Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 29 май 2017 13:13:06
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 69 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 15 мар 2011 08:45:40 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3221
Одним из самых интересных вопросов в исследовании коллекции Прокудина-Горского является определение как можно более точно даты каждого снимка. В этой области остается немало загадок, начиная с того, что до сих пор остается неизвестной датировка самых первых цветных фотографий, сделанных в России.

В данной теме предлагается обсуждать все вопросы датировки снимков и фотоэкспедиций Прокудина-Горского.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 апр 2011 10:07:35 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3221
Cнимок LC-DIG-prokc-21641, идентифицированный как здание общественных собраний в Баку (ныне филармония).
Изображение

По всем источникам это здание было построено в 1910-1912 гг., поэтому С.Прохоров датировал снимок "не ранее 1912 г.".

Однако мне удалось найди в сети следующий снимкок:
Изображение

На снимки подпись "1914", но работы над башнями здания ещё продолжаются. Из этого можно сделать два предположения:
1) пометка "1914" на снимке сделана ошибочно (что более вероятно); либо
2) снимок LC-DIG-prokc-21641 сделан Прокудиным-Горским не ранее 1914 г.(потому что на его снимке строительство полностью завершено).

Что касается общепринятых дат окончания строительства, то можно предположить теоретически, что они относились к зданию в целом и после сдачи его в эксплуатацию продолжалась отделка некоторых архитектурных элементов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 апр 2011 10:08:44 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3221
Определить месяц съемки по состоянию природы очень проблематично из-за частных аномальных отклонений погоды. Вспомним единственный точно продатированный снимок Прокудина-Горского - LC-DIG-prokc-20543 "Bliz stantsīi Viazovaia Samar-Zlatoust. zh. d. 12-go sentiabria 1909 g.". Там всё уже засыпано снегом, хотя на дворе только ранняя осень:
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20543v.jpg

Я нашел у ПГ интересный случай, когда знание климатической истории помогает понять правильно смысл подписи: LC-DIG-prokc-21530 "Banany i stvol finikovoi pal'my poslie zimy 1910 g. [Sukhum]". Если логически толковать подпись, то фраза "после зимы 1910 г." должна означать, что снимок сделан весной-летом 1910 г. Однако с высокой степенью достоверности мы знаем, что снимок был сделан не ранее июня 1912 г. Всё дело в том, что зима 1910-1911 г. была самой суровой в новейшей истории Абхазии и в результате погибло много субтропических растений. Что-то пришлось высаживать заново. Поэтому на снимке мы видим финиковую пальму в том состоянии, в каком это растение сохранилось после катастрофически холодной зимы 1910-1911 г.

http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 21530v.jpg


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 апр 2011 10:10:25 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3221
Датировка первой поездки Прокудина-Горского в Батумский округ (была, оказывается, и вторая!!!)

Российская Империя Прокудина-Горского. 1905-1916. Фотоальбом. С.Гаранина:

Цитата:
Недавно в архивных фондах Русского географического общества было найдено письмо С.М.Прокудина-Горского, отправленное из Батума 30 марта 1912 г. исследователю Черноморского побережья Кавказа, члену РГО Николаю Ивановичу Воробьёву. Приведём выдержки из него: «...буду здесь в первый раз до конца апреля, а затем снова буду работать на побережье конец июля, август, сентябрь. В конце апреля я буду несколько дней в Петербурге проездом на Урал. Здесь в Вотуме успешно готовятся к выставке, и мне думается, что более обаятельного председателя, чем здешний губернатор, трудно получить. Детально о работе уже исполненной и о том, что имеется, в виду, я узнаю завтра вечером на заседании, куда и я приглашён губернатором. Мне кажется, что особое значение на выставке следовало бы придать горным богатствам Кавказа вообще и близлежащих к Чёрному морю в частности. Взяв хотя бы Дзансульские медные рудники и заводы, находящиеся в 55 верстах от моря, марганцевые руды, свинцовые руды и т.д. Насколько я слышал, Дзансульские заводы примут широкое участие на выставке, что. как мне кажется, очень хорошо.
Моя работа движется, но не так быстро, как я бы хотел - сильно мешают дожди. По приезде, что было 20, я на другой день отправился лошадьми в Артвин – много снимал по пути. В Артвине три дня подряд была снежная буря и дождь, затем выдался один очень хороший день, в который я много сделал хороших снимков, затем наступил ветряный ураган. Я хотел на обратном пути быть на медных английских заводах, но по совету опытных людей отложил это на август, когда погода будет устойчивее. Из Артвина по Чароху я спустился в каньон и вернулся в Батум 28. Вчера, 29, был бешеный ветер и страшная духота, ночью пошёл ливень, который и сейчас идёт. Таким образом, горные красоты близ Черноморья есть и докончу их осенью. Теперь снимаю Зелёный Мыс, Чакву, Цихин-дири Думаю, что погода смилостивится, а затем двинусь пароходом дальше. Вагон будет стоять здесь и всё, что желаете мне сообщить, прошу направлять: «Батум, до востребования». Искренне преданный Прокудин-Горский».


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 апр 2011 10:19:04 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3221
В историко-краеведческом музее Бухары висят репродукции фотографий Прокудина-Горского. Одна из них - хорошо известный колоритный снимок "Бухарский чиновник". Обратите внимание: на табличке указан год съемки - 1911. А на самом деле снимок-то сделан в январе 1907 г.!(или в конце декабря 1906 г.). На нем есть зеркальный номер, если не ошибаюсь, "620". Зеркальные номера стоят только на тех туркестанских снимках, которые были сделаны во время первой поездки Прокудина-Горского в этот край. Это легко позволяет отделить все туркестанские снимки по дате. Кстати, большинство снимков 1911 г. также легко рассортировать на вторую (февраль-март) и третью поездку (сентябрь). На первых деревья стоят голые, на вторых - зеленые.

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 апр 2011 10:19:46 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3221
Посмотрите пару снимков:

LC-DIG-prokc-20089 [Tree-lined canal]

Изображение

LC-DIG-prokc-20088 [Brick stairs leading to tree-lined stream]

Изображение

Снимал ПГ явно одно и то же место. Скорее всего, это один из арыков в мургабском имении. При этом, время года на снимках разное (листва пожелтела). Но самое странное - наклонившееся дерево со второго снимка присутствует в виде полупрозрачного призрака на первом! Я проверил негатив - на всех трех кадрах оно полупрозрачное! Как мог возникнуть такой эффект.
Со временами года вопрос особый. Помните, по календарю в лаборатории в Байрам-Али мы определили точный день съемки - 12 апреля 1911 г. При этом по документальным источникам мы знаем, что ПГ выехал из Ташкента в Закаспийскую область около 28 февраля 1911 г. Откуда взялась такая разница во времени? Неужели ПГ пробыл в Мервском оазисе полтора месяца? Хотя буйная зелень на многих снимках говорит однозначно, что эта была уже середина весны.
Я пока не знаю, приезжал ли повторно ПГ туда в сентябре 1911 г., во время своей третьей поездки в Среднюю Азию.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 апр 2011 10:25:28 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3221
Открытка с видом деревни Турово (где у Прокудина-Горского была дача) или Смешино. Контролька LC-DIG-prok-01979.

http://memory.loc.gov/pnp/prok/01900/01979v.jpg

Изображение

Кажется, это единственная открытка, где указан месяц съемки - декабрь. В списке 416 не указан ни один месяц. Если название месяца указано Прокудиным-Горским не наугад и если память ему не изменила, то мы имеем более-менее точную дату съемки - декабрь 1904 г. Более ранний год маловероятен, поскольку имеено в 1904 г. по данным Носкова дача в Турово перешла Прокудину-Горскому. Более поздняя дата также исключается, поскольку снимки лужской серии фигурируют в списке 416 (кстати, там нет прямого упоминания названий "Турово" и "Смешино"). По аналогии можно предположить, что и другие зимние лужские снимки сделаны в декабре 1904 г. (в январе 1905 г. ПГ их уже демонстрировал вместе со снимками Дагестана и Финляндии).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 апр 2011 10:33:15 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3221
Назрел вопрос: когда Прокудин-Горский снимал Баку?

Вроде бы, он должен был снимать его во время путешествия по Муганьской степи, которое состоялось, как нам представляется, летом 1912 г. Но на всех муганьских фотографиях зелень в полном расцвете - спелые арбузы, гранаты и т.д. Значит - второая половина (конец) лета.
А что мы видим на обеих бакинских фотографиях? Голые мертвые ветки. Явно это зима.

Изображение

Значит это было отдельная поездка. Но странно, зачем надо было ехать в Баку через всю страну ради двух снимков (прямо скажем, не самых интересных), когда ПГ был совсем рядом с этим городом летом 1912 г.? Вопрос.

Вернусь ещё раз к снимку, который я здесь как-то приводил:

Изображение

Обратите внимание - на снимке пометка "1914 г.", а со здания ещё не сняли все леса. А у ПГ этих лесов уже нет. В прошлый раз я подумал, что кто-то ошибся с датировкой, тем более, что по всем источникам известно - здание общественных собраний было окончено строительством в 1912 г. Но сейчас я уже не так уверен в этом.
Есть одна интересная теория. В 1914 г. было основано АО "Биохром". Его главными акционерами выступили, как я недавно узнал, бакинские нефтепромышленники. А что, если ПГ в 1914 г. ездил к ним туда на переговоры по этой фирме, заодно сделав несколько снимков. Могу также предположить, что здание общественных собраний строилось на деньги тех же бакинских нефтепромышленников, поэтому Пг и запечатлел его, нарушив свой принцип - никогда не снимать европейской архитектуры в экзотических восточных городах (см. статью ПГ в журнале "Фотограф-любитель" за 1907 г.).

Короче, вот такие дедуктивные фантазии. Может быть, когда нибудь подкрепятся документально.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 апр 2011 10:33:47 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3221
Впрочем, есть и другая версия датировки фотографий Баку. Чтобы понять, как ПГ мог оказаться в этом городе, достаточно взглянуть на карту железных дорог Российской империи. В начале марта 1912 г. ПГ направлялся в Батум, а единственный путь по железной дороге туда лежал через Владикавказ и Баку. Эти два последних города не входили в планы съемок ПГ, но он воспользовался случаем и сделал в них по одному-два кадра. Возможно, хотел ещё раз убедиться, что вся аппаратура работает нормально. Хотя во Владикавказе "пробный" кадр ПГ делал, скорее всего, уже во время летней 1912 г. поездки на Кавказ - зелень на снимке выглядит по летнему.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 апр 2011 10:34:43 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3221
Моё сообщение от 5 февраля 2009:

Вчера у меня была ещё одна интересная находка. В "Фотографе-любителе", №5 за 1906 г. была статья Прокудина-Горского, посвященная проблеме освещения при съемке. Оказывается, ПГ уделял её такое большое внимание, что предлагал даже составить справочник, в какое время суток того или иного сезона те или иные достопримечательности России наилучше освещены солнцем (кстати, при автобусных турах я много раз убеждался, что снять некоторые достопримечательности невозможно утром или вечером из-за положения солнца).
Так вот, в качестве образца ПГ привел небольшую таблицу:

ПРИМЕРЫ:

город объект время года час наилучшего освещения
___________________________________________________________
Выборг Общий вид города май 9 час. утра
с горы Папуля август 12 ч. дня

Киев Главный собор начало сентября 2 часа дня
Киево-Печерской май 10 часов утра
лавры

Дагестан, Место пленения апрель 8 часов утра
Гуниб Шамиля


Я думаю, объяснять значение этой таблицы для нас никому не нужно. Мы имеем точную информацию о месяце съемок Прокудиным-Горским некоторых ключевых мест. Нет только года.

С Киевом всё понятно. ПГ снимал его дважды в мае и начале сентября 1905 г. Разумеется, он туда специально не приезжал два раза, просто Киев лежал на путях его маршрутов.

С Выборгом сложнее. Август относится почти наверняка к 1904 г. А вот май - это 1904 или 1905 г.
С Дагестаном ещё интереснее. До вчерашнего дня я не мог себе представить - как могло занести ПГ в Дагестан до января 1905 г. (согласно информации Гараниной о демонстрации снимков Дагестана и Кавказа в январе 1905 г.).
Теперь я почти с полной уверенностью могу сказать - у Гараниной ошибка с датой. ПГ снимал Дагестан в апреле 1905 г. вместе с другими районами Северного Кавказа.

В "Фотографе-любителе", №2 за 1906 г. ПГ пишет, что для многомесячного путешествия по России в 1905 г. построил специальную палатку, которая кое-как позволяла осуществлять съемку в полевых условиях. Из этого ясно, что до 1905 г. ПГ не мог снимать в Дагестане чисто физически. В 1904 г. он снимал там, где у него были под рукой удобства: все финские снимки сделаны при путешествии на небольшом корабле (катере) по Сайменскому каналу или в окрестностях дачи Старка (Зигфрида). Лужские снимки также сделаны в пределах досягаемости дачи в Турово, где у ПГ наверняка была оборудована комната.

И ещё один вопрос - как ПГ так точно запомнил часы съемок. Всё-таки у него был полевой журнал!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 69 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB