Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 12 дек 2019 23:26:01
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 160 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 16  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Кавказ"
СообщениеДобавлено: 15 апр 2011 11:24:41 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3618
К вопросу об авторских названиях снимков в Кавказском альбоме Прокудина-Горского. ЧАСТЬ 3 (опубликовано первоначально 20 января 2010г.):


Итак, ка мы помним по предыдущему посту, у нас появилось вакантное авторское название "Вид на Сочи с моста". Какой снимок должен ему соответствовать? Снимков Сочи имеется несколько.
По-моему, больше всего соответствует этот снимок, который был подписан как "Орто-Батум. Турецкий дом":

http://img-fotki.yandex.ru/get/4907/old ... cefc9_orig

Здесь основное русло реки виднеется где-то сбоку от фотографа. По старой карте Сочи всё вроде бы сходится: http://sochi.org.ru/img/map/map-old-sochi.gif

Пойдем дальше по Кавказскому альбому.

Снимок подписан "В Цагверах. II минер. ущелье":

Изображение

Абсурдность подписи вполне очевидна самому Прокудину-Горскому. Он делает пометку на полях альбома: "Что за дорога?".
Я отвечу: это дорога из села Колдахвары (западные) в сторону Гагр. Впереди виднеется море. Теперь, когда мы знаем о перемещении подписей в Кавказском альбоме, можно легко найти подлинное авторское название для этого снимка. Оно дано в виде подписи к другой фотографии "Вид долины р. Бзыбь с крепости":

Изображение


А что же тогда на этом снимке? Пока не знаю, но крайне сомневаюсь, что река Бзыбь.

У нас только что появилась вакантная подпись ""В Цагверах. II минер. ущелье": Однако найти для неё снимок в Кавказском альбоме невозможно, поскольку судьба закинула его в альбом "Разное и этюды" а чья-то рука подписала "Урал". Многие даже поверили.
Итак, авторское название "В Цагверах. II минер. ущелье" goes to.....

Изображение


Возвращаемся в Кодахвары. Снимок подписан "Колдахвары. Сарай для сушки кукурузы":


Изображение


Хороший в деревне сарайчик, не правда ли?
Найти оригинальную авторскую подпись для этого снимка - задачка на уровне "Мурзилки". Это - "Склад вод. Боржом". Чего я так уверен? Очень просто: на снимке того же здания у Прокудина-Горского, сделанном с другой стороны, написано "Запасный склад минеральных вод".

Сложнее сказать, где "Колдахвары. Сарай для сушки кукурузы"? Пока на ум приходит только этот снимок, подписанный как "По дороге в Гагры" (это в целом правильное название, но оно является "дополнительным", т.е. придумано и дописано рукой Прокудина-Горского при просмотре альбома, т.к. снимок не имел никакой подписи!!!):

Изображение


Сарай для сушки кукурузы, как мне кажется, - сооружение на заднем плане. Может быть, местные жители меня поправят.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Кавказ"
СообщениеДобавлено: 15 апр 2011 11:28:08 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3618
К вопросу об авторских названиях снимков в Кавказском альбоме Прокудина-Горского. ЧАСТЬ 4 (пост от 20 января 2011 г.)



Интересно отметить, что "дополнительное" название "По дороге в Гагры" идеально подошло бы к раннему снимку 1904 г., который до сих пор считается не идентифицированным. Согласно моей другой теории, Прокудин-Горский уже в 1905 г. забыл, где снимал этот этюд, поэтому вынужден был выдумывать для снимка всякие абстрактно-поэтические названия: "Перед грозой" (издание в виде открытки в 1906 г.), "Черноморское побережье" (в контрольном альбоме). На самом деле на снимке - последний поворот перед въездом в Гагры со стороны Сочи:

Изображение


Плавно перемещаемся в Боржоми.

Снимок "Орто-Батум. На пути к водоприемнику":


Изображение


Не буду сейчас пересказывать, как я установил, что на снимки в действительности запечатлено местечко Боржом. Нас интересуют оригинальные авторские названия.

Для этого снимка подходит подпись "Лесные насаждения. Вид с Воронцовского плато. Боржом", к которой в альбоме умудрились приделать фотографию деревни Даба близ Боржома:


Изображение


Оригинальное название для этого снимка я пока не не успел найти.

Однако вернемся, пока не забыли, к авторской подписи "Орто-Батум. На пути к водоприемнику":
Орто-Батум мы успешно нашли. Теперь проблема в том, является ли это название ложносоставным или нет. Что такое водоприемник? Любое гидротехническое сооружение для накопления воды. Как мне сообщил житель Ортабатуми, там на реке Королтскали под мостом была плотина (или даже и сейчас есть). В общем, это вполне может соответствовать понятию "водоприемник". Тогда подпись может соответствовать снимку, ошибочно подписанному как "Гора Успенского. Дагомыс":


Изображение


Уф, даже голова закружилась от таких перелетов по Кавказу :-)

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Кавказ"
СообщениеДобавлено: 15 апр 2011 11:31:33 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3618
К вопросу об авторских названиях снимков в Кавказском альбоме Прокудина-Горского. ЧАСТЬ 5 (пост от 20 января 2011)


Удивительно, как много сразу начало проясняться как только был осознан принцип "смещения подписей" в Кавказском альбоме (я должен был понять это ещё год назад!).

Например, безымянный снимок из альбоме "Разное и этюды", который мне с огромным трудом удалось идентифицировать как фрески храма Успения Богородицы (XII в.) в монастыре Тимотесубани близ Боржома.

Изображение


Удивительно, как много сразу начало проясняться как только был осознан принцип "смещения подписей" в Кавказском альбоме (я должен был понять это ещё год назад!).

Например, безымянный снимок из альбоме "Разное и этюды", который мне с огромным трудом удалось идентифицировать как фрески храма Успения Богородицы (XII в.) в монастыре Тимотесубани близ Боржома.

Оказывается для него есть авторская подпись - "Внутри развалин Тиматис-Убанского монастыря". В альбоме одна ошибочно отнесена к другому снимку:

Изображение

Однако этот снимок, как указал сам Прокудин-Горский стрелочками в альбоме, имеет другое оригинальное название: "Вход в Тимотис-Убанский монастырь".

В свою, очередь, снимок, который так подписан, должен называться, согласно собственным названиям Прокудина-Горского, "Тиматис-Убанский монастырь":

Изображение


Но так называется, в свою очередь, соседний снимок, для которого, в действительности, предназначалось название "Общий вид Тимотис-убанского монастыря" (а досталось оно в альбоме местечку Боржом!):

Изображение

В итоге только одни снимок монастыря был подписан правильно, т.к. трудно было ошибится по содержания - "Арка перед входом в Тимотис-Убанский монастырь".

Всё, с монастырем разобрались!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Кавказ"
СообщениеДобавлено: 15 апр 2011 11:35:11 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3618
К вопросу об авторских названиях снимков в Кавказском альбоме Прокудина-Горского. ЧАСТЬ 6 (пост от 24 января 2011)


Продолжаем работу с Кавказским альбомом Прокудина-Горского. Осознание того, что подписи 1912 г. в этом альбоме в целом правильные (но перепутанные между собой), позволяет не только делать интересные открытия, но и отвергнуть некоторые сомнения.

Снимок, подписанный как "Цагверский источник":

Изображение

Когда решили проверить подпись к этому снимку, оказалось, что на старой открытке с тем же названием изображен совсем другой источник, как по архитектуре, так и по ландшафту. В дореволюционной литературе говорилось только об одном источнике в Цагвери, отсюда был сделан вывод - подпись не верна.
С учетом антисанитарного состояния объекта, резко контрастирующим с видом других источников в районе Боржома, а также отсутствия у публики посуды для приема вод, я пришел к заключению, что на снимке вообще не минеральный источник, а нечто вроде серной ванной, в которой можно попарить ноги. Такие серные ванные до сих пор существуют в парке Боржоми.
Однако теперь я крайне сомневаюсь, что подпись "Цанверский источник" могла относится к другому снимку. В послереволюционной литературе уже говорится о наличии в Цагвери нескольких источников.
Кроме того, вид тропы подозрительно похож на тот, что можно найти на современных снимках Цагверии в Панорамио.
Пока не найдено каких-либо конкретных данных об объекте на снимке, я придерживаюсь следующей версии: на фотографии изображен не "открыточный", а другой, заброшенный источник в Цагвери.
Один американский любитель Прокудина-Горского, комментирующий его снимки в процессе их реставрации, выдвинул такую оригинальную идею: цагверский источник имеет такой убогий вид (по сравнению с боржомскими), потому что он предназначался для "для менее обеспеченной публики". Думаю, одного взгляда на двух важных господ в шляпах достаточно, чтобы понять несостоятельной данной остроумной версии. Перед нами именно заброшенный источник, который, быть может, потерял свои особые свойства и продолжал использоваться только как питьевой родник.
"Открыточный", действующий, минеральный источник, возможно, находился несколько выше по тропе и принимающая воды публика просто останавливалась передохнуть по пути на заброшенном источнике. Думаю, раскрыть "тайну заброшенного источника" может раскрыть только Боржомский краеведческий музей, куда я собираюсь обратиться.

Пойдем далее.
Снимок: "Бассейн, питающий турбины электр. ст. По пути к водопаду. [Гагры]":

Изображение

На здании, представляющем собой вид с обратной стороны "сарая для хранения кукурузы в Колдахварах" , есть надпись "Запасный склад минеральных вод". Не составило большого труда определить, что это в действительности снято в Боржоме.

Ищем правильную подпись для данного снимка. Подпись "Склад вод. Боржом" уже досталась сараю для хранения кукурузы.
Остается один вариант: "Лесопильный завод на Черной речке". Завод виден сразу за складом и всё хорошо, но тогда что делать со снимком, который имел эту подпись:

Изображение


Оказывается, для этого снимка можно подобрать ещё более верную подпись - "Вид на Боржом по Черной речке с Воронцовского плато". Эта подпись была адресована (явно ошибочно) в альбоме следующему снимку:


Изображение


А как должен называться тогда этот снимок согласно авторской записи? Для человека, который никогда не был в Боржоми, определить задача довольно непростая, тем более, что многие названия мест столетней давности ушли в историю. Но попробую.
По-моему, это "Общий вид Боржоми с Торского плато". Теперь снова надо искать название снимку, у которого мы отобрали эту подпись:

Изображение

Может быть, это "Вид на Боржом с сосновой горки"? К сожалению, я не нашел в Интернете никакой информации о том, какое место в старом Боржоме называлось "Сосновой горкой", буду обращаться за советом к местным жителям.

Подпись "Вид на Боржом с сосновой горки" относилась к следующему снимку:

Изображение

По-видимому, подпись была неправильной, так здесь снимок явно сделан с Воронцовского плато.
Быть может даже, ему соответствовало авторское название "Лесные насаждения. Вид с Воронцовского плато", которое мы уже успели отдать снимку, ошибочно подписанному как Орто-Батум. Лесные насаждения, кажется, тут присутствуют, но их трудно разглядеть из-за повреждений негатива.

И это ещё далеко не всё по Боржоми и окрестностям. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Кавказ"
СообщениеДобавлено: 15 апр 2011 11:39:36 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3618
К вопросу об авторских названиях снимков в Кавказском альбоме Прокудина-Горского. ЧАСТЬ 7 (пост от 24 января 2011)


Как мы помним, снимок, подписанный в Кавказском альбоме Прокудина-Горского как "Общий вид Тимотис-убанского монастыря", в действительности оказался видом Боржоми:

http://www.veinik.by/foto/1501-1600/1596l.jpg

Каково было его авторское название? Покрутил трехмерку Googla и пришел к выводу, что снимок должен был называться автором "Вид на Боржом с Торской дороги".
В альбоме это название отнесено к снимку, на которой мы и видим, собственно, Торское плато:

Изображение

Авторского названия для этой фотографии, кажется, нет в альбоме, но это не беда - как раз это название мы знаем точно благодаря авторской открытке - "Боржом. Дачи на Торской горе":

http://img-fotki.yandex.ru/get/4700/old ... 16ae1_orig

Снова встает вопрос: когда же были составлены альбомы, если на открытке 1913 г. подпись стоит ещё верная?

Теперь к вопросу о фотографиях, сделанных в деревне Даба, близ Боржоми.
Одна из них называется "Каменные ворота и крепость Узвариан". Название записано на слух и, возможно, имеет мало общего с оригинальным грузинским. Этот памятник не сохранился и о нём не обнаружено ни одного (!) упоминания в Сети. Но в любом случае, каким бы сомнительным не казалось это название, у нас нет сомнений, что именно оно соответствовало снимку: http://www.loc.gov/pictures/collection/ ... 000001137/

Что касается оставшихся трех снимков, то главный вопрос состоит в том, а существовал ли вообще, хотя бы в виде рудиментарно-исторического топонима, Дабский монастырь, о котором говорят авторские подписи? Я нашел буквально единичные упоминания о нём (не связанные с Прокудиным-Горским), при этом не было никакой дополнительной информации, кроме указания на дату основания - 12 век! Есть подозрение, что эти единичные источник просто путают Дабу и соседний с ним Тимотесубанский монастырь. Прояснить этот вопрос может только Боржомский краеведческий музей.

Однако для нашей задачи поиска авторских названий это сейчас не столь важно. А важно то, что на три подписи с упоминанием "Дабского монастыря" мы имеем как раз три (не считая снимка с "каменными воротами") снимка Дабы.

Один снимок имеет явно ложную подпись (что было замечено ещё в 2008 г. Сергеем Прохоровым):

Изображение

Подпись гласит "Дабский монастырь. Построен отцом царицы Тамары в 1175 г." На самом деле это "Общий вид от Ликанского дворца на крепость" [Петресцихе]. Получается, что это авторская подпись соответствует сразу двум снимкам, ещё и тому, к которому она относится в альбоме: http://www.loc.gov/pictures/collection/ ... 000001129/

На самом деле, как мне кажется, название "Дабский монастырь. Построен отцом царицы Тамары в 1175 г." должно относится к снимку, который сейчас подписан как "Общий вид Дабского монастыря":

Изображение

В свою очередь, название "Общий вид Дабского монастыря" подходит к снимку, ошибочно подписанному в альбоме как "Лесные насаждения. Вид с Воронцовского плато. Боржом":

Изображение

Разумеется, этот вид никак не согласуется с нашим представлениям о монастырях - ансамбле культовых и хозяйственно-бытовых построек, окруженных оградой.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Кавказ"
СообщениеДобавлено: 15 апр 2011 11:43:26 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3618
К вопросу об авторских названиях снимков в Кавказском альбоме Прокудина-Горского. ЧАСТЬ 8 (пост от 25 января 2011)


Чтобы продолжить тему авторских подписей в Кавказском альбоме Прокудина-Горского, перенесемся в район Батуми, на Зеленый мыс.
Снимок, подписанный как "Зеленый мыс у Батума. В саду Баратова. Этюд":

Изображение

В 2010 году снимок был идентифицирован мною как "Ликанский парк. Боржом".
Теперь я абсолютно уверен, что был снимок, реально соответствующий подписи "Зеленый мыс у Батума. В саду Баратова. Этюд":
Про Баратова смотрим здесь: http://viupetra2.3dn.ru/publ/baratov_n_n/13-1-0-477

БАРАТОВ
Николай Николаевич
(1.1.1865, Владикавказ - 22.3.1932, Париж)
из дворян
Терского казачьего войска грузинского происхождения
(наст. фамилия Бараташвили)


Человек с очень насыщенной и интересной биографией, в которой сполна отразилась та эпоха.
Но нас сейчас больше интересует другое, а именно: "Постоянно живя в Тифлисе, имел дачу в нескольких километрах от Батума, на Зеленом мысе". Всё сходится!
Эх, найти бы этот настоящий снимок с дачи Баратова-Бараташвили!
Идей не густо, но один вариант есть. В Кавказском альбоме есть группа бесхозных, потерявшихся снимков, которым составитель альбома так не смог подобрать названия: http://memory.loc.gov/phpdata/pageturne ... 08a&seq=39
Среди них есть один этюд, на котором изображены розы. Кстати, рельеф на заднем плане вполне соответствует Зеленому Мысу:


Изображение




Чтобы продолжить тему авторских подписей в Кавказском альбоме Прокудина-Горского, перенесемся в район Батуми, на Зеленый мыс.
Снимок, подписанный как "Зеленый мыс у Батума. В саду Баратова. Этюд":



В 2010 году снимок был идентифицирован мною как "Ликанский парк. Боржом".
Теперь я абсолютно уверен, что был снимок, реально соответствующий подписи "Зеленый мыс у Батума. В саду Баратова. Этюд":
Про Баратова смотрим здесь: http://viupetra2.3dn.ru/publ/baratov_n_n/13-1-0-477

БАРАТОВ
Николай Николаевич
(1.1.1865, Владикавказ - 22.3.1932, Париж)
из дворян
Терского казачьего войска грузинского происхождения
(наст. фамилия Бараташвили)


Человек с очень насыщенной и интересной биографией, в которой сполна отразилась та эпоха.
Но нас сейчас больше интересует другое, а именно: "Постоянно живя в Тифлисе, имел дачу в нескольких километрах от Батума, на Зеленом мысе". Всё сходится!
Эх, найти бы этот настоящий снимок с дачи Баратова-Бараташвили!
Идей не густо, но один вариант есть. В Кавказском альбоме есть группа бесхозных, потерявшихся снимков, которым составитель альбома так не смог подобрать названия: http://memory.loc.gov/phpdata/pageturne ... 08a&seq=39
Среди них есть один этюд, на котором изображены розы. Кстати, рельеф на заднем плане вполне соответствует Зеленому Мысу:

Изображение

Обратите внимание, что сюжет у обоих снимков перекликается - цветы.

А что же тогда с авторским названием для снимка, ошибочно подписанного как "Зеленый мыс у Батума. В саду Баратова. Этюд"?
Я полагаю, что ему должна соответствовать подпись "У Ликанского дворца". Над ней, однако, вклеен следующий снимок:

Изображение

Мне давно уже кажется, что этот снимок был сделан не у Ликанского, а у Боржомского дворца великого князя Михаила Николаевича. Доказательств этому мне найти пока так и не удалось, это общее впечатление, если хотите, интуиция. Кстати, я посмотрел довольно много снимков Ликанского дворца и парка и мне не удалось там найти ничего похожего.

А снимок с лестницей мог в оригинале называться "Уголок дворца. Боржом". Это название в альбоме закреплено за следующим снимком:

Изображение

Да, несколько расплывчатое название "Уголок дворца" вполне подходит и этому снимку. Здесь нам для полной сдвижки всего ряда названий не хватает одной "лишней" авторской подписи.

Чтобы закончить (пока) с названиями Боржоми, надо сказать ещё о том, что в альбоме взаимно перепутаны названия Евгеньевского и Екатерининского минеральных источников. Но эту ошибку заметили или исправили ещё сотрудники Библиотеки Конгресса (а может, они просто сами перепутали подписи и одна ошибка исправила другую, такое бывает :-))

Наконец, в Кавказском альбоме возникла жуткая путаница с фотографиями грузинок и армянок.
Среди снимок боржома есть две этнографические фотографии женщин, имеющие одну общую подпись - "Грузинки".
Один из них вклеен туда по ошибке:

Изображение


По заднему плану видно, что это вообще не горная часть Грузии, а Муганьская степь (ныне - Азербайджан). Эта печальная дама была запечатлена Прокудиным-Горским именно там и подпись легко найти среди муганских снимков - "Грузинка в национальном костюме" (там сейчас вклеена артвинская армянка по ошибке).

В "грузинской" части альбома на месте этого снимка должна быть следующая фотография, вклеенная по ошибке среди снимков Артвина с подписью "Армянки в праздничном костюме":


Изображение

НА самом деле хорошо видно, что костюмы грузинские, а сами женщины сидят в Минеральном парке Боржоми.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Кавказ"
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 05:18:38 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3618
К вопросу об авторских названиях снимков в Кавказском альбоме Прокудина-Горского. ЧАСТЬ 9 (пост от 25 января 2011)

В одном из предыдущих постов было установлено, что снимок, подписанный как "Бассейн, питающий турбины электр. ст. По пути к водопаду" [Гагры], в действительности был сделан в Боржоми.
Теперь у нас есть вакантная подпись, для которой нужно найти правильный снимок. Искать долго не придется, это соседний снимок, подписанный как "Жаскварский водопад.Река Черная в 7 верстах от Гагр":

Изображение

Снимок очень интересный. Я не раз ломал голову: что же это за монументальные каменные конструкции в верховьях небольшой горной речки Жоэквары? И почему подпись "водопад", а водопада на снимке вроде как и нет?
Стал сомневаться в правильности подписи. Потом нашлась старая открытка, на которой водопад был виден ниже сооружений:

Изображение

Сомнения в подписи были сняты, но осталось чувство недоумения: зачем всё же надо было называть снимок водопадом, если его в кадре нет?
Теперь стало ясно, что подпись про водопад относится к другому снимку, а перед нами - "Бассейн, питающий турбины электр. ст. По пути к водопаду". Кстати, одна из самых первых электростанций на Кавказе!!! Не ДнепроГЭС, конечно, но для подогрева ванных в Гаграх тока хватало. Последние сомнения отпали, когда я увидел на снимке столб с белым электроизолятором. Тянуть электрокабель из Гагр в труднодоступное и необитаемое верховье горной речки не было ни малейшего смысла (в то время), значит ЛЭП шла оттуда в Гагры.

Ладно, а где же тогда водопад? Надо сказать, часть подписи "По пути к водопаду" вызвала новое недоумение: ведь даже тот водопад, который на снимке, называется Верхним, и он находится ниже плотины. Прокудин-Горский шел от Гагр вверх, поэтому на уровне плотины оба водопада были у него уже за спиной. Может быть, имелся ввиду путь воды? Или нужно было сделать некий крюк через плотину, чтобы подойти непосредственно к Верхнему водопаду? Мда...
Есть ещё одна идея. Водопадов на Жоэкваре на самом деле много. Помимо Нижнего и Верхнего, есть ещё более десяти безымянных мини-водопадиков. Понятно, что это не очень логично, но предположим, что речь идет о каком-то совсем небольшом (но очень красивом :-)) водопаде выше плотины. Тогда в коллекции можно попытаться найти его снимок.
Прямо скажем, что выбор очень небогат (если я чего-то не забыл).
Собственно, у меня есть только один вариант, который я бы назвал "теоретическим". Этот вариант мне нравится тем, что освобождает более правильную подпись для знаменитого так наз. "автопортрета" Прокудина-Горского - "На р. Скурицхали. Этюд":

Изображение

Местный житель Ортабатуми не смог опознать место на снимке, хотя и сказал, что в окрестностях можно отыскать нечто подобное.
Действительности, во времена Прокудина-Горский в Орто-Батуме можно было увидеть свой небольшой водопад:

Изображение

Кажется, это не "наш" водопадик на Скурицхали, хотя ошибка составителя альбома могла быть обусловлена схожестью место.

Можно предположить с большой осторожностью, что снимок, подписанный как "На р. Скурицхали. Этюд" в действительности изображает один из мини-водопадов на Жоэкваре. Современные снимки этой реки буквально изобилует похожими сюжетами, ни один из которых, правда, не подходит для идентификации.
Вот, например, один из снимков, сделанных в верховьях Жоэквары:

http://commondatastorage.googleapis.com ... 374452.jpg

Вопрос остается пока открытым. В конце концов, снимок с водопадом на Жоэкваре может относится к пропавшей части коллекции.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Кавказ"
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 05:22:45 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3618
К вопросу об авторских названиях снимков в Кавказском альбоме Прокудина-Горского. ЧАСТЬ 10 (новая) Опубликовано 25 января 2011 г.


Тема авторских названий в Кавказском альбоме Прокудина-Горского неисчерпаема. Выдвинутая мною в первом посте из этой серии теория ложносоставных названий уже успела сдуться. Большинство из тех названий, которые я считал ложносоставными, оказались полностью верными. Например, оказалось, что Фишт всё-таки виден из Дагомыса. Теперь остаются лишь единичные случаи ложносоставных названий, тем больший интерес они представляют. В науке всему должно быть какое-то объяснение.

Вернемся к снимку, который я идентифицировал как Артвин:

Изображение

Я выдвинул гипотезу, что этому снимку в должна соответствовать альбомная подпись "Орто-Батум. Турецкий дом", из которой лишь вторая часть является верной, а первая добавлена к ней по ошибке.
Сначала я написал, что, по видимому, составитель Кавказского альбома не смог вспомнить, где был снят дом и определил его в Орто-Батум.
Но почему именно туда? Может быть, есть какая-то связь между Артвином и Орто-Батумом?
Ввел в гугле латиницей слова Artvin и Ortabatum. Результат оказался интересным, на нескольких турецкий сайтах эти слова стоят вместе, иногда пишут "Ortabatum (Artvin)". Неужели Орто-Батум - это название района в Артвине? Это бы всё гениально просто объяснило! Но подтвердить это не удалось. Слово "Ортабатум" у турок теперь означает название одного из народных танцев (по месту происхождения!) и ещё что-то, но не район в Артвине :-(
В Артвине есть только район Орта, зато турецкий домик со снимка Прокудина-Горского, как я убедился с помощью гугловской трехмерки, находился именно в этом районе!
Можно пофантазировать: Прокудин-Горский записал в блокноте: "Орта. Турецкий дом". А скорее даже в сочетании с турецким словом, означающим район. При составлении альбома тот, кто расшифровывал почерк Прокудина-Горского, мог решить, что речь идет об Орто-Батуме.
Кстати, с названием района Орта в Артвине связана ещё одна загадочная подпись: "Мулла с ученицами у Артомелинской мечети в Артвине".

Изображение

Во-первых, на снимке нет никакой мечети: оба здания мечетей в Артвине были крупными каменными зданиями, в кадре видна только какая-то ветхая постройка (на снимке мулл у мечети Азизия в Батуме тоже нет мечети!).
Во-вторых, что это за название "Артомелинская"? Сначала думал, что какое-то малоизвестное течение в исламе или этноконфессиональная община, но ничего не нашел в Интернете.
Ответ подсказала информация на одном сайте, посвященном старому Артвину. Там было написано: "Каждая часть города в Артвине имеет название, как например “Чарши мелле” по-турецки, в переводе на русский - Базарная часть, или “Орта мелле” - Средняя часть".
Вот эта "Орта мелле" (ныне район Орта) и стала, очевидно, прообразом названия для мечети. Прокудин-Горский общался с местным населением через проводников-переводчиков и в какой-то момент возник эффект "испорченного телефона": мечеть района Орта была записана со слуха как "Артомеллинская"/
Вот как выглядела мечеть в Артвине:

Изображение

Сегодня разрешилась ещё одна маленькая загадка.
Снимок "Вершина горы Ауджикилис":

Изображение

Когда-то я не смог найти этого названия в Интернете и решил, что Прокудин-Горский записал его на слух с одного из местных языков, малоизвестный местный вариант названия.
Однако сегодня на генштабовской карте нашел эту гору. Называется Ауджи-Килиса!

Фото этой горы образует панораму со знаменитым снимком "Общий вид Артвина с местечка "Свет"":

http://img-fotki.yandex.ru/get/5602/old ... 47728_orig


И вот тут возникает ещё одна загадка с подписью. Очевидно, что местечко "Свет" - это деревня Сивет. Но она находится с противоположной стороны от того места, откуда реально снимал панораму Прокудин-Горский (около Мамацминда):

Изображение

То ли Прокудин что-то напутал, то ли был ещё один вид Артвина.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Кавказ"
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 05:25:12 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3618
Что Прокудин-Горский снимал в Орто-Батуме? (Новая версия). Опубликовано 26 января 2011 г.


Иногда разгадывание смысла фотографий Прокудина-Горского является не менее увлекательным делом, чем их идентификация. А без понимания смысла фотографии она теряет свою информативность как исторический документ.
Ещё недавно мы сомневались в самом существовании места с загадочным названием "Орто-Батум", а теперь уже знаем, что Прокудин-Горский сделал там, как минимум, три снимка: свой знаменитый "автопортрет" на берегу реки, как оказалось, Скурицхали, некий этюд на той же реке (если отпечаток правильно вклеен в альбом) и снимок с названием "Орто-Батум. По пути к водоприемнику":

http://img-fotki.yandex.ru/get/4605/old ... 70a32_orig

Получается, два снимка чисто этюдных, а третий - удивляет какой-то беспредметностью: весь передний план представляет собой пустое ровное пространство, за которым по всей длине снимка протянулась невысокая каменная ограда. Ни экзотических растений, ни полезных сельхозкультур, ни ярких ландшафтных достопримечательностей. Что он хотел здесь снять?
Название также меня давно озадачивало: "По пути к водоприемнику". Ещё недавно я всерьез полагал, что это название (точнее, часть названия) предназначалось для одного из боржомских снимков, а водоприемник - это источник минеральных вод :-)
Потом я пришел к мнению, что водоприемник всё же находился в Орто-Батуме. Местный житель сообщил мне, что на реке Каролисцхали в Ортабатуми была плотина. Собственно, водоприемник означает любое гидротехническое сооружение для приема вод, поэтому плотина вроде бы всё подтверждала. Но ничего всё же толком не объясняла. Если Прокудин-Горский написал: "по пути к водоприемник", значит он направлялся к этому самому водоприемнику. Зачем? Что в нём такого особенного? Дальше - больше. Только сегодня я при 101-м просмотре контрольного альбома по Кавказу обнаружил рядом со снимком, подписанным как "Орто-Батум. По пути к водоприемнику", пометку от руки, согласно которой имелся ещё снимок "Водоприемник", не вошедший в альбом!!! Для него указан номер по "каталогу" - 79. В альбоме этот номер пропущен. Таким образом, становится окончательно ясно, что именно этот водоприемник был целью съемки в Орто-Батуме.
Покопавшись в Интернете, я пришел к следующему выводу. В начале 20 века в Колхиде, в рамках общей политики по развитию Черноморского побережья, проводились большие работы по осушению болот в низменностях вдоль рек. Помимо устранения опасности малярии, осушенные земли отдавались под сельхознужды. Осушение производилось путем отвода воды из болот в каналы и водоприемники. Очевидно, широкая пойма реки Каролисцахали и стала одним из мест проведения работ по осушению. На снимке, который 100 лет скрывался под названием "Дагомыс. Гора Успенского", Прокудин-Горский запечатлел для выставки просто осушенную землю!
Заодно он запечатлел сам водоприемник. Очень хотелось бы увидеть, как он выглядел, но боюсь, что этого снимка нет в "американской" части коллекции.
ДОПОЛНЕНИЕ.
У меня появилась ещё одна версия целей посещения Прокудиным-Горским Орто-Батума. Как сообщил местный житель, там было имение Попова. Константин Семенович Попов - это как раз тот самый московский купец, который завез в Батумскую область китайцев и построил паровую чайную фабрику в Чакве. Поскольку Прокудин-Горский сделал большую серию снимков этой фабрики и её хозяйства, он не мог не наведаться в имение Попова - чтобы попросить разрешения на съемку или просто из вежливости. Вот здесь интересный рассказ о Попове и китайце Лау Чженьчжау: http://www.kitai-journal.ru/2008_6/d69.html.
ДОПОЛНЕНИЕ 2
Точки съемки "Автопортрета" и "Орто-Батум. По пути к водоприемнику":

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Кавказ"
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 05:41:32 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3618
Где был сделан знаменитый "автопортрет" Прокудина-Горского? (ЗАГАДКА РЕШЕНА!!!) Опубликовано 15 января 2011


Любой, кто хоть немного интересовался творчеством С.М.Прокудина-Горского, видел снимок, называющийся "По реке Каролицхали" [Королисцкали]:

Изображение

Некоторые люди с упорством называют снимок "автопортретом", хотя технология трехцветной съемки не позволяла запечатлеть самого себя. Очевидно, что перед нами - этюд с участием Прокудина-Горского, снятый другим фотографом (членом экспедиционной группы) на камеру Прокудина-Горского. Именно этюд с участием, а не фотопортрет. Лишь благодаря хорошему разрешению (впрочем, весьма посредственному даже по меркам 19 века), из этого этюда можно сделать кроп с портретом сидящего на бережке Прокудина-Горского.
Однако, я затеял настоящий пост не ради выяснения особенностей жанра снимка, а потому, что у меня нет уверенности в правильности указанного места съемки.
Река Королисцкали протекает по северной окраине г. Батуми. Прокудин-Горский сделал много снимков в районе этого города в марте 1912 г. Непосредственно на реке Королисцкали находится селение Орто-Батум (в советское время - Чаисубани, ныне - Ортабатуми). Согласно подписям в Кавказском альбоме, Прокудин-Горский сделал в этом селении как минимум два снимка. Потом оказалось, что на снимках совсем другие места (Сочи и Боржоми) и была даже уверенность, что "Орто-Батум" - несуществующее название, которое зачем-то придумал сам Прокудин-Горский. Потом выяснилось, что такое место действительно есть (как есть и затон, название которого Прокудин-Горский на слух воспринял как "Карешка"). Как только стало известно точное местонахождение Орто-Батума, нашелся и его реальный снимок, скрывавшийся за подписью "Дагомыс":

http://img-fotki.yandex.ru/get/4605/old ... 70a32_orig

Если Прокудин-Горский посещал Орто-Батум не дважды, а только один раз, то оба снимка должны были быть сделаны в пределах относительно небольшого промежутка времени. Но вот зрительно они как-то не стыкуются, и дело тут даже не в переменчивой погоде.
Если снимок Орто-Батума я довольно быстро и уверенно опознал по трёхмерной модели google-earth, то найти подходящий вид в трёхмерке для "автопортрета" мне не удалось. Не смог я этого сделать и при последующих попытках.
По уклону гор вправо (к морю) снимок должен был быть сделан от реки Королисцкали на север в сторону Батуми. Но при этом горный ручей, на берегу которого позирует Прокудин-Горский, по-моему, не похож на речку Королисцкали. Разумеется, зритель воспринимает подпись к снимку, как относящуюся именно к этой речке-ручью в кадре, но, вообще говоря, автор подписи мог иметь в виду только район съемки - долину реки Королисцкали.
Как уже отмечалось не раз, подписи в Кавказском альбоме сплошь перепутаны между собой, хотя сами по себе (без привязки конкретному снимку) они верны (как правило).
Может быть, к "автопортрету" прилагалась изначально другая подпись, например, "На реке Скурицхали. Этюд"? Беда в том, что реки с таким названием пока не удалось обнаружить на картах. На сайте "Храмы России" высказано мнение, что речь могла идти о реке Скуркуба (Чулкуба): http://www.temples.ru/pg/image.php?ID=758
Что скажут по этому поводу участники?
Особо интересно было бы услышать мнение местных жителей, хотя я понимаю, что обычному батумцу также сложно опознать соседний район в своём городе, как, например, жителю района Чертаново в Москве опознать улицу соседнем Ясенево

ДОПОЛНЕНИЕ: житель Ортабатуми сообщил, что Скурицхали - это приток Королисцкали, и показал это место на карте: http://morielli.livejournal.com/84723.h ... 3#t1468403
Более того, он абсолютно точно указал точку и направление съемки "Автопортрета"! Только сейчас я обнаружил, что на снимке "автопортрет" и на втором прокудинском снимке Ортабатуми виден один и тот же холм (сравните нарезку участков и белый домик)!!! Прокудин-Горский сидит на берегу речки Скурицхали, а река Королисцхали у него за спиной (её не видно)!.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 160 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 16  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB