Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 17 авг 2017 09:53:32
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 69 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 26 авг 2012 15:43:45 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3283
v_v_d писал(а):
Vyacheslav писал(а):
На штемпеле чётко написано: СПетербург, 29 сентября 1903.
Изображение
photo hosting

Может у меня чего-то с глазами, а я так вижу четко - 1908


Да, из-за плохой пропечатки тройка кажется восьмёркой. Но если приглядеться в большом разрешении, всё же тройка. А главное - в самом письме указан 1903 г. и есть нечитаемая карандашная надпись, в которой фигурирует "1904".

Кстати, если рассматривать осень 1904 г. как альтернативную датировку финляндской поездки, то здесь в хронологии значится пока только одна дата: 24 сентября 1904 г. Прокудин-Горский присутствовал на заседании V отдела ИРТО.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 авг 2012 18:55:35 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3283
По вопросу датировки Южноуральской экспедиции есть ещё два свидетельства. Где-то чуть ранее 6 июля 1910 г. ПГ обратился с письмом к министру финансов Коковцеву, где указал, что:
"В 1909 г. с Высочайшего соизволения была совершена первая поездка по
Мариинскому водному пути и Среднему Уралу, которая дала 600 снимков
северного района России в натуральных цветах.
....
В настоящем 1910 г., с Высочайшего соизволения, последовавшего 8
января сего года, предстоит воспроизвести всю Волгу, Каму, Северный
и Южный Урал, что по приблизительному соображению даст не менее 1000
фотографических снимков".

Таким образом, Южный Урал ПГ планировал снимать всё же в 1910 г., хотя совершенно непонятно, почему он также запланировал Северный, который как раз был отснят в 1909 г. Что можно было снять севернее Нижнего Тагила?

6 декабря 1910 г. ПГ писал директору казначейства:
"До сего времени таких негативных изображений достопримечательностей России исполнено мною свыше одной тысячи трехсот штук. Сюда входят: Мариинский водный путь, р. Волга с истоков до г. Нижнего-Новгорода, Средний и Южный Урал, часть Дагестанской области и часть Финляндии.
В 1911 г. будет закончена Волга до г. Астрахани, рр. Ока и Кама, Северный Урал и Туркестан".

Из сего следует, что Южный Урал был таки отснят в 1910 г., а на 1911 г. ПГ планировал некий Северный Урал. Могли ли тогда иметься в виду Чердынский уезд и Чусовая, которые будут отсняты только в 1912?
Поразительно также, как ПГ мог предвидеть съемку реки Оки, которая будет сделана в связи со шлюзованием только в 1912 г.?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 29 дек 2012 16:18:27 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3283
Редчайший образец черно-белой съемки Прокудина-Горского:
Изображение

На снимке явно какое-то гулянье или празднество.
Цитата:
Празднование «Печерок» приходилось на последнюю пятницу перед Петровым постом, т.е. на 22 мая (4 июня). Кроме того, в Луге и в Турове открывались т.н. печерские ярмарки. Они проходили в зависимости от празднования Пасхи либо в конце мая, либо в первой половине июня.

Источник: http://www.rusarch.ru/noskov1.htm

По всей видимости, ПГ запечатлел как раз такую "печерскую ярмарку" в конце мая, либо в первой половине июня.
Вот только какой год? В 1905 он в мае поехал снимать Киев и Крым, хотя в начале июня мог вернуться.
Наверное, 1904 более вероятен. Кстати, мы до сих пор не знаем точной даты смерти А. С. Лаврова в 1904 г. и, соответственно, времени вступления Прокудиным-Горским во владение туровским имением.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 янв 2013 05:59:26 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3283
Ещё 4 февраля 2009 г. я нашёл в журнале "Фотограф-любитель" за 1906 г. замечание Прокудина-Горского о том, что в апреле аул Гуниб лучше снимать в такое-то время суток, из чего был сделан логичный вывод, что он сам снимал его в апреле 1904 г. (снимки были показаны публике уже в феврале 1905).
С тех пор целых четыре года я безуспешно пытался выяснить, как же оказался Прокудин-Горский весной 1904 г. в труднодоступном, бездорожном районе? Единственная экспедиция, посетившая Гуниб в 1904 г., была осуществлена ботаником Николаем Адольфовичем Бушем. Однако есть два обстоятельства. Гуниб он посетил в первых числах августа 1904 г., а не в апреле. Во вторых, подробный отчёт об этой экспедиции, опубликованный в известиях ИРГО за 1905 г., не содержит упоминания о Прокудине-Горском. Поэтому вариант с экспедицией Буша я сразу исключил.
Однако теперь я всё больше думаю, что Прокудин-Горский мог вполне ошибиться, указав апрель как месяц съемки в Гунибе или вообще назвать его чисто условно, ведь он давал лишь пример справочника по наилучшему времени съемок достопримечательностей.
В этом случае ПГ мог вполне посетить Дагестан с экспедицией Буша, ведь один он бы туда всё равно не поехал.
Буша направил в эту поездку Императорский ботанический сад Петербурга. Прокудин-Горский делал клише и печать для Известий этого самого ботанического сада. Вообще, он огромное внимание уделял ботанике, как мы знаем, особенно на Кавказе.
Да, в Дагестане он почти не снимал растений, зато специально снимал их в том же 1904 г. в Новом Афоне. А новоафонский снимок в "Фотографе-любителе" он датировал июнем (1907, №4 Уголок на прудах «Нового Афона» (снято в 7 ч. вечера в июне)).
Меня изначально немного озадачивало, что в течении 1904 г. Прокудин-Горкий совершил сразу две экспедиции на Кавказ, проще было бы представить съемки Сухумского округа и Дагестана в рамках одной поездки.
Кстати, в августе того же 1904 г. ПГ мог снимать Крым (полевые маки, виноград, парк в Массандре).
Состояние природы на снимках Дагестана мне ни о чём не говорит. Точно такие же виды на современных снимках конца июня, но там всё-таки Юг, может и к концу апреля природа уже выглядит как летняя. Хорошо бы специалисту взглянуть. Хотя в апреле на субальпийских лугах Дагестана должно всё цвести, а на дагестанских снимковах ПГ цветов не видно, при том, что он обожал их снимать.
Так что на счёт апреля в Гунибе может вполне оказаться очередной мистификацией или ошибкой от Сергея Михайловича.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 фев 2013 11:33:55 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3283
В продолжение предыдущего поста. Сегодня посмотрел заметку Н.А. Буша о его экспедиции в Дагестан 1904 г. в Известиях СПб Ботанического сада. К сожалению, заметка гораздо более краткая, чем его отчёт в журнале ИРГО. Экспедиция была от Ботанического сада но при "нравственной поддержке" географического общества. Фотоаппарат Буш брал "напрокат" в геологическом музее. В его заметке нет ничего, чтобы говорило об участии в поездке Прокудина-Горского.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 мар 2013 19:54:26 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3283
Не так давно я в теме "Кавказ" высказал предположение, что Прокудин-Горский посещал Боржом в августе или сентябре 1912 г. в связи с пребыванием там именно в этот отрезок времени Великого князя Николая Михайловича, владельца дворца в Ликани.
Однако сейчас бросил взгляд на эту открытку:
Изображение

Заметили? Над дворцом развивается флаг. Я так думаю, его поднимали во время проживания там владельца (что было не очень часто). На снимках Прокудина-Горского мы не видим флага над дворцами в Боржоме и Ликани. Может быть, Сергей Михайлович приезжал всё же в отсутствие обоих великих князей?

Флаг над Ликани:
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 авг 2013 09:50:17 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3283
Давно хотел написать про некоторые непонятки с датировкой костромских снимков.
Как известно, Кострому Прокудин-Горский снимал дважды: в 1910 г. в ходе сентябрьской поездки по Средней Волге и в 1911 г. специально к 300-летию дома Романовых.
Первые снимки представлены в альбоме с названием "Отдел II (продолжение)" , вторые - в альбоме "Район Волги и её притоков. Отдел II (продолжение) Работа 1911 года".
Четкая хронологическая грань между этими альбомами убивается уже тем фактом, что альбом 1910 г. заканчивается двумя снимками "Яблоня с плодами":
02551:
Изображение

02552:
Изображение

Альбом 1911 г. начинается одноименным снимком 02553:
Изображение

Абсолютно ясно, что эти снимки сделаны в ходе одной поездки (скорее даже одновременно), поэтому распределение снимков между альбомами, включая костромские, недостоверно и может не соответствовать хронологии этих альбомов.

Точной датировки съемок Костромы в 1911 г. у нас нет, если не считать письма Рериха со словами "Неохота ехать с Прокудиным в Кострому в июле" и того факта, что Ростов из того же альбома снимался с 18 по 27 июля 1911 г.

Поэтому отнести эти яблони к какому-то альбому проблематично, поскольку разные сорта у нас в Средней Полосе плодоносят с июля по сентябрь, т.е. это могло быть снято и в июле 1911 и в сентябре 1910.

Средневолжский альбом 1910 г. почти весь дошёл до нас в виде ч.б. контролек, так как все негативы пропали, за редким исключением. На сохранившихся отдельных негативах Кинешмы, Плёса, Макарьева монастыря видны очень яркие осенние краски, много жёлтого и красного.

Проблема в том, что на уцелевших снимках Костромы из альбома 1910 г. зелень абсолютно другая, июльская. Такая же как на единственном цветном видовом снимки Костромы из альбома 1911 г. "Водяные врата и Архиерейские покои. Ипатьевский мон. Кострома" 21304:

[img]Водяные%20врата%20и%20Архиерейские%20покои.%20Ипатьевский%20мон.%20Кострома[/img]

Вот, сравните, на снимке 21222 "Богоявленский женский монастырь. Кострома" из альбома 1910 г. зелень тоже явно не сентябрьская:
Изображение

Предполагаю, что все крупные храмы Костромских храмов из альбома 1910 г. были сделаны в 1911 г. и включены в альбом 1911 г. произвольно. Моя гипотеза такова: в 1917 г. после свержения царя Прокудину-Горскому пришлось срочно расформировать альбом "Места, связанные с памятью Романовых", из которого были изъяты многие слишком "романовские" снимки (включая Москву), а те, которые можно было оставить, наспех раскидали по двум альбомам.
То же самое касается и снимков стен Ипатьевского монастыря.

На снимке 02471 "Ипатьевский монастырь. Общий вид с р. Костромой" зелень тоже июльская:
Изображение

Гораздо сложнее будет разграничит по времени съемки реликвии из Ипатьевского монастыря, хотя почти все они снимались, наверняка, в 1911 г.

Кстати, нашёл интересную дореволюционную открытку с репродукцией картины Владимирова Плотникова:
Изображение

Как видим, купола на Троицком соборе позолочены, а у ПГ они серые! Когда Плотников писал этот вид точно не известно, но вот его же картина с Троицким собором датируется 1910 годом!

Однако удалось найти точные данные о времени золочения куполов:
Цитата:
Последний капитальный ремонт Троицкого соборного храма произведен в 1911—1912 годах по случаю трехсотлетнего юбилея избрания на царство Михаила Феодоровича Романова. На отпущенные с этою целию из Государственного Казначейства 97536 руб. 42 коп. тщательно исправлен фундамент собора с облицовкою его вновь белым камнем, заделаны трещины в стенах и сводах собора, главы на соборе вновь вызолочены червонным золотом, устроен новый плиточный пол, исправлена стенопись на наружных стенах храма с окраскою последних, а также реставрированы иконы и фресковая живопись на внутренних стенах и паперти собора и пр.

Источник: http://kostromka.ru/ipatievsky/27.php

Так вот что делали люди на кровле Троицкого храма в 1911 г. на снимке Прокудина-Горского 21304!
Изображение
Это лишний раз доказывает датировку 1911-м годом всех или почти всех снимков Ипатьевского монастыря.

К счастью, база данных проекта устроена так, что в карточке можно указывать одновременно альбом, в котором вклеена контролька, и "правильный" альбом для данного снимка.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 авг 2013 10:39:46 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3283
ДОПОЛНЕНИЕ к предыдущему посты.

Снимок 21238 "Троицкий собор. Кострома" всё же относится к альбому 1910 года, поскольку видна сентябрьская листва:
Изображение

Изображение

Очевидно, как и парный ему снимок того же храма 21661 "Деталь Троицкого собора. Кострома":
Изображение

С храмом на Дебрях пока не решил.

Вот на этом снимке 21252 "Церковь Воскресения на дебрях. Кострома" листва точно сентябрьская:
Изображение

Наверное, другие также следует датировать 1910-м. К романовским местам этот храм вроде бы отношения не имеет.

Тогда в общую схему разграничения не вписывается только один снимок - "Богоявленский женский монастырь", где листва всё же никак не похожа сентябрьскую.

Возможно, этот монастырь Прокудин-Горский снимал в 1911 г. вместе с Ипатьевским, поскольку у обоих была связь с историческими событиями Смутного времени:
Цитата:
В конце декабря 1608 года, когда Кострома оказалась в руках польских интервентов, иноки Богоявленского монастыря решили скорее пожертвовать своей жизнью, но не покориться захватчикам. Лишь после осады и штурма монастырь был захвачен и разграблен, а 11 монахов приняли мученическую смерть.

О том, насколько известным и значительным был Богоявленский монастырь в России того времени, говорит хотя бы тот факт, что при избрании на царство Михаила Романова в феврале 1613 года на Московском Земском Соборе присутствовал и подписался под избирательной грамотой, в числе других выборных, и настоятель этого монастыря игумен Арсений.

Источник: http://vrata11.ru/index.php?option=com_ ... &Itemid=47


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 окт 2013 20:10:13 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3283
Я сейчас пытаюсь осмыслить сведения, изложенные в очерке Прокудина-Горского о поездки в Чердынь.
Если нет ошибки у автора, то наши представления о хронологии съемок оказываются перевёрнутыми. Всегда считалось, что регулярные экспедиции завершились в 1912 году. А из текста статьи следует, что в 1913 году состоялись экспедиции в Чердынь, Туркестан и Муганьскую степь (Бакинская губерния).

Помните, сколько я задавался вопросом: когда же ПГ снимал цветущие маки в Туркестане? Или джузгун (Calligonum), который цветет в мае-июне? И датировать Муганьскую степь мы могли только предположительно. А ведь обе поездки: Закаспийская (двойная) и Муганьская имеют одну и ту же главную тему: хлопок! Кстати, в какие месяцы 1913 года 12 число было средой? В ноябре? А ведь наш дорогой Василий ещё 17 июня 2009 г. предлагал датировку снимка хим. лаборатории 12-м ноября 1913 года! Тогда понятно, почему во многих источниках указано завершение строительства Гиндукушской ГЭС в 1913 г., а на снимках ПГ она уже полностью готова (тем не менее, снимки у Чарджуя были сделаны до января 1912 г.).
А сколько ломали голову над датировкой снимка "Женский монастырь в Чердыни (древнейшая церковь в крае)"? Ещё 16 ноября 2010 года я написал: "Теоретически возможно, хотя и маловероятно, что снимок сделан в мае 1913 г.", потому что только 28 сентября 1912 г. при храме учрежден женский монастырь! Тогда мы всё же решили, что ПГ, наверное, "авансом" пожаловал иноческой обители звание монастыря. А кирпич для строительства монастырского дома, который будет построен в 1913 г., завезли заранее. А вот теперь, вроде бы, всё сошлось.

Кстати, у нас с 15 мая 1913 г. и до ноября вообще нет ни малейших сведений о том, чем занимался ПГ. Одно сплошное белое пятно в хронологии!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 окт 2013 16:42:43 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3283
Датировка снимков Чердыни и Ныроба в базе проекта изменена с 1912 на 1913 год.
По Туркестану и Мугани будем пока проверять. Особую сложность представляет Туркестан, где снимки разных лет перемешаны между собою.
Только сейчас до меня дошло, что сумма в 3350 снимков коллекции, определённая на начало апреля 1913 года не включает более сотни работ из экспедиций 1913 года. Так что состав коллекции численно увеличивается!
Чердынский уезд - 47 снимков, Мугань - 34 (без учета двух бакинских). Число туркестанских снимков 1913 года пока не известно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 69 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB