Давно хотел написать про некоторые непонятки с датировкой костромских снимков.
Как известно, Кострому Прокудин-Горский снимал дважды: в 1910 г. в ходе сентябрьской поездки по Средней Волге и в 1911 г. специально к 300-летию дома Романовых.
Первые снимки представлены в альбоме с названием "Отдел II (продолжение)" , вторые - в альбоме "Район Волги и её притоков. Отдел II (продолжение) Работа 1911 года".
Четкая хронологическая грань между этими альбомами убивается уже тем фактом, что альбом 1910 г. заканчивается двумя снимками "Яблоня с плодами":
02551:

02552:

Альбом 1911 г. начинается одноименным снимком 02553:

Абсолютно ясно, что эти снимки сделаны в ходе одной поездки (скорее даже одновременно), поэтому распределение снимков между альбомами, включая костромские, недостоверно и может не соответствовать хронологии этих альбомов.
Точной датировки съемок Костромы в 1911 г. у нас нет, если не считать письма Рериха со словами "Неохота ехать с Прокудиным в Кострому в июле" и того факта, что Ростов из того же альбома снимался с 18 по 27 июля 1911 г.
Поэтому отнести эти яблони к какому-то альбому проблематично, поскольку разные сорта у нас в Средней Полосе плодоносят с июля по сентябрь, т.е. это могло быть снято и в июле 1911 и в сентябре 1910.
Средневолжский альбом 1910 г. почти весь дошёл до нас в виде ч.б. контролек, так как все негативы пропали, за редким исключением. На сохранившихся отдельных негативах Кинешмы, Плёса, Макарьева монастыря видны очень яркие осенние краски, много жёлтого и красного.
Проблема в том, что на уцелевших снимках Костромы из альбома 1910 г. зелень абсолютно другая, июльская. Такая же как на единственном цветном видовом снимки Костромы из альбома 1911 г. "Водяные врата и Архиерейские покои. Ипатьевский мон. Кострома" 21304:
[img]Водяные%20врата%20и%20Архиерейские%20покои.%20Ипатьевский%20мон.%20Кострома[/img]
Вот, сравните, на снимке 21222 "Богоявленский женский монастырь. Кострома" из альбома 1910 г. зелень тоже явно не сентябрьская:

Предполагаю, что все крупные храмы Костромских храмов из альбома 1910 г. были сделаны в 1911 г. и включены в альбом 1911 г. произвольно. Моя гипотеза такова: в 1917 г. после свержения царя Прокудину-Горскому пришлось срочно расформировать альбом "Места, связанные с памятью Романовых", из которого были изъяты многие слишком "романовские" снимки (включая Москву), а те, которые можно было оставить, наспех раскидали по двум альбомам.
То же самое касается и снимков стен Ипатьевского монастыря.
На снимке 02471 "Ипатьевский монастырь. Общий вид с р. Костромой" зелень тоже июльская:

Гораздо сложнее будет разграничит по времени съемки реликвии из Ипатьевского монастыря, хотя почти все они снимались, наверняка, в 1911 г.
Кстати, нашёл интересную дореволюционную открытку с репродукцией картины Владимирова Плотникова:

Как видим, купола на Троицком соборе позолочены, а у ПГ они серые! Когда Плотников писал этот вид точно не известно, но вот его же картина с Троицким собором датируется 1910 годом!
Однако удалось найти точные данные о времени золочения куполов:
Цитата:
Последний капитальный ремонт Троицкого соборного храма произведен в 1911—1912 годах по случаю трехсотлетнего юбилея избрания на царство Михаила Феодоровича Романова. На отпущенные с этою целию из Государственного Казначейства 97536 руб. 42 коп. тщательно исправлен фундамент собора с облицовкою его вновь белым камнем, заделаны трещины в стенах и сводах собора, главы на соборе вновь вызолочены червонным золотом, устроен новый плиточный пол, исправлена стенопись на наружных стенах храма с окраскою последних, а также реставрированы иконы и фресковая живопись на внутренних стенах и паперти собора и пр.
Источник:
http://kostromka.ru/ipatievsky/27.phpТак вот что делали люди на кровле Троицкого храма в 1911 г. на снимке Прокудина-Горского 21304!

Это лишний раз доказывает датировку 1911-м годом всех или почти всех снимков Ипатьевского монастыря.
К счастью, база данных проекта устроена так, что в карточке можно указывать одновременно альбом, в котором вклеена контролька, и "правильный" альбом для данного снимка.