Снова к старому вопросу о датировки второй уральской экспедиции. Ранее уже отмечалась датировка в некоторых источниках строительства бакальской канатной дороги 1911 г.
"Рудники Бакальского района с этого времени утратили значение медвежьего угла. Рудничным обитателям, подавленным в былое время мыслью о своей заброшенности на край света, теперь явилось сознание, что, не сходя с рельсового пути, можно от станции Бакал доехать в западном направлении до берегов Атлантического океана и в восточном - до берегов Великого. Теперь сам внешний мир проявлял интерес к рудникам и желание установить с ними связь. Каждое лето на рудники приезжали новые, свежие люди - студенты, экскурсанты, представители учёного мира. Хлынули новости из области техники, литературы, искусства, общественной и политической жизни. Эксплуатация рудников стала осуществляться более высокими темпами. Из имеющихся данных видно: для добычи двух миллионов тонн руды до 1900 года потребовалось почти полтора века, такое же количество добычи было произведено на Бакале в период с 1900 по 1913 годы, то есть до начала Первой мировой войны. В 1910 году для обеспечения всё возрастающей добычи руды стала вводиться механизация некоторых производственных процессов. Так, например, были приобретены и введены в работу первые два компрессора фирмы "Ингерсоль-Ранд", в 1913 году на Тяжёлом руднике установлены два первых импортных экскаватора фирмы "Бюсайрус". В 1907 году руководство Бакальских рудников начало вести переговоры с немецкой фирмой "Полиг" о строительстве двух канатных дорог. Длина первой "канатки" должна была составлять 1,2 км, с ее помощью планировалось перевозить руду с рудника Бакальчик на Северные печи Бакала. Вторая должна была стать самой протяженной в мире (8,2 км) и доставлять железорудное сырье с Тяжеловских рудников на Южные печи. Обе канатные дороги были построены в 1911 году и действовали в течение 40 лет. Их трасса пролегала по склонам горы Буландиха и пересекала карьер Вагонная яма, вагонетки двигались со скоростью 2,5 метра в секунду."
Источник:
http://www.moscapworld.com/ruda5.shtmlЕсть даже более поздняя датировка:
"В начале XX века на рудниках появились в небольшом количестве пневматические молотки и компрессоры, рудообжигательная печь, два паровых экскаватора. В 1913-1914 годах Симскими заводами построена воздушно-канатная дорога для доставки руды от рудников до железнодорожной станции Бакал."
Источник:
http://www.arkur.ru/plants/Bakalskoe.html"В 1901-1914 гг. проведено техническое переоснащение Бакальских рудников, значительно изменилась технология горных работ. В это время построены Южные и Северные рудообжигательные печи, штольня Садовского, две воздушно-канатные дорожки, одна из которых в 1911 г. была самой протяженной в мире."
Это ещё с одного бакальского сайта, который не открывается.
Вроде бы однозначно 1911 г. и явное несоответствие принятой датировке южноуральской поездки 1910-м годом. Однако в одной из столичных газет 1911 г. читаем сообщение:
"22-го января, вечером, в Царскосельском Александровском дворце, у Их Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы Александры Федоровны, преподаватель Технологического института Императора Николая I-го Прокудин-Горский имел счастье демонстрировать перед Их Величествами, посредством изобретенного им способа проекцию фотографические снимки в натуральных цветах (цветная фотография), сделанные во время поездки по Волге от истока ее и по
южному Уралу. Во дворце находились приглашенные свитные дамы и лица свиты, проживающие в Царском Селе."
Правда, южный Урал ПГ снимал уже в 1909 г. (Златоуст, Челябинск, Кыштым, Миасс, Вязовую). Тем не менее, упоминание в газетном отчете именно "южного Урала" вроде бы подтверждает 1910 г. съемки.
Предположение о двух южноуральских поездках (1910 и 1911 гг.) кажется почти невероятным.
С другой стороны, зачем ПГ собирался ехать на Урал с Рерихом в 1911 г.?
Как мы помним, 21 января 1911 г. на заседании Отделения Этнографии ИРГО доложено «извещение художников Рериха и Прокудина-Горского о предполагаемой ими поездке на Волгу, Урал и в Среднюю Азию для производства кинематографических и фотографических съемок».
Наконец, ещё два свидетельства. Где-то чуть ранее 6 июля 1910 г. ПГ обратился с письмом к министру финансов Коковцеву, где указал, что:
"В 1909 г. с Высочайшего соизволения была совершена первая поездка по
Мариинскому водному пути и Среднему Уралу, которая дала 600 снимков
северного района России в натуральных цветах.
....
В настоящем 1910 г., с Высочайшего соизволения, последовавшего 8
января сего года, предстоит воспроизвести всю Волгу, Каму, Северный
и Южный Урал, что по приблизительному соображению даст не менее 1000
фотографических снимков".
Таким образом, Южный Урал ПГ планировал снимать всё же в 1910 г., хотя совершенно непонятно, почему он также запланировал Северный, который как раз был отснят в 1909 г. Что можно было снять севернее Нижнего Тагила?
6 декабря 1910 г. ПГ писал директору казначейства:
"До сего времени таких негативных изображений достопримечательностей России исполнено мною свыше одной тысячи трехсот штук. Сюда входят: Мариинский водный путь, р. Волга с истоков до г. Нижнего-Новгорода, Средний и Южный Урал, часть Дагестанской области и часть Финляндии.
В 1911 г. будет закончена Волга до г. Астрахани, рр. Ока и Кама, Северный Урал и Туркестан".
Из сего следует, что Южный Урал был таки отснят в 1910 г., а на 1911 г. ПГ планировал некий Северный Урал. Могли ли тогда иметься в виду Чердынский уезд и Чусовая, которые будут отсняты только в 1912?
Поразительно также, как ПГ мог предвидеть съемку реки Оки, которая будет сделана в связи со шлюзованием только в 1912 г.?