Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 18 ноя 2017 19:41:03
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 68 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 15 мар 2011 10:00:39 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3322
Данная тема посвящена альбому "Волга", т.е. снимкам, сделанным от истока реки до Нижнего Новгорода.

Моё сообщение, опубликованное первоначально 3 июля 2009 г.:
Слава писал(а):
На почве длительного и нудного изучения номеров на негативах появилась интересная мысль из серии "а что, если...".

LC-DIG-prokc-20168 "Черемуха" из альбома "Разное и этюды". Я уже больше года думал, откуда мог взяться этот снимок, он не вязался ни к одной серии. Зеркальный номер - 10, предыдущий зеркальный "9" имеет осеннее Сайменское озеро.

Изображение

А что, если это потерявшийся снимок из Верхневолжского альбома? Why not? Зеркальный номер 10 свободен, в альбоме между номерами 9 и 12 вообще пропуск. А вот посмотрите на зеркальный номер 19 (LC-DIG-prokc-21101) - практически одноименный снимок "Черемуха в цвету"!

Изображение

Если это так, то LC-DIG-prokc-20168 "Черемуха" снималось в районе озера Стерж.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 15 мар 2011 10:01:41 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3322
Моё сообщение, опубликованное первоначально 4 июля 2009 г.:

Слава писал(а):
Забыл написать название для снимка "Черемуха" (негатив с меткой "10") - "Река Волга перед впадением в озеро Стерж". А я-то всё думал: "что такой за ручеёк безымянный?" :D

Кстати, мои ожидания неизбежных ошибок в подписях к озерам всё-таки оправдались!

Например:
21095v Ozero Sterzh s vpadaiushchei v nego Volgoi
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 21095v.jpg

По метке "45" это может быть только озеро Селигер, да и по содержанию видно, что не соответствует названию.
Думаю, это ещё не всё.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 15 мар 2011 10:02:14 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3322
Моё сообщение, опубликованное первоначально 4 июля 2009 г.:
Слава писал(а):
Ха! Написал предыдущий пост и только после этого до меня дошло: "Ozero Sterzh s vpadaiushchei v nego Volgoi" - так ведь это и есть авторское название для снимка "Черемуха" (метка "10"). Всё, можно вносить в список идентификаций без всяких "с высокой степенью вероятности".

Кстати, метка "9" была на пропавшем негативе к контрольке LC-DIG-prok-02328 "Озеро Стерж" (см. мою новую панорамку).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 15 мар 2011 10:05:44 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3322
Моё сообщение, первоначально опубликованное 13 марта 2010 г.:

Слава писал(а):
В завершение (покамест) верхневолжской темы.
Снимок "Черемуха", который с моей подачи был у нас записан как "Озеро Стерж с впадающей в него Волгой".
Изображение
После внимательного изучения снимков озера Стерж я несколько скорректировал своё мнение. Авторское название "Озеро Стерж с впадающей в него Волгой" предназначалось для другого снимка, а именно для LC-DIG-prokc-21096 "Озеро Стерж":
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 21096v.jpg
В действительности только на этом снимке мы видим озеро Стерж с впадающей в него Волгой.
Что касается "Черемухи", то авторское название нам не известно (но есть шанс узнать его в скором времени). Пока предлагаю следующее названиие "Река Волга с моста у деревни Коковкино перед впадением в озеро Стерж". Современный вид с того же мостика: http://www.panoramio.com/photo/14278133
В этом месте речные воды, вероятно, уже переходят в озерные, поэтому течения не видно. Но с обывательской точки зрения этот вид никак не мог быть воспринят как "Озеро Стерж с впадающей в него Волгой".
Но это ещё не всё.
LC-DIG-prokc-21094 "Деревня Новинки. Озеро Стерж".
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 21094v.jpg
Поразительно, но никто до сих пор не заметил, что на снимке не Новинки-Первинка, а деревня Коковкино на противоположном берегу Стержа. На "нашем" берегу деревня Первинка присутствует где-то недалеко, но в кадре от неё ничего нет, поэтому нынешнее название неуместно.
У меня заняло целую неделю, чтобы понять: LC-DIG-prokc-21096 "Озеро Стерж" и LC-DIG-prokc-21094 "Деревня Новинки. Озеро Стерж" - это вид одной и той же деревни, только в другом ракурсе. На первый (а также на третий, пятый) взгляд это казалось совершенно невозможным ввиду полного несходства местности и расположения деревенской застройки. Разница состоит однако в том, что на первом снимке мы видим целый куст деревень (Коковкинский), а на втором - только саму деревню Коковкино.

Итого, предлагаю следующие изменения.
В таблицу идентификаций:
"Река Волга с моста у деревни Коковкино перед впадением в озеро Стерж" вместо "Озеро Стерж с впадающей в него Волгой"
"Деревня Коковкино. Озеро Стерж" вместо LC-DIG-prokc-21094 "Деревня Новинки. Озеро Стерж"
В Таблицу уточнений:
"Озеро Стерж с впадающей в него Волгой" вместо "Озеро Стерж" LC-DIG-prokc-21096 (более правильное авторское название). При этом в примечании обязательно указать "На снимке изображен также Коковкинский куст деревень".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 15 мар 2011 10:08:16 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3322
Моё сообщение, первоначально опубликованное 21 мая 2010 г.:

Слава писал(а):
Вернемся к снимку 1095 "Вид из Ниловой пустыни на Осташковский плес Селигера", который у нас в таблице идентифицирован "с большой степенью вероятности".
Думаю, что можно говорить о безусловной индентификации. Вот снимок в том же ракурсе, сделанный вчера:

Изображение

На переднем плане остатки той самой гранитной облицовки, которую заметил Юрий Красильников. Справа - тот же мыс, задний план совпадает. Единственное, что почти не узнается - это берег Светлицы. За 100 лет, мне кажется, левый мыс сильно удлинился за счёт намыва. Белый домик на современном снимке присутствует, кажется, у самого края слева, он выкрашен теперь в красно-бурый цвет. Узнать можно только по форме мезонина, если это действительно он.

Изображение

Быть может, ПГ снимал немного с другой точки, левее по набережной. Но эти вопросы уже являются частностями.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 15 мар 2011 10:10:03 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3322
Моё сообщение, первоначально опубликованное 24 мая 2010 г.:

Слава писал(а):
К сожалению, проблема авторских названий к зубцовским снимкам по имеющимся у нас материалам не имеет окончательного рещения. Это задачка со многими неизвестными:

Есть 10 фотографий Зубцова на 11 номеров (от 75 до 85).
1 негатив не имеет зеркального номера (снимок 11150) и ещё на одном номер присутствует только предположительно (на снимке 11216 на месте зеркальной метки есть едва заметные царапины, похожие на «77»).
В альбомах есть 8 подписей по Зубцову + одна зачеркнутая дополнительная подпись, повторяющая уже имеющуюся.
Т.о. для двух имеющихся снимков не хватает подписей.
Порядок подписей в альбоме в целом соответствует порядку зеркальных номеров на негативах.

Три подписи являются безусловно достоверными в отношении определенных снимков:
«Вознесенский погост близ г. Зубцова»;
«Погост в бору в 1 в. от Зубцова по Волге»;
«Г. Зубцов. Волжская и Вазузская стороны с мостом через Волгу.».

Подпись «Место слияния Вазузы с Волгой» подходит по содержанию к снимкам 11250 и 11150, однако по зеркальной метке подходит именно 11250

Подпись «г. Зубцов. Вазузская сторона с рекой Вазузой перед впадением в Волгу» подходит по содержанию к 11145 и к 11250, однако и по содержанию и по зеркальному номеру это скорее 11145.

Подпись «Заволжская сторона г.Зубцова», если это синоним Волжской стороны, подходит по содержанию к номерам 11146, 11183, 10125, однако по зеркальной метке больше подходит 11146.

Подпись «Волга около Зубцова» подходит по содержанию к снимку 11216, однако по зеркальной метке это скорее должен быть 11150, не подходящий по содержанию. Если это название было использовано у ПГ дважды (чему есть определенные доказательства в альбоме), то снимок 11216 подходит также и по зеркальной метке.
Вторая подпись с тем же «Волга около Зубцова» теоретически могла относится к снимку 11183 (что соответствует порядку соотношения подписей с зеркальными метками). Там весь передний план занимает Волга, хотя объектом съемки представляется собор, находящийся в центре города, но никак ни "около Зубцова".

Подпись «Высокий берег Вазузы» - по содержанию и по зеркальной метке это мог быть снимок 10125. Вполне возможно, что под "высоким берегом Вазузы" ПГ понимал Полустову гору.

Теоретически можно предположить, что снимок 1150 не имел собственного названия, т.к. представлял собой продолжение снимка 11146 вправо. В пользу этой версии говорит и то, что у снимка 11150 нет зеркальной метки. Это объяснило бы и недостаточное количество подписей для зубцовских снимков.

Вероятно, в тех случаях, когда есть серьезные сомнения, мы должны оставить наше собственное идентификационное название, а к нему указать "предположительное авторское название снимка - ..."


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 19 апр 2011 11:46:14 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3322
Моё сообщение от 26 ноября 2010 г.:

Лесная речка Волга в мае 1910 и 2010 года

В альбоме "Разное и этюды" у Прокудина-Горского есть чудный снимок, подписанный как "Черемуха".

Изображение

Когда началась работа по идентификации работ пионера русской цветной фотографии, этот случай казался абсолютно безнадежным - найти среди бескрайних просторов России неприметный лесной уголок спустя 100 лет после съемки гораздо труднее, чем иголку в стоге сена. Но методическое изучение "Коллекции достопримечательностей" сделало невозможное возможным. В июле 2009 г. пришла идея, что по зеркальному номеру "10" на негативе и состоянию природы снимок "Черемуха" идеально вписывается в альбом, посвященный Верхней Волге. В этом альбоме негатива с номером десять не хватает именно в том месте, где Волга впадает в озеро Стерж. Вот так сюрприз! Безымянная лесная речушка оказалась великой русской рекой! Судя по положению камеры в центре реки снимок мог быть сделан только с моста, а мостик этот находился у деревни Коковкино. Как известно, в альбоме Верхней Волги у Прокудина-Горского страшная путаница с подписями к снимкам - контрольные отпечатки подбирались к списку отснятых сюжетов практически наугад. По всей видимости, для этюда с цветущей черемухой на берегу Волги составитель альбома вообще не смог подобрать нужной подписи, и "бесхозный" снимок пришлось поместить в альбом "Разное и этюды" с чисто условным названием "Черемуха".
В мае 2010 г., спустя ровно 100 лет после съёмок Прокудина-Горского мне удалось посетить исток Волги и решил найти то самое место, с которого снималась Волга. Ориентир был простой - мост у деревни Коковкино. Но с первого раза найти не получилось - на всём пути между Коковкино и Новинками никакого моста не было замечено! Лишь на обратном пути я заметил из окна машины лесную речку и понял, в чём было дело: моста больше нет, Волгу пустили через бетонную трубу под дорогой. Чтобы отметить сей факт, я специально взял в кадр обочину дороги, которой не могло быть посреди реки во времена Прокудина-Горского. Из-за ранней весны и необычно теплой первой половины мая я опоздал к цветению черемухи, что было весьма обидно. Вот какой пейзаж открылся мне в итоге:

Изображение

У меня никогда не было сомнения, что снимок "Черемуха" идентифицирован верно и он сделан с моста через Волгу у деревни Коковкино. Но эта идентификация оставалась несколько теоретической и могла остаться такой навсегда. Трудно было поверить, что кто-то, кроме Прокудина-Горского, снял тот же лесной вид до того, как природа успела сильно измениться. Но на днях такой снимок нашелся! Знаменитейших фотограф Дмитриев снимал Волгу от истоков до Астрахани в конце 19 - начале 20 века. В 1903 г. он сделал большую серию видов Верхневолжья, среди которых был сюжет под названием "Третий мост от истока Волги":

Изображение


Увидев этот снимок я с первого взгляда понял - вот он, тот самый мост! В глубине снимка за мостиком есть три крупных дерева, два крайних легко отождествляются с деревьями на снимке Прокудина-Горского, среднее дерево на прокудинском снимке уже завалилось. Спасибо Дмитриеву, который не поленился пройти со своей тяжеленной камерой по топкому берегу и сделать общий план с мостом.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 30 апр 2011 19:23:38 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3322
"Озеро Пено и место впадения Волги". 1910 г.

Изображение

Кому-то может показаться, что с многострадальным Верхневолжским альбомом таки разобрались и там не осталось ничего особенно интересного для знатоков. Однако это преждевременное успокоение.
Кто скажет, что не так с названием снимка?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 05 май 2011 13:15:59 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3322
Мы ещё вернемся к проблеме впадения Волги в озеро Пено, а пока перейдём к другому снимку:

LC-DIG-prok-02514 "с. Борщевка. Часовня на месте упокоения ген. Я. И. Бибикова":

Изображение

Здесь рассказано об этой часовне:

Цитата:
Современная часовня установлена летом 2000 г. по инициативе Николая Григорьевича Бибикова, одного из авторов "Родословной Бибиковых", главы "Российского Дома Бибиковых". Автор проекта часовни - художник Никита Георгиевич Бибиков. Средства на строительство часовни пожертвовали представители рода Бибиковых из России, Франции, США. Инициатор строительства Н. Г. Бибиков особенно хотел отметить вклад юного Григория Николаевича Бибикова, который пожертвовал на строительство часовни премию в 500$, полученную за первое место в конкурсе ученических работ на тему "Мой род в истории России". Также существенным был вклад от Александра Борисовича Бибикова из Франции. Среди организаторов строительства был Андрей Любимов, местный уроженец и краевед, ныне проживающий в США, представлявший американских Бибиковых. Часовня была построена рабочими Каменской фабрики.

Деревянная часовня, запечатлённая Прокудиным-Горским, в советское время была перевезена на хозяйственные нужды в соседнюю деревню Никулино. В 1990-е годы она была окончательно утрачена. На месте часовни в XVIII-XIX веке стояла деревянная церковь Петра и Павла, под алтарём которой и был похоронен А.И. Бибиков (1729-1774), крупнейший государственный и военный деятель екатерининской эпохи. 17 мая (28 мая) 1767 г. в церкви Петра и Павла отстояла службу императрица Екатерина Великая во время посещения бибиковской усадьбы Стрелки. Деревянная церковь, пришедшая в ветхость, была разобрана ещё в XIX веке. Взамен её метрах в двухстах была построенная ныне существующая каменная Петропавловская церковь. А над склепом генерал-аншефа А.И. Бибикова и была установлена деревянная часовня. В советское время склеп А.И. Бибикова был разрушен, место захоронения выдающегося сына России требует уточнения. У деревянной церкви существовало кладбище, заброшенное ещё в XIX веке, внешних следов от кладбища не осталось. Некоторые дома деревни Стрелка построены, буквально, на костях. Поэтому современная часовня, со слов А.А.Любимова, установлена в память всех людей, похороненных на исчезнувшем кладбище.

Источник: http://sobory.ru/article/index.html?object=07990

Таким образом, очевидно, что в авторское название вкралась небольшая ошибка: не Я.И., а А.И.Бибиков.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 06 май 2011 12:46:19 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3322
Задачка из разряда "миссия не выполнима".

LC-DIG-prokc-21122 "Рыбацкие поселения на озере Селигер".

Изображение

Красивый снимок с довольно редкой для верхневолжской серии Прокудина-Горского живой натурой. В принципе, название вполне достаточное для восприятия снимка. Но озеро Селигер - это целая маленькая страна и нам хочется знать точное место съемки.

Ещё в 2008 г. уроженец Осташкова и поклонник творчества Прокудина-Горского Юрий Красильников высказал мысль, что снимок сделан где-то в Осташкове с аргументацией: "Вряд ли столько строений такого размера в каком-то другом селении на озере".
До самого недавнего времени я скептически относился к этой идее, главным образом из-за сомнительной аргументации: три обычных сарая для рыбацких снастей - на селигерских снимках Дмитриева такое можно увидеть чуть ли не в каждой деревне.
А сама возможность идентификации снимка (т.е. точного места съемки) по этим сараям казалась мне минимальной - деревень там много, снимали их редко, сараи давно сгинули.
Всё сразу изменилось, когда в апреле этого года я в очередной раз взглянул на снимок и обнаружил там "слона", которого почему-то мы раньше не приметили.

Продолжение следует.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 68 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB