Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 17 окт 2017 14:44:06
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 67 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Альбом "Разное и этюды"
СообщениеДобавлено: 15 мар 2011 09:43:31 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Эта тема посвящена альбому "Разное и этюды", куда вошли ранние снимки самых различных мест периода 1903-1908 гг, а также "потерявшиеся" снимки из более поздних экспедиций. Этот альбом является одним из "рекордсменов" по числу неправильных подписей и неразгаданных загадок.
Исключение составляют снимки Ясной Поляны и Финляндии, которые в силу своей значимости обсуждаются в отдельных темах.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Разное и этюды"
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 05:28:44 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Неизвестные водные объекты на снимках Прокудина-Горского (опубликовано 27 января 2011 г.)

Возвращаюсь к теме своего поста:http://oldcolor.livejournal.com/8151.html
Среди неопознанных снимков есть один, подписанный в альбоме как "Ясная Поляна":

http://img-fotki.yandex.ru/get/4604/old ... 6a443_orig

То, что на снимке вовсе не Ясная Поляна, было уже давно доказано. А вот что там в реальности - не удается установить уже третий год. Снимок не получается пристроить ни в один из альбомов. Последняя моя версия состояла в том, что Прокудин-Горский запечатлел реку Вожа при впадении в Оку как место знаменитой битвы. Соответственно, снимок "выпал" из Окской серии.
Доказать эту теорию, однако, ничем не удалось.
Вчера я обратил внимание, что есть у этого снимка некое сходство с другой безымянной фотографией Прокудина-Горского, которую в Библиотеке Конгресса обозначали как [Expanse of marshland]:

http://www.veinik.by/foto/0001-0100/0034l.jpg

Прежде я всегда считал, что это снимок из Закаспийской (туркменской) серии и мог иметь авторское название по списку Хантингтона «Водохранилище между 2-ой и 3-й плотиной старой системы в Мургабском имении».
Но теперь я сомневаюсь, что это Туркмения. Да, абсолютно плоская поверхность и в Мервском оазисе могло быть много зелени. Но всё равно, как это уж сильно отличается этот вид от любого другого "туркменского" снимка у Прокудина-Горского. При просмотре в высоком разрешении на заднем плане видно много зеленых деревьев и нечто, напоминающее стога сена, но толком не разглядеть.
Может быть, второй снимок был сделан где-то в России и даже в одном месте с первым (в противоположную сторону)?
Но такой плоский рельеф по маршрутам поездок Прокудина-Горского - крайне редок. Даже на озере Неро берега выше, хотя растительность весьма похожая.
Кто что думает?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Разное и этюды"
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 10:13:32 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Загадочный "Этюд" Прокудина-Горского
(опубликовано 18 ноября 2010)

В настоящее время остаются неидентифицированными несколько десятков фотографий Прокудина-Горского: мы не знаем, где это было снято и что (кто) именно изображено на снимке.
Одна из таких загадочных фотографий - открытка под названием "Этюд", изданная самим Прокудиным-Горским в в 1906 или 1907 г. В коллекции Библиотеки Конгресса этого снимка нет.
По всей видимости, эта фотография была сделана в 1903 или 1904 г. и к осени 1905 г., когда общине Святой Евгении был представлен список отснятых сюжетов для издания открыток ("Список 416"), Прокудин-Горский сам уже забыл, что снял. Единственное название по этому списку, которое могло бы подойти по содержанию - это "Клубма цветов. Монрепо", однако на снимке явно не парк Монрепо.
Зацепок почти никаких, даже характер растительности какой-то неопределенный. По виду это, скорее всего, парк частной русской усадьбы. Возможно, кого-то из друзей или покровителей Прокудина-Горского. На дальнем плане мне видится холмистая местность с пролесками. По этому признаку больше подходит район Путивля в Курской губернии, где Прокудин-Горский сделал много снимков. На Крым и Кавказ не похоже, на Лужский уезд - тоже не очень. Возможно, эта загадка никогда не будет решена.

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Разное и этюды"
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 10:54:01 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Поле исторической битвы?
(опубликовано 27 декабря 2010)

Среди неопознанных снимков есть один, подписанный в альбоме как "Ясная Поляна":

Изображение

Ясно, что это не Ясная Поляна, хотя бы по тому, что на снимке виды стога, а Ясную Поляну Прокудин-Горский снимал в мае.
Снимок кажется неинтересным и беспредметным. Возникает вопрос, на что фотограф извел пластинку стоимостью 10 рублей (по тем временам - немалые деньги).
Может быть, это пустое поле было ареной важного исторического события, судьбоносной битвы?
Да и мог ли он упустить такой шанс, если делал снимки едва ли не в соседнем селе?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Разное и этюды"
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 11:04:36 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Загадочный этюд с усадьбой - новая версия
(опубликовано 23 декабря 2010)

Вероятно, некоторые из загадок Прокудина-Горского никогда не будут разгаданы, но, в принципе, самый "безнадежный" его снимок может быть идентифицирован. Надо только искать.
У меня появилась новая версия по загадочному раннему снимку "Этюд":

Изображение

Как я писал ранее, зацепок почти никаких, даже характер растительности какой-то неопределенный. По виду это, скорее всего, парк частной русской усадьбы. Возможно, кого-то из друзей или покровителей Прокудина-Горского. На дальнем плане мне видится холмистая местность с пролесками. По этому признаку больше подходит район Путивля в Курской губернии, где Прокудин-Горский сделал много снимков. На Крым и Кавказ не похоже, на Лужский уезд - тоже не очень.
Сразу два человека написали в комментариях, что дерево на снимке похоже на лиственницу. У Прокудина-Горского есть снимок с названием "Лиственницы", сделанный близ Райволо, в знаменитой Линдулловой роще. По этой зацепке я попытался проработать "финскую" версию и обратился за помощью к сообществу "Териоки". Однако мнение тамошних краеведов оказалось в итоге весьма скептическим. И ландшафт, и колорит, и характер построек - всё не то.
Остается снова вернутся к версии Курской губернии, как наиболее вероятной на сегодня. Пробую отрабатывать единственную зацепку - лиственницу, которая вообще-то не характерна для тех мест. Ввожу в поисковик слова "Курская губерния", "лиственница", "усадьба". По одной из ссылок в краеведческой книжке находится информация о том, что в 1902 г. лиственницы были посажены в усадьбе Дерюгино (ныне поселок Первоавгустовский). Информация по этой усадьбе крайне скупая - в 1902 г. она была пожалована великому князю Михаилу Александровичу. Вот практически и всё. И это очень интересно. Этот ведь это тот самый Михаил Александрович, который в 1902 г. стал почетным председателем Петербургского фотографического общества, первым заметил опыты Прокудина-Горского с цветной фотографией и на многие годы стал его покровителем. А ведь Прокудин-Горский, как мы знаем, целенаправленно снимал царские и великокняжеские усадьбы по всей России и даже за границей. Не с приглашением ли в Дерюгино связано появление целой серии снимков Курской губернии?
Хотя вроде бы Путивль находится не совсем рядом с Дерюгино, и мне не удалось найти ни одного снимка усадьбы. Так что пока только предположение.
По описанию подходит и парк имения того же Михаила Александровича в поселке Локоть близ села Брасова: http://lib.rus.ec/b/200821/read


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Разное и этюды"
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 11:15:25 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Вилла Горького на Капри
(опубликовано 1 января 2011)


У Прокудина-Горского есть замечательный снимок острова Капри, района Марина Гранде. Предположительно 1906 г. Только что заметил на снимке один исторический дом.

Изображение

На заднем плане у скал сразу справа от арочного виадука можно заметить красное здание. Что в нём особенного? Это вилла, в которой жил главный пролетарский писатель Максим Горький в 1906-1909 гг. Туда к нему в гости приезжал Николай Ленин (В.И. Ульянов) по делам каприйской партийной школы, а также многие представители левой российской интеллигенции.

Вот современный вид:
http://commondatastorage.googleapis.com ... 719903.jpg

А вот дом крупным планом:
http://fotki.yandex.ru/users/pavelvihly ... 91/?page=4
http://img-fotki.yandex.ru/get/28/kloch ... eae50_orig

Конечно, дом мог вполне случайно попасть в кадр. Прокудин-Горский в 1906 г. уже, вероятно, находился под покровительством великого князя Михаила Александровича и, по идее, должен был воздержаться от посещения большевистского литератора (которого только перед отъездом на Капри выпустили из тюрьмы "по большому блату").
А может не воздержался? В 1918 г. "царский" фотограф внезапно оказался под покровительством наркома А.В.Луначарского - ближайшего друга Максима Горького. История - вещь тёмная.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Разное и этюды"
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 11:21:22 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Скуола Сан-Марко в Венеции
(опубликовано 4 января 2011)

В 1906 г. Прокудин-Горский, путешествуя по Италии, сделал серию снимков Венеции и некоторых других мест. Спустя несколько лет "итальянские" снимки были включены в контрольный альбом "Разное и этюды". Подписи к ним автор делал по памяти и, как всегда у него бывало в подобных случаях, допустил ряд ошибок.
Некоторые из этих ошибок уже были исправлены, но одну я заметил лишь сегодня.

Снимок подписан как "Собор Св. Марка в Венеции", точнее, в альбоме есть одна такая подпись под тремя снимками.

Изображение

На самом деле на снимке не собор, а другое историческое здание - Скуола Сан-Марко в Венеции (о ней есть статья в русской Википедии).

Снимок самого собора по счастью сохранился - это единственный уцелевший негатив из всей венецианской серии:

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Разное и этюды"
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 11:22:40 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Загадочные курмы
(опубликовано 5 января 2011)

У Прокудина-Горского в альбоме "Разное и этюды" на последней странице есть исключительно красочный снимок, озаглавленный "Курмы":

Изображение


Судя по зеркальному номеру "275" снимок сделан не позднее 1908 г. (думаю, навряд ли ранее 1906 г.).
Редко слово "курмы" означает халатообразную однобортную женскую одежда до колен. Из описания русского путешественника:"Курма (гуа-цзы) есть верхний полукафтан, сходный с греческою рясою, однобортный, с пятью пуговками, с широкими рукавами. Шьется из четырех прямых полотнищ, без; боров, с небольшими клиньями, с тремя разрезами от подола почти до пояса, длиною за колено. Есть еще малая курма, называемая конною (ма-гуа-цзы); длиною до бедр".
На другом сайте курма - – широкая, застегивающаяся на груди кофта, одевающаяся поверх халата. Эта национальная одежда была заимствована монголами у манчжуров. В Российской империи такую одежду могли носить буряты. На рукаве халата хорошо виден буддистский символ - свастика.
В экспозиции присутствует ещё и круглый монгольский щит: http://steppe-arch.konvent.ru/materials ... c-23.shtml
http://swordmaster.org/shieldhorse.html
Наверное, специалисты по орнаменту на этом щите могли бы сказать больше о его принадлежности.
Основной вопрос: где и в связи с чем был сделан этот "изолированный" снимок. Положение на странице альбома не дает ответа на этот вопрос: в соседях два снимка Крыма, депо в Перми и интерьер церкви в Грузии. Очевидно, что конец альбома - просто "сборная солянка".
Пару лет назад на форуме высказывалось мнение, что снимок мог быть сделан в Эрмитаже, одновременно со снимками этрусских ваз (о судьбе которых я, кстати, так и не нашел никакой информации).
Однако мне кажется, что логичнее предположить съемку в Этнографическом отделе Русского музея (ныне Российский этнографический музей). Кстати, именно в этот Этнографический отдел Прокудин-Горский официально обратился в 1910 г. с предложением передать на хранение свою коллекции, если правительство выкупит её у автора. Тогда эта сделка так и не состоялась. Но не могла ли коллекция быть переданной самим Прокудиным-Горским в Этнографический отдел в 1918 г., так сказать, "в дар народу"? Эту версию пока никто не проверял.
Было бы интересно обратиться в научных сотрудникам Российского этнографического музея в Петербурге с этим снимком: вдруг предметы съемки всё ещё хранятся в запасниках?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Разное и этюды"
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 11:27:14 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Когда снимался храм Воскресения на Крови в Петербурге? (новая версия)
(опубликовано 6 января 2011)

Единственный уцелевший негатив из серии видовых снимков, сделанных Прокудиным-Горским в Петербурге, называется "Деталь храма" (Воскресения на Крови):

Изображение

Мне давно хотелось узнать, когда именно был сделан этот снимок?
Великолепный храм Воскресения (Спаса) на Крови Прокудин-Горский снимал несколько раз - в момент завершения строительства и сразу после его окончания.
Один из снимков даже точно датирован автором - конец сентября 1907 г. (снимок, опубликованный в журнале "Фотограф-любитель", № 11 за 1907, копия издана в виде открытки в том же году).
Вот так выглядел храм на сентябрьском снимке:

Изображение

Когда же был сделан снимок "Деталь храма"? Состояние природы на нём, кажется, соответствует марту в Петербурге (по новому стилю это могло быть начало апреля).
Что касается года съемки, то я предполагал промежуток 1904-1907 гг. Чтобы сказать точнее, нужно обратится к истории создания храма и поискать какие-нибудь зацепки.
К счастью, нашлась в Сети нужная статья: http://ikons-allart.do.am/news/spas_na_ ... 10-01-04-5
В ней, в частности, написано: "По периметру фасада Спаса в 1905 году были установлены 20 досок из норвежского темно-красного гранита с начертанными на них основными деяниями Александра II".
Эти доски уже есть на снимке, значит, не ранее 1905 г., а скорее - 1906. Иначе Прокудин-Горский, наверное, включил бы этот этюд в Список 416, составленный в ноябре 1905 г.
Кстати, в советское время доски, по крайней мере, частично, сохранялись на стенах: http://fotki.yandex.ru/users/olgano2008 ... 24/?page=1
Есть ещё одна зацепка из той же статьи: "С самого начала освещение храма было электрическим, трехфазного переменного тока напряжением 120 В. Длина магистральной скрытой проводки составляла 1250 м, распределительной - около 3 000 м. Собор освещали 1689 электроламп. Монтаж электрооборудования производила фирма "Шуккерт и Ко" в 1906 году."
На снимке мы видим как раз временные опоры электрического кабеля - их не должно было быть (по идее) после завершения монтажа электрооборудоваания. Фонарный столб уже установлен, но сам фонарь на нём ещё не подвешен. Получается - 1906 г.?
Правда, на снимке видна законченная ограда Михайловского сада (по рисунку архитектора Парланда), которая сделана в 1903-1907 гг. Вот здесь очень подробно написано об этой ограде и что она установлена именно в 1907 г.: http://www.mk-piter.ru/2008/05/20/015/.
Так может быть, "Деталь храма", а также два снимка с общим планом сделаны ранней весной 1907 г.?

Изображение


Кстати, строительные конструкции на переднем плане, очевидно, относятся вовсе не к нему, а к реконструкции моста Воскресения Гояподня, он же мост Перекрытие (ныне - Новоконюшенный мост), имевшей место в 1906-1907 гг.: http://www.nevariver.ru/bridges/novokonushenniy.php
Это был самый широкий мост в истории Петербурга и, наверное, вообще в истории нашей страны (117 или 115 метров по разным источникам). В 1920-е или 1930-е гг. ширину моста сильно сократили, а в 1967 г. он был построен заново в железобетоне.
Но в Списке 416 есть снимок "Петербург. Храм Воскресения Христова", то есть по меньшей мере один снимок храма был сделан к ноябрю 1905 г.! Тогда ему, очевидно, должна соответствовать следующая открытка:

Изображение

Эта открытка явно представляет дубль предыдущего снимка (одинаковые штабеля у деревянного домика). Фотограф сдвинул камеру всего на пару-тройку метров. Но если присмотреться, то окажется, что разница не только в несколько метров, но и в несколько дней! На открытке шатёр крыльца ещё в лесах, а на чёрно-белой контрольке леса уже сняты! При этом на обоих снимках ещё стоят леса сбоку от крыльца. Правда, есть ощущение, что на открытке у правого края за храмом виднеются кроны деревьев с листвой, тогда разница - уже не дни, а недели.

А вот так выглядело строительство в 1900-м году (лесенка у деревянного дома всё также приставлена!):

Изображение

Если снимок с велосипедистами у храма правильно датирован 1906 годом, то на предыдущие снимки (кроме "детали храма"(, скорее всего, следует датировать 1905 годом, т.к. на снимки с велосипедистами все конструкции у храма уже разобраны:


Изображение


Кстати, вот ещё снимок (другого автора) церемонии освящения храма в августе 1907 г., на фоне второго столба ограды видны два электропровода, уходящих в никуда, очевидно, их "обрезал" ретушер:

Изображение

Будет интересно узнать мнение специалистов по истории Петербурга.

Остается загадкой, когда точно были поставлены и когда демонтированы эксклюзивные фонарные столбы в стиле модерн за оградой Михайловского сада. В начале 1930-х гг. они ещё стояли:

http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2010/12/503.jpg

Снимок взят отсюда: http://mrvorchun.livejournal.com/402927.html

МОЖНО СДЕЛАТЬ НЕКОТОРЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ:
1) Объектом съемки для фотографии, получившей впоследствии название "Деталь храма" мог быть не столько сам храм, а недавно установленная ограда Михайловского сада - шедевр стиля "модерн";
2) Прокудин-Горский снимал храм Воскресения-на-Крови, как минимум, четыре раза: два - 1905 и два - в 1907 г.;
3) Прокудин-Горский имел какой-то особый интерес к данному храму, возможно, в силу его необычной для Петербурга многоцветности он представлял хороший объект для цветного фотографирования.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Разное и этюды"
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 12:04:56 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Образ Михаила Малеина
(опубликовано 10 января 2011)


Как известно, Прокудин-Горский активно печатал свои фотографии в виде открыток, постеров и книжный иллюстраций. Благодаря этому мы можем видеть в цвете многие снимки, негативы которых были утеряны и пока не найдены.

Так, в юбилейном издании П.Г. Васенко, "Бояре Романовы и воцарение Михаила Федоровича" (СПб., 1913) были опубликованы 22 снимка Прокудина-Горского, часть из которых вообще не известна по другим источникам, в т.ч. единственный известный на сегодня видовой снимок Москвы у Прокудина-Горского. Другим ранее неизвестным снимком является "Образ святого Михаила Малеина":

Изображение

Почему эта иллюстрация попала к книгу - яснее ясного: преподобный Михаил Малеин был небесным покровителем Михаила Федоровича, первого царя династии Романовых.
Непонятно, где был сделан снимок иконы.
Снимок помещен в книге среди фотографий, сделанных Прокудиным-Горским в Москве. Поэтому изначально возникла мысль, что икона хранилась где-то в Белокаменной.
Посмотрел на сайте Оружейной палаты - там другой вариант иконы Михаила Малеина: http://www.kreml.ru/ru/museums/armoury/ ... howcase09/
Другое наиболее вероятное место съемки - Ипатьевский монастырь в Костроме (хотя казалось, что в альбомах Прокудина-Горского присутствуют все снимки, сделанные в Костроме).
Нашел в Сети следующую информацию: "В Ипатьевском Костромском монастыре в Троицком соборе есть придел в честь прп. Михаила Малеина, ради тезоименитства царя Михаила Феодоровича, который и взять (в 1613 г.) на царство из Ипатьевского монастыря. Икона прп. Михаила, находящаяся в приделе его имени, прославилась чудотворениями в начале XIX столетия".
Источник: http://www.ispovednik.ru/zhitij/jul/jul ... malein.htm
Казалось бы, осталось найти изображение этой иконы. Но сильно смущает, что на снимке Прокудина-Горского хорошо видна бирка с инвентарным номером (написано: "ОПИС (?) II ЧАСТЬ образъ общ. №9468, час. №301"). Больше подходит для музейного экспоната. На прокудинских снимках икон Ипатьевского монастыря нет никаких инвентарных номеров. Да и вообще нигде там нет инвентарных номеров. Что-то я не припомню - а встречаются ли в принципе инвентарные бирки на ЛИЦЕВОЙ стороне вывешенных в музеях икон и картин? По-моему, это просто не эстетично. Тогда, может быть, эта икона из запасника какого-то музейного хранилища? Это должно было быть очень крупное хранилище, судя по номеру 9468! Вот почему версия с Домом бояр Романовых на Варварке кажется маловероятной.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 67 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB