Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 18 ноя 2017 08:33:31
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 67 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Разное и этюды"
СообщениеДобавлено: 29 май 2011 05:35:14 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3322
Конец одной загадки.
Снимок 20178 "Этрусские вазы. В Эрмитаже в С.Петербурге."

Изображение
И другие 5 снимков.
Несколько месяцев назад я перерыл весь Интернет в поисках эти "этрусских ваз" и ничего (!) не нашел.
Только что прочитал в различных дореволюционных источниках, что в Эрмитаже "этрусскими вазами" называли любой старый глиняный сосуд. О том, что это довольно нелепо, писали ещё в 1865 г., но видно и к 1908 г. эта традиция сохранялась. После осознания этого факта мне потребовалось менее 3 минут, чтобы найти то, что нужно.
Итак:
http://hermitage-spb.livejournal.com/11023.html

Лекиф в виде сфинкса
Фигурный сосуд — лекиф — в виде сфинкса из Фанагории.
Конец V в. до н. э. Терракота. Высота – 21,5 см.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

Изображение

Цитата:
Соколов Г. "Искусство Древней Эллады":
"Фигурный флакон в виде сфинкса, хранящийся в собрании Эрмитажа, был найден вместе с другими сосудами на Таманском полуострове, в окрестностях древней Фанагории, основанной выходцами из малоазийского Милета. Город имел постоянные экономические и культурные связи не только с местными скифскими, синдскими и меотскими племенами, но и с греческой метрополией. Не исключено, что фанагорийский сфинкс был изготовлен в какой-нибудь афинской мастерской и затем привезен на берега Северного Причерноморья.

Гробница в одном из курганов фанагорийского некрополя, где В. Г. Тизенгаузен нашел сосуды, тщательно исследована археологами при раскопках. Хотя ее архитектура (она сложена из сырцовых кирпичей и перекрыта бревнами) свидетельствовала о местных приемах строительства, вещи, положенные погребенной там женщине, по большей части привозные: золотые бляшки с изображением горгоны Медузы и в форме цветка, перстень, несколько краснофигурных и чернолаковых сосудов, и среди них три уникальных по своему исполнению фигурных — в виде рождающейся из моря Афродиты, сирены и сфинкса.

Флакон для ароматических масел сделан в виде полой внутри фигурки сфинкса, над туловищем которого возвышается горлышко с небольшой ручкой. Поверхность сосуда типа лекифа, внутрь которого и наливалось душистое масло, уподоблена чудовищу. Сфинкс показан сидящим на подставке на задних лапах и опирающимся на передние. Как и два других фанагорийских сосуда, ваза со сфинксом односторонняя. Фигура объемная, но левая ее сторона представляет собой стенку обычного лекифа с краснофигурным орнаментом. Таким образом, рельефное изображение дается лишь с одной стороны, а с другой сохраняется плоскостное краснофигурное. Не случайно между лапами сфинкса и под его фигурой обозначены ярко-красного цвета стенки сосуда, на которые белой краской нанесены пальметты и волюты, т. е. сохранено то же соотношение темного фона и светлого орнамента, какое существует на тыльной краснофигурной стороне лекифа. Здесь только использован
яркий цвет фона, который больше соответствует красочному облику фигурного сосуда, нежели черный лак на его тыльной стороне.

Сфинкс изображен в виде льва с длинными птичьими крыльями, с обнаженной женской грудью и головой, облаченной в красную с золотыми розетками стефану (типа чепца); длинные завитые локоны опускаются на плечи сфинкса. Шею чудовища украшают три ряда крупных золотых бус. Сфинкс из Фанагории исполнен большой внутренней динамики — полны напряжения его лапы, гибко извивается хвост, с холодным пристальным вниманием смотрят чуть вниз глаза. Первоначальная раскраска на стенках хорошо сохранилась. Глину покрывает слой нежной белой обмазки, служившей основой красочного слоя.

Особенное внимание обратил художник на женское лицо чудовища. Черты его кажутся красивыми, но холодными. Ослепительно белая, чистая кожа на щеках озарена сильным румянцем. Ярко-красные губы подчеркивают нежность щек, шеи и груди сфинкса. Белки глаз оттенены легким голубым отливом, зрачки показаны синими, черной краской обозначены ресницы. Использование мастером различных красок, гармоничное сопоставление одних тонов с другими, тонкое, ненавязчивое воздействие позолоты — все убеждает в том, что автором этого фигурного сосуда, как, впрочем, и сосудов в виде сирены и Афродиты, был крупный древнегреческий художник конца V — начала IV в. до н. э.

Многие памятники греческой монументальной скульптуры были полихромными, но дошли до нас без своего красочного покрытия, чудом уцелевшего лишь на акропольских корах. Раскраска фанагорийского сфинкса может дать представление о том, какими красочными были эллинские статуи в конце V — начале IV в. до н. э."


Вот ссылка непосредственно на Эрмитаж: http://rec.gerodot.ru/hermitage/tam_sph.htm
В советское время этот сосуд получил научное название "Таманский сфинкс":
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st027.shtml

Современный вид снимка 20181:
http://ulli-u.livejournal.com/129649.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Разное и этюды"
СообщениеДобавлено: 13 июн 2011 10:34:34 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3322
Вопрос: зачем Прокудин-Горский посещал австрийский город Филлах в 1906 или 1907 г.?
Решил посмотреть, чем известен этот город и обнаружил, что это бальнеологический курорт. Тут сразу вспомнилось, что первая фотопоездка ПГ (1903 г.) имела, очевидно, конечной целью Нейшлот (Саванолинну), где также находилась водолечебница, причем эту водолечебницу ПГ зачем-то усиленно фотографировал с разных сторон. Далее, Гагры, где ПГ впервые снимал в 1904 г., уже тогда имели прекрасную водолечебницу. Да и Лугано, где ПГ побывал весной 1908 г., известен своими "отелями-спа". Наконец, известные нам по снимкам ПГ Ницца (Вильфранш), Капри и Мальчезине также были популярными в дореволюционной России лечебными курортами. Быть может, целью всех этих поездок был "медицинский туризм"?
Интересно, что в протоколах 5-го отдела ИРТО 1909-1910 гг. записано, что Прокудин-Горский уходил в "отпуск" на всё лето "по состоянию здоровья" и ни слова не было об экспедициях. Понятия не имею, зачем нужна была такая "конспирация" от своих ближайших коллег, но, может быть, проблемы со здоровьем действительно имели место и поэтому это был удобный (убедительный) предлог?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Разное и этюды"
СообщениеДобавлено: 25 авг 2011 19:43:03 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3322
Ещё 24 ноября 2008 г. я писал:

Цитата:
Редкий зимний снимок Прокудин-Горского "Мельница близ г.Луги" LC-DIG-prokc-20875

Изображение

Кажется, я и её нашел. Теперь это гостиница "Мельница на речке Чёрной" около поселка Затуленье.

Вот современный снимок из Панарамио с привязкой: http://www.panoramio.com/photo/5491756

http://static.panoramio.com/photos/original/5491756.jpg

Узнать трудно, но если внимательно приглядеться...


Теперь это не кажется столь очевидным. На снимке Прокудина-Горского за мельницей угадывается река подо льдом. На современном снимке её не заметно.

Такс...
Вот она:
Изображение
Мельница Штоля, г. Луга (почтовая открытка из архива А.А.Ахаяна)

Изображение
Имение Штоля, г. Луга. (почтовая открытка из архива А.А.Ахаяна)
http://www.emissia.org/stoll/

Тут надо дать слово нашему дорогому А. В. Носкову:
Цитата:
На планах Луги названия дорог на Сергиевский артиллерийский полигон сохранялись по крайней мере до середины 1930-х годов. Лужский проспект в своем следовании за мост через р. Облу имел название - Ивановский путь, или дорогой в имение Иванщино (на планах Луги советского времени просто дорога в Иванщино).
Иванщиной называлась территория, где ныне находится лыжная база ДФСО. Здесь находилось имение потомственного почетного гражданина Ивана Васильевича Штоля. им. ШтольС его именем связаны названия дороги и самого имения. Иванщина была популярной дачной местностью, которая охватывала берега двух озер: Большого и Малого Омчино.
Озеро Малое Омчино до сих пор называется лужамами Штолевским.

http://oldtime.new-luga.ru/au_04_008.php

С того же сайта:
Цитата:
Им. Штоля находилось на месте современной лыжной базы. В то время там размещался немецкий пансионат и мельница, вырабатывающая недорогое электричество.

http://oldtime.new-luga.ru/photo_007_06.php

Цитата:
Именние купца Штоля, носившее другие названия - Манчжурия и Иванщина - расположено на месте современной лыжной базы (оз. Омчино). В имении Штоль располагалась мельница с динамо-машиной, вырабатывающей дешевую электроэнергию.

http://www.new-luga.ru/oldtime/photo_001_10.php

Так это была ещё и электростанция!

Опять слово Носкову:
Цитата:
К числу первых открыток по Луге относятся открытки изданные по заказу Ивана Васильевича Штоля с видами его имения на берегу озера Малое Омчино, или Штолевского, включая изображение мельницы , в сохранившемся здании которой ныне находится лыжная база.

http://www.proza.ru/2011/01/06/1400

Невероятно, что мельница сохранилась!
Надо полагать, это место: http://static.panoramio.com/photos/orig ... 844372.jpg

Ещё открытка:

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Разное и этюды"
СообщениеДобавлено: 26 авг 2011 07:49:44 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 15 апр 2011 17:07:19
Сообщения: 316
Очень интересная находка. Поздравляю, Вячеслав!
Еще раз убеждаюсь в том, какую пользу для идентификации несут старые открытки.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Разное и этюды"
СообщениеДобавлено: 21 сен 2011 08:25:43 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3322
Снимок 01992 "На даче":

Изображение

Что за девочка на даче могла удостоится снимка Прокудина-Горского? Наиболее вероятный кандидат - дочь Катя:

Изображение

Хотя при такой разнице в ракурсах (да и в возрасте) утверждать наверняка трудно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Разное и этюды"
СообщениеДобавлено: 22 сен 2011 04:39:57 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 15 апр 2011 17:07:19
Сообщения: 316
Vyacheslav писал(а):
Снимок 01992 "На даче":

Изображение

Что за девочка на даче могла удостоится снимка Прокудина-Горского? Наиболее вероятный кандидат - дочь Катя:

Изображение

Хотя при такой разнице в ракурсах (да и в возрасте) утверждать наверняка трудно.

Дмитрий Свечин вчера подтвердил мне, что на открытке действительно изображена их мама - Екатерина Сергеевна.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Разное и этюды"
СообщениеДобавлено: 24 сен 2011 05:45:30 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3322
Спасибо, Василий!

Всех можно поздравить ещё с одной идентификацией, тем более, такой замечательной!
Правда, эта идентификация, всё же, частичная, т.к. на не известно место съемки.
По идее, "на даче" должно означать дачу Прокудиных-Горских в Турово, хотя аккуратный пейзаж, кажется, подошел бы и к Финляндии, т.е. к окрестностям Петербурга чуть севернее Сестрорецка.

Кстати, вот нашел снимок Турово и Смешино из космоса:
Изображение

Вообще, надо отметить, что у нас нет до сих пор ни одного достоверного снимка Турово, всё, что имеет соответствующую подпись в альбоме, могло быть сделано в действительности в соседнем Смешино.

Хотя нет! Один туровский снимок известен наверняка!
"В Печерах". Прокудин-Горский. 1904-1906 гг.:
Изображение

Это Печерский святой источник в Турово: http://www.town812.ru/istochnik-turovo.html

Цитата:
История возникновения святого Печерского святого источника в Турово начинается на рубеже XVI - XVII веков, когда летом одна девушка пастушка была избавлена от посягательств некого крестьянина явлением Пресвятой Богородицы. На месте явления открылся святой источник. Вскоре, в пещере была обретена чудотворная икона Успения Божьей Матери с ликами Спасителя, Иоанна Предтечи и Апостолов. На месте обретения иконы была устроена деревянная часовня Печерской Божией Матери, где и была помещена икона. Местность получила название Малая Печорка. На протяжении XVII-XVIII веков образ Печерской Божией Матери продолжал находиться в часовне, а в 1789 году из нее икону перенесли в Лугу, в новопостроенный собор святой великомученицы Екатерины, где на образ возложили серебряную вызолоченную ризу.
Ежегодно в июне-июле после Литургии в Воскресенском соборе в Луге, образ крестным ходом несли к месту его явления.
В 1851 году помещицей Варварой Кишкиной и крестьянином деревни Гобжицы Перечицкого прихода Тимофеем Власовым над святым источником в Турово была устроена новая часовня во имя святителя Николая Чудотворца в память о бывшей в Турово церкви его имени (церковь была разобрана в 1702 году). Проект часовни разработал в 1849-1850-е гг. архитектор Петр Лукашевич, автор ряда построек в Череменецком монастыре, в селе Чупрова Гора и в Городце. Проект Лукашевича представлял собой часовню, окруженную галереей-гульбищем, увенчанной шестигранным барабаном и полусферическим куполом. Окна на гранях барабана придавали верху часовни сходство с ротондой. К началу ХХ века часовня приобрела иной вид. Четырехскатная кровля изменилась на двускатную, с весьма скромным куполком. Такой она изображена на картине художника Н.Ф. Роота с изображением происходящего здесь молебна. Кроме празднования «Печерок», ежегодно в пятницу первой недели Петрова поста устраивался крестный ход от Смешинской церкви к Печерской часовне. Сельский праздник в самом Турово посвящался Николаю Чудотворцу в память находившейся здесь древней церкви.

В Турово находилось поместье первой жены известного фотографа С.М. Прокудина-Горского, который впервые отснял фотографии России начала XX века в цвете. Его коллекция фотографий стараниями библиотеки Конгресса США доступна всем он-лайн. Ниже приведено фото Турово С.М. Прокудина-Горского зимой:

В XX веке поочередными стараниями коммунистов и фашистов часовня на святом источнике была разрушена. В 1996 году силами православных была востановлена часовня над святым источником в Турово, а в 1999 году купальня на Печерском святом источнике была восстановлена на пожертвования частного лица – О.А. Мельникова, при безвозмездном предоставлении строительного материала предпринимателем Н.М. Тищенко. (данные А.В. Носкова - Лужское общество краеведов)

Каждый год в первую пятницу Петрова поста на источник совершается крестный ход с водосвятным молебном.


А вот и старая часовня на Печерском источнике:

Изображение

Отсюда: http://russian-church.ru/viewpage.php?c ... ea&page=81
Место часовни определяется как урочище Малая Печорка, Печорки, Печоры.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Разное и этюды"
СообщениеДобавлено: 15 окт 2011 16:13:31 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3322
Снимок 01995 без подписи, получивший в БК название [Poster showing scientific illustrations of butterfly specimens]:
Изображение
Казалось бы, практически безнадежный случай с точки зрения идентификации, однако недавно опубликованный нами доклад Прокудина-Горского на съезде художников в Петербурге даёт разгадку:

Цитата:
Следует демонстрирование спектральных участков, изображение цветов, затем бабочек, снимок с которых сделан в Академии Наук.


Если отбросить чисто теоретическую возможность, что у ПГ был второй снимок бабочек, сделанный совсем в другом месте, то мы можем теперь с уверенностью сказать: этот снимок сделан в Санкт-Петербурге, в Академии Наук.
Можно предложить следующее название снимку: [Виды бабочек. Снято в Академии наук, Санкт-Петербург].
Вообще, ПГ проявлял особый интерес к энтомологии.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Разное и этюды"
СообщениеДобавлено: 09 ноя 2011 11:52:46 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3322
Изучение доклада Прокудина-Горского на съезде художников в январе 1912 г. выявило один интересный момент.

Цитата:
Следующая — ранней весной в Лужском уезде. Чуть подтаивать стали берега черной речки, — Обла.


Очевидно, речь идёт о следующем снимке, известном нам по цветной репродукции в журнале "Фотограф-любитель" за 1906 г. и по открытке:
Изображение
upload images

В обоих случаях авторская подпись была предельно абстрактной - "Весенний мотив", хотя понятно, что местом съемки был Лужский уезд. В журнале о снимке написано только "снято в конце марта в СПб губ.".

Идентифицировать снимок по содержанию не было практически ни каких шансов, и вот повезло: от самого автора поступила конкретная информация - река Обла!
Смотрим в Вики:
Цитата:
Обла — река в России, протекает в Лужском районе Ленинградской области. Устье реки находится в 2 км по левому берегу реки Верёвки. Длина реки составляет 21 км, площадь водосборного бассейна 90 км².


Посмотрим, где у нас находится Обла:
Изображение
free image hosting

Всё совпадает: Обла протекает по юго-западной окраине Луги, где впадает в Верёвку. Как раз на р. Обла и находится "Мельница близ Луги", которая запечатлена на единственном сохранившемся лужском негативе. Вполне возможно, что эти снимки были сделаны одновременно (хотя бы судя по погоде).

Место съемки можно определить как окраину или окрестности г. Луги.
Тем не менее, можно говорить лишь об идентификации с большой степенью вероятности. Зная особенности памяти Сергея Михайловича.
Меня немного смущает фраза "берега черной речки, — Обла.". Почему он назвал речку "чёрной"? А ведь недалеко от Турово протекает настоящая Чёрная речка!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Разное и этюды"
СообщениеДобавлено: 09 ноя 2011 16:52:27 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 15 апр 2011 17:07:19
Сообщения: 316
Vyacheslav писал(а):
Изучение доклада Прокудина-Горского на съезде художников в январе 1912 г. выявило один интересный момент.

Цитата:
Следующая — ранней весной в Лужском уезде. Чуть подтаивать стали берега черной речки, — Обла.


Очевидно, речь идёт о следующем снимке, известном нам по цветной репродукции в журнале "Фотограф-любитель" за 1906 г. и по открытке:
Изображение
upload images
Меня немного смущает фраза "берега черной речки, — Обла.". Почему он назвал речку "чёрной"? А ведь недалеко от Турово протекает настоящая Чёрная речка!

Цвет воды на открытке практически черный.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 67 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB