Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 18 окт 2019 14:28:09
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 71 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 8  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 23 апр 2011 10:43:31 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Моё сообщение от 17 февраля 2009:

Только что получил от А.В.Носкова очень интересную информацию по датировке, которую я сам проморгал при просмотре журнала "Фотограф-любитель":

Цитата:
Сообщаю также: в журнале "Фотограф -любитель" в за 1907 г. в рубрике пояснение к рисункам даются комментарии к снимкам ПГ, а именно-"Среди мха"( с мухомором) снято в сентябре в Финляндии (год не указан)- 9, с.286.
"Поздняя осень" снято в Юстиля в Финляндии, в конце сентября- 10, с.319.
"Храм Воскресения" (Спас на крови) снято в конце сентября сего года, 311, с.348-Это другой вид, чем на открытке для Кр. Креста, что Вы переснимали.
"Во дворе замка Олавсборг в Нейшлоте" снято 1 октября в 12 часов дня2, 33(т.е. мартовский, значит снимали по крайней мере в 1906 году., с 92.
Все эти снимки репродуцированы в цвете.


От себя замечу, 1,2 и 4 снимки были сделаны, с высокой степенью вероятности, в 1904 г. (они есть в списке 1905 г.)
А для этого снимка мы имеем почти точную дату - конец сентября 1907 г.!!!

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 апр 2011 10:44:28 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Моё сообщение от 19 февраля 2009:

Благодаря подсказке А.В.Носкова у нас теперь появилась новая возможность конкретизировать даты некоторых ранних снимков Прокудина-Горского.

В журнале "Фотограф-любитель" в №8 за 1908 г. опубликован снимок "Католический монастырь". Вклейка выдрана, но и так ясно, о каком снимке идет речь:
Изображение

Пояснение гласит: "Снято в августе в Италии близ Флоренции". То, что снято близ Флоренции, мы и сами вычислили благодаря нашему (бывшему?) участнику Juri. Вот месяц съемки стал для меня новостью. До этого я склонялся к мысли, что снимок сделан в апреле-мае 1906 г. в связи с поездкой ПГ на конгресс по химии в Рим. Но вчера я узнал, что выставке достижений русских фотографов, развернутой в залах Академии художеств в мае 1908 г., демонстрировались снимки ПГ, сделанные во время "путешествия в Италию". Очевидно, в августе у ПГ была большая поездка по этой стране, в ходе которой он снял Капри, Помпеи, Милан, Венецию и этот монастырь. Но в каком году? 1908 отпадает. 1907 г. - маловероятен, т.к. снимок Венеции был опубликован ещё в декабре 1906 г. В августе 1905 г. ПГ также не мог снимать Италию, т.к. у него была сверхнасыщенная программа съемок в России по заказу Красного Креста. Остаются 1906 и 1904 гг. Мне кажется, что 1904 г. более вероятен. Вспомним, что 4 февраля 1905 г. ПГ демонстрировал снимки, сделанные как в России, так и за рубежом. Думаю, что зарубежными снимками были тогда как раз итальянские виды.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 апр 2011 10:45:45 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Моё сообщение от 20 февраля 2009:

Благодаря подсказке А.В.Носкова мы теперь имеем кучу новой информации для хронологических исследований. Ниже даю информацию по всем репродукциям из журнала «Фотограф-любитель» с указанием предполагаемого мною года съемок.

1906-1 На Черной речке (снято в конце июля) (1904)
1906-2 У околицы (снято в конце декабря) (1904)
1906-3 Весенний мотив (снято в конце марта в СПб губ.) (1905)
1906-4 Замок в Нейшлоте (снято 1 октября) (1904)
1906-5 Крестьянские дети (снято в конце июля) (1905 или 1904)
1906-6 Лиственницы (снято в Финляндии в окрестностях «Райвола») (1904)
1906-7 При закате на реке Ордеж. Сиверская (снято при заходящем солнце в июле 7 ч. вечера) (1904 или 1905)
1906-11 Финское побережье (Метсякюля) (снято в конце августа) (1904)
1906-12 Венеция (этюд) (снято в июле) (1904)
1907-1 Этюд (женский портрет) (март)
1907-2 Ранним утром (снято в январе близ Луги в сильный мороз) (1905)
1907-3 Во дворе замка Олавсборг в Нейшлоте (снято 1 октября в 12 ч. дня) (1904)
1907-4 Уголок на прудах «Нового Афона» (снято в 7 ч. вечера в июне) (1905)
1907-5 Аул Шамиля (Верхний Гуниб) (снято утром в 7 с половиной утра в апреле) (1904)
1907-6 Образцы лишайников (снято в павильоне 10 марта)
1907-9 Среди мха (мухомор) (снято в сентябре в Финляндии) (1904)
1907-10 Поздняя осень (снято в Юстиля в Финляндии, в конце сентября) (1904)
1907-11 Храм Воскресения (снято в конце сентября с.г., т.е. 1907)
1907-12 На опушке (снято ранней весной в СПб губ.) (1905)
1908-5 Затишье (Снято в Курск. губ. вечером при закате в поле) (1905)
1908-6 Поле маков
1908-8 Католический монастырь (близ Флоренции, август) (1904)
1908-9 Портрет Толстого (снято 23 мая 1908 г.)
1908-10 Осень (Лужский у., октябрь) (1904)
1908-12 Этюд (Лужский у., декабрь) (1904)
1909-1 Запрестольный образ в церкви петербургского Елизаветинского института (сделан 29 июля).
1909-2 Бахчисарай (1905)
1909-7 Инкерманский монастырь (снято в сентябре) (1905)

Интересно заметить, что для многих снимков ПГ указывал не только месяц и место, но и точный час, состояние погоды и время экспозиции каждого из трех кадров. Значит, велся журнал съемок.
Попробуем выстроить хронологию:
Апрель 1904 – Дагестан
Май 1904 – Выборг
Июль 1904 – Венеция
Конец июля 1904 – Черная речка
Август 1904 - Католический монастырь близ Флоренции
Август 1904 – Финляндия
Сентябрь 1904 – Финляндия
1 октября 1904 - Нейшлот
Октябрь 1904 – Лужский уезд
Декабрь 1904 – Лужский уезд
Январь 1905 – Лужский уезд
Март 1905 – Лужский уезд
Май 1905 – Киев, Крым
Июнь 1905 – Новый Афон
Сентябрь 1905 – Киев, Крым

Почти всё укладывается в эту схему, но Черная речка (конец июля) вклинивается в путешествие по Италии (июль-август).
И, конечно, кажется невероятным, что первая съемка прошла в горном Дагестане, поездка куда требовала особой подготовки, снаряжения и была не самым лучшим вариантом для дебюта. Я изучил Известия РИГО за период 1904 г. Действительно, была научная экспедиция в горный Дагестан (включая Гуниб) некоего Н.А.Буша, но она состоялась в июне 1904 г. Кроме того, в подробнейшем отчете Буш не упоминает о наличии у него каких-либо спутников.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 апр 2011 11:47:58 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Моё сообщение от 17 июня 2009:

В результате столкновения противоречивых идей разрешилась, как мне кажется, одна из загадок хронологии Прокудина-Горского. Сергей был отчасти прав, когда писал сегодня, что я пытался подогнать дату на календаре под заранее заданные условия. Действительно, я априори решил, что посещение Мургабского имения могло иметь место только весной, поскольку единственное упоминание в прессе о поездке ПГ в Закаспийскую область датировано 27 февраля.
При этом я с самого начала обнаружил, что ПГ снимал Мургабское имение в два разных сезона, но списал это на очень длительное (полтора месяца) нахождение на месте:

LC-DIG-prokc-20089 [Tree-lined canal]

Изображение

LC-DIG-prokc-20088 [Brick stairs leading to tree-lined stream]

Изображение

Мне тогда и в голову не пришло (или я не захотел всерьез рассматривать), что визитов ПГ в Мургабское имение могло быть два.
Под влиянием этого априорного убеждения я ничтоже сумняшеся датировал фотографии типа "Доставка хлопка в завод" мартом 1911 г. А ведь если немного подумать, то можно вспомнить, что хлопок в Туркмении начинают убирать в конце августа. Т.к. его выращивали непосредственно в Мургабском имении, то доставлять в завод могли только с поля, т.е. это могло быть только осенью!
Спасибо ещё раз Сергею, что он вскрыл мою ошибку с календарем. 12 число среда в 1911 г. по старому стилю приходилось на октябрь. Да, слово "среда" не столько читается, сколько угадывается по длине. Спасибо Василию, который изначально правильно обратил внимание на перелистанный календарь (я бы сам недотумкал). Съемка лаборатории состоялась 12 октября 1911 г. Не то чтобы я дал голову на отсечение, но под "с высокой степенью вероятности" готов подписаться. Кстати, по документальным источникам известно, что третья поездка ПГ в Туркестан закончилась 20 октября 1911 г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 апр 2011 11:49:03 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Моё сообщение от 18 июня 2009:

Решил проверить хронологию лужских снимков, сделанных с декабря по март. К настоящему моменту мы исходили из того, что они снимались зимой 1904-1905 гг. Но почему, к примеру, не зимой 1903-1904 гг.?
Как проверить, когда нет никаких зацепок на снимках? Решил использовать единственный шанс, весьма призрачный. Вот открытка "Ранним утром":

Изображение

Репродукция опубликована в Фотографе-любителе. №2 за 1907 г. под тем же названием "Ранним утром" и пометкой: "снято в январе близ Луги в сильный мороз".
Итак, единственный шанс - это сильный мороз в январе. Не густо. В январе в северных широтах всегда случаются морозы (а точной даты снимка нет). Потом, где узнать про погоду в январе 1904 и 1905 г.?
Посмотрел дневник Николая II за январь 1904 и 1905 г. Кажется, повезло. В середине января 1904 г. царь пишет о невероятно теплой зиме, такой, что в окрестностях Петербурга почти не осталось снега! Потом до конца января нет упоминаний о смене погоды.
Теперь смотрим январь 1905 г. - в начале 20-х чисел царь неоднократно упоминает о холодах.
Конечно, это не 100-процентное доказательство, но в целом подтверждает версию о датировке лужских снимков зимой 1904-1905 гг.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 апр 2011 11:52:12 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Моё сообщение от 7 июля 2009:

Интрига с нумерацией негативов ранних снимков ПГ становится всё более напряженной. В последние дни мне удалось почти полностью "расчистить" первую сотню снимков от "вклинивающихся" номеров (которые оказались "привязочными" или относящимися к более поздним сериям), теперь всё выглядит хронологически логично. Однако между перовой сотней и номером 605, открывающим первую туркестанскую поездку ПГ остается ещё много путаницы, не дающей возможность окончательно доказать гипотезу о строгой хронологической последовательности нумерации негативов всех ранних снимков 1903-1907 гг.
Да, если в ранней зеркальной нумерации есть хоть какая-то логика и правдоподобие, то можно утверждать, что все осенние виды Финляндии с негативами от 2 до 75 номера были сделаны осенью 1903 г., т.к. за ними сразу идет нумерация снимков Дагестана с документально установленной датой – апрель 1904 г. Сейчас у меня есть примерно 75% уверенности в этом.
И это не единственное открытие. Судя по номерам, часть черноморских снимков была сделана летом 1904 г., а не в рамках «открыточного» проекта 1905 г. А этот факт может иметь далеко идущие последствия для поиска одной и пропавших частей коллекции.
Пока что я пребываю в логическом тупике. С одной стороны, нет никакой возможности объяснить несуразности в последовательности номеров на ранних снимках, с другой стороны, те закономерности в нумерации, которые просматриваются, говорят о признаках строгой системности.
Например, помните, мы гадали, где могла быть снята барочная церковь, подписанная как парк «Монрепо»? Тогда по чисто австрийскому киверу на колокольне мы вышли ни Филлах, что подтвердилось. А ведь номера на негативах у них стоят друг за другом, значит они были проставлены до того, как ПГ «забыл» о месте съемки.
Или ещё пример. В конце прошлого года я высказал предположения, что интерьеры «дома богатого сарта» в действительности – дворец эмира бухарского. Тогда у меня почти не было других аргументов, кроме интуиции. Только вчера я заметил, что номер на негативе у «дома богатого сарта» идет сразу за номером негатива с видом тронного зала во дворце эмира бухарского.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 апр 2011 11:52:48 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Моё сообщение от 7 июля 2009:

В условиях катастрофической нехватки информации приходится строить догадки, но это необходимо.
Если осенние виды Финляндии были сняты в сентябре-октябре 1903 г. (к чему я всё более склоняюсь), значит ПГ получил свою камеру для трехцветной съемки летом 1903 г. Документально известно (по журналу ИРТО), что ПГ, как и Мите, заказывал основные части камеры у фирмы Бермполь. Пересылать по почте столь хрупкую и дорогую вещь ПГ вряд ли бы позволил, тем более когда речь шла об уникальном образце, который нужно было принять и протестировать (вспомним, что изготовление "трехцветной" кинокамеры и проектора в Париже в 1914 г. ПГ контролировал лично!). Держу пари, что камеру он забрал лично. Случай удобный представился - документально известно, что ПГ участвовал в конгрессе по прикладной химии в Берлине в июне 1903 г. А уже в июле 1903 г. в том же Берлине ПГ пишет брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами» 1903 г. - первое пособие по трехцветной съемке. К нему приложены иллюстрации - снимки, сделанные "трехцветной" камерой. Меня правда смущает, что снимок датирован 20 июля, а штамп "допущено цензурой" - 16 июля. Может быть, снимок был прошлогодним, сделанным камерой Мите.
В любом случае, мне кажется вполне логичным совпадение вышеуказанных событий.
Жаль, что пока нечем подтвердить гипотезу. Вся надежда - на альбом Старка.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 апр 2011 11:56:29 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Моё сообщение от 15 июля 2009:

Сергей Прохоров писал(а):
Откуда "хорошо известно" о поездке летом 1910 года? Прежде, чем выступить на форуме, я просмотрел то, что об этих поездках говорилось раньше - и не нашел ни малейшего упоминания об этой поездке. (И в таблице хронологии ее тоже нет.) Может быть, я невнимательно искал?


Сергей, Вы это серьезно? :)

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 апр 2011 12:04:27 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Моё сообщение от 16 ноября 2010 г.:
Изображение

Церковь Иоанна Богослова в Чердыни, древнейший христианский храм на Урале. Май 1912 года. Прокудин-Горский.
28 сентября 1912 г. при храме учрежден женский монастырь (ещё ранее, в ноябре 1911 г. создана иноческая обитель). На фото видны штабели кирпича, заготовленного для строительства монастырского дома, который будет построен в 1913 г. благотворительницей Е. Н. Черных. Вот современное фото этого дома: http://commondatastorage.googleapis.com ... 395826.jpg
16 января 1914 г. монастырю было всемилостивейше даровано наименование "Чердынский Иоанно-Богословский женский монастырь, учрежденный в память 300-летия царствования дома Романовых".
Подпись в альбоме: "Женский монастырь в Чердыни (древнейшая церковь в крае)". Пометка от руки Прокудина-Горского: "Неверно. Что это?". Т.о., авторского названия у снимка не существует.
Теоретически возможно, хотя и маловероятно, что снимок сделан в мае 1913 г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 апр 2011 13:25:00 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Сергей Прохоров писал(а):
Посетитель моего сайта Владимир Ивашкевич из Перми прислал мне отсканированные заметки из газеты "Пермские губернские ведомости" - на мой взгляд, очень интересные. Я привожу их здесь в текстовом виде.

1. Заметка из номера 177 от 19 августа 1909 года:

Цитата:
Альбом видов Урала. 17 августа, с пассажирским поездом, в особом служебном вагоне Николаевской железной дороги прибыл в Пермь фотограф С.М.Прокудин-Горский, которым производятся фотографические снимки видов Урала. В Перми фотограф пробудет 2 - 3 дня и поедет дальше. Все виды предназначены для альбома, который будет поднесен наследнику-Цесаревичу.

Таким образом, теперь мы знаем точную дату начала первой поездки по Уралу: 17 августа/1 сентября 1909 года.

Заметим, что нам уже известна почти точная дата окончания поездки (в пределах 2 - 3 дней). Сам Прокудин-Горский точно датировал фотографии, сделанные им на обратном пути домой на станции Вязовой, где очень рано выпал снег ( [pg]0543[/pg] , [pg]0544[/pg] , [pg]0545[/pg] , [pg]0546[/pg] и [pg]0547[/pg] ): 12/25 сентября 1909 года. Вероятно, последняя фотография в этой поездке - это фотография станции Симской [pg]0548[/pg]; это было или в тот же день, или не позже, чем через 1 - 2 дня, т.е. 12 - 14/ 25 - 27 сентября 1909 года.

Итак, мы точно знаем, когда началась поездка, и почти точно - когда она закончилась. Случай, по-моему, уникальный.

Интересно еще одно обстоятельство. Во время этой поездки Прокудин-Горский посетил очень много мест: Пермь, Екатеринбург, Чертово Городище, Каменский завод, Верхотурье, Кушву, Нижний Тагил, Березовский завод, Верхний Уфалей (вероятно, проездом), Касли, Кыштым, Челябинск, Ильменское озеро (вероятно, проездом), Златоуст. И на всё это потребовалось меньше месяца! Могу только выразить восхищение прекрасной организацией поездки.

Об этом я написал на своем сайте, страница http://ps-spb2008.narod.ru/ur_introduction.htm .


Полный текст сообщения здесь: http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... &start=165

Конечно, С.Прохоров сделал очень интересное сообщение (за что ему благодарность), но насчет "Таким образом, теперь мы знаем точную дату начала первой поездки по Уралу: 17 августа/1 сентября 1909 года." он немного преувеличил. Исследователи творчества Прокудина-Горского знали эту дату уже давно, так она прямо указана в списке Уральских снимков Прокудина-Горского в переводе Хантингтона (русский оригинал считается утерянным):

Изображение
image uploader

Копия документа любезно предоставлена Библиотекой Конгресса.
Но в научном исследовании, особенно, если речь идет о Прокудине-Горском, лишнее подтверждение известного факта никогда не бывает лишним!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 71 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 8  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB