Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»
http://forum.prokudin-gorsky.org/

Альбом "Кавказ"
http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=13
Страница 16 из 16

Автор:  Vyacheslav [ 03 фев 2015 09:33:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Кавказ"

Удивлён, что на сайте "Храмы России" до сих пор не учтены идентификации по Кавказскому альбому, сделанные более 5 лет назад.

Например.
Снимок 21469 (в альбоме пометка от руки "Нов. гостиница в Гаграх"):
Изображение

Однако "новая гостиница" - это снимок 21466.
А для снимка 21469 правильная авторская подпись - "Временная гостиница. Гагры", которую в альбоме ошибочно сопоставили со снимком 21699.
Изображение

Снимок 21553 всё ещё носит нелепую альбомную подпись "Гагры. С пристани":
Изображение

Между тем, в альбоме можно найти его настоящее авторское название - "Вид на Гагры со стороны Турецкого базара".

Хотя топоним "Турецкий базар" давно канул в Лету, о его местоположении свидетельствует эта открытка:
Изображение

А авторское название "Гагры с пристани" относится к снимку 21551, на котором виден Филюжный дом, т. е. ангар для больших шлюпок (филюг), но никак не "временная гостиница" (по версии "Храмов России"):
Изображение

Автор:  Vyacheslav [ 04 фев 2015 07:04:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Кавказ"

Кажется, у Дмитрия возникли сомнения в названии "Новая гостиница" из-за отсутствия вывески.
Однако есть открытки:

Изображение

Изображение

Автор:  Vyacheslav [ 07 мар 2015 12:26:53 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Кавказ"

Возвращаюсь к теме некоторых старых идентфикаций по Кавказу, пока не учтённых на "Храмах России",

Снимок 21553 всё ещё носит нелепую альбомную подпись "Гагры. С пристани", а не авторское название - "Вид на Гагры со стороны Турецкого базара":
Изображение


Т.н. "Аул Шамиля" (21562) был давно, в 2009 году, идентифицирован как аул Аракани:
Изображение

Четыре "зуба" и справа от них скала-"ступенька":
Изображение

В том же 2009-м как Аракани были идентифицированы три снимка с "Типы Дагестана": 21477, 21478, 21479.
Снимок с аварками (21478) - самый лёгкий для опознания, этот вид аула есть на многих современных снимках.
На форуме я писал об этом в августе 2011: viewtopic.php?f=3&t=13&start=20

Снимок 21480 был идентифицирован как место по дороге между Аракани и Гергебилем.

Снимок 21468 в базе "Храмов России" по-прежнему носит ошибочную (и нелепую) подпись "По реке Каролицхали", вместо оригинального авторского названия "На реке Скурицхали. Этюд".
Это место опознали местные жители, причём дважды, независимо друг от друга.
Есть даже фотосравнение: http://www.prokudin-gorsky.org/arcs.php ... 556&type=3

Это лишь часть неучтённых идентификаций по Кавказу.

P.S. Очень жаль, что на "Храмах России" нет инструментария для различения альбомных подписей, выявленных авторских названий и присвоенных названий. Вторые и третьи даются одинаково в квадратных скобках, что скрывает принципиальное различие между ними. В нашем проекте для выявленных авторских названий используются одиночные кавычки.

Автор:  Vyacheslav [ 08 мар 2015 09:47:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Кавказ"

DMITRY писал(а):
В карточке снимка имеются графы «Подпись в контрольном альбоме», ниже «Лист в альбоме» с прямой ссылкой на этот лист.
В графе «Название» указывается исправленное название, где неавторские слова находятся в скобках. При необходимости (чтобы максимально сохранить авторский текст) через знак «/» пишется новое название.
Например: http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=218
Это не «инструментарии»?
[/i]

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... &start=150

Если для найденного авторского названия убираются квадратные скобки, то пропадает разграничение между альбомной подписью и найденным авторским названием. Именно это имелось в виду под "отсутствием инструментария". Конечно, пояснения в других графах отчасти решают эту проблему, но всё же лучше, когда в самой форме записи названия виден его статус.
Кстати, неучтённые идентификации имеются далеко не только в альбомах «Кавказ» и «Туркестан». Я буду писать и про другие, если интересно.
Например, снимок 20616: http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=1015
В графе названия без квадратных скобок написано: Самая большая выемка у Катав-Ивановского завода.
Напомню, что это название было придумано Вами, Дмитрий, и является результатом недоразумения.
Альбомная подпись "Самая большая выемка у Усть-Катава" относилась к другому снимку, существование которого было предсказано мною теоретически, а затем он был и вправду обнаружен нами в учебнике Ященко: http://www.prokudin-gorsky.org/card.php ... os_id=1526

А для снимка 20616 оригинальное авторское название - ‘Выемка у Катав-Ивановского завода’: http://www.prokudin-gorsky.org/card.php ... tos_id=409

Автор:  Vyacheslav [ 19 янв 2016 13:03:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Кавказ"

Грузинская исследовательница Нино Дзандзава, работающая в Национальном Архиве Грузии, помогла установить нам личность человека, присутствующего сразу на четырёх боржомских снимках Прокудина-Горского. Им оказался Павел Захарович Виноградов-Никитин (1869-1938), управляющий Боржомским имением с 1895 по 1918 г.

В блоге проекта опубликованы для сравнения архивные снимки с Виноградовым-Никитиным, любезно присланные Нино: http://oldcolor.livejournal.com/255499.html

Автор:  Vyacheslav [ 27 янв 2016 21:10:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Кавказ"

Мы давно уже поделили гунибские снимки на Верхний и Нижний Гуниб.
Но всё оказалось несколько сложнее.
Местный житель Абдулзагир Пашаев пишет:
Цитата:
Ребята ... Крепость в верхнем Гунибе. Плато и та часть, где крепость - это верхний Гуниб. Средний Гуниб - это часть, где центральная площадь. Нижний Гуниб - это часть ниже крепостных ворот.

https://vk.com/wall-50213474?offset=440
Это пишет житель Гуниба.

Снимок 21679 "Аул Нижний Гуниб в Дагестане" это действительно Нижний Гуниб (согласно подписям на дореволюционных снимках):
Изображение

А вот одноименный снимок 21703 с церковью на "центральной площади" - получается уже Средний Гуниб?:
Изображение

Цитата:
Гуниб, 30 августа 2014 г. В краеведческом музее из разговора с директором музея мы с Хадисом узнали о доме, построенном в Гунибе в 1863 г. для Великого князя Павла Александровича Романова - сына императора Александра II. Он находится немного выше площади в Среднем Гунибе, директор объяснила нам, как до него дойти. Он совсем недалеко от музея.

https://fotki.yandex.ru/users/sonya-gad ... um/224891/

Понятно, о каком доме идёт речь (21681):
Изображение
Дом начальника округа, в котором останавливался Александр II. Ныне известен как "дом Ольги Форш".

Другое дело, что у русских до 1917 года могло быть своё представление о понятии "Нижний Гуниб", которое включало в себя и Средний.
Я пока не видел ни одной старой открытки или фотографии с подписью "Средний Гуниб".

Автор:  Vyacheslav [ 29 ноя 2016 11:14:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Кавказ"

Снимок 20203 "В монастырском саду":

Изображение

До сих пор не известно, где он был сделан и с какой вообще целью.

В книге А.А. Старка "На Русской Ривьеве" есть похожая иллюстрация:
Изображение

Оригинал: https://img-fotki.yandex.ru/get/194858/ ... 3b9bb_orig

Деревья, наверное, разные, но сама идея съёмки, весьма вероятно, была подсказана Прокудину-Горскому А.А. Старком. Надо будет более внимательно поискать в Уч-Дере.

Автор:  Vyacheslav [ 17 май 2017 10:20:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Кавказ"

Интересная публикация по истории и современному состоянию дачи Павлова в Уч-Дере:
http://arch-sochi.ru/2017/05/dacha-dokt ... -uch-dere/

Автор:  Vyacheslav [ 19 ноя 2017 17:35:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Кавказ"

DMITRY писал(а):
Вячеслав пишет о неразгаданных снимках в т.ч и этих:
https://oldcolor.livejournal.com/377538.html

ПГ: «Вид долины р. Бзыбь с крепости.», "Река Бзыбь."

[pg_img]1621[/pg_img] [pg_img]1226[/pg_img]

Парные снимки. На 1621- вид с моста (или с подъезда к мосту). Этот же мост скрыт за поворотом реки на 1226. По левому (?) берегу проходит дорога, которая по качеству подпорных стенок похожа на жд или хорошее шоссе.

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 5&start=90

Спасибо Дмитрию!
Это очень ценное наблюдение, насчёт парности снимков (по характерному камню в реке).
Опорные стенки шоссе я видел всегда. Проблема в том, что на всём маршруте ПГ, от Сочи до Сухума, Новороссийское шоссе нигде не шло по берегам горных рек, а только строго перпендикулярно им.
Снимок 21621 сделан не с моста, а с берега реки в месте её крутого изгиба.
Все эти годы я допускал, что ПГ рванул посмотреть озеро Рицу, но только сейчас выяснил, что дорогу до него от Новороссийского шоссе начали прокладывать лишь после 1932 года.
Характерную скалу с фото 21226 мне так и не удалось обнаружить на современных снимках. Возможно, её взорвали ещё в 1930е при реконструкции дороги.
Так что загадка по-прежнему остаётся "заколдованной".

Автор:  Vyacheslav [ 22 фев 2018 12:35:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Кавказ"

Уважаемый Дмитрий высказал предположение, что загадочные парные снимки 1226 и 1621 сделаны на реке Бзыбь у Голубого озера: http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 5&start=90
Изображение

К сожалению, пока не могу найти подтверждения этой версии. Скала, конечно, могла сильно измениться, но вид в обратную сторону (вниз по течению) был бы легко узнаваем по рельефу. Однако он существенно отличается от реального вида.
К тому же не факт, что шоссе до Голубого озера существовало в 1912 году. Куда оно могло вести? Дорогу на озеро Рица проложили только в 1930-е.

Страница 16 из 16 Часовой пояс: UTC
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/