Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 21 окт 2017 12:01:50
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 16 янв 2012 11:53:08 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Эта тема была задумана ещё несколько лет назад, но только теперь до неё дошли руки.
В ней планируется рассматривать параллели между сюжетами снимков Прокудина-Горского и те ми же сюжетами в произведениях живописи, на банкнотах, монетах, художественных открытках и т.п.
Давно было замечено, что некоторые снимки Прокудина-Горского точно воспроизводят ракурсы картин Рериха.
Сам ПГ называл свои снимки "картинами" и, по сведениям Гараниной, в молодости брал уроки живописи в Академии художеств.
В какой степени работы ПГ создавались под влиянием произведений живописи? Это первый вопрос. Он очень важен, так как ответ на него может опровергнуть один из современных мифов - мол, снимки ПГ интересны с технической и исторической стороны, а как фотограф он был посредственен и его работы не обладают художественными достоинствами.
Второй вопрос - социально-историческая значимость снятых Прокудиным-Горским сюжетов. Когда оказывается, что едва узнаваемая туркменская мечеть на каком-то из снимков ПГ удостоилась того, чтобы её изображение было отчеканено на юбилейных российских (!) монетах, историческая значимость такого снимка увеличивается стократно.
Есть и ещё интересные аспекты, например, цветопередача. Ведь сравнить снимки Прокудина-Горского в этом плане с другими изображениями той же самой (или даже более поздней) эпохи можно только, найдя соответствующее живописное изображение. Других цветных источников просто не было. Конечно, были автохромы, которых делалось в сотни раз больше, чем снимков ПГ, однако до сих пор мне не удалось найти ни одного такого снимка по аналогичному с прокудинским сюжету. А было бы крайне интересно наглядно сопоставить возможности двух разных процессов цветной фотографии!

Для начала возьмём снимок, идентифицированный нами как городок Вильфранш-сюр-Мер во Франции, близ Ниццы.
Это единственный сохранившийся в цвете снимок, сделанный ПГ во Франции. Год и обстоятельства съемки совершенно не известны. Скорее всего, 1906 год, когда ПГ получил медаль за свои работы, представленные на ежегодном салоне Фото клуба в Ницце.
Изображение

Казалось бы, хоть и симпатичный, но совершенно малозначительный этюд, не представляющий для современных россиян никакого интереса. А теперь представьте, что этот никому не известный курортный городок, Вильфранш-сюр-Мер, - бывшая военно-морская база России в Западной Европе!!! Единственная за всю историю! Научная станция России в этом городе, граничащем с Ниццей, сохранялась вплоть до 1917 г.
Поэтому, в определённом смысле, Прокудин-Горский там снял "кусочек России".
Кстати, недавно в городке Вильфранш-сюр-Мер установили памятники русском флотоводцам, так что эта страница истории всё же не забыта.
Изображение
gif image hosting

Далее, этот снимок занимает совершенно уникальное место в коллекции Прокудина-Горского, так как это единственный известный случай, когда при съемке непостижимым образом перепутался порядок следования фильтров и в результате появилось вот что:
Изображение

В 2008 г. мне удалось разгадать секрет этого снимка и расставить цветовые каналы в правильном порядке.
Современные снимки того же места, которое почти не изменилось за 100 лет, говорят о правильности полученного результата.
Однако хотелось всё же увидеть тот же вид в цвете во времена Прокудина-Горского.
И такая возможность представилась!

Это картина выдающегося русского живописца Константина Коровина, написанная в 1922 г.:
Изображение
image hosting gif

Правда, в Википедии написано:
Цитата:
В 1923 художник по совету А. В. Луначарского выехал за границу и поселился во Франции.

На нестыковка в один год не имеет значения.

Быть может, мы когда-нибудь узнаем, что один из домов на снимке Прокудина-Горского и картине Коровина имел особое значение для русских художников и эмигрантов.
Но, быть может, оба просто запечатлели симпатичное местечко на популярном курорте.
Около года назад я был весьма удивлён, когда нашёл в Сети сразу несколько сотен (!) открыток разных десятилетий с тем же самым видом.

Вот, например, вид из той самой арки во времена Прокудина-Горского:
Изображение
upload images

А вот - более общий вид местности:
Изображение
image hosting

А из этой открытки можно узнать более точное название места - набережная Курбэ:
Изображение
image hosting gif

Так это выглядело в 1960-е:
Изображение
image upload


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 янв 2012 11:15:46 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
ПО СЛЕДАМ РЕРИХА

К теме связей Прокудина-Горского и русского художника Рериха мы уже неоднократно обращались. Связь их документально установлена, но остается при этом сплошным белым пятном. Мы даже не знаем наверняка, совершили они вместе хотя бы одну поездку?

Какое влияние Рерих и его творчество могли оказать на Прокудина-Горского? Мы можем судить об этом пока косвенно, сравнивая сюжеты их картин. В 1903 г. Рерих совершил поездку по историческим городам России и создал серию картинам с общим названием "По старине".
Между ними и последующими снимками Прокудина-Горского в тех же местах иногда наблюдаются поразительные совпадения в ракурсах! Вот лишь некоторые примеры.

Суздаль. Западная стена Спасо-Ефимиевского монастыря. 1903/1912:
Изображение

Довольно быстро успели вырасти деревья!

Вид на Кремль с берега озера Неро. Ростов Великий. 1903/1911:
Изображение

Церковь Воскресения Христова в Кремле. Ростов Великий. 1903/1911:
Изображение

Внутри церкви Спаса на сенях. Ростов Великий. 1903/1911:
Изображение

Углич. Церковь Воскресения. 1903/1910:
Изображение

Это сравнение позволяет представить цвет, который мог бы дать несохранившийся (т.е., пока не найденный) негатив.
С другой стороны, цвета на картине - вещь относительная. Есть и такой вариант:

Изображение

Интересно также отметить, что Прокудин-Горский застал момент перекладки крыльца.

Общий вид церкви Св. Царевича Димитрия на Крови. Углич.1903/1910:
Изображение

Здесь также можно представить окраску храма, которая за последние 100 с лишним лет в целом не изменилась.
Вот такие интересные параллели получаются.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 июл 2012 16:14:06 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Снимок 02252 " Вязьма. Древняя церковь Пресвятой Богородицы":
Изображение

Какое отношение имеет этот вовсе не древний (конец 18 века) к событиям 1812 г.?
Мне представляется, что Прокудин-Горский сделал этот снимок под влиянием сюжета картины Верещагина о сражении в Вязьме:
Изображение
upload pictures


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 июл 2012 16:22:16 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Оказывается дело не в самой картине.

Цитата:
В 1911-1912 годах в городе действовал Вяземский комитет по увековечиванию памяти Отечественной войны, созданный к ее 100-летию, под председательством Е.Н. Клетновой. На заседании 11 апреля 1911 года члены Комитета постановили: «Богородицкую церковь, как находившуюся в центре боя 22 октября 1812 года, считать храмом памятником войны 1812 года и внутри ее на колоннах поместить мраморные доски с именами павших в этом бою воинов». В часовне Богородицкой церкви было предложено устроить небольшой музей, с коллекцией вещей относящихся к 1812 году. 13 августа 1912 года на Торговой площади у Богородицкого храма встречали крестный ход с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы Смоленской «Одигитрии», несомой на Бородинское поле. В Вязьме крестный ход возглавил епископ Христофор. У стен Богородицкой церкви отслужили молебен, а затем вся процессия направилась в Свято-Троицкий собор. 17 августа 1912 года в Богородицкой церкви совершена поздняя литургия настоятелем Предтечева монастыря архимандритом Дионисием, в сослужении старейшего духовенства города. По окончании литургии на площади перед храмом соединились крестные ходы из Богородицкой церкви и Троицкого собора. Здесь была отслужена панихида об упокоении императора Александра I, вождей, воинов и граждан, павших в боях в 1812 году. 25 августа 1912 года, после литургии прошедшей во всех храмах города, на площади у Богородицкой церкви преосвященным Христофором совершена заупокойная лития. 8-9 сентября 1912 года все жители города преклонялись в Богородицком храме перед образом Смоленской иконы Божией Матери, возвращавшейся крестным ходом из Бородино в Смоленск. 21 октября 1912 года в Богородицкой церкви архимандритом Дионисием совершена всенощная и 22 октября Божественная литургия и панихида. На них присутствовали офицеры и солдаты Перновского полка.
В 1929 году Богородицкую церковь закрыли и передали под Дом физкультуры и кинотеатр. После войны 1941-1945 годов в ней вновь устроили кинотеатр, а с 1948 года и городской радиоузел. К 150-летию Отечественной войны 1812 года Богородицкая церковь была частично отреставрирована. В 1962 году, на митинге, посвященном этому юбилею, председатель Вяземского городского Совета депутатов трудящихся Перепелкин открыл на северном фасаде церкви мемориальную доску, изготовленную на Вяземском машиностроительном заводе. На ней был отлит текст: «3 ноября 1812 г. здесь проходил бой за освобождение Вязьмы от французов. Враг потерял убитыми и раненными 6000 и пленными 2500 человек». 5 ноября 1970 года в придельной части Богородицкой церкви открыли музей. Реставрация храма проводилась в 1962-1972, 1980 и 2002-2003 годах. 5 октября 2003 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) в восстановленном храме освятил престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы.


Источник: http://smolensklib.ru/sites/default/fil ... yazma.html

Так что в данном случае съемка этого храма в связи с памятью 1812 г. совершенно обоснована.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 июл 2012 07:05:53 
Не в сети

Зарегистрирован: 02 июл 2012 13:48:45
Сообщения: 227
One discovery I made (well if somebody hasn't mentioned it before :) ), that some photos of PG may aswell be inspired by book of I.F. Tyumenev: "Хлебный путь в столицу: (путешествие из Москвы в Петербург по рекам и каналам Рус. Севера)", published in 1898. The whole book is here:
http://www.booksite.ru/reise/tumenev/1.htm

And one can easily spot similirities between drawings and photographs! Examples:

Čerepovec
Изображение
Изображение

Belozersk
Изображение
Изображение

Volokov Draw Bridge
Изображение
Изображение

Maybe even some more. Do you think there could a connection or is it a coincidence? I remember some photos in Rostov Veliky Kremlin, about which Tyumenev also wrote.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 июл 2012 09:18:10 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Thank you. Philip.
Volkov most had quite different (from PG's photo) look before reconstruction and identification of this PG's photo as Volkov most is not proved yet for 100%.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 июл 2012 15:31:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 02 июл 2012 13:48:45
Сообщения: 227
I am back, with few artistic depictions of Samarkand same or similiar to P-G photographs!

First theme is "Медресе Шир-Дор".

"Portion of Shir-Dar minaret and its dome from Tillia-Kari. Samarkand"
Изображение
Vasilij Vasilijevič Vereščagin, "Торжествуют"
Изображение
(original size is on wiki commons)
Same author, "Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде"
Изображение

And as second, Bibi Khanum mosque.
General view of the Bibi-Khanym mosque from Shakh-i Zindeh. Samarkand (
Изображение
Рихард-Карл Карлович Зоммер - Самарканд, Узбекистан
Изображение
It is not the exact angle of shooting of mosque, but it's before the dome colapsed. And what not, in middle you can see typical sart woman like from the photo :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 июл 2012 17:26:50 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Спасибо, Филип!
Однако с последней картиной не всё так просто. Википедия датирует «Развалины дворца Биби-Ханым» 1898 годом, но купол рухнул во время землетрясения 1897 г. Раньше я читал, что он рухнул в 1860-е гг., но сейчас не могу найти ссылку.
Возможно, Зоммер всё же успел сделать этюд до землетрясения.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 июл 2012 14:14:16 
Не в сети

Зарегистрирован: 02 июл 2012 13:48:45
Сообщения: 227
I am glad you like my contributions, well it is a possibility with the dome on Sommer's painting, though don't forget he was for the first time in middle Asia around year 1890.. Anyway I am not really familiar with the history with Samarkand, so I can't really judge the things around Bibi-Khanim.

And another painting I found, again Vereščagin :)
Гур-Эмир, 1869-70
Изображение
And P-G
Изображение

Am I right the minaret has probably collapsed in between these two depictions? Likely during the earthquake..


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 июл 2012 05:23:24 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Л.Л. Буре. Общий вид на купола. 1916 г.
Изображение

21833 "Общий вид мечети Шах-Зинде (вечерний снимок)":
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB