Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 25 июн 2017 10:37:12
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 158 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 16  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Кавказ"
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 11:13:46 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3241
Араукарии. В царском парке, Дагомыс.
(опубликовано 1 января 2011 г.)

Снимок Прокудина-Горского с загадочной незнакомкой, имеющей 90% портретное сходство с последней императрицей, называется "Араукарии. В царском парке, Дагомыс". Личность незнакомки пока установить не удалось, а вот место съемки, кажется, подтверждается.

Изображение

На первый взгляд может показаться, что определить положение места практически невозможно - нет зацепок. Однако не всё так безнадежно на самом деле.
Ориентиром для подтверждающей идентификации может служить едва заметный силуэт гор на заднем плане, а именно, две почти одинаковых пологих вершины одна за другой.
По моему, это точка съемки отражена на следующем современном снимке:
http://www.panoramio.com/photo/960117
Очевидно, Кавказский альбом составлялся, так же как и Верхневолжский, путём подбора "подходящих" контрольных отпечатков к списку отснятых сюжетов. В данном случае ошибки не произошло, так как сюжет с араукариями оказался достаточно индивидуальным.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Кавказ"
СообщениеДобавлено: 17 апр 2011 05:31:50 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3241
Моё сообщение от 11 января 2009:

LC-DIG-prokc-21572 "Razvaliny Genuėzskago khrama IV v. v imienīi grafa Sheremet'eva"

Изображение

До сегодняшнего дня этот снимок не вызывал у меня ни малейшего интереса. Однако пару часов назад я заметил в одной книжке фото похожих развалин в селе Ликани у Боржома и решил проверить.
Подтвердилось, что развалины действительно находились в имении Шереметьева, сейчас это поселок Лоо (в составе Сочи). Но остальная информация оказалась, мягко говоря, неточной. Само словосочетание "генуэзский храм IV в." звучит абсурдно, ведь генуэзцы появились на берегах Черного моря ровно на тысячу лет позже.
Что это за храм на самом деле? Вот сайт Лооской археологической экспедиции: http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0007(01_01-1997)&xsln=showArticle.xslt&id=a10&doc=../content.jsp
Там по результатам многолетних научных исследований делается вывод, что первоначальная постройка храма датируется XI веком, а восстановление - XIV веком. Храм относится к византийской традиции, но уже с некоторым влиянием грузинской архитектуры.
Поэтому предлагаю в таблице исправленных ошибок такое название:
"Развалины византийского храма XI-XIV вв. в бывшем имении графа Шереметьева (поселок Лоо)"

Современные снимки храма можно увидеть, если ввести в гугле "Лоо храм".

От 11 января:

Только что обнаружил, что в Википедии есть статья "Храм Лоо". Её текст основан на научных данных Лооской арх.экспедиции. Однако в статье "Лоо" в той же Википедии дана совсем другая информация о храме:
"В горах близ Лоо на высоте примерно 200 метров сохранились развалины средневекового абхазско-аланского храма VIII—IX веков. Лучше сохранилась северная стена здания, сложенного из известняковых блоков. Ширина храма составляет 11 метров, длина — 20 метров, толщина стен превышает один метр. По характеру кладки храм близок к Пицундскому и Лыхненскому храмам в Абхазии (см. Храм Лоо)."
Очевидно, эта информация неизвестного происхождения не заслуживает особого доверия. Даже местоположение храма в ней указано, по всей видимости, весьма неточно. По данным статьи "Храм Лоо" этот храм находится на вершине горы (308 м) в 1,5 км от берега Чёрного моря.
Поэтому предлагаю всё же принять название, указанное в моем предыдущем сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Кавказ"
СообщениеДобавлено: 13 июн 2011 17:22:21 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3241
Снимок 21586 "Бешеная балка.":

Изображение

Было ясно, что снимок сделан где-то в окрестностях Боржоми, но найти место съемки долгое время не удавалось. Название "Бешеная балка" так же не удалось найти ни в одном источнике.
В итоге оказалось, что это центр Боржоми, прямо над дворцом великого князя.
Вот современный снимок от вокзала:

Изображение

Нашел его в Панорамио:
http://www.panoramio.com/photo/30440358

Ещё одной загадкой у Прокудина-Горского меньше. Вот только загадок меньше не становится.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Кавказ"
СообщениеДобавлено: 15 июн 2011 19:40:26 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3241
Важное сообщение от Владимира Костиникова из Сочи, который сегодня сделал замечательную находку:

Цитата:
«Черноморский край» №60 от 27 октября 1913 г.

Еще о «Руссской Ривьере»

... Кроме указанных отделов, обширный зал отведен и искусству: уже прибыло много полотен и этюдов разных художников, хотя и трудно собрать крупицы эивописи, относящиеся к Черноморскому побережью, но разбросанные всюду.

В этом отделе, в числе других, принимают участие полотнами и этюдами художники Пахомов, Кондратенко, Поитонов, Эйснер.

К этому же отделу следует отнести 400 цветных фотографий, специально снятых в прошлом году Прокудиным-Горским.

Сюда, пожалуй, в случае удачной работы, придется присоединить картины кинематографа, специально исполненные фирмой «Бр. Пате».

Д.И. Бразуль-Брушковский.


Итак, 1912 г. окончательно подтверждается. Сумма в 400 снимков выглядит весьма внушительной, надо подсчитать, насколько это больше известных по коллекции БК кавказских снимков 1912 г. Мне уже давно известно, что многие снимки Батумского округа отсутствуют в альбомах и среди негативов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Кавказ"
СообщениеДобавлено: 27 июн 2011 09:52:28 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3241
Снимок 21551, подписанный в альбоме как "Гагры. Дворец Его Высочества Принца Ольденбургского с шоссе."
Изображение

В своё время в проекте его идентифицировали ошибочно как "Временная гостиница. Гагры.". Сейчас в наших итоговых таблицах эта ошибка исправлена. Для снимка найдена правильная авторская подпись в контрольном альбоме - "Гагры. С пристани".

А подпись "Временная гостиница. Гагры" соответствует другому снимку (21469), на котором и запечатлена эта самая Временная гостиница:
Изображение
Этот снимок был ошибочно подписан в альбоме как "Нов. гостиница в Гаграх".

Хотелось бы всё же уточнить, что за здание на первом снимке (№21551).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Кавказ"
СообщениеДобавлено: 27 июн 2011 14:12:11 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 15 апр 2011 17:07:19
Сообщения: 310
Vyacheslav писал(а):
Снимок 21551, подписанный в альбоме как "Гагры. Дворец Его Высочества Принца Ольденбургского с шоссе."
Изображение
Хотелось бы всё же уточнить, что за здание на первом снимке (№21551).

Дворец Его Высочества - скорее всего верхнее здание на этом снимке.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Кавказ"
СообщениеДобавлено: 27 июн 2011 15:45:56 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3241
Нет, Василий, дворец принца Ольденбургского на другом снимке:

Изображение

А там наверху - просто чья-то дачка :-)
Кстати, Ольденбургский явно входил в круг общения Прокудина-Горского.
В Первую мировую принц был начальником всей санитарной части Российской империи, и, быть может, именно через (для) него ПГ поехал снимать условия содержания военнопленных на Мурманской железной дороги в 1916 г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Кавказ"
СообщениеДобавлено: 29 июн 2011 07:17:02 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3241
Снимок 21553, подписанный в альбоме как "Гагры. С пристани":
Изображение

То, что не с пристани - совершенно очевидно (правда, не всем).
Авторское название "Гагры. С пристани" предназначалось другому снимку (см. предыдущие посты).
А какое же тогда авторское название у снимка 21553?
На странице 15 контрольного альбома есть зачеркнутая подпись: "Вид на Гагры со стороны турецкого базара". Как мы теперь знаем, подписи в Кавказском альбоме были (в большинстве своём) изначально верными.
Других вакантных названий для Гагр нет. Остается проверить эту версию.
В Интернете нет ни одного упоминания о наличии в старых Гаграх "турецкого базара" или "турецкого рынка". Но вот повезло:
Изображение

Тот же самый вид, что и на снимке 21553. Ко времени съемок Прокудина-Горского (1912 г.) поселок уже исчез, а "турецкое" название за местом на какое-то время закрепилось.
На снимке 21553 прямо перед Приморской гостиницей мы видим каре из длинных крытых рядов - я впрямь рынок!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Кавказ"
СообщениеДобавлено: 30 июн 2011 17:59:27 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3241
Vyacheslav писал(а):
Важное сообщение от Владимира Костиникова из Сочи, который сегодня сделал замечательную находку:

Цитата:
«Черноморский край» №60 от 27 октября 1913 г.

Еще о «Руссской Ривьере»

... Кроме указанных отделов, обширный зал отведен и искусству: уже прибыло много полотен и этюдов разных художников, хотя и трудно собрать крупицы эивописи, относящиеся к Черноморскому побережью, но разбросанные всюду.

В этом отделе, в числе других, принимают участие полотнами и этюдами художники Пахомов, Кондратенко, Поитонов, Эйснер.

К этому же отделу следует отнести 400 цветных фотографий, специально снятых в прошлом году Прокудиным-Горским.

Сюда, пожалуй, в случае удачной работы, придется присоединить картины кинематографа, специально исполненные фирмой «Бр. Пате».

Д.И. Бразуль-Брушковский.


Итак, 1912 г. окончательно подтверждается. Сумма в 400 снимков выглядит весьма внушительной, надо подсчитать, насколько это больше известных по коллекции БК кавказских снимков 1912 г. Мне уже давно известно, что многие снимки Батумского округа отсутствуют в альбомах и среди негативов.


В Кавказском альбоме 257 снимков. Из них 23 снимка Дагестана 1904 г., около десятка снимков Черноморского побережья 1904 г. и 37 снимков Бакинской губернии. Всё это не имеет отношения к "Русской Ривьере", поэтому остается менее 200 снимков, представленных в альбоме (даже с учетом кавказских снимков из других альбомов).
Т.е., из указанных в газетном сообщении 400 снимков Черноморского побережья в альбом попало менее половины! Есть серьезные основания полагать, что мы имеем дело не с очередной газетной ошибкой, а с реальной загадкой.
Наличие иных снимков (не представленных в альбоме) ранее уже было доказано авторскими пометками на полях альбоме и репродукциями в книге издания Сойкина "Южная Колхида".
Недавно был найден ещё один интересный источник - программа демонстрации снимков Прокудина-Горского в Демидовских учебно-воспитательных заведениях 16 марта 1914 г.
В разделе "Кавказ и Черноморское побережье" среди прочих названы следующие неизвестные снимки Кавказа:

* Тобиханское ущелье у Артвина;

* Место Копри-Баши у Артвина. Река Чорох;

* По реке Чорох;

* У местечка Эрги;

* Вид на гору Аджарисцхали;

* Турок с арбой, запряженной волом и буйволом.

Как минимум, репродукции двух из этих снимков уже найдены.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Кавказ"
СообщениеДобавлено: 02 авг 2011 04:10:29 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3241
Пора рассказать о серии идентификаций, сделанных ещё в декабре 2009 г.

снимок 21562 "Дагестан. Аул Шамиля."
Изображение

снимок 21477 "Типы Дагестана"
Изображение

снимок 21478 "Типы Дагестана"
Изображение

снимок 21479 "Типы Дагестана"
Изображение

снимок 21480 " В горах Дагестана."
Изображение

Первые четыре фотографии сделаны в селении Аракани, последняя - по дороги из Аракани в Гергебиль (близ Аракани).
Название первой фотографии "Аул Шамиля" является ошибкой, причем ошибкой очень старой, 1905 г., поскольку Прокудин-Горский выпустил открытку с названием "Дагестан. Развалины аула Шамиля (верхний Гуниб):
Изображение

У меня было предположение, что это была не ошибка, а умышленная фальсификации, т.к. реальный снимок развалин аула получился не "открыточным", там развалины плохо видны. Но теперь я допускаю, что за полтора года между съемками в Дагестане и выпуском открыток Прокудин-Горский успел кое-что подзабыть.

Изначально нашел Аракани по гугловской трехмерке. Потом нашел сайт села с фотогалереями.
Вот например, на этом снимке тот же вид, что и за спиной у группы из 5 женщин на снимке ПГ:
Изображение
image uploading

А вот та же дорога что и на снимке 21477:
Изображение
wordpress image hosting

Открыточный снимок с якобы аулом Шамиля подтверждается только трехмеркой:
Изображение
gif upload

Кстати, кто найдет на ней характерное совпадение?

Последний снимок также определен трехмеркой.

Остается недоказанной локация снимка 21476 "Типы Дагестана" ("Лезгин"):
Изображение

Вполне вероятно, снято в том же селении Аракани.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 158 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 16  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB