Данная тема посвящена проблеме поиска пропавших частей коллекции Прокудина-Горского, а также неизвестных авторских репродукций снимков из коллекции.
Осмелюсь предложить участникам ещё одну тему, связанную с Прокудиным-Горским, а именно судьба пропавшей части его коллекции.
Согласно информации сайта «Мир 1900-1917 в цвете» (
http://www.prokudin-gorsky.ru/Russian/faq.shtml), которая подтверждается другими источниками, Прокудин-Горский всего отснял не менее 3500 тройных негативов. Эта оценка получается из сопоставления описи имущества С.М.Прокудина-Горского от 1913 года (обнаруженного С.П.Гараниной) и его последующих работ.
В Библиотеке Конгресса сохранено 1902 цветных и около 700 ч/б снимков. При этом авторам вышеуказанного сайте не известно ни одного тройного негатива или позитива, относящегося к "Коллекции достопримечательностей России" и сохраненного вне Библиотеки Конгресса.
Таким образом, пропало не менее 1600 цветных фотографий. Что это за снимки? Оценить масштабы потерь можно по тем семи ста ч/б фотографиям с сайта Библиотеки, почти все из которых являются контрольниками пропавших цветных снимков. Среди них великолепные панорамные виды Ярославля, Костромы, Рыбинска, Углича, Минска, Вильнюса, Каунаса и др. городов. Здесь же уникальные фотографии снесенных кафедральных соборов в Ярославле и Костроме, цветные варианты которых были бы бесценным подспорьем при восстановлении этих памятников.
Часть недостающих цветных фотографий ПГ дошло до нас в виде цветных открыток его собственного предприятия, которых было выпущено около сотни. ПГ впервые в России освоил технологию печати «в натуральных цветах», исходником для которой были всё те же тройные пластины. Я, например, на апрельской фотовыставке в Манеже «Первоцвет» видел прокудинские цветные открытки Бахчисарая. Конечно, качество изображения на всех открытках далеко уступает исходникам.
Почему-то все по умолчанию считают, что недостающие цветные фотографии ПГ утрачены навсегда. Я не нашел в Сети упоминаний о том, что их кто-то серьезно пытался искать. Да, велика вероятность того, что пластинки сгинули где-то на помойках. Но с той же долей вероятности можно предположить, что они преспокойно пылятся где-нибудь в госархивах, частных коллекциях или даже в «дедушкиных сундуках». В коробках с надписью типа «какие-то старые негативы неизвестного фотографа». В конце концов, сохранились же в советских архивах около 100 тысяч негативов Карла Буллы, никто их не выкинул на помойку. Кстати, его неизвестные снимки находят до сих пор. Тем более, некоторые предпосылки для сохранения оставшейся в России части коллекции были: вскоре после Октябрьской революции Прокудин-Горский был назначен профессором специально созданного по указанию Н.В.Луначарского фотокиноинститута. То есть, его величина вполне осознавалась новой властью.
Искать надо как в России, так и во Франции. Мы ведь точно не знаем, сколько именно фотографий вывез ПГ в 1918 г. За тридцать лет, прошедшие до её покупки американцами в 1948 г., коллекция могла немного «расползтись».
Было бы интересно узнать идеи участников форума по поднятой теме.
Покамест предлагаю выкладывать здесь найденные цветные открытки Прокудина-Горского.
Вот, например, цветная открытка Выборгского замка:

Обратите внимание, это цветной вариант снимка, ч/б контрольник которого есть на сайте Библиотеки:

На днях нашел также цветную открытку храма Спаса-на-Крови в Петербурге на сайте Музея Архитектуры им.Щусева:

Это доказательство того, что ПГ всё же снимал в Северной столице.