ной краской, с необходимыми шкафами и письменными столами за которыми производится общее ведение дела, как-то, отчетность по производству и все коммерческие операции по экспорту Боржомских минеральных вод.
Вторая, примыкающая к конторе комната, предназначена для копирования писем, отправки корреспонденции регистрирования бумаг и прочих конторских работ.
Находящаяся в этой-же комнате центральная телефонная станция значительно облегчает деловые сношения конторы с Управлением имением и прочими официальными учреждениями Боржома.
Так как для налива и мытья бутылок необходима механическая сила, то при составлении проекта здания принято в соображение использование живой силы речки Боржомки. Для этой цели на расстоянии около 150 саж. от здания вверх по Боржомке устроен шлюз, откуда собирающаяся вода направляется по цементным трубам (диаметром 12—16 вершков) на железное наливное колесо (диаметром около 5 аршин). Вода, протекая по цементным трубам, под уклоном в 2 аршина, на железное колесо, развивает механическую силу в 18 лошадиных сил. Этот двигателе, кроме приведения в действие всех насосов имеющихся в наливочном отделены служит также для получения электрической энергии (динамо-машиной в 6о ампер и 100 вольт), для освещения парка и зданий 6-ю дуговыми фонарями и около 100 лампами накаливания. Кром1з того динамо-машина применяется для заряжения аккумуляторной батареи (Тюдор) емкостью в 240 ампер часов.
Общий цикл всех работ наливочного отделения заключается в следующем:
I. Порожние бутылки доставляются по рельсовому пути, из бутылочных складов, находящихся на Черной pечкe, до наливочного отделения.
2. Выгрузка бутылок из вагонов и переноска их в отделение для местного склада бутылок, совершается в специально устроенных подвесных вагончиках (однорельсовой системы) вмещающих каждый 500 бутылок.
3. Из местного склада бутылки поступают в отделение для мытья на двух вагончиках, попеременно спускающихся и подымающихся по наклонной плоскости при помощи стального каната.
4. Бутылки, доставляемые вагончиками в отделение для мытья, перекладываются на колесо для отмачивания бутылок. Колесо это сделано из железа диаметром около 3 аршин, и установлено в глубоком бетонном баке, в котором циркулируем проточная ручная вода, наполняющая бак почти до оси колеса. Колесо раздельно на 6 отд1зленш, снабженных гнездами, в которые вкладываются бутылки. По серединe каждого гнезда имеется щетинная щетка для надевания бутылок. Нагружая колесо бутылками, таковое получает медленное вращательное движение и погружает бутылки в воду. Таким образом бутылки, находясь продолжительное время в воде, получают первую очистку путем отмачивания. При постоянном вращении колеса, бутылки выступающая из воды, вынимаются из гнезд; при чем рабочий делает несколько поворотов бутылки в одном и другом направлены, чтобы при помощи находящихся внутри бутылок щеток, очистите внутреннюю их поверхность.
5. С колеса бутылки перекладываются на станок с передвижной деревянной лентой, снабженной отверстиями, в которые вкладываются бутылки горлышком вниз. Передвигая с одного конца на другой бутылки доставляются к трем машинам для мытья на щетках.
По очистка бутылок щетками производится здесь же имеющимся вентилем, прополаскивание бутылок водяной струей под сильным давлением для удаления случайно приставших волосков от щетки.
6. Окончательное прополаскивание бутылок чистой водой совершается на особом вращающемся аппарате. Аппарат состоит из железного конического остова, с расположенными на нем трубчатыми металлическими наконечниками с мельчайшими отверстиями. При вращении аппарата, прополаскиваются под сильным давлением одновременно лишь четвертая часть имеющихся на аппарате бутылок (25 б.),
Прополаскивание бутылок таким образом происходит непрерывно, весьма быстро и основательно.

II.0тделение для налива.

а) Газировка,

Из отделения для мытья тщательно промытые бутылки перевозятся вагончиками через тоннелеобразный рельсовый путь в отделение для газировки. Это отделение занимает самую обширную часть здания и представляет собой светлое помещение, в котором, в имеющемся по середине углублении, установлены аппараты для газирования воды: газовые насосы, купорные машины и прочие необходимые принадлежности для налива.
Газирование воды имеет цель не только придать воде более пр1ятный вкус от выделяющейся углекислоты, но главным образом, удалите из воды атмосферный воздух, который препятствует быстрому насыщению воды углекислотой и задерживает таким образом газирование.
Чтобы достигнуть более совершенного удаления из приборов газирования атмосферного воздуха установлен автоматически-действующий прибор. При действии прибора имеющийся при нем вентиле открывается в определенные промежутки времени и удаляет таким образом собиравшийся в верхней части атмосферный воздух. Указанные условия способствуют в значительной степени сохранению воды, в особенности, если соблюдается еще одно существенное требование, а именно сохранять бутылки с водой в лежачем положены и холодном месте, что и обозначено красным шрифтом, для руководства потребителей, на этикетах каждой бутылки.
Аппарат для газирования минеральной воды представляет собой медный, внутри вылуженный цилиндр, в верхнюю часть которого вода поступает в распыленном видe под определенным давлением. Одновременно в аппарат нагнетается углекислота, которая, встречая распыленную минеральную воду, беспрерывно газирует ее. Полученная таким образом газированная вода собирается в нижнюю часть аппарата и направляется оттуда к купорным машинам.

е) yпаковкa.

В помещении для налива установлено в настоящее время 6 купорных машин. Работа укупорки совершается до¬вольно быстро, так что привычный купорщик в течение дня, может налить более 1500 бутылок.
Перед каждой купорной машиной установлен вращающиеся стол, значительно способствующей бол1зе ускоренному наливу, так как купорщик, не сходя со своего места, од- ним передвижением стола отодвигает от себя налитые бутылки и придвигает порожние. Размеры стола рассчитаны таким образом, что одновременно может быте установлено 50 бутылок в двух ящиках, каковое обстоятельство значительно облегчает обзор и отчетность работы каждого отдельного купорщика,
Затем другими рабочими производится в определенном порядке капсюлировка бутылок (свинцовыми капсю¬лями с фирмою Дирекции),—наклейка этикет, завертывание каждой бутылки в оберточную бумагу.

Таким образом заготовленные бутылки с минеральной водой вывозятся из помещения налива особо устроенными вагончиками (по 500 бутылок в каждом) и направляются по рельсовому пути через тоннелеобразный проход на платформу внe здания, гдe совершается нагрузка вагона для перевозки их в Упаковочное Отделение на Черную речку.

с) Отправка бутылок в упаковочное отделение.
Для перевозки бутылок из Наливочного Отделения в Упаковочное в настоящее время проложен железнодорожный рельсовой путь, по которому товарные вагоны подаются на двор Наливочного Отделения к пристроенному здесь навесу.

Изображение

В этих вагонах совершается доставка порожних бутылок из бутылочного склада на Черной речке. По выгрузке порожних бутылок тот-же вагон нагружается бутылками с минеральной водой. Бутылки, снабженные соломенными колпаками, без всяких ящиков плотно укладываются рядами в вагон, до его наполнения. Обыкновенно вагон вмещает до 10.000 бутылок и до 15.000 полубутылок. Нагруженный вагон отвозится ежедневно, в установленный час, паровозом Бакурьянской железной дороги на Черную речку.
Так как примкнете паровоза в тесном ущельи парка минеральных вод, как показал опыт, весьма сильно беспокоит приезжих своим шумом и керосиновым чадом, то в ближайшем будущем решено ввести электрическую тягу и пользоваться имеющейся в избытка водяной силой для получения энергии от центральной электрической станции.

Упаковочное отделение на Черной
В вопросе общей организации дела экспорта Боржомских Минеральных Вод немаловажную роль играет правильная постановка отдела упаковки, а поэтому в настоящее время приняты меры для улучшения технической части этого отдела. Существенным началом такого улучшения послужила постройка большого каменного здания, предназначенного специально для Упаковочного Отделения. Это здание представляет собой обширное светлое помещение, дозволяющее удобно следите за ходом производящихся здecь работ.
Новое здание Упаковочного Отделения по своим размерам и распределению помещения представляет возможность не только ускорите в значительной степени производство работ, но и обеспечить болee тщательную упаковку. Для болee удобной выгрузки налитых бутылок доставленных вагонами из Наливочного Отделения и нагрузки ящиков с минеральной водой в вагоны, предназначенные для вывоза из Боржома, проложен железнодорожный тупик вдоль самого здания.

Изображение

По прибытии вагона с бутылками газированной минеральной воды, таковые немедленно упаковываются в ящики (целые бутылки по 50 штук — полубутылки по 100 штук В 1 ящик).
Затем производится обтяжка ящиков обручным желeзoм, снабжение ящиков текущими номерами и соответствующими надписями города и фирмы заказчика.
Приготовленные таким образом для отправки ящики с минеральной водой перевозятся на тачках непосредственно в вагоны, поданные к Упаковочному Отделению.
Под Упаковочным Отделением устроен обширный подвал, предназначенный для запаса готового товара.

По обеим сторонам Упаковочного Отделения имеются жилые помещения, с одной стороны для надсмотрщика, а с другой—для рабочих.
В некотором отдалении от Упаковочного Отделения находятся три обширных сарая для запаса порожних бутылок, ящиков и соломенных колпаков, с расчетом на годичный запас.
В настоящее время организация дела экспорта, Боржомских Минеральных Вод поставлена на такую степень своего развития, что может удовлетворять спросу более двух миллионов бутылок в год. В течение десятилетнего своего существования были выработаны услов1я, предоставляются возможность пользоваться повсеместно столе целебной Боржомской минеральной водой по весьма доступной стоимости. Путем опыта выработаны услов1я упраздняющая возможность произвольных повышении цен на Боржомскую воду, так как Дирекция высылает таковую всем, франко все железно дорожные станции Poccии, включенные в прямое железнодорожное сообщение, по указанной в прейскурант стоимости (20 коп. бут. и 14 коп. полубутылка).
Такую незначительную стоимость Боржомской минеральной воды, возможно было установите конечно лишь при условии наличного платежа. Хотя уравнение стоимости для всей Poccии оказалось весьма целесообразным для быстрого распространения этой целебной отечественной воды, в настоящее время оказывается все-таки желательным ввести болee справедливое распределение стоимости воды, в зависимости от расстояния и Дирекция занята выработкою прейскуранта в том смысле, чтобы установите одинаковую для всех цену минеральной воды в Боржомe, с прибавлением стоимости провоза по выработанным ставкам для каждой губернии, согласно железнодорожному тарифу."

КОНЕЦ ТЕКСТА.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 мар 2013 07:40:14 
Не в сети

Зарегистрирован: 02 июл 2012 13:48:45
Сообщения: 227
Thank you very much for the wonderful find Vyacheslav!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 231 ]  На страницу Пред.  1 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 ... 24  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB