Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 26 июл 2017 08:40:49
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 69 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 24 окт 2013 15:38:54 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3277
Мне теперь не даёт покоя вопрос о датировке снимков Закаспийской области.
Фактом является то, что Прокудин-Горский снимал её в первый раз не позднее осени 1911 года.

Например, 4 марта 1912 г. были показаны следующие "закаспийские" снимки:
1) Мост через Аму-Дарью у Чарджуя.
2) Барханные пески близ Чарджуя.
3) Вид канала в степи с текинскими кибитками.
4) Верблюды с хлопком.
Т.е. хлопковая тема уже поднималась в 1911 году.

В январе 1912 г., на съезде художников, ПГ показал следующие работы:
1) Мост через реку Аму-Дарью.
2) Так называемые «Барханные пески» в Закаспийской области.
3) Саксаул, песчаное дерево, растущее на песках и которое служит как топливо в Туркестане. Снято поздней осенью.
4) Это арык в Голодной степи и киргизские (?) кибитки.
5) Вид арыка внутри его.
6) Текинец с хлопком и верблюдами.
7) Текинская кибитка.
8) Солончак выжженный (там-же).

Думаю, что в четвёртом пункте он напутал. В Голодной степи, кажется, нет вида арыка с "киргизкими кибитками", зато такой вид есть в Мервском оазисе.
В восьмом пункте также наблюдается путаница с примечанием "там-же", поскольку перед этим идёт снимок Голодной степи. Но солончак был снят на Закаспийской ж.д.

В марте 1914 года ПГ показывал следующие снимки:
1) Мост через реку Аму-Дарью.
2) Барханные пески близ Чарджуя.
3) Тутовое дерево.
4) Вид канала в Голодной степи с текинскими кибитками.

С четвёртым снимком ПГ опять напутал, т.к. в Голодной степи не было текинцев (туркмен).
Появляется "Тутовое дерево", которое точно не могло быть снято осенью.
Однако и "Мост через Амударью" также не похож на осенний снимок. Там яркая зелень, которая к октябрю должна была выгореть.
Получается, что в 1911 г. ПГ снимал в Закаспийской области дважды, как мы и считали прежде. Это не исключает третьей съемки в июне 1913 года, но, нельзя исключать, что в июне 1913-го ПГ снимал в Туркестане что-то другое, не Закаспийскую область.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 окт 2013 12:16:50 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3277
Я писал об этом ещё 23 апреля 2011 г., сейчас возвращаюсь к теме датировки бакинских снимков.
А именно, здания Общественных собраний. Если оно и было окончено постройкой в 1912 году, то не ранее конца года:
Цитата:
Уже в конце 1912 года застройка города обогатилась новым сооружением - зданием летнего помещения Общественного собрания в формах палладианской архитектуры.

Источник: http://www.ourbaku.com/index.php5/%D0%9 ... A%D1%83%29

На этом снимке совершенно голые деревья, значит, зима или самое начало весны.
Вполне возможен январь 1913 года, когда бакинский магнат кн. Челоекаев стал компаньоном торгового дома "Прокудин-Горский и Ко".
Конечно, это могло быть и в декабре 1912-го, и зимой 1913-1914. Датировку можно поставить условно как 1912-1914.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 ноя 2013 12:55:51 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3277
Снимок 21626 "Петропавловское. Строющийся хлопковый завод Вогау"
Изображение
Пока это наша единственная зацепка, потенциально позволяющая определить год съемки.

Про этот завод поселке Петропавловка упоминается в нескольких источниках.

Aktualʹnye problemy ėkonomicheskoĭ istorii Azerbaĭdzhana, Элм, 1978:
Цитата:
Один из этих заводов в сел. Петропавловка с усовершенствованной паровой машиной, котлом и гидравлическим прессом был построен концерном «Вогау и К°»,

Там же на стр. 23 говорится:

Цитата:
в 1912 году была начата постройка четырёх хлопкоочистительных заводов с прессами, на ст. Аджикабул, в местечке Сальяны и в сел. Петропавловка (2 завода).


А вот более ранняя книга "Присоединение Азербайджана к России" Izd-vo AN Azerbaĭdzhanskoĭ SSR, 1955 даёт ту же самую информацию с другой датировкой:
Цитата:
в 1911 году была начата постройка четырёх новых хлопкоочистительных заводов с прессами, на ст. Аджикабул, в Сальянах и в сел. Петропавловка (2 завода).


"Хлопковый завод Самедова. Петропавловское":
Изображение

Этот уже построен, как видим. Вероятно, до 1912 г., поскольку всего в Петропавловке было 4 завода. Про завод Самедова в источниках вообще нет упоминания.

Книга "Русское крестьянство в Закавказье", Изд-во "Наука", 1982, стр. 258:
Цитата:
По данным С.Н. Тимофеева, в 1912 г. в Бакинской губернии было зарегистрировано 17 действовавших хлопкоочистительных заводов и 6 неработавших. 6 из действовавших заводов находились в переселенческих посёлках Мугани, : в Петропавловке — 4, Александрова — 1 и Николаевке — 1. Среди них особенно выделялся завод «Вогау и К°» в Петропавловке, который был оборудован пневматической системой, паровым двигателем с подачей семян элеватором и электрическим освещением
.

Смотрим далее, книжка на азербайджанском языке "Социально-экономические и политические предпосылки социалистической революции в Азербайджане", Изд-во "Элм", 1983.
Засунул кусочек текста в гугл-переводчик:
Цитата:
В 1912 году "Voqau и К °" Торговый дом Petropavlovkadı завод производит хлопка-сырца без семян было много пудов.

Общий смысл понятен: в 1912-м завод Вогау в Петропавловке уже производит много пудов. Если там был один завод Вогау, значит, он не мог строится в 1913 г.

Однако в Петропавлоке было, как минимум, два завода Вогау, один из которых мог строиться в 1912-1913 гг.

Книга "Присоединение Азербайджана к России" Izd-vo AN Azerbaĭdzhanskoĭ SSR, 1955:
Цитата:
Некоторые из них как например, заводы Вогау и К° в Петропавловке, завод бр. Аветисовых в Аджикабуле и бр. Туманянц в Салянах, были оборудованы современной техникой.


В итоге мы так и не пришли ни к чему. 1913 год съемки Мугани исключать нельзя, равно как и 1912-й.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 09 окт 2014 07:48:34 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3277
Продублирую информацию из другой ветки, чтобы не потерялась.
Наталья нашла новые интересные архивные документы, которые ставят вопросы по датировке волжских снимков 1910 г.
Напомню, что в том году у ПГ было две экспедиции по Волге: Верхневолжская (май-июнь) и Средневолжская (сентябрь).
Архивный документ сообщает:
Цитата:
..Правлением... 29 мая было сделано по телеграфу распоряжение о буксировки брандвахты до Рыбинска пароходом из-под аппарата Штехера и о снабжении ее дровами и двумя матросами для управления.
Г. Прокудин-Горский предполагает выехать из Твери утром 3 июня и прибыть в Рыбинск через 10 дней".


До сих пор мы полагали, что путешествие ПГ от истока Волги началось где-то в начале июня 1910 г. и что он передвигался на лошадях, т.к. Волга до Твери не судоходна. А в Твери Верхневолжская экспедиция ПГ практически и закончилась. Ему там брандвахта была просто не нужна.
А вот поездка по Средней Волге состоялась уже в сентябре 1910 г. и именно там мы видим баржу на нескольких кадрах.
Как объяснить эти нестыковки?
Ведь до сих пор мы также предполагали, что весь альбом Средней Волги сделан в сентябре 1910 г., включая Кашин, Углич, Рыбинск. Но там по черно-белым контролькам определить сезон сложно. Может быть, до Рыбинска включительно ПГ успел снять всё же в июне 1910 г.?
Тогда логично будет предположить, что Волгу выше Твери ПГ снимал ранее 3 июня (16-го по новому стилю), что вполне соответствует, кстати, состоянию природы. Я цветение черемухи на истоке Волги не застал уже 22 мая (9-го по старому стилю), а ПГ застал! Даже с поправкой на очень позднюю весну всё равно трудно предположить цветение черемухи там во второй половине июня.
Впрочем, возможен и другой вариант: 3 июня ПГ так и не удалось выехать из Твери в Рыбинск по каким-то форс-мажорным обстоятельствам и продолжение волжской экспедиции перенеслось на сентябрь.

Решил узнать, когда собирались караваны судов в Рыбинске, которые мы видим на снимках ПГ?
Обычно пишут, что "весной-летом".
Газета сообщает в начале 20 века:
Цитата:
АХ, КАКОЮ НЕУДАЧНОЮ вышла нынешняя весна для нашего Рыбинска. Хлебный караван пришел маленький, на бирже тихо, в лесной торговле большой застой. Нет в городе низовых птиц с толстыми бумажниками, нет их прихлебателей, нет и богатой шелком «саранчи» за ними. Пустуют гостиничные номера, рестораны, театр. Тихо торгуют модные магазины. И все оттого, что на Волге судов мало, нет на бирже дел.

(http://www.sevkray.ru/news/9/29184/)

Цитата:
Осенью 1912 года в Рыбинск пришел караван судов из 288 барж. Его разместили на открытой воде у Петровского парка (т.к. места в гавани не было)

http://forum.yar-genealogy.ru/index.php ... ntry108372

Так что вид караванов в Рябинске нам вряд ли поможет с датировкой.

Посмотрел ещё раз состояние листы на черно-белых снимках от Костромы и ниже. Там чётко видна осенняя листва.
А вот на снимках Кашина, Рыбинска, Углича - не понятно.

Июнь или сентябрь?
Изображение

Высокое разрешение: http://img-fotki.yandex.ru/get/6845/500 ... 62bef_orig


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 окт 2014 06:30:24 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3277
Только сейчас обратил внимание, что брандвахта фигурирует на снимках только до Романова-Борисоглебска:

Изображение

Далее она, кажется, не встречается.
Это может говорить о том, что июньское путешествие ПГ по Верхней Волге закончилось где-то под Ярославлем (м.б. включительно).

Ещё обратите внимание, что до Рыбинска брандвахту буксировал катер из Твери, который виден на этом снимке справа:
Изображение

Крупно: http://img-fotki.yandex.ru/get/6203/500 ... 8e755_orig

Я здесь ранее приводил старую открытку, на которой этот же катер стоит на том же самом месте у причала в Твери. Значит, это было место его постоянной приписки.

Поскольку было четкое указание предоставить "пароход из-под системы Штехера (?)" только до Рыбинска, то далее ПГ пришлось выбивать уже другой катер, который мы видим на снимке в Романове.

Кстати, если это так, то напрашивается логичное объяснение страшной путаницы с подписями в Верхневолжском альбоме. Его оригинал был просто утрачен и ПГ пришлось (возможно, уже в эмиграции) составлять его заново, по памяти. Там и почерк подписей другой, чем в альбоме-продолжении (где почти нет перепутанных подписей).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 11 окт 2014 05:55:47 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3277
Vyacheslav писал(а):
Июнь или сентябрь?
Изображение

Высокое разрешение: http://img-fotki.yandex.ru/get/6845/500 ... 62bef_orig


Один человек в комментариях на блоге написал:
Цитата:
На сентябрь не похоже. Листья на кустарнике все свеженькие, нет сухих или потрепанных, нет опавших или изменивших цвет. В правом верхнем углу вообще что-то типа плодового растения груша-яблоня?. Там листочки вообще маленькие еще и даже соцветия есть вроде. (На сирени тоже кисти, но не видно с цветами, или семенами, врать не стану.) Слева внизу цветы похожи на анютины глазки - у них темные серединки и лепестки не одинаковые по размеру, справа они тоже есть, но хуже видно в тени. Еще слева вплотную к дорожке это маргаритки. На фото с высоким разрешением при увеличении анютки и маргаритки прекрасно видны. В сентябре эти цветы не цветут.


Другой возразил:
Цитата:
Вот прямо сейчас в СПб цветут и анютины глазки и садовые маргаритки.


Тем не менее, ни малейших признаков брандвахты на Волге ниже Ярославля я не смог обнаружить. Как и другого плавсредства, которое можно было бы связать с экспедицией ПГ. Возможно, что на Средней Волге фотограф использовал рейсовые пароходы + наёмные экипажи для переездов по суше.

Полагаю, что можно считать доказанным с высокой степенью вероятности, что участок Волги от Кашина до Романова-Борисоглебска (как минимум) Прокудин-Горский снимал в июне 1910 г., т.е. во время своей Верхневолжской экспедиции.
Второе путешествие по Волге в сентябре 1910 г. началось, скорее всего, с Костромы.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 янв 2015 08:57:30 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3277
До меня только вчера вдруг дошло, что в 1910 году у Прокудина-Горского было не две, а три экспедиции по Волге!

Посмотрим ещё раз архивный документ, найденный Натальей:
Цитата:
Правление Санкт-Петербургского округа путей сообщения - Управлению водных путей и шоссейных дорог от 31.05.1910:
"29 с. мая явился в правление округа профессор Прокудин-Горский и заявил, что... брандвахта отремонтирована и готова для плавания, но не имеется парохода для буксировки брандвахты, он не может отправиться... Прокудин-Горский просил дать ему двух матросов для обслуживания брандвахты и 1 саж. дров для ее отопления и для варки пищи.
...Правлением... 29 мая было сделано по телеграфу распоряжение о буксировки брандвахты до Рыбинска пароходом из-под аппарата Штехера и о снабжении ее дровами и двумя матросами для управления.
Г. Прокудин-Горский предполагает выехать из Твери утром 3 июня и прибыть в Рыбинск через 10 дней".


Прокудин-Горский явился 29 мая 1910 г. в Правление Санкт-Петербургского округа путей сообщения, т.е. он был к этому времени уже в Петербурге. А 10 мая он снимал во Ржеве. Т.е., очевидно, что добравшись до Твери, он сел в поезд и вернулся домой, в столицу. Когда точно закончилась первая волжская экспедиция, мы пока не знаем.

Зато знаем, что вторая началась 3 июня в Твери и закончилась, вероятно, в Ярославле. Третья была уже в сентябре.

Пока остаётся открытым вопрос: во время какой из поездок была снята Тверь? Не исключено, что часть тверских фотографий была сделана в конце первой экспедиции, а часть - в начале второй.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 апр 2015 19:36:50 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3277
Мы уже как-то пытались определить наиболее раннюю возможную дату для снимка "Полоцк. Памятник войны 1812 г. на площади около Николаевского собора", поскольку заборчик у памятника появился только летом 1912 года, к юбилею:
Цитата:
18 декабря 1910 г. директор корпуса направил подробный рапорт. В нем, в частности, отмечалось, что памятник последний раз ремонтировался 10 лет назад, и в настоящее время «...покраска с него вся сошла, он был выкрашен матовой серой краской, бронзировка всех частей, кроме креста, почернела Смета на ремонт, составленная в корпусе, включала очистку ржавчины, мытье креста, орлов, медалей, покраску двумя слоями сам памятник. Предлагалось также обнести его решеткой, высотой в 2,5 аршина и длиной 32 метра, вновь написать образ Свв. Сергия и Вакха. Общая стоимость предполагалась в 1.924 руб. В ноябре 1911 г. был заключен договор на ремонт с полоцким мещанином Б.А. Коганом. Некоторые работы, которые были возложены на него, должны быть начаты немедленно, а другие – весной 1912 г. Все должно быть завершено к 1 июня 1912 г.


Изображение

Теперь возможно установить и крайнюю возможную дату съёмки:
Цитата:
Скупые газетные строки и архивные документы свидетельствует об одном из
трагических событий в жизни Полоцка. Из газеты "Русское слово" 13 августа (31 июля ) 1912 года: "Двинск (Даугавпилс). 30 июля. Ночью двинский полицеймейстер получил телеграмму о том, что горит Полоцк. Огнем охвачены 16 кварталов.


Как видим, сгорел и тот дом, что на снимке слева:
Изображение
Отсюда: http://nazadvgsvg.ru/viewtopic.php?id=1039&p=55

Т.е. снято не позднее 13 августа 1912 г. по старому стилю.
С учетом того, что в июне 1912 г. ПГ снимал ещё Камско-Тобольский водный путь, хронологические границы съёмок в Смоленске, Белоруссии, Двинске и Литве можно определить как июль-первая половина августа.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 фев 2017 14:32:25 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3277
Почти два года в этой ветке не было сообщений!
Решил обновить список репродукций из "Фотографа-любителя" с авторской датировкой по месяцу и нашим предположением по году съёмки.

1906-1 На Черной речке (снято в конце июля) (1904?)
1906-2 У околицы (снято в конце декабря) (1904)
1906-3 Весенний мотив (снято в конце марта в СПб губ.) (1905)
1906-4 Замок в Нейшлоте (снято 1 октября) (1903 или 1904?)
1906-5 Крестьянские дети (снято в конце июля) (1905 или 1904)
1906-6 Лиственницы (снято в Финляндии в окрестностях «Райвола») (1904)
1906-7 При закате на реке Ордеж. Сиверская (снято при заходящем солнце в июле 7 ч. вечера) (1904 или 1905)
1906-8 Финка (в конце августа)
1906-9 Сентябрьское утро на озере Каукъярви (сентябрь 7 часов утра) (1903 или 1904?)
1906-10 Икона св. благов. князя Александра Невского (снято в павильоне в 12 ч. дня в апреле при ясной погоде)
1906-11 Финское побережье (Метсякюля) (снято в конце августа) (1904?)
1906-12 Венеция (этюд) (снято в июле) (1906)
1907-1 Этюд (женский портрет) (март)
1907-2 Ранним утром (снято в январе близ Луги в сильный мороз) (1905)
1907-3 Во дворе замка Олавсборг в Нейшлоте (снято 1 октября в 12 ч. дня) (1903 или 1904?)
1907-4 Уголок на прудах «Нового Афона» (снято в 7 ч. вечера в июне) (1904?)
1907-5 Аул Шамиля (Верхний Гуниб) (1904)
1907-6 Образцы лишайников (снято в павильоне 10 марта)
1907-9 Среди мха (мухомор) (снято в сентябре в Финляндии) (1903 или 1904?)
1907-10 Поздняя осень (снято в Юстиля в Финляндии, в конце сентября) (1903 или 1904?)
1907-11 Храм Воскресения (снято в конце сентября с.г., т.е. 1907)
1907-12 На опушке (снято ранней весной в СПб губ.) (1905)
1908-5 Затишье (Снято в Курск. губ. вечером при закате в поле) (1904 или 1905?)
1908-6 Поле маков
1908-8 Католический монастырь (близ Флоренции, август) (1906?)
1908-9 Портрет Толстого (снято 23 мая 1908 г.)
1908-10 Осень (Лужский у., октябрь) (1904)
1908-12 Этюд (Лужский у., декабрь) (1904)
1909-1 Запрестольный образ в церкви петербургского Елизаветинского института (сделан 29 июля).
1909-2 Внутренние ворота Бахчисарайского дворца (месяц не указан) (1905)
1909-5 "Вид набережной барона Фредерикса". "Сиверская" / "Сиверская. Вид набережной бар. Фредерикса"(с фот. Евдокимова) (август в 4 с половиной часа дня).
1909-7 Инкерманский монастырь (снято в сентябре) (1905)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 69 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB